История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-10-07 | 526 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В период пред- или попразднства
Если в неделю в период пред- или попразднства двунадесятого праздника случится память двух святых, то службу второму святому необходимо перенести на другой день или на повечерие в пятницу, или в воскресенье вечером, так как:
— в Типиконе нигде не рассматривается возможность соединения служб двум святым со службами пред- или попразднства и воскресным богослужением;
— Марковы главы 20 ноября (предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы) и 25 ноября (отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы) предписывают переносить службу второму святому (святителю Проклу и священномученику Петру соответственно) на другой день, «егда хочет екклисиарх».
Таким образом, совершается воскресная служба вместе со службами праздника и первого святого. Особенности такой службы нами уже рассмотрены в параграфе «Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю в период пред- или попразднства».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. КАЖДЕНИЕ
Особое место в богослужении Православной Церкви занимает каждение, совершаемое священнослужителями[433] на вечерне, утрене, литургии, других службах и требах. Каждение осуществляется с помощью кадила (кадильницы) — особого сосуда, содержащего раскаленные угли, на которые полагается ладан, выделяющий при сгорании благовонный фимиам. Этим фимиамом кадят престол, горнее место, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, в храме, другие святыни, а также священнослужителей, церковнослужителей и мирян.
§1. ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ КАЖДЕНИЯ
Благовонное курение фимиама известно с глубочайшей древности. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы для благовонного курения (см.: Исх. 25, 6), заповедует Моисею сделать особый жертвенник для приношения курения (см.: Исх. 30, 1), указывает и особый состав из ароматических веществ, предназначенных для священного курения (см.: Исх. 30, 34). В Ветхом Завете само курение фимиама имело следующий смысл: как дым от фимиама поднимается к небу, так и молитвы людей обращены к Богу («Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» — Пс. 140, 2). Однако для Священного Писания также характерно восприятие каждения как жертвы, причем, что очень важно, как универсальной жертвы Богу, которую, как возвещает пророк Малахия, в мессианские времена будут приносить «на всяком месте» (см.: Мал. 1, 11). Важно отметить, что апостол Павел сравнивает жертву Христову с приношением фимиама: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (в славянском тексте: «в воню благоухания» — Еф. 5, 2).
|
В настоящее время смысл каждения, конечно, основан на библейском понимании курения фимиама. Однако христианская традиция расширяет идейное значение каждения, добавляя в него новые смысловые оттенки. Так, в молитве, читаемой священником (или архиереем) на благословение кадила[434], отражается и библейское понимание (дым кадильный как жертва и как символ молитвы человека), однако присутствуют и иные богословские идеи. В частности, содержится просьба к Богу принять аромат кадила в знамение духовного благоухания молитв людей пред Богом и в ответ ниспослать благодать Святого Духа на людей. «Поэтому благовонный дым кадила есть также видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие этой благодати Духа Святого, наполняющей храм, духовно радующей верующих»[435].
§2. ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ КАЖДЕНИЯ
Типикон говорит, что при совершении каждения священнослужитель «творит крест кадилом», причем таким образом предписывается кадить как предметы (престол, иконы и другие), так и людей, «воздвизая пред киимждо кадило праве и преки» (см. главу 22-ю). Буквально это означает, что священник (или диакон) изображает кадилом знак креста. Однако в настоящее время этот уставной способ каждения применяется только в некоторых случаях: священник творит крест кадилом при возглашении «Слава Святей…», то же делает диакон на входе великой вечерни. Профессор Н.Д. Успенский замечает: «Современное начертание диаконом образа креста при произношении “Премудрость, прости” возникло в результате этого каждения, совершавшегося, как вообще в древности кадили, крестообразно»[436].
|
В современной практике каждение совершается троекратным движением кадила в сторону иконы, предмета или лица, к которым обращено каждение. Вот каким должен быть сам процесс каждения, по описанию протоиерея Е. Попова: «Каждением не следует торопиться; но каждый раз, когда кадим пред иконами или на народ, должны делать движение кадилом по три раза. Обходя для каждения св<ятой> престол или аналой с крестом, Евангелием, праздничной иконой, мы должны становиться прямо против сторон их и делать смиренный поклон, а не мимоходом, так сказать, кадить и держать свою выю высоко, нисколько не наклоняя ея. Не следует при каждении стучать кадилом, заглушая церковное чтение и пение. Не хорошо взмахивать кадилом кверху и широко или слишком низко качать им или руку с ним далеко относить от себя; но нужно кадить так, чтоб не нарушалась нисколько молитвенная тишина в церкви. Всего хуже, если диаконы, кадя в алтарь и на солею, хотят покрасоваться своим искусством; например, нарочно встряхивая кадилом, производят особые протяжные звуки или, поворачиваясь от народа к иконостасу, делают кадилом искусственный круг»[437].
§3. СОСУДЫ ДЛЯ КАЖДЕНИЯ И ЛАДАН
В древности кадило несколько отличалось от того вида, который оно имеет сегодня, в частности, кадило не имело цепочек и представляло собой сосуд с рукояткой для ношения. Такой вид кадила называется кацея, в настоящее время он иногда употребляется в некоторых греческих храмах и на Афоне, а также в некоторых русских монастырях. Лишь к Х–ХI векам распространение получили кадильницы на цепочках, которые употребляются и по сей день.
Современное кадило состоит из двух сферических половин. Нижняя половина имеет образ чаши, в нее полагаются раскаленные угли. Верхняя половина покоится на нижней в виде крышки, которая поднимается и опускается на нижнюю половину с помощью цепочки, прикрепленной к центру крышки. Также с трех сторон нижней части кадила укреплены концы трех цепочек, по которым перемещается верхняя половина кадильницы. Вверху концы боковых цепочек крепятся к ручке с кольцом, за которую и держат кадило. Средняя цепочка, соединенная с верхней половиной, продевается сквозь ручку и также венчается кольцом.
|
Для каждения употребляется ладан, малые частицы которого полагаются сверху на раскаленные угли и затем плавятся, наполняя воздух ароматом. Основой ладана является древесная смола, собираемая с деревьев и кустарников[438]. Интересно, что сама по себе древесная смола не имеет такого интенсивного запаха, как готовый ладан. Потому при изготовлении ладана в него добавляют различные благовония и ароматические вещества. В частности, существует следующий способ изготовления ладана. Древесную смолу расплавляют в особой емкости, затем в эту жидкую массу добавляют ароматические масла или благовония. Когда масса начинает застывать, ее раскатывают в длинные жгуты небольшой толщины, затем нарезают на малые частицы специальными ножницами. После этого частицы обсыпают особой пудрой, и ладан готов[439].
Относительно употребления ладана и в настоящее время вполне актуально звучит замечание богослова XIX века протоиерея Е. Попова (1824–1888), который говорит о необходимости использования за богослужением качественного ладана во всех храмах, в том числе и в небольших: «Желательно, чтобы и в беднейшей церкви для некоторых моментов богослужения, как, например, за обедней во время Херувимской или после “Тебе поем” ладан был употребляем душистый и дорогой, как благороднейшее произведение природы, а не самой последней цены. Тогда-то он более даст почувствовать… всем предстоящим “воню благоухания духовнаго” от них самих пред Богом (2 Кор. 2, 15), и дарование им благодати Святаго Духа, а не будет только для глаз возносящимся дымом…»[440].
§4. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КАЖДЕНИЯ
Каждение бывает двух видов: полное, когда совершается каждение всего храма, и малое, когда полагается кадить алтарь, иконостас и предстоящих. Общий порядок совершения каждения описан в 22-й главе Типикона, однако в каждом месте богослужения, когда употребляется каждение, оно имеет свои особенности, которые и будут подробно рассмотрены нами далее.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!