Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-10-07 | 636 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Редактор монахиня Иулиания (Самсонова)
Технический редактор София Шкляр
Корректор Юлия Матвеева
Компьютерная верстка ??????????????
Оформление обложки ??????????????
Подписано в печать 00.00.10.
Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная.
Гарнитура TimeRoman. Печать офсетная.
Объем 00 печ. л. Тираж 0 000 экз.
Заказ №.
Издательство Саратовской епархии.
410031, г. Саратов, ул. Волжская, 36.
Отпечатано в ОАО «Типография “Новости”»
105005, Москва, ул. Фр. Энгельса, 46
[1] Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 8.
[2] О написании производных форм слова прокимен см. в примеч. 64 на с. 83.— Ред.
[3] По нашему мнению, литургия не входит в совокупность служб суточного круга, но занимает особое место. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих главах книги.
[4] Во избежание путаницы мы не будем указывать те несущественные нюансы, которые отличают практику Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПбДА) от не менее авторитетной практики Московской Духовной Академии (МДА), другой ведущей Духовной Академии России.
[5] Определение заимствовано из книги: Соколов Д., прот. Учение о богослужении Православной Церкви. Минск, 2004. С. 5.
[6] В священных книгах Ветхого Завета период плена обозначается числом 70 (см.: 2 Пар. 36, 21; Иер. 25, 11–12). В книге Паралипоменон говорится, что 70 лет — символическое число, которое связано с нарушением заповеди о субботнем годе. На протяжении всего периода монархии (70 ´ 7=490 лет) евреи игнорировали запрещение обрабатывать землю в субботние годы (через каждые 7 лет), так что теперь Господь устроил так, что земля в качестве компенсации получила отдых. Но библеисты также пытаются дать историческое объяснение числу 70 лет плена. Одни считают от 605 года (битва при Кархемише и 1-е переселение в Вавилон) до 538 года (указ персидского царя Кира, позволивший вернуться иудеям в Палестину). Другие указывают на период от разрушения храма (586 г.) до его восстановления (515 г.).
|
[7] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 21.
[8] Когда мы говорим, что круг — символ вечности, то уместно вспомнить про инверсию — математическое преобразование, при котором окружность может перейти в бесконечную прямую, то есть можно говорить о строгом соответствии между окружностью и прямой.
[9] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 80.
[10] «В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название “притвор” отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть» (Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 79–80).
[11] Устав допускает совершать 9-й час как в храме (тогда он не имеет отпуста, а сразу за ним начинается вечерня), так и в притворе (тогда 9-й час заканчивается отпустом). В настоящее время в приходской практике 9-й час совершается всегда в храме.
[12] Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 62.
[13] «Аналой — вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства читать возложенные на аналой Евангелие, Апостол или прикладываться к иконе на аналое. Аналой используется и при многих службах и требах. Удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко, и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник одежды духовенства» (ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 75).
|
[14] Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 63.
[15] Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 64.
[16] Однако на практике во многих храмах запрестольный крест и выносная икона Божией Матери находятся рядом с горним местом (соответственно крест — справа от горнего места, икона Божией Матери — слева).
[17] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 53.
[18] Дьяченко Г., прот. Символические действия. Священнослужители. Киев, 2005. С. 147.
[19] Греческий термин хиротесия буквально переводится так же, как и хиротония, — «рукоположение», разница лишь в глаголах, от которых образуются данные термины (хиротесия происходит от слов χείρ — «рука» и τίθημι — «полагать, класть», а хиротония — от χείρ и глагола τείνω — «простирать»). Однако в церковном словоупотреблении эти синонимы имеют разные значения: хиротесия означает поставление на церковное служение (пострижение в степень чтеца или иподиакона), а хиротония — рукоположение в священный сан.
[20] В этом еще одно принципиальное отличие хиротесии от хиротонии: хиротесия во чтеца (или иподиакона) происходит в центре храма, тогда как хиротония в священный сан непременно совершается в алтаре.
[21] В Санкт-Петербургской Духовной Семинарии существует традиция пострижения во чтеца всех воспитанников выпускного курса. Потому здесь хиротесия совершается отдельно от других богослужений (обычно после вечернего богослужения).
[22] В настоящее время часто служение иподиакона исполняют молодые люди, еще не вступившие в брак, но намеревающиеся это сделать. Потому на практике чин хиротесии в иподиакона совершается крайне редко, чаще всего при поставлении на иподиаконское служение епископ только благословляет кандидатов на ношение стихаря и ораря.
[23] Это действие диакон совершает так: сначала полагает орарь поперек нижней части груди, затем оба конца его скрещивает на спине, поднимая их на противоположные плечи. Через плечи концы ораря спускаются на грудь, пересекаются здесь также крест-накрест и проходят под ту часть ораря, которая изначально простирается поперек нижней части груди.
|
[24] См.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 161.
[25] Дмитриевский А. Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1901. № 49. С. 350.
[26] См.: Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учеб. пособие. Клин, 2004. С. 213.
[27] Строго говоря, право освящать миро в каждой Поместной Православной Церкви принадлежит только ее предстоятелю.
[28] То есть даже если за литургией присутствует несколько архиереев, все равно хиротонию во пресвитера совершает один.
[29] Во все одежды священник всегда облачается перед совершением литургии, а также в следующих случаях: 1) на пасхальную утреню («во весь светлейший сан», см. Типикон); 2) на пасхальную вечерню; 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и в конце утрени Великой Субботы (крестный ход с Плащаницей); 4) в конце утрени перед выносом Честного Креста три раза в году: 14 сентября, в Неделю 3-ю Великого поста и 1 августа.
[30] См.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1 // История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. С. 357.
[31] В современном словоупотреблении существительное епитрахиль — женского рода, хотя в Типиконе слово епитрахилий — мужского рода («епитрахилий, сущий у царских врат», см. главу 9-ю).
[32] См.: Чиновник и Номоканон. Свято-Никольский монастырь, 1877. Л. 64.
[33] В церковной литературе существительное «фелонь» в именительном падеже согласуется с прилагательными и глаголами мужского рода (см., напр., «Настольную книгу священнослужителя», т. IV), однако в косвенных падежах вместо соответствующих мужскому роду окончаний 2-го склонения имеет окончания, присущие существительным женского рода 3-го склонения. В разговорном обиходе и вовсе это существительное употребляется как слово женского рода.
[34] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 135–139.
|
[35] См.: Киприан (Керн), архим. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском ин-те в Париже). М., 1999. С. 120.
[36] Марк (Головков), еп. Церковный протокол. М.: Издательский совет РПЦ, 2007, С. 46
[37] Само греческое название омофор буквально означает «носимый на плечах» и состоит из двух слов: ώμος — «плечо» и φοράω — «носить».
[38] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 119–220.
[39] Марк (Головков), еп. Указ. Соч., С. 43
[40] Подробнее о великом индиктионе см. на с. 154–155.
[41] См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 152.
[42] «Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией» (Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992. С. 371).
[43] Впервые выражение «таинство таинств» по отношению к Евхаристии применил автор корпуса «Ареопагитикум». См.: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. С. 7.
[44] См.: Шмеман А., протопресв. Введение в литургическое богословие. Киев, 2003. С. 60–62.
[45] Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 149.
[46] Молитва входа на вечерне.
[47] Из всех служб в Часослове (как и в Следованной Псалтири) нет только последования литургии, но, как уже было замечено, литургия в строгом смысле не относится к числу служб суточного круга.
[48] Здесь и далее все даты приводятся в соответствии с церковным (юлианским) календарем, то есть по старому стилю.
[49] Во многих приходских храмах опускается.
[50] Греч.: Εγενομην εν πνευματι εν τη Κυριακή ημερα.— Ред.
[51] Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 105.
[52] Если совершается обычное вседневное богослужение с пением на утрене «Бог Господь…», то большинство заупокойных песнопений отменяется, кроме некоторых (канон на повечерии, седален по 2-й кафисме на утрене и светилен по 9-й песни). Однако Устав разрешает также в дни памяти святых без знака, «аще изволит настоятель», совершать в субботу нарочитое заупокойное богослужение, особенности которого указаны в 13-й главе Типикона.
[53] См.: Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 106–113.
[54] Уолтон Д. Х., Мэтьюз В. Х., Чавалес М. У. Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. / Пер. с англ. под общ. ред. Т. Г. Батухтиной. Ч. 1: Ветхий Завет. СПб., 2003. С. 321.
[55] Шмеман А., протопресв. Введение в литургическое богословие. С. 261.
[56] Отметим расхождение в указаниях Типикона: в 33-й главе предписывается «сухоядение» в понедельник, среду и пятницу, а в 48-й главе (14 ноября) говорится только о воздержании от употребления «вина и елея», то есть не исключается вареная пища без растительного масла.
|
[57] Интересно, что в Типиконе в двух указанных нами главах существуют расхождения относительно поста в понедельник в случае святого со славословием или полиелеем. Если в 33-й главе содержится разрешение на рыбу в случае праздника со славословием или полиелеем в понедельник, то в 48-й главе в последовании 14 ноября в этом случае в понедельник предписывается вкушать только «вино и елей» (то есть понедельник по строгости поста приравнивается к среде и пятнице).
[58] Об «аллилуйных» службах см. примеч. 133 на с. 166.— Ред.
[59] В данном случае Типикон излагает идеальный образ пощения, осуществимый только в монастырях строгого устава. Несмотря на строгость Великого поста, верующим мирянам не следует слишком буквально воспринимать указания Типикона, но при прохождении постного подвига лучше руководствоваться советами духовника.
[60] Интересно заметить, что из всех вообще богослужений суточного круга ни одного псалма не содержит единственная служба — последование изобразительных, совершаемое в седмичные дни Великого поста. Однако полный чин изобразительных, совершаемый на Великих часах в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в среду и пяток сырной седмицы, уже содержит псалмы 102-й и 142-й (в некоторых случаях еще 33-й).
[61] На литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, соединяемой с вечерней, поется и 11-я стихира с припевом «Творяй Ангелы Своя духи...», а в среду 5-й седмицы Великого поста вечером на «Господи, воззвах…» поются всего 30 стихир: к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24 стихиры Великого канона.
[62] Интересно, что по-гречески седален звучит καθίσμα, то есть так же, как называются части Псалтири. Изначально термин καθίσμα относился к песнопениям, которые полагались после стихословия Псалтири, а впоследствии перешел на части самой Псалтири, так что и отделы Псалтири, и песнопения после них стали называться одинаково — καθίσμα. Переводчики для того, чтобы провести различие между этими молитвословиями, название частей Псалтири оставили без перевода (отсюда наш термин кафисма), а название песнопения, которое полагается после Псалтири, перевели как седален. Кроме того, так как слово καθίσμα — производное от глагола «сидеть», то некоторые стали даже говорить о том, что Устав разрешает сидеть во время чтения кафисм, что совершенно противоречит реальности, так как в древних монастырях при стихословии Псалтири стояли, а сидеть дозволялось на седальнах и после них во время чтения толкований на Евангелие.
[63] А. П. Голубцов предлагает иную интерпретацию глагола υπακούω и, следовательно, другое объяснение термина ипакои. По его мнению, слово υπακούω «на древне-техническом языке означало подпевать, т<о> е<сть> оканчивать с представителем хора или певцом последние слова гимна или арии. Краткие припевы… хора, замыкавшие одиночное пение псалма, и назывались υπακοή» (Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и Литургике. Литургика. Сергиев Посад, 1918. С. 214).
[64] Рождество Христово, Богоявление, Неделя ваий, Пасха, Успение Пресвятой Богородицы, Неделя Антипасхи, святых апостолов Петра и Павла, Неделя праотец и Неделя святых отец.
[65] По сути, из всех прокименов, используемых на службах суточного круга, не являются стихами Псалтири только прокимены, взятые из библейских песней (те самые библейские песни, которые поются на утрене вместе с каноном). Это прокимены на литургии в праздники Богородицы («Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» — Лк. 1, 46–47) и праздники святых отцов («Благословен еси, Господи, Боже отец наших: и хвально и прославлено имя Твое во веки» — Дан. 3, 26), а также прокимен на утрене в Рождество Иоанна Предтечи («И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися» — Лк. 1, 76).
[66] В богослужебных книгах (Апостол, Типикон) в косвенных падежах единственного и во всех падежах множественного числа слова «прокимен» гласная «е» произносится (то есть используются формы «проким е на», «проким е ни»), хотя на практике в разговорном языке и в книгах по Уставу часто опускается (то есть мы говорим «прокимна», «прокимны»). В данной книге автор считает необходимым употреблять полное написание производных форм слова «прокимен».
[67] Интересно, что в богослужебном Апостоле это песнопение называется «аллилуиарий» (множественное число — «аллилуиаре»), тогда как в литературе, посвященной богослужению, используется термин «аллилуарий» (видимо, как более простое слово для произношения).
[68] Например, стихи аллилуария на 24 июня (Рождество Иоанна Предтечи) взяты из Евангелия от Луки (1, 68 и 1, 76).
[69] Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004. С. 754.
[70] Там же.
[71] Например, причастны праздника Воздвижения Креста («Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» — Пс. 4, 7), Вознесения Господня («Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» — Пс. 46, 6) и другие.
[72] Исключением является праздник Пятидесятницы, когда полагается иной припев: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».
[73] Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 33–34.
[74] Обычно акафист вставляется в последование молебна по 6-й песни молебного канона, как это имеет место в Следованной Псалтири, часть I (например, акафист Пресвятой Богородицы помещен по 6-й песни канона).
[75] Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 34.
[76] Исключением можно признать разве что книгу «Службы Страстной седмицы» и различные издания, излагающие порядок пасхальной службы. Но, во-первых, данные книги не имеют статуса канонических богослужебных книг, это всего лишь пособия. Во-вторых, они охватывают небольшой период времени. В-третьих, их полнота обусловлена тем, что в период Страстной и Светлой седмиц отменяются молитвословия всех других книг, кроме Триоди, так что службы каждый год идентичны (кроме совпадений с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы).
[77] В Римской империи термином «благая весть», в частности, обозначались сообщения о победе или заключении мира. Однако весьма возможно, что слово евангелие произошло от глагола ευαγγελίζω, который возник как перевод еврейского глагола «басар» — возвещать спасение — и в этом смысле стал употребляться христианами (см.: Словарь библейского богословия / Под ред. К. Л.-Дюфура. Киев; Москва, 1998. С. 317).
[78] На протяжении всей утрени Великой Пятницы читается 12 Евангелий, причем 1-е Евангелие полагается в начале утрени, после пения «Аллилуиа» и тропаря «Се Жених грядет в полунощи…», а последнее, 12-е Евангелие читается после стихир на стиховне, то есть уже в конце утрени.
[79] См.: Типикон, глава 49, «во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри».
[80] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 50.
[81] К сожалению, часто приходится встречать, что для многих священнослужителей единственным источником для определения евангельских (и апостольских) чтений является календарь, так что некоторые даже не умеют совершенно пользоваться приложениями богослужебного Евангелия. Не отвергая авторитет ежегодного Православного церковного календаря, хочется все же сказать о недопустимости такой ситуации. Автор глубоко убежден, что любой священнослужитель просто обязан уметь быстро находить евангельское чтение на данный день, пользуясь только самим Евангелием, не прибегая к помощи пособий (календарей и «Богослужебных указаний»).
[82] Строго говоря, последовательность воскресных утренних евангельских чтений характерна для периода от Недели Всех святых до 5-й Недели Великого поста, тогда как в период от Антипасхи до Недели 7-й по Пасхе некоторые воскресные Евангелия пропускаются.
[83] «От… (имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение» — всегда говорит тот священнослужитель, который читает Евангелие.
[84] На полной литургии переход к чтению Евангелия осуществляется после пения «Аллилуиа», на литургии Преждеосвященных Даров — после пения «Да исправится…».
[85] То есть не надо обращать внимание на нумерацию глав или встречающиеся в тексте номера последующих зачал.
[86] См., например: Иоанн Златоуст, св. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LXXXVII // Творения: [В 12 т.]. Т. 7. Кн. 2. М., 2001. (Репр. с изд.: СПб., 1901). С. 862–863; а также: Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., 1996. С. 485.
[87] «…Вставку из Евангелиста Луки о раскаявшемся разбойнике <…> по-прежнему читать после 38 ст<иха> главы XXVII-ой Евангелиста Матфея, но вместе с сим в повествовании Евангелиста Матфея о крестных страданиях Христа пропускать ст<их> 44 гл<авы> XXVII, читающийся так: “Тожде же и разбойника, распятая с Ним, поношаста Ему», для чего в последующих изданиях богослужебного Евангелия делать в сем месте Евангелия от Матфея соответствующие указания» (цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. [М., 2001]. С. 338).
[88] Подробнее о назначаемых Уставом «отступках» см. следующий параграф нашей книги «Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия».
[89] В частности, Типикон в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня) говорит: «Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дне. И утренний Апостол, и Евангелие ряд, под зачалом». В последней фразе разумеются те рядовые чтения, которые попадают на день самого праздника, но переносятся на предыдущий день.
[90] Типикон не дает указаний насчет понедельника, но очевидно, что рядовое седмичное чтение не может быть перенесено на воскресенье, потому более логично перенести его на вторник.
[91] «Ряд, Апостол и Евангелие, вычит[ыв]аем напреди» (Типикон, 1 октября).
[92] Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сыропустная, Недели 1-я и 3-я Великого поста, Лазарева суббота, Страстная и Светлая седмицы, Недели 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я по Пасхе, Неделя Всех святых, Преполовение Пятидесятницы, отдание Преполовения, отдание Пасхи и другие.
[93] См.: Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 762.
[94] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 517–524.
[95] В указателе рядовых чтений (1-е приложение богослужебного Евангелия) седмицы по Пятидесятнице предваряют недели, то есть сначала идет Троицкая седмица (это 1-я седмица по Пятидесятнице), затем — 1-я Неделя по Пятидесятнице (Всех святых) и так далее.
[96] Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений // Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48.
[97] В этом случае в субботы и недели пред Воздвижением и по Воздвижении рядовые чтения не повторяются, а читаются только специальные чтения этих дней (например, в субботу пред Воздвижением читаются только зачала субботы пред Воздвижением и святого).
[98] Дело в том, что период между 14 сентября (Воздвижение Креста Господня) и 6 января (Богоявление) включает в себя ровно 114 дней, то есть 16 полных седмиц и два дня (114=16 ´ 7+2). Если Воздвижение придется на пятницу, то Богоявление случается в воскресенье, а если Воздвижение будет в субботу, то Богоявление — в понедельник. В обоих этих случаях между Неделей по Воздвижении и Неделей по Богоявлении проходит 17 седмиц. Во всех же остальных случаях данный промежуток составляет 16 седмиц.
[99] Вообще говоря, неделя по Богоявлении совпадает с Неделей о мытаре и фарисее при трех самых ранних вариантах даты Пасхи: 22, 23 и 24 марта. Однако из этих случаев отступки нет только в первом варианте, когда Пасха бывает 22 марта, так как только в этом случае чтения 33-й седмицы прочитываются перед Неделей по Богоявлении. Если же Пасха празднуется 23 или 24 марта, а также 22 марта в високосный год (например, в 2200 г.), то Богоявление случается в воскресенье или понедельник, и в этих случаях зачала 33-й седмицы прочитываются как раз перед Богоявлением, так что в седмицу по Богоявлении происходит отступка (повторяются рядовые зачала 33-й седмицы), которая длится одну седмицу.
[100] В литературе по Уставу используются термины «вне Пасха» (когда расстояние между двумя Пасхами более календарного года из-за того, что в одном году Пасха была очень ранняя, а в следующем году — очень поздняя) и «внутрь Пасха» (то есть обратный случай, если в прошлом году Пасха была поздняя, а в текущем — ранняя и период между Пасхами меньше календарного года). Однако мы для простоты и понятности изложения будем избегать этих терминов, так как для правила зимней отступки важно не расстояние между Пасхами, а промежуток от Недели по Богоявлении до Недели о мытаре и фарисее.
[101] Если Богоявление будет в воскресенье или понедельник, то новый ряд чтений начинается сразу после Богоявления.
[102] См., например, Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиах…», в конце: «ряд же чтем под зачало, аще не будет отступки». Также косвенное указание содержится в последовании 7 января, 1-е «зри», где говорится, что на утрене в Неделю по Богоявлении читается толкование двух Евангелий: Недели по Богоявлении и рядового. Однако в случае отступки читается только толкование Недели по Богоявлении.
[103] См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 519–520.
[104] См. евангельское чтение на Богоявление на литургии, от Матфея зачало 6-е.
[105] См. евангельское чтение в Неделю Пасхи на литургии, от Иоанна зачало 1-е.
[106] Михаил (Мудьюгин), архиеп. Русская православная церковность: Вторая половина XX века. М., 1995. С. 41.
[107] Ианнуарий (Ивлиев), архим. Литературные особенности Книги Откровения св. Иоанна Богослова //Православная энциклопедия «Азбука веры». Сайт архим. Ианнуария (Ивлиева): (http://azbyka.ru/ivliev/index.shtml).
[108] Нередко антифоны поют по Богослужебному сборнику, хотя эта книга не является источником, а носит характер пособия.
[109] Если поется прокимен Богородице («Величит душа Моя Господа…») или святым отцам («Благословен еси Господи Боже отец наших…»), то перед текстом прокимена следует объявить соответственно «Песнь Богородицы» или «Песнь отцев», как это обозначено в Апостоле. Например, прокимен Богородице будет звучать так: «Прокимен, глас третий. Песнь Богородицы. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем».
[110] В богослужебных книгах всегда обозначается глас, на который следует петь «Аллилуиа», однако на практике глас произносить не обязательно, так как зачастую хор поет «Аллилуиа» не гласовым распевом, а на особый мотив.
[111] Если 2-й прокимен того же гласа, что и 1-й, то нет необходимости вновь называть глас, а следует сказать: «Прокимен, глас тойже». Так, если в воскресный день 4-го гласа случится память священномученика, которому полагается прокимен также 4-го гласа (например, 4 сентября), то следует так объявить 2-й прокимен: «Прокимен, глас тойже. Святым, иже суть на земли Его…».
[112] Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 756.
[113] См. примеч. 87 на с. 110.
[114] См. примеч. 88 на с. 110.
[115] «Ряд, Апостол и Евангелие, вычит[ыв]аем напреди» (Типикон, 1 октября).
[116] Так как правила относительно чтения Евангелия и Апостола в данном случае одинаковы, то см. перечень соответствующих дней периода Триоди в примеч. 90 на с. 110.
[117] Однако от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых и по субботним дням первым читается рядовое чтение (см. Типикон, глава 49-я, последование Недели о мытаре и фарисее, 5-е «зри»).
[118] Правда, это был не Студийский устав в его чистом виде, а так называемый Типикон Патриарха Константинопольского Алексия (1025–1043). Этот Патриарх был вначале иноком Студийского монастыря, затем в 1034 году основал около Константинополя монастырь в честь Успения Богородицы и, как ктитор, положил в основание его Студийский устав, но с некоторыми изменениями и дополнениями, воспользовавшись отчасти уставом Великой церкви и сложившимися правилами монашеского общежития. С этого-то именно Алексиево-Студийского Типика преподобный Феодосий Печерский и переписал устав для Печерского монастыря (см.: Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 133).
[119] См.: Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 135–136.
[120] Кстати, именно поэтому на великие праздники святых (24 и 29 июня, 29 августа) не поется на утрене канон Богородице, тогда как на праздники святых бденных и полиелейных обязательно полагается канон Богородице или праздника (в предпразднство или попразднство).
[121] Подробнее о субботних службах см. на с. 580 и 592.
[122] Подробнее об антифонах на литургии см. на с. 88 и 434.
[123] Число 532, составляющее пасхальный цикл или период, является произведением (наименьшим общим кратным) чисел 19 (цикл Луны, то есть через 19 лет повторяются фазы Луны) и 28 (круг воскресных дней, то есть через 28 лет повторяется последовательность воскресных дней).
[124] Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999. С. 18–22.
[125] Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 22.
[126] Там же. С. 21.
[127] Шмеман А., протопресв. Введение в литургическое богословие. С. 49.
[128] Там же. С. 50.
[129] Там же. С. 49.
[130] Цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. С. 315.
[131] Такой принцип можно метко охарактеризовать словами: «все что можно опускается, остальное — растягивается».
[132] В богослужебных книгах словом последование называется собрание молитвословий одного рода, то есть или изменяемых, или неизменяемых, относящихся к определенному богослужебному дню. Одни последования содержат только неизменяемые молитвословия (в Служебнике и Часослове), другие же заключают в себе одни изменяемые песнопения (Октоих, Минея, Триодь). Само название «последование» (ακολουθία — «следование, порядок») произошло оттого, что молитвы и песнопения, которые находятся в последовании, следуют за молитвами, находящимися в других богослужебных книгах (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 95).
[133] Исключением является 17-я кафисма (118-й псалом), которая разделяется не только на три «Славы», но и на две половины: перед 94-м стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово «среда», то есть середина.
[134] В современных изданиях Псалтири Следованной устав о чтении Псалтири расположен на с. 211–215.
[135] «Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (Типикон, глава 17-я).
[136] Аллилуйные службы — богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа». Аллилуйные службы полагаются в определенные дни Рождественского, Петрова и Успенского постов (например, 19, 26 ноября, 7 и 10 июня, 3 и 4 августа). Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина, часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. И хотя Поместный Собор 1917–1918 г<одов> рекомендовал возобновить аллилуйные службы и в ежегодных «Богослужебных указаниях» излагаются особенности их совершения, все равно в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока не находят достойного места.
[137] В случае великого святого в воскресный день периода Постной Триоди используются три книги: Октоих, Триодь и Минея, причем в каждой из них соответствующие тропари и кондаки находятся на разных страницах. В то же время в одной Следованной Псалтири содержатся все тропари и кондаки из указанных книг, тем более удобно, что тропарь и кондак идут подряд.
[138] Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 99.
[139] В новогреческом языке слово «месяц» обозначается μήνας.
[140] Суббота мясопустная, суббота сырная, суббота 1-й седмицы, среда и пяток 4-й седмицы, четверг и суббота 5-й седмицы.
[141] Среда 4-й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы), среда 5-й седмицы (отдание Преполовения), среда 6-й седмицы (отдание Пасхи), четверг 6-й седмицы (Вознесение Господне), пятница 7-й седмицы (отдание Вознесения), суббота 7-й седмицы, понедельник и суббота Троицкой седмицы.
[142] По две части имеют Минеи за ноябрь, декабрь, январь, март, апрель и июнь, тогда как Минеи за май, июль и август разделяются на три части.
[143] Интересно, что если навечерие Рождества Христова случится в воскресенье, то Октоих, по сути, также не используется, так как из всех воскресных песнопений поется только воскресный тропарь.
[144] «Вторую группу стихир на “Господи, воззвах…” составляют так наз<ываемые> “Анатолиевы” стихиры. Что значит это прилагательное, сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в<ека> или Патриарха Константинопольского V века. В пользу этого мнения говорит то, что в Октоихе 4-го гласа эти стихиры прямо надписаны: “творение Анатолиево”. Но, как говорит Скабалланович, греческое слово ανατολικά едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: “Анатолиевы”; это по-гречески было бы Ανατολιακά, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры как “восточные”, как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах и не были известны в древнейших студийских типиках… <…> “Восточные” стихиры несколько длиннее и содержательнее, чем первая группа» (Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 35–36).
[145] Так как в современной богослужебной практике почти повсеместно используются припевы, то следует отметить, что для воскресного канона используется припев «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», для крестовоскресного — «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению», для канона Богородице — «Пресвятая Богородице, спаси нас».
[146] В субботу перечень песнопений на утрене несколько отличается: седальны по 1-й и 2-й кафисме, два канона (всем святым и заупокойный), стихиры на «Хвалите…» мученичны, стихиры на стиховне заупокойные, «Блаженны» на литургии.
[147] Необходимо отметить, что данный припев следует использовать на все праздники в честь святого Иоанна Предтечи, так как это — единственный припев, зафиксированный в богослужебных книгах (Псалтирь Следованная. Часть I). К сожалению, на практике часто псаломщики дают простор своей фантазии и придумывают различные припевы, добавляя слова «Пророче», «Крестителю» и др. Такие явления ничем не могут быть оправданы, так как происходят вследствие незнания указанного припева «Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас».
[148] Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 104.
[149] Также только в Общей Минее содержится явное указание, что в случае полиелейного святого в седмичный день, кроме субботы, сначала на литургии читается Апостол и Евангелие рядовые, а затем — святого. Актуальность данного указания возникла в конце 1990-х годов, когда в большинстве церковных календарей в дни памяти полиелейных святых ошибочно указывали сначала чтения святому, а лишь затем — рядовые. Правда, в настоящее время это недоразумение устранено и порядок чтений во всех календарях указывается верно.
[150] Кроме некоторых указаний в 52-й главе, где говорится о пении тропарей на утрене по «Бог Господь…» и тропарей и кондаков на литургии по входе в случае двух святых в неделю.
[151] Это видно из того, что в Общей Минее есть все песнопения для службы полиелейному святому (показательно наличие седальна по полиелеи), но в то же время нет стихир малой вечерни и литии — важных признаков бденного богослужения.
[152] Следует учитывать, что службы некоторым новопрославленным святым составлены Синодальной Богослужебной комиссией и издаются в Минее Дополнительной.
[153] То есть для чтения паремий можно не «отбирать» книгу у певцов, а при идентичности текста пользоваться текстом из Общей Минеи, так как зачастую Общая Минея все равно бывает в таких случаях невостребованной.
[154] Греческое название данной книги — Анфологион, что буквально означает «Цветослов».
[155] На сырной седмице и в седмичные дни Великого
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!