Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

В. Е. Епишкин, А. П. Караченцев, В. Г. Остапец

2017-10-21 1051
В. Е. Епишкин, А. П. Караченцев, В. Г. Остапец 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Учебное пособие по дисциплине

«Проектирование предприятий автомобильного транспорта» для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

 
 

Тольятти 2008


УДК 629.113 (075.8)

ББК 39.39.33я73

 

Р е ц е н з е н т ы:

доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей» Тольяттинского государственного университета, к.т.н. В.А. Ивлиев

Начальник управления планирования и анализа финансово-хозяйственной дея- тельности дочерних и зависимых обществ ОАО «Лада-Сервис» А.В. Павлова

 

Епишкин В.Е.

Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: Учеб- ное пособие по дисциплине «Проектирование предприятий автомобильного транспорта»: для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобиль- ное хозяйство» / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец - Тольятти: ТГУ, 2008. - 284 с.

 

Рассмотрены современное состояние производственно-технической базы автосервисных предприятий и организационные формы их деятельности, опи- саны порядок и технология выполнения расчётов годовой программы, трудо- ёмкостей основных видов работ, площадей производственных и администра- тивно-бытовых подразделений, численности основных производственных и вспомогательных рабочих; представлены примеры планировочных решений участков и отделений. В учебном пособии даны рекомендации по выбору тема- тики курсового проектирования, приведена структура курсовой работы по раз- делам, изложены правила оформления пояснительной записки и графической части курсовой работы.

Учебное пособие разработано на основе действующей нормативной доку- ментации в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также Положения о курсовых проектах и работах, принятого Уче- ным советом ТГУ (Решение № 302 от 18.03.2004 г.)

 

Для студентов спец. 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Редактор к.т.н., доцент Малкин В.С.

Утверждено научно-методическим советом ТГУ

 

© Тольяттинский государственный университет, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 7

1.1.     1.2     1.3 Классификация сервисных предприятий, виды выполняемых ра- бот и услуг............................................... Структура современной СТО, основные производственные и ад- министративные подразделения............................. Проблемы современных СТО, основные направления совершен- ствования технологического процесса ТО и ремонта автомобилей и повышения качества предоставляемых услуг.................        
  Раздел 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ....................  
2.1 Выбор и обоснование исходных данных......................  
2.2 Расчёт годовой производственной программы..................  
2.3 Расчёт годового объёма по видам работ.......................  
2.4. Распределение годового объёма работ по ТО и ТР автомобилей по конкретным видам работ...................................  
2.5. Расчёт числа производственных постов.......................  
2.6. Группировка работ по основным производственным участкам....  
2.7. Расчёт числа автомобиле-мест ожидания и хранения............  
2.8. Формы организации ТО и ТР на СТО......................... 2.8.1. Организация предпродажного обслуживания и реализации автомобилей в автосалонах СТО..............    

 

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.................... 12

 

 

2.8.2. Организация технологического процесса технического обслуживания 54

2.8.3. Организация технологического процесса текущего

ремонта....................................................................................... 55

2.9. Расчёт численности производственных и вспомогательных


рабочих................................................................................................ 60

2.9.1. Расчет численности производственных рабочих..................... 60

2.9.2. Распределение исполнителей по специальностям и

квалификации............................................................................ 61

2.9.3. Определение численности вспомогательных рабочих............. 62

2.10. Определение площадей производственных помещений................... 64

2.11. Расчет площадей складских и вспомогательных помещений........... 67

2.11.1. Расчет площадей складских помещений................................. 67

2.11.2. Определение площадей вспомогательных помещений.......... 70

2.12. Рекомендации по проектированию подразделений основного производства (постовых работ)................................................................................. 71

2.12.1. Участок уборочно-моечных работ......................................... 72

2.12.2. Участок приёмки-выдачи автомобилей................. 75

2.12.3. Участок диагностики................................................................ 78

2.12.4. Участок технического обслуживания и ремонта

автомобилей............................................................................. 81

2.12.5. Участок замены масла............................................................. 83

2.12.6. Кузовной участок................................... 85

2.12.7. Окрасочный участок............................................................... 87

2.13. Производственные подразделения цеховых работ ТО и ТР............ 90

2.13.1. Агрегатное отделение.............................................................. 92

2.13.2. Отделение ремонта приборов системы питания, электротехнических и аккумуляторных работ.......................................................... 94

2.13.3. Шинное отделение.................................. 96

2.13.4. Обойное отделение................................................................... 97

2.13.5. Сварочное, жестяницкое и медницкое отделение................... 98

2.13.6. Слесарно-механическое отделение.......................................... 98

2.14. Дополнительные производственные подразделения......................... 99

2.14.1. Автосалон................................................................................. 99

2.14.2. Участок самообслуживания.................................................... 104


2.14.3. Салон проката автомобилей.................................................. 105

2.14.4. Пункт государственного технического осмотра

автомобилей при СТО............................................................ 107

2.14.5. Участок эвакуации автомобилей и технической помощи

 

  на дорогах..........................................  
2.14.6. Участок быстрого сервиса............................  
2.14.7. Участок антикоррозионной обработки..................  
2.14.8. Участок тюнинга (спецкомплектации)..................  
2.14.9. Участок установки газового оборудования..............  
2.14.10. Отделение по ремонту систем кондиционирования......  
2.14.11. Участок предпродажной подготовки автомобилей.......  
2.15. Отдел главного механика...................................  
2.16. Расчёт и оценка удельных показателей СТО...................  
  Раздел 3. ОБЪЁМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА......................  
3.1. Общие требования.........................................  
3.2. Требования к производственным помещениям СТО.............  
3.3. Требования к административно-бытовым помещениям СТО.....  
3.4. Требования к складским помещениям СТО....................  
3.5.     3.6. Основные правила выполнения чертежей планировочных решений курсовой работы.................................. Порядок выполнения объемно-планировочного решения произ- водственного корпуса......................................      
  Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА......  
4.1. Особенности проектирования дилерских (авторизированных) СТО.....................................................  
4.2. Особенности проектирования дорожных СТО.................  
4.3. Особенности проектирования СТО грузовых автомобилей или автобусов.............................................  

Раздел 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ............................................................................................................ 165

5.1. Цели и задачи курсового проектирования....................................... 165

5.2. Выбор темы курсовой работы.......................................................... 166

5.3. Требования к структуре и содержанию курсовой работы.............. 169

5.4. Основные требования по оформлению курсовой работы............... 173

5.4.1. Оформление пояснительной записки....................................... 173

5.4.2. Оформление графической части.............................................. 175

5.5. Выполнение графической части работы на ЭВМ............................. 178

5.6. Организация выполнения и защиты курсовой работы.................... 179

5.6.1. Организация выполнения курсовой работы........................... 179

5.6.2. Защита курсовой работы......................................................... 180

Список используемой литературы.................................................... 184

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 186


ВВЕДЕНИЕ

Российский рынок легковых автомобилей в последние годы демонстрирует устойчивый рост и является одним из наиболее динамично развивающихся сек- торов экономики. Повышение покупательной способности населения страны, развитие системы автокредитования и обострение конкурентной борьбы между отечественными производителями автомобилей и иностранными компаниями при сохранении тенденции выравнивания цен на иномарки и автомобили рос- сийского производства, привело к значительному росту автомобильного парка страны и существенным изменениям в его возрастной и марочной структуре.

По данным ГИБДД за последние 10 лет автомобильный парк России уве- личился в 2,5 раза и к началу 2008 года составил более 27 миллионов автомо- билей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества лег- ковых автомобилей, которых зарегистрировано в РФ около 20 миллионов. Еже- годно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрому росту числа автомобилей проявляется в крупных горо- дах, где за последние годы автопарк увеличился по разным данным от 5 до 10 раз.

Структура автомобильного парка РФ в зависимости от типа автомобиля выглядит следующим образом: в целом по России, на долю легковых автомо- билей приходится не менее 80% от общей численности автомобильного парка (в абсолютных единицах эта величина составляет порядка 21,6 млн. автомоби- лей). Доля грузовых автомобилей составляет примерно 13% или 3,51 млн. еди- ниц. Автобусов в России значительно меньше - около 2% от общей численно- сти автомобильного парка или порядка 0,54 млн. единиц.

Постепенное увеличение спроса на новые отечественные автомобили и иномарки в провинции заставляет столичных продавцов легковых автомобилей задумываться о выходе за пределы московского региона. К созданию широких региональных сетей автосалонов подошли уже несколько крупных столичных дилеров. Как следствие этого факта – активное развитие сетевого и дилерского


автосервиса по аналогии с западноевропейскими странами, где дилерские сер- висные предприятия занимают более 50% рынка услуг по техническому обслу- живанию и ремонту транспортных средств.

В отличие от многих развитых стран мира, в России автомобильный парк достаточно стар. Если средний возраст легковых автомобилей в Европе состав- ляет примерно 8 лет, то в нашей стране этот показатель превышает 12-летний рубеж. Так, по расчетам аналитического агентства "АВТОСТАТ", на конец 2007 - начало 2008 года средний возраст автомобилей «LADA» в парке России равняется 12,3 годам. Автомобили других российских марок еще более старые

– средневзвешенное значение их возраста составляет 16,2 года. Значительно более свежим выглядит парк иномарок – 8,7 года, что близко к европейским показателям.

Основные тенденции в автообслуживающей отрасли нашей страны заклю- чаются в следующем [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]:

· формирование официальных дилерских и сервисных сетей большинством предприятий производящих автомобили, осуществляющих сборку авто- мобилей из готовых комплектов автокомпонентов или реализующих ав- томобили на территории страны в достаточно больших объёмах (ино- странные компании, не имеющие собственных производственных мощ- ностей на территории РФ);

· формирование официальных дилерских сетей из независимых автосер- висных предприятий с участием крупных зарубежных компаний;

· возрастающий с каждым годом спрос на услуги по обслуживанию авто- мобилей иностранного производства;

· преобладание профилактических воздействий над ремонтными на пред- приятиях, ориентированных на автомобили иностранного производства и обратная тенденция на СТО специализирующихся по обслуживанию и ремонту автомобилей российского производства;

· развитие локальных сетей сервисных предприятий;


· рост спроса на сервисные услуги со стороны частных и корпоративных клиентов;

· увеличение доли кузовных и малярных работ вследствие повышения аварийности на автомобильных дорогах страны из-за повышения плотно- сти движения автомобилей и снижения «культуры вождения» со стороны автовладельцев;

· сокращение доли работ по обслуживанию автомобилей вследствие уве- личения периодичности технического обслуживания и появления необ- служиваемых агрегатов, узлов и деталей;

· сокращение объёма работ по восстановлению деталей и агрегатов машин на сервисных центрах вследствие снижения цен на новые изделия, и дос- тижения примерного равенства между их ценами и ценами на восстанов- ление детали по существующей в России технологии;

· увеличение объёма работ по дополнительному оборудованию автомоби- лей, обеспечивающему повышенный комфорт водителю и пассажирам, придающему автомобилю оригинальный внешний вид и улучшающему технико-эксплуатационные свойства;

· рост спроса на услуги малых автомастерских, специализированных по определённым видам работ;

· устойчивый спрос на новые или бывшие в употреблении, но незначи- тельно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей ино- странного производства, доля которых в общей структуре автопарка страны увеличивается ежегодно;

· оснащение сервисных предприятий современным технологическим обо- рудованием и как следствие всеобщий рост механизации и автоматизации работ по ТО и ТР автомобилей;

· рост спроса на техническую информацию и новые средства её системати- зации и использования (мультимедийные пособия с элементами интерак- тивного режима для обучения производственного персонала, интерактив-

ные каталоги деталей и запасных частей, электронные руководства по


эксплуатации автомобилей, построенные по принципу гиперссылок, ис- пользование специальных программ для оформления заказов и т.п.)

· острый дефицит высококвалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей (особенно иномарок), в связи с чем возника- ет необходимость организации собственных учебных центров на крупных СТО и Спецавтоцентрах.

Целесообразность реконструкции, расширения и технического перевоору- жения существующих автосервисных предприятий и строительства новых СТО и технических центров в нашей стране обусловлена прежде всего устойчивым ростом спроса на услуги по ТО и ТР транспортных средств, вызванным сле- дующими причинами [1, 4, 5]:

· устойчивый рост автомобильного парка страны, прогнозируемый ещё как минимум в течение 10 - 12 лет;

· большинство возникающих транспортных предприятий, приобретающих автомобильную технику, не обзаводятся собственной дорогостоящей производственно-технической базой, рассчитывая обслуживать подвиж- ный состав на специализированных предприятиях;

· существенная часть действующих предприятий автомобильного транс- порта для снижения себестоимости работ предпочитают производить на своей базе только малотрудоёмкие работы по обслуживанию автомо- бильного парка, требующие минимальных затрат на основное техноло- гическое оборудование и производственный персонал, а трудоёмкие рег- ламентные и ремонтные работы проводятся на специализированных сер- висных предприятиях;

· снижение доли автовладельцев, обладающих достаточными технически- ми знаниями и практическими навыками для самостоятельного ухода за своим средством передвижения;

· оснащение современных транспортных средств сложными электронными системами и устройствами, для ремонта которых требуется специальное


оборудование и обученный персонал, которые могут предоставить только СТО;

· повышения благосостояния и уровня жизни населения страны в целом, когда большая часть автовладельцев не желает производить обслужива- ние собственного автомобиля и имеет финансовую возможность для вы- полнения такового на спецпредприятии;

· развитие системы обязательного автострахования, которой предусматри- вается ремонт автомобилей на специальных предприятиях за счёт средств страховой компании;

· наёмные водители всё чаще возражают против выполнения работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобиля или не имеют соответ- ствующей квалификации, что отрицательно сказывается на качестве ра- бот и ведёт к снижению общего ресурса транспортных средств.

Рост автомобильного парка страны требует интенсивного развития произ- водственно технической базы для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей. В последнее время всё меньше автовладельцев производят обслужи- вание автомобилей собственными силами: большинство предпочитает дове- риться услугам специализированных сервисных предприятий, таких как СТО, спецавтоцентры и т.д.

При написании учебного пособия авторы руководствовались действую- щими нормативными документами, требованиями корпоративных стандартов к дилерским автосервисным предприятиям.

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и призвано способствовать приобретению ими знаний и практических навыков по проектированию автооб- служивающих предприятий, что входит в список квалификационных требова- ний к специалисту (инженеру, бакалавру, магистру) по технической эксплуата- ции автомобилей. Учебное пособие содержит обширный справочный материал, который может быть использован при выполнении курсовой работы по дисци- плине и дипломного проекта по указанной специальности.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.