Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности в последовании воскресной утрени в отличие от полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день

2017-10-07 928
Особенности в последовании воскресной утрени в отличие от полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Последование воскресной утрени подробно излагается во 2-й главе Типикона и имеет ряд особенностей, присущих только воскресным дням.

Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-ю главу):

— от Отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно);

— в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную;

— в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник.

17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника):

— от 1-й Недели Великого поста до Отдания Воздвижения;

— от предпразднства Рождества Христова до Недели о мытаре и фарисее включительно.

Поэтому по окончании чтения кафисм и седальнов возможны два варианта:

— если нет полиелейного праздника: хор поет 118-й псалом («Блажени непорочнии…») или полиелей: если он полагается, псалмы 134-й («Хвалите имя Господне…») и135-й («Исповедайтеся Господеви яко Благ…»).

Если поется 17-я кафисма, то царские врата остаются закрытыми и священник с диаконом совершают полное каждение храма, начиная с алтаря, при закрытых царских вратах (в этом случае диакон отверзает царские врата только перед чтением Евангелия). Если же поется полиелей, то диакон отверзает царские врата и духовенство выходит на середину храма, затем совершается каждение всего храма.

Хор: «Благословен еси, Господи…» и тропари «Ангельский собор…». По окончании тропарей поется «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды);

— в случае бденного или полиелейного праздника: хор поет полиелей — псалмы 134-й («Хвалите имя Господне…») и135-й («Исповедайтеся Господеви яко Благ…»). В начале пения полиелея диакон отверзает царские врата и духовенство выходит на середину храма.

Духовенство поет величание праздника. Затем канонарх или хор произносят стихи избранного псалма, и после каждого стиха хор поет величание.

При пении полиелея и величания совершается каждение всего храма. На практике каждение совершается или полностью при пении величания со стихами избранного псалма, или же при пении полиелея иерей кадит икону праздника с четырех сторон, алтарь, иконостас и народ, а во время величания кадит основную часть храма, притвор, поднимается на амвон, где кадит створки царских врат и местные иконы. Затем священник вновь идет к праздничной иконе, кадит ее спереди, становится на свое место, кадит диакона и отдает ему кадило.

По окончании избранного псалма и величания поется «Благословен еси, Господи…» и тропари «Ангельский собор…», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Далее во всех случаях диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас): «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое…». В это время диакон идет южной дверью в алтарь за Евангелием. Пономари уходят в алтарь вместе с ним (один — южной дверью, другой — северной).

Хор: «Аминь».

Чтец читает седальны по полиелеи по Уставу.

Хор поет степенные антифоны настоящего гласа недели.

В начале пения антифонов пономари выносят малые свечи на амвон каждый со своей стороны (то есть один выходит через северную дверь, другой — через южную) и становятся перед царскими вратами лицом на восток. При пении «Слава, и ныне» диакон подходит к престолу, вместе с пономарями поклоняется престолу и затем священнику, берет Евангелие и царскими вратами выходит на амвон. Пономари идут впереди диакона и становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу.

Диакон: «Вонмем. Премудрость. Вонмем» и говорит текст прокимена гласа.

Затем хор поет прокимен.

Диакон говорит стих прокимена.

Хор поет прокимен.

Диакон говорит 1-ю половину прокимена, а хор допевает оставшуюся часть.

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши…».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Хор поет «Всякое дыхание…» на глас недели.

Диакон говорит стих «Хвалите Бога во святых Его…».

Хор поет «Всякое дыхание…» на глас недели.

Диакон: «Всякое дыхание», хор допевает: «да хвалит Господа».

Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…».

В это время диакон спускается с амвона и идет с Евангелием на середину храма к священнику. Пономари идут перед диаконом и становятся по обе стороны от священника лицом друг к другу. Диакон держит Евангелие на руках, а священник открывает нужное зачало и готовится к его чтению.

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Священник: «От… (называет имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем».

Священник читает Евангелие. На воскресной утрене читается одно из 11-ти воскресных утренних евангельских чтений по порядку, начиная от Недели Всех святых, в которую читается 1-е Евангелие:

1-е Евангелие — Мф. 116 зач. 7-е Евангелие — Ин. 63 зач.

2-е Евангелие — Мк. 70 зач. 8-е Евангелие — Ин. 64 зач.

3-е Евангелие — Мк. 71 зач. 9-е Евангелие — Ин. 65 зач.

4-е Евангелие — Лк. 112 зач. 10-е Евангелие — Ин. 66 зач.

5-е Евангелие — Лк. 113 зач. 11-е Евангелие — Ин. 67 зач.

6-е Евангелие — Лк. 114 зач.

Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Хор: «Воскресение Христово видевше…».

Во время исполнения этого песнопения диакон стоит на амвоне лицом к народу, держа в руках Евангелие, а пономари со свечами становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу. По окончании «Воскресение Христово видевше…» пономари уносят малые свечи в алтарь, а диакон спускается с амвона и полагает Евангелие на центральный аналой (пономарь перед этим берет икону Воскресения Христова и отлагает ее на время целования Евангелия).

Чтец: 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»).

В это время по Уставу священнослужители и народ целуют Евангелие, которое служащий иерей держит в руках (см. Типикон, глава 2-я). На практике, однако, диакон, как мы уже заметили, сразу после пения «Воскресение Христово видевше…» полагает Евангелие на аналой, а само целование Евангелия бывает во время помазания при пении канона.

Хор: «Слава»: «Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших». «И ныне»: «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти…». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». «Воскрес Иисус от гроба…» («стихира по 50-м псалме»).

При пении стихиры диакон поднимается на амвон и становится перед иконой Спасителя.

Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (начальное прошение литии).

Хор: «Господи, помилуй» (12 раз).

Священник: «Милостию и щедротами и человеколюбием…».

Хор: «Аминь» и поет ирмос первой песни канона.

На практике в это время происходит целование Евангелия и бывает помазание народа елеем. Если совершалась лития, то раздаются частицы хлебов, освященных на вечерне.

По 9-й песни канона после малой ектении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш» (обычно поется тем же распевом, что и прокимен настоящего гласа на утрене).

Диакон: «Яко свят Господь Бог наш» (см. Типикон, 2-ю главу).

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Диакон: «Над всеми людьми Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Затем читается воскресный эксапостиларий, который находится в приложении Октоиха. Этот эксапостиларий называется евангельским, так как по содержанию он связан с прочитанным на утрене евангельским чтением. Евангельских эксапостилариев также 11 (как и Евангелий), и «порядковый номер» читаемого эксапостилария соответствует номеру утреннего Евангелия.

Стихиры на «Хвалите…» поются, начиная со стиха «Сотворити в них суд написан…». Однако поется не 6, а 8 стихир, для чего перед двумя последними стихирами поются особые стихи. Обычно (если нет полиелейного праздника) этими стихами являются воскресные припевы: «Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…».

После стихир на «Слава» поется евангельская стихира, которая, как и воскресный эксапостиларий, своим содержанием связана с воскресным утренним Евангелием. Эти стихиры находятся в том же приложении Октоиха, что и эксапостиларии. При этом для стихир с 1-й по 8-ю «порядковый номер» совпадает с гласом стихиры, 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я — на 6-й глас, 11-я — на 8-й глас.

На «И ныне» на воскресной утрене всегда поется Богородичен «Преблагословенна еси Богородице Дево…».

По славословии поется один из двух конечных воскресных тропарей:

— в недели 1, 3, 5, 7-го гласов: «Днесь спасение миру бысть…»;

— в недели 2, 4, 6, 8-го гласов: «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада…».

Отпуст священник начинает со слов «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш…».


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.