Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановления деталей» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановления деталей»

2017-10-21 529
Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановления деталей» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановления деталей»

В.Е. ЕПИШКИН, А.П. КАРАЧЕНЦЕВ, В.Г. ОСТАПЕЦ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Учебное пособие по дисциплине

«Проектирование предприятий автомобильного транспорта» для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

 
 

Тольятти 2008


УДК 629.113 (075.8)

ББК 39.39.33я73

 

Р е ц е н з е н т ы:

доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей» Тольяттинского государственного университета, к.т.н. В.А. Ивлиев

Начальник управления планирования и анализа финансово-хозяйственной дея- тельности дочерних и зависимых обществ ОАО «Лада-Сервис» А.В. Павлова

 

Епишкин В.Е.

Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: Учеб- ное пособие по дисциплине «Проектирование предприятий автомобильного транспорта»: для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобиль- ное хозяйство» / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец - Тольятти: ТГУ, 2008. - 284 с.

 

Рассмотрены современное состояние производственно-технической базы автосервисных предприятий и организационные формы их деятельности, опи- саны порядок и технология выполнения расчётов годовой программы, трудо- ёмкостей основных видов работ, площадей производственных и администра- тивно-бытовых подразделений, численности основных производственных и вспомогательных рабочих; представлены примеры планировочных решений участков и отделений. В учебном пособии даны рекомендации по выбору тема- тики курсового проектирования, приведена структура курсовой работы по раз- делам, изложены правила оформления пояснительной записки и графической части курсовой работы.

Учебное пособие разработано на основе действующей нормативной доку- ментации в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также Положения о курсовых проектах и работах, принятого Уче- ным советом ТГУ (Решение № 302 от 18.03.2004 г.)

 

Для студентов спец. 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Редактор к.т.н., доцент Малкин В.С.

Утверждено научно-методическим советом ТГУ

 

© Тольяттинский государственный университет, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 7

1.1.     1.2     1.3 Классификация сервисных предприятий, виды выполняемых ра- бот и услуг............................................... Структура современной СТО, основные производственные и ад- министративные подразделения............................. Проблемы современных СТО, основные направления совершен- ствования технологического процесса ТО и ремонта автомобилей и повышения качества предоставляемых услуг.................        
  Раздел 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ....................  
2.1 Выбор и обоснование исходных данных......................  
2.2 Расчёт годовой производственной программы..................  
2.3 Расчёт годового объёма по видам работ.......................  
2.4. Распределение годового объёма работ по ТО и ТР автомобилей по конкретным видам работ...................................  
2.5. Расчёт числа производственных постов.......................  
2.6. Группировка работ по основным производственным участкам....  
2.7. Расчёт числа автомобиле-мест ожидания и хранения............  
2.8. Формы организации ТО и ТР на СТО......................... 2.8.1. Организация предпродажного обслуживания и реализации автомобилей в автосалонах СТО..............    

 

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.................... 12

 

 

2.8.2. Организация технологического процесса технического обслуживания 54

2.8.3. Организация технологического процесса текущего

ремонта....................................................................................... 55

2.9. Расчёт численности производственных и вспомогательных


рабочих................................................................................................ 60

2.9.1. Расчет численности производственных рабочих..................... 60

2.9.2. Распределение исполнителей по специальностям и

квалификации............................................................................ 61

2.9.3. Определение численности вспомогательных рабочих............. 62

2.10. Определение площадей производственных помещений................... 64

2.11. Расчет площадей складских и вспомогательных помещений........... 67

2.11.1. Расчет площадей складских помещений................................. 67

2.11.2. Определение площадей вспомогательных помещений.......... 70

2.12. Рекомендации по проектированию подразделений основного производства (постовых работ)................................................................................. 71

2.12.1. Участок уборочно-моечных работ......................................... 72

2.12.2. Участок приёмки-выдачи автомобилей................. 75

2.12.3. Участок диагностики................................................................ 78

2.12.4. Участок технического обслуживания и ремонта

автомобилей............................................................................. 81

2.12.5. Участок замены масла............................................................. 83

2.12.6. Кузовной участок................................... 85

2.12.7. Окрасочный участок............................................................... 87

2.13. Производственные подразделения цеховых работ ТО и ТР............ 90

2.13.1. Агрегатное отделение.............................................................. 92

2.13.2. Отделение ремонта приборов системы питания, электротехнических и аккумуляторных работ.......................................................... 94

2.13.3. Шинное отделение.................................. 96

2.13.4. Обойное отделение................................................................... 97

2.13.5. Сварочное, жестяницкое и медницкое отделение................... 98

2.13.6. Слесарно-механическое отделение.......................................... 98

2.14. Дополнительные производственные подразделения......................... 99

2.14.1. Автосалон................................................................................. 99

2.14.2. Участок самообслуживания.................................................... 104


2.14.3. Салон проката автомобилей.................................................. 105

2.14.4. Пункт государственного технического осмотра

автомобилей при СТО............................................................ 107

2.14.5. Участок эвакуации автомобилей и технической помощи

 

  на дорогах..........................................  
2.14.6. Участок быстрого сервиса............................  
2.14.7. Участок антикоррозионной обработки..................  
2.14.8. Участок тюнинга (спецкомплектации)..................  
2.14.9. Участок установки газового оборудования..............  
2.14.10. Отделение по ремонту систем кондиционирования......  
2.14.11. Участок предпродажной подготовки автомобилей.......  
2.15. Отдел главного механика...................................  
2.16. Расчёт и оценка удельных показателей СТО...................  
  Раздел 3. ОБЪЁМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА......................  
3.1. Общие требования.........................................  
3.2. Требования к производственным помещениям СТО.............  
3.3. Требования к административно-бытовым помещениям СТО.....  
3.4. Требования к складским помещениям СТО....................  
3.5.     3.6. Основные правила выполнения чертежей планировочных решений курсовой работы.................................. Порядок выполнения объемно-планировочного решения произ- водственного корпуса......................................      
  Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА......  
4.1. Особенности проектирования дилерских (авторизированных) СТО.....................................................  
4.2. Особенности проектирования дорожных СТО.................  
4.3. Особенности проектирования СТО грузовых автомобилей или автобусов.............................................  

Раздел 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ............................................................................................................ 165

5.1. Цели и задачи курсового проектирования....................................... 165

5.2. Выбор темы курсовой работы.......................................................... 166

5.3. Требования к структуре и содержанию курсовой работы.............. 169

5.4. Основные требования по оформлению курсовой работы............... 173

5.4.1. Оформление пояснительной записки....................................... 173

5.4.2. Оформление графической части.............................................. 175

5.5. Выполнение графической части работы на ЭВМ............................. 178

5.6. Организация выполнения и защиты курсовой работы.................... 179

5.6.1. Организация выполнения курсовой работы........................... 179

5.6.2. Защита курсовой работы......................................................... 180

Список используемой литературы.................................................... 184

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 186


ВВЕДЕНИЕ

Российский рынок легковых автомобилей в последние годы демонстрирует устойчивый рост и является одним из наиболее динамично развивающихся сек- торов экономики. Повышение покупательной способности населения страны, развитие системы автокредитования и обострение конкурентной борьбы между отечественными производителями автомобилей и иностранными компаниями при сохранении тенденции выравнивания цен на иномарки и автомобили рос- сийского производства, привело к значительному росту автомобильного парка страны и существенным изменениям в его возрастной и марочной структуре.

По данным ГИБДД за последние 10 лет автомобильный парк России уве- личился в 2,5 раза и к началу 2008 года составил более 27 миллионов автомо- билей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества лег- ковых автомобилей, которых зарегистрировано в РФ около 20 миллионов. Еже- годно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрому росту числа автомобилей проявляется в крупных горо- дах, где за последние годы автопарк увеличился по разным данным от 5 до 10 раз.

Структура автомобильного парка РФ в зависимости от типа автомобиля выглядит следующим образом: в целом по России, на долю легковых автомо- билей приходится не менее 80% от общей численности автомобильного парка (в абсолютных единицах эта величина составляет порядка 21,6 млн. автомоби- лей). Доля грузовых автомобилей составляет примерно 13% или 3,51 млн. еди- ниц. Автобусов в России значительно меньше - около 2% от общей численно- сти автомобильного парка или порядка 0,54 млн. единиц.

Постепенное увеличение спроса на новые отечественные автомобили и иномарки в провинции заставляет столичных продавцов легковых автомобилей задумываться о выходе за пределы московского региона. К созданию широких региональных сетей автосалонов подошли уже несколько крупных столичных дилеров. Как следствие этого факта – активное развитие сетевого и дилерского


автосервиса по аналогии с западноевропейскими странами, где дилерские сер- висные предприятия занимают более 50% рынка услуг по техническому обслу- живанию и ремонту транспортных средств.

В отличие от многих развитых стран мира, в России автомобильный парк достаточно стар. Если средний возраст легковых автомобилей в Европе состав- ляет примерно 8 лет, то в нашей стране этот показатель превышает 12-летний рубеж. Так, по расчетам аналитического агентства "АВТОСТАТ", на конец 2007 - начало 2008 года средний возраст автомобилей «LADA» в парке России равняется 12,3 годам. Автомобили других российских марок еще более старые

– средневзвешенное значение их возраста составляет 16,2 года. Значительно более свежим выглядит парк иномарок – 8,7 года, что близко к европейским показателям.

Основные тенденции в автообслуживающей отрасли нашей страны заклю- чаются в следующем [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]:

· формирование официальных дилерских и сервисных сетей большинством предприятий производящих автомобили, осуществляющих сборку авто- мобилей из готовых комплектов автокомпонентов или реализующих ав- томобили на территории страны в достаточно больших объёмах (ино- странные компании, не имеющие собственных производственных мощ- ностей на территории РФ);

· формирование официальных дилерских сетей из независимых автосер- висных предприятий с участием крупных зарубежных компаний;

· возрастающий с каждым годом спрос на услуги по обслуживанию авто- мобилей иностранного производства;

· преобладание профилактических воздействий над ремонтными на пред- приятиях, ориентированных на автомобили иностранного производства и обратная тенденция на СТО специализирующихся по обслуживанию и ремонту автомобилей российского производства;

· развитие локальных сетей сервисных предприятий;


· рост спроса на сервисные услуги со стороны частных и корпоративных клиентов;

· увеличение доли кузовных и малярных работ вследствие повышения аварийности на автомобильных дорогах страны из-за повышения плотно- сти движения автомобилей и снижения «культуры вождения» со стороны автовладельцев;

· сокращение доли работ по обслуживанию автомобилей вследствие уве- личения периодичности технического обслуживания и появления необ- служиваемых агрегатов, узлов и деталей;

· сокращение объёма работ по восстановлению деталей и агрегатов машин на сервисных центрах вследствие снижения цен на новые изделия, и дос- тижения примерного равенства между их ценами и ценами на восстанов- ление детали по существующей в России технологии;

· увеличение объёма работ по дополнительному оборудованию автомоби- лей, обеспечивающему повышенный комфорт водителю и пассажирам, придающему автомобилю оригинальный внешний вид и улучшающему технико-эксплуатационные свойства;

· рост спроса на услуги малых автомастерских, специализированных по определённым видам работ;

· устойчивый спрос на новые или бывшие в употреблении, но незначи- тельно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей ино- странного производства, доля которых в общей структуре автопарка страны увеличивается ежегодно;

· оснащение сервисных предприятий современным технологическим обо- рудованием и как следствие всеобщий рост механизации и автоматизации работ по ТО и ТР автомобилей;

· рост спроса на техническую информацию и новые средства её системати- зации и использования (мультимедийные пособия с элементами интерак- тивного режима для обучения производственного персонала, интерактив-

ные каталоги деталей и запасных частей, электронные руководства по


эксплуатации автомобилей, построенные по принципу гиперссылок, ис- пользование специальных программ для оформления заказов и т.п.)

· острый дефицит высококвалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей (особенно иномарок), в связи с чем возника- ет необходимость организации собственных учебных центров на крупных СТО и Спецавтоцентрах.

Целесообразность реконструкции, расширения и технического перевоору- жения существующих автосервисных предприятий и строительства новых СТО и технических центров в нашей стране обусловлена прежде всего устойчивым ростом спроса на услуги по ТО и ТР транспортных средств, вызванным сле- дующими причинами [1, 4, 5]:

· устойчивый рост автомобильного парка страны, прогнозируемый ещё как минимум в течение 10 - 12 лет;

· большинство возникающих транспортных предприятий, приобретающих автомобильную технику, не обзаводятся собственной дорогостоящей производственно-технической базой, рассчитывая обслуживать подвиж- ный состав на специализированных предприятиях;

· существенная часть действующих предприятий автомобильного транс- порта для снижения себестоимости работ предпочитают производить на своей базе только малотрудоёмкие работы по обслуживанию автомо- бильного парка, требующие минимальных затрат на основное техноло- гическое оборудование и производственный персонал, а трудоёмкие рег- ламентные и ремонтные работы проводятся на специализированных сер- висных предприятиях;

· снижение доли автовладельцев, обладающих достаточными технически- ми знаниями и практическими навыками для самостоятельного ухода за своим средством передвижения;

· оснащение современных транспортных средств сложными электронными системами и устройствами, для ремонта которых требуется специальное


оборудование и обученный персонал, которые могут предоставить только СТО;

· повышения благосостояния и уровня жизни населения страны в целом, когда большая часть автовладельцев не желает производить обслужива- ние собственного автомобиля и имеет финансовую возможность для вы- полнения такового на спецпредприятии;

· развитие системы обязательного автострахования, которой предусматри- вается ремонт автомобилей на специальных предприятиях за счёт средств страховой компании;

· наёмные водители всё чаще возражают против выполнения работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобиля или не имеют соответ- ствующей квалификации, что отрицательно сказывается на качестве ра- бот и ведёт к снижению общего ресурса транспортных средств.

Рост автомобильного парка страны требует интенсивного развития произ- водственно технической базы для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей. В последнее время всё меньше автовладельцев производят обслужи- вание автомобилей собственными силами: большинство предпочитает дове- риться услугам специализированных сервисных предприятий, таких как СТО, спецавтоцентры и т.д.

При написании учебного пособия авторы руководствовались действую- щими нормативными документами, требованиями корпоративных стандартов к дилерским автосервисным предприятиям.

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и призвано способствовать приобретению ими знаний и практических навыков по проектированию автооб- служивающих предприятий, что входит в список квалификационных требова- ний к специалисту (инженеру, бакалавру, магистру) по технической эксплуата- ции автомобилей. Учебное пособие содержит обширный справочный материал, который может быть использован при выполнении курсовой работы по дисци- плине и дипломного проекта по указанной специальности.


Рекомендации по проектированию производственных подразделений основного производства (постовых работ)

В общем случае проект каждого подразделения должен содержать сле- дующие пункты:

· назначение подразделения;

· основные виды работ производимых в подразделении;

· организация работы в подразделении;

· режим работы подразделения;

· расчёт годового объема работ, выполняемых в подразделении;

· определение количества специализированных постов по видам работ;

· определение численности основных производственных рабочих и их квалификации;

· расчёт площади подразделения;

· краткая характеристика основного стационарного технологического оборудования применяемого для выполнения технических воздействий.

Исходные данные по каждому подразделению рекомендуется представлять в форме табл. 2.26.

Таблица 2.26

Исходные данные для расчёта (наименование производственного подразделения)

Наименование характеристики подразделения, единицы измерения Условное обозначение Численное значение
Годовой объём работ, чел.- ч. Т  
Трудоемкость одного обслуживания, чел.- ч. t 1,8
Время работы подразделения, ч. Тоб  
Среднее число технологически необходимых ра- бочих на посту РП  
Коэффициент плотности расстановки постов К П 5,0
........ ..... .....

При формулировании перечня основных работ по ТО и ТР выполняемых в конкретном подразделении необходимо учитывать тип СТО и ее мощность, а также руководствоваться данными табл. 1.1. Например, капитальный ремонт узлов и агрегатов (двигателя) производится в условиях специализированных автоцентров, а дорожные и городские СТО не обладают достаточной матери- ально-технической базой для проведения данного сложного и трудоёмкого вида ремонта.

Режим работы подразделения выбирается из условия обеспечения непре- рывности технологического процесса по ремонту и обслуживанию автомобилей и соблюдения требований трудового законодательства. При выборе режима ра- боты зон и участок следует руководствоваться требованиями табл. 3.1.

 

Участок диагностики

Участок диагностики предназначен для определения технического состоя- ния автомобиля, его агрегатов, механизмов и узлов без разборки с возможно- стью прогнозирования остаточного ресурса на основании данных о текущем техническом состоянии и динамике его изменения.

Диагностика автомобиля производится, как правило, в следующих случа-


ях:


 

 

Ø по заявкам автовладельцев как самостоятельный вид услуг;

Ø при приёмке автомобиля на СТО (если на участке приёмки отсутствует необходимое контрольно-диагностическое оборудование или эти уча- стки объединены в соответствие со схемой технологического процесса)


Ø при выполнении технических воздействий на автомобиль, если до кон- ца не ясен характер неисправности или результат предыдущего диагно- стирования вызывает сомнение;

Ø перед выдачей автомобиля владельцу для проверки качества произве- денного ТО и ТР.

На данном участке в зависимости от мощности и типа СТО могут произ- водятся следующие виды работ:

Ø проверка и регулировка углов установки управляемых колёс автомоби- ля (развал, схождение, угол продольного наклона оси поворота колеса);

Ø проверка несоосности мостов автомобиля;

Ø проверка состояния амортизаторов путём снятия их характеристик;

Ø диагностика состояния тормозной системы автомобиля;

Ø контроль состояния передней подвески и рулевого управления;

Ø определение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей;

Ø определение дымности отработавших газов дизельных двигателей;

Ø диагностика состояния системы освещения и световой сигнализации;

Ø диагностика состояния ЭСУД (считывание кодов неисправностей);

Ø проверка состояния электрооборудования и системы зажигания авто- мобиля;

Ø диагностика состояния цилиндропоршневой группы и газораспредели- тельного механизма;

Ø визуальный осмотр автомобиля;

Ø диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям;

Ø определение (прогнозирование) остаточного ресурса отдельных узлов и всего автомобиля в целом.

В зависимости от размера станции и суточной программы работ по диаг- ностированию возможно выполнение некоторых видов работ на участке приём- ки-выдачи автомобилей. При этом на участке диагностики выделяются специа- лизированные посты для регулировки углов установки управляемых колёс, проверки электрооборудования, ЭСУД и системы зажигания, а также отдель-


ный пост проверки тягово-экономических показателей автомобиля. Трудоёмко- сти остальных видов работ суммируются с общим объёмом работ по приёмке- выдаче автомобилей. Как правило, в этом случае на участке располагается вы- сокопроизводительная современная линия инструментального контроля авто- мобилей.

К стационарному оборудованию участка диагностики, обозначаемому на чертеже производственного корпуса СТО, относятся:

· стенд для проверки бокового увода автомобиля в сторону от прямоли- нейного движения;

· стенд для проверки эффективности работы тормозной системы автомо- биля;

· стенд для проверки величины люфтов в подвеске автомобиля;

· стенд для снятия характеристики амортизаторов автомобиля;

· подъёмник и система регулировки УУУК.

Примеры условных обозначений перечисленного выше технологического оборудования на чертежах производственного корпуса СТО, а также иного оборудования, применяемого для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей, представлены в Приложении 10.

Для выполнения всех работ на участке достаточно 2…3-х работников вы- сокой квалификации: механиков-диагностов 5-6 разрядов и водителя- испытателя.

Диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям производится, как правило, на крупных СТО с числом рабочих постов более 25, специализированный пост целесообразно размещать в отдельном помещении в связи с высоким уровнем шума при определении технического состояния авто- мобиля. При проектировании необходимо предусматривать отдельное помеще- ние операторской для мастера-диагноста площадью не менее 9 м2.

Для диагностирования используются стенды тяговых качеств (СТК), ими- тирующие работу автомобиля в различных скоростных и нагрузочных режи- мах. В связи с широким распространением полноприводных автомобилей на


СТО всё чаще применяются двухосные стенды с возможностью продольного перемещения переднего блока роликов в зависимости от размера диагности- руемого автомобиля. Помещение диагностирования необходимо оборудовать отсосом выхлопных газов и мощной приточно-вытяжной вентиляцией. Для до- полнительного охлаждения двигателя автомобиля, работающего в тяжёлых ус- ловиях, часто используют передвижной вентилятор, устанавливаемый перед радиатором автомобиля.

Пример участка диагностики для легковых автомобилей с расположением вспомогательных помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.5. (Приложение 8).

 

Участок замены масла

Участок предназначен для периодической замены смазочных материалов, применяемых в узлах и агрегатах автомобилей, в связи с полной или частичной утратой ими своих эксплуатационных свойств (антифрикционные, моющие, ан- тикоррозионные, противопенные и т.д.).

На участке могут производиться следующие виды работ и услуг:

Ø проверка уровня масла и при необходимости его доливка;

Ø проверка степени загрязнённости используемых масел и прогнозирова-


Ø слив отработанного моторного масла из картера двигателя и трансмис- сионного – из агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля;

Ø заливка нового (свежего) масла в объёмах, предусмотренных норма- тивной технической документацией;

Ø комплексная смазка автомобиля при очередном ТО в соответствие с имеющейся химмотологической картой;

Ø экспертиза качества предоставленных для независимого анализа марок автомобильных масел (производится на крупных СТО при наличии на участке химической лаборатории).

На малых СТО замена масла на автомобиле выполняется либо на специа- лизированном посту зоны ТО и ТР, либо на обычных универсальных постах, оснащённых подъёмниками.

Выделение участка смазки в самостоятельное подразделение производится при наличии не менее 2-3 специализированных постов для выполнения соот- ветствующих видов работ.

На участке может применяться как стационарное, так и передвижное тех- нологическое оборудование. Первое в основном используется на СТО грузо- вых автомобилей и располагается в нишах осмотровой канавы, второе – при выполнении работ на постах, оснащенных подъёмниками.

При использовании системы централизованной подачи масла, насосное оборудование и запасы масла (ёмкости с маслом) должны располагаться в от- дельном помещении, площадь которого зависит от габаритных размеров обору- дования и особенностей монтажа.

Для долива масла в агрегаты автомобилей на СТО часто используется пе- реносное маслозаправочное оборудование в связи с его простотой и более низ- кой стоимостью.


Кузовной участок

Участок предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов автомобилей, возникших в процессе эксплуатации и после дорожно- транспортных происшествий. На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:

Ø разборочно-сборочные по кузову или раме автомобиля;

Ø арматурно-кузовные работы (снятие и установка дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съёмных де- талей);

Ø восстановление геометрии кузова и рихтовка панелей (исправление ис- кажений геометрических размеров кузова и устранение неровностей деформированных поверхностей,);

Ø сварочные работы (удаление сваркой поврежденного участка кузова, установка дополнительных ремонтных деталей, заварка трещин, разры- вов и пробоин).

Повышение аварийности на дорогах страны приводит к увеличению спро- са на услуги СТО специализирующихся по кузовному ремонту, поэтому даже на малых сервисных мастерских обязательно наличие не менее 1-го поста для выполнения работ по восстановлению первоначальной геометрии кузова.

Доставка аварийных автомобилей на посты участка может производиться либо собственным эвакуатором при наличии на СТО подразделения оказываю- щего техническую помощь на дорогах, либо транспортом сторонних организа- ций.

Кузовной и окрасочный участки целесообразно располагать в обособлен- ном блоке помещений в связи с повышенной шумностью и повышенной вред- ностью проводимых в этих подразделениях работ. Так как въезд на участок осуществляется с улицы, то необходимо наличие собственного конторского помещения для мастера-приёмщика. Обычно помещение приёмщика является общим для малярного и кузовного участка, его площадь принимается из расчё-


та 8 м2 на первого сотрудника и дополнительно по 5 м2 на каждого следующего работника.

Должность мастера кузовного участка вводится при наличие не менее 5 штатных работников в производственном подразделении. На средних предпри- ятиях мастер как правило выполняет и обязанности приёмщика, но при суточ- ной величине заездов на участок более 14 автомобиле-заездов необходимо на- нимать дополнительного сотрудника и предусматривать отдельное помещение для мастера площадью не менее 8 м2.

В помещении кузовного участка целесообразно выделять следующие спе- циализированные рабочие посты:

· рабочие посты для правочно-рихтовочных работ;

· рабочий пост для сварочных работ;

· рабочий пост для обойно-арматурных работ;

· специализированный пост для разборки и сборки автомобиля.

Для восстановления геометрии кузовов на СТО с расчётным числом постов менее 4-х используются мобильные системы для правки и вытяжки элементов кузова. На крупных СТО и спецавтоцентрах с числом постов в кузовном участ- ке от 4-х и более применяются стационарные стапеля для восстановления пер- воначальной геометрии кузова в комплексе с переносным оборудованием. Два и более стационарных стапеля может размещаться на СТО с штатным числом работников в кузовном участке более 30-35 человек.

Количество постов арматурных работ по кузову автомобиля составляет 20- 25 % от общего числа рабочих постов в кузовном участке. При этом не менее 30-35 процентов постов оборудуется двустоечными подъёмниками.

Примечание. Под арматурными понимаются работы, которые включают операции по разборке-сборке кузова и его механизмов, снятию и установке (за- мене) стёкол, фонарей, флок-фар и др.

Для складирования снятых с автомобиля деталей кузова на участке необ- ходимо предусмотреть площадку для складирования либо, что более приемле- мо, складское помещение для хранения деталей. Площадь склада или площадки


принимаем в размере 15-20 % от общей расчётной площади кузовного участка (большее значение принимается для площадок и складских помещений на ма- лых СТО).

Пример кузовного участка с расположением вспомогательных и складских помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.3. (Приложение 8).

 

Окрасочный участок

Окрасочный участок предназначен для полной окраски кузовов автомоби- лей, частичного восстановления лакокрасочного покрытия в местах его повре- ждения, а также окраски отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процессе его восстановления.

На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:

Ø демонтаж элементов, препятствующих покраске автомобиля или, на- оборот, демонтаж детали, подлежащей окраске;

Ø подготовка поверхности к окраске (грунтование, устранение коррозии, снятие старой краски, шлифование, шпатлевание и герметизация свар- ных швов, нанесение шумоизолирующих мастик);

Ø полная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности кузова, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, моторного отсека и багажника, включая внутренние поверхности капота и крышки багажника);

Ø наружная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности (без мо- торного отсека, багажного отделения, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, капота и крышки багажника с предвари- тельной защитой не окрашиваемых поверхностей);

Ø частичная окраска кузова (окрашивание одной или нескольких деталей кузова с подбором колера эмали под основной цвет кузова и предвари-


Ø окраска отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процес- се его восстановления на других производственных участках СТО;

Ø аэрография – нанесение оригинального рисунка с помощью аэрографа на любую поверхность автомобиля (может также выполняться на уча- стке тюнинга);

Ø сушка окрашенных поверхностей;

Ø полировка поверхности кузова.

Участок окраски включает три отделения, выделенные в отдельные произ- водственные зоны: подготовительных работ, окрасочное и отделение подбора колера или краскоприготовительное отделение (на станциях малой мощности может существовать четвертое подразделение – отделение антикоррозионной обработки).

В подготовительном отделении выполняются следующие работы:

· снятие старой краски,

· шпатлевка,

· шлифование,

· обдувка поверхностей сжатым воздухом,

· промывка водой,

· герметизация сварных швов мастикой,

· защита не окрашиваемых поверхностей бумагой и липкой лентой.

На участке подбора колера выполняются следующие работы:

· подготовка лакокрасочных материалов к окраске,

· подбор колера в соответствие с цветовой гаммой окрашиваемой по- верхности,

· доведение лакокрасочных материалов до рабочей вязкости.

Подбор колера - процесс получения необходимого цветового оттенка эма- ли путем смешивания основных (однопигментных) цветов эмалей в определен- ной пропорции.

Участок подбора колера должен размещаться в изолированном помещении

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.