Богослужение в случае двух святых без знака в неделю — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Богослужение в случае двух святых без знака в неделю

2017-10-07 481
Богослужение в случае двух святых без знака в неделю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В период пред- или попразднства

Если в неделю в период пред- или попразднства двунадесятого праздника случится память двух святых, то службу второму святому необходимо перенести на другой день или на повечерие в пятницу, или в воскресенье вечером, так как:

— в Типиконе нигде не рассматривается возможность соединения служб двум святым со службами пред- или попразднства и воскресным богослужением;

— Марковы главы 20 ноября (предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы) и 25 ноября (отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы) предписывают переносить службу второму святому (святителю Проклу и священномученику Петру соответственно) на другой день, «егда хочет екклисиарх».

Таким образом, совершается воскресная служба вместе со службами праздника и первого святого. Особенности такой службы нами уже рассмотрены в параграфе «Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю в период пред- или попразднства».


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. КАЖДЕНИЕ

Особое место в богослужении Православной Церкви занимает каждение, совершаемое священнослужителями[433] на вечерне, утрене, литургии, других службах и требах. Каждение осуществляется с помощью кадила (кадильницы) — особого сосуда, содержащего раскаленные угли, на которые полагается ладан, выделяющий при сгорании благовонный фимиам. Этим фимиамом кадят престол, горнее место, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, в храме, другие святыни, а также священнослужителей, церковнослужителей и мирян.

§1. ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ КАЖДЕНИЯ

 

Благовонное курение фимиама известно с глубочайшей древности. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы для благовонного курения (см.: Исх. 25, 6), заповедует Моисею сделать особый жертвенник для приношения курения (см.: Исх. 30, 1), указывает и особый состав из ароматических веществ, предназначенных для священного курения (см.: Исх. 30, 34). В Ветхом Завете само курение фимиама имело следующий смысл: как дым от фимиама поднимается к небу, так и молитвы людей обращены к Богу («Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» — Пс. 140, 2). Однако для Священного Писания также характерно восприятие каждения как жертвы, причем, что очень важно, как универсальной жертвы Богу, которую, как возвещает пророк Малахия, в мессианские времена будут приносить «на всяком месте» (см.: Мал. 1, 11). Важно отметить, что апостол Павел сравнивает жертву Христову с приношением фимиама: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (в славянском тексте: «в воню благоухания» — Еф. 5, 2).

В настоящее время смысл каждения, конечно, основан на библейском понимании курения фимиама. Однако христианская традиция расширяет идейное значение каждения, добавляя в него новые смысловые оттенки. Так, в молитве, читаемой священником (или архиереем) на благословение кадила[434], отражается и библейское понимание (дым кадильный как жертва и как символ молитвы человека), однако присутствуют и иные богословские идеи. В частности, содержится просьба к Богу принять аромат кадила в знамение духовного благоухания молитв людей пред Богом и в ответ ниспослать благодать Святого Духа на людей. «Поэтому благовонный дым кадила есть также видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие этой благодати Духа Святого, наполняющей храм, духовно радующей верующих»[435].

 

§2. ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ КАЖДЕНИЯ

 

Типикон говорит, что при совершении каждения священнослужитель «творит крест кадилом», причем таким образом предписывается кадить как предметы (престол, иконы и другие), так и людей, «воздвизая пред киимждо кадило праве и преки» (см. главу 22-ю). Буквально это означает, что священник (или диакон) изображает кадилом знак креста. Однако в настоящее время этот уставной способ каждения применяется только в некоторых случаях: священник творит крест кадилом при возглашении «Слава Святей…», то же делает диакон на входе великой вечерни. Профессор Н.Д. Успенский замечает: «Современное начертание диаконом образа креста при произношении “Премудрость, прости” возникло в результате этого каждения, совершавшегося, как вообще в древности кадили, крестообразно»[436].

В современной практике каждение совершается троекратным движением кадила в сторону иконы, предмета или лица, к которым обращено каждение. Вот каким должен быть сам процесс каждения, по описанию протоиерея Е. Попова: «Каждением не следует торопиться; но каждый раз, когда кадим пред иконами или на народ, должны делать движение кадилом по три раза. Обходя для каждения св<ятой> престол или аналой с крестом, Евангелием, празд­ничной иконой, мы должны становиться пря­мо против сторон их и делать смиренный по­клон, а не мимоходом, так сказать, кадить и держать свою выю высоко, нисколько не на­клоняя ея. Не следует при каждении стучать кадилом, заглушая церковное чтение и пение. Не хорошо взмахивать кадилом кверху и ши­роко или слишком низко качать им или руку с ним далеко относить от себя; но нужно кадить так, чтоб не нарушалась нисколько молитвенная тишина в церкви. Всего хуже, если диаконы, кадя в алтарь и на солею, хотят покрасоваться своим искусством; например, нарочно встряхивая кадилом, про­изводят особые протяжные звуки или, повора­чиваясь от народа к иконостасу, делают кадилом искусственный круг»[437].

 

§3. СОСУДЫ ДЛЯ КАЖДЕНИЯ И ЛАДАН

 

В древности кадило несколько отличалось от того вида, который оно имеет сегодня, в частности, кадило не имело цепочек и представляло собой сосуд с рукояткой для ношения. Такой вид кадила называется кацея, в настоящее время он иногда употребляется в некоторых греческих храмах и на Афоне, а также в некоторых русских монастырях. Лишь к Х–ХI векам распространение получили кадильницы на цепочках, которые употребляются и по сей день.

Современное кадило состоит из двух сферических половин. Нижняя половина имеет образ чаши, в нее полагаются раскаленные угли. Верхняя половина покоится на нижней в виде крышки, которая поднимается и опускается на нижнюю половину с помощью цепочки, прикрепленной к центру крышки. Также с трех сторон нижней части кадила укреплены концы трех цепочек, по которым перемещается верхняя половина кадильницы. Вверху концы боковых цепочек крепятся к ручке с кольцом, за которую и держат кадило. Средняя цепочка, соединенная с верхней половиной, продевается сквозь ручку и также венчается кольцом.

Для каждения употребляется ладан, малые частицы которого полагаются сверху на раскаленные угли и затем плавятся, наполняя воздух ароматом. Основой ладана является древесная смола, собираемая с деревьев и кустарников[438]. Интересно, что сама по себе древесная смола не имеет такого интенсивного запаха, как готовый ладан. Потому при изготовлении ладана в него добавляют различные благовония и ароматические вещества. В частности, существует следующий способ изготовления ладана. Древесную смолу расплавляют в особой емкости, затем в эту жидкую массу добавляют ароматические масла или благовония. Когда масса начинает застывать, ее раскатывают в длинные жгуты небольшой толщины, затем нарезают на малые частицы специальными ножницами. После этого частицы обсыпают особой пудрой, и ладан готов[439].

Относительно употребления ладана и в настоящее время вполне актуально звучит замечание богослова XIX века протоиерея Е. Попова (1824–1888), который говорит о необходимости использования за богослужением качественного ладана во всех храмах, в том числе и в небольших: «Желательно, чтобы и в беднейшей церкви для некоторых моментов богослужения, как, например, за обедней во время Херувимской или после “Тебе поем” ладан был употребляем душистый и дорогой, как благороднейшее произведение природы, а не самой последней цены. Тогда-то он более даст почувствовать… всем предстоящим “воню благоухания духовнаго” от них самих пред Богом (2 Кор. 2, 15), и дарование им благодати Святаго Духа, а не будет только для глаз возносящимся дымом…»[440].

§4. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КАЖДЕНИЯ

 

Каждение бывает двух видов: полное, когда совершается каждение всего храма, и малое, когда полагается кадить алтарь, иконостас и предстоящих. Общий порядок совершения каждения описан в 22-й главе Типикона, однако в каждом месте богослужения, когда употребляется каждение, оно имеет свои особенности, которые и будут подробно рассмотрены нами далее.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.