Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 7. Божественная литургия

2017-10-07 506
Глава 7. Божественная литургия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Литургия — важнейшее христианское богослужение. Как мы уже неоднократно замечали, литургия выделяется среди служб суточного круга своей важностью, она может быть названа богослужением по преимуществу, самой священной и таинственной службой. Если Пасха является «праздником праздников», то литургия по аналогии называется «Таинством таинств». Если вспомнить, что этимологически термин «святой» означает «выделенный, отделенный», то литургия как особое богослужение может быть названа «самой священной», «святейшей» службой.

Еще одна исключительная особенность литургии — необходимость подготовки к участию в этом Таинстве. Все службы суточного круга не требуют ни от священнослужителей, ни от мирян особого приготовления, но в то же время сами подготавливают верных к литургии. Кроме того, для полноценного участия в литургии (то есть для причащения Тела и Крови Христа, так как именно это является целью литургии) требуется прочитать правило ко святому причащению. Наконец, церковные каноны содержат еще ряд требований для духовенства, относящихся только к служению литургии (и ни к одной другой службе): телесная и нравственная чистота, евхаристический пост, воздержание от супружеских отношений и другие (подобные требования актуальны и для мирян, готовящихся к причащению).

В данной главе мы сначала вкратце рассмотрим догматическое учение о Евхаристии, затем приведем последование каждого вида литургии с подробным описанием действий священнослужителей, а также разберем все изменяемые части литургии и их особенности.

§1. ЕВХАРИСТИЯ: БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ[250]

Православное богословие Евхаристии многогранно, как неисчерпаема и непостижима сама тайна Евхаристии. В данном параграфе мы обозначим основные аспекты учения о Таинстве Евхаристии.

Евхаристия — Таинство таинств. Евхаристия была, есть и будет центральным нервом христианской жизни. Все Таинства, молитвословия и чинопоследования Православной Церкви концентрируются около Евхаристии. Действительно, уже в Древней Церкви крещение оглашенных совершалось во время литургии в особые дни (Пасха, Рождество, Богоявление и некоторые другие). Венчание также совершалось в составе литургии, вероятно, во время литургии оглашенных, а после молодые причащались Святых Таин. Елеосвящение также изначально было вставлено в рамки литургии: освящение елея совершалось во время проскомидии, a помазание — после заамвонной молитвы. Миро и теперь освящается во время литургии, сразу же после освящения Даров в Великий Четверг. Таинство священства неотделимо от литургии. Кроме того, другие священнодействия — освящение храма, освящение антиминса, великое освящение воды на Богоявление, пострижение в монашество — так или иначе приурочиваются ко времени литургии или даже введены в ее состав. Наконец, отпевание усопших обычно предваряется заупокойной литургией. Только впоследствии, под влиянием процесса обмирщения жизни и ее расцерковления, органическая связь Таинств с литургией прервалась и многие Таинства в сознании верующего народа превратились в требы, совершаемые независимо от литургии.

Евхаристия и Церковь. Спаситель говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Каждый христианин, причащаясь Таин Господних, становится членом Его мистического Тела, то есть Церкви. Евхаристия есть Тело Христово, и Церковь, по учению апостола Павла, также есть соборное Тело Христово (см.: Еф. 4, 15–16; Кол. 1, 24). Другими словами, природа Церкви евхаристична. Евхаристии нет вне Церкви, ибо нет тела вне Тела. Вне Церкви можно лишь представлять Сионскую Вечерю, символизироватьее, но не совершать евхаристическое Жертвоприношение; вне Церкви она безблагодатна. Евхаристия, как и вообще таинственная жизнь, не может существовать без освящающей силы Святаго Духа. Но и Церковь не может быть без Евхаристии. Нельзя поэтому быть членом Церкви и не причащаться того, что есть Тело Христово, то есть Сама Церковь. Участие в Евхаристии — знак церковности.

Евхаристия и об!ожение человека. Евхаристия есть повторение великого Таинства — воплощения и вочеловечения Логоса. Бог явился во плоти, Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. Одна из фундаментальных истин святоотеческого богословия — это учение об обожении человека. Это не только оправдание от грехов, это не только интеллектуальное приближение к Богу, но и реальное, конкретное обожение нашей природы. A оно возможно только благодаря причащению этой природы обоженному Телу Христову, благодаря евхаристической жизни. Жить евхаристически значит причащаться, активно участвовать в Тайной Вечере. Причащаться как можно чаще, много раз в году, если можно, постоянно,чтобы быть в постоянной, неразрывной связи с мистическим Телом Христовым, с Церковью, чтобы воцерковиться и не выходить, не выпадать из этой тесной связи с нею. Причащаться с полным сознанием и дерзновенным желанием именно этого обожения нашего естества. Причащаться, чтобы стать единою Плотию с Христом, чтобы, по учению апостола Павла, быть усыновленными Богу, стать сынами Божиими в единении с Сыном Его.

Евхаристия есть Жертва. Она является осуществлением того, что Господь повелел творить в Его воспоминание, она есть повторение Голгофского Жертвоприношения. Эта Жертва превышает наше разумение; она, как и всё в богословии, исполнена антиномий и апофатических положений. Она вневременна и в своей вневременности охватывает в одном моменте и прошлое, и настоящее, и будущее. Мы в ней «воспоминаем» и творение мира, и искупление человечества Сыном Божиим, и Его Крест, и Воскресение, Его вознесение и имеющее еще быть Второе и Страшное Пришествие. Она универсальна и охватывает весь мир и соединяет в одном Жертвоприношении Единого Тела все разрозненные части вселенной. B ней Жертва является и Первосвященником, Он есть «Приносяй и Приносимый». Это есть жертва нашей благодарности Богу, нашей евхаристичности за все благодеяния, явленные Им роду человеческому и неявленные, благодеяния нам известные и неизвестные.

Евхаристия — откровение христианского учения. Отцы Церкви (в частности, преподобный Максим Исповедник) неоднократно называли литургию не только Таинством, но и «тайноводством», так как она не только является нашим жертвоприношением Богу, но и научает нас богословию, открывает нам сокровенное. Святой Ириней Лионский сказал: «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение»[251]. B евхаристическом последовании совершается представлениевсей истории нашего спасения, всего промыслительного домостроительства. B проскомидии мы уже присутствуем при предвечном, довременном заклании Агнца, при Рождении Слова Божия во времени в вифлеемских яслях; потом совершается Его выход на проповедь, Его домостроительное Искупление, Его страдание, Его Вечеря, Его смерть, Воскресение, вознесение на небо. Действия священника, песнопения с клироса, одежды священника и богослужебная утварь — все это символически прообразует что-либо из жизни Спасителя. Верующий, присутствующий при литургии, умно приобщается всему этому символическому представлению. Перед его взором открывается, однако, еще и иное откровение, a именно Небесная Литургия, вечная евхаристическая Жертва, начавшаяся в недрах Святой Троицы от вечности и продолжающаяся всегда, ныне и присно и во веки веков. И наша земная литургия, в которой истинно, реально приносится Самое Пречистое Тело и Самая Честная Кровь Христовы, есть отображение той вечной Небесной Литургии, которая постоянно, вне времени и вне места совершается там, на Престоле Горней Славы.

§2. ВИДЫ ЛИТУРГИИ И ДНИ ИХ СОВЕРШЕНИЯ

 

В Православной Церкви в настоящее время совершается три вида литургии: литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова. В Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1970–1980-е годы в праздник апостола Иакова (23 октября) совершалась еще и литургия апостола Иакова. Эта практика возникла по инициативе выдающегося иерарха XX века митрополита Никодима (Ротова), и долгое время литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью литургической жизни духовной школы, однако в 90-е годы служение этой литургии совершенно прекратилось. Теперь назовем дни, когда Устав назначает совершать каждый из трех видов литургии.

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается б!ольшую часть дней года. Это настолько распространенный вид литургии, что в церковной практике обычно называется просто «литургией» (то есть когда мы говорим «литургия», без пояснений и уточнений, то подразумеваем литургию Иоанна Златоуста). Дни ее совершения можно классифицировать следующим образом:

— от Пасхи до Недели сыропустной литургия святителя Иоанна Златоуста совершается каждый день, кроме тех случаев, когда совершается литургия Василия Великого или не положено литургии вовсе;

— в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю субботы Великого поста, а также в Неделю ваий;

— на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, случившийся в седмичный день Великого поста.

Литургия святителя Василия Великого совершается ровно 10 раз в году в следующие дни:

— в навечерие Рождества Христова и Богоявления (однако если 24 декабря или 5 января случится в субботу или воскресенье, тогда в навечерие праздника совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, а литургия Василия Великого — на сам праздник);

— 1 января (память святителя Василия Великого);

— в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели Великого поста;

— в Великий Четверг и Великую Субботу.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста в следующих случаях:

— в каждую среду и пятницу периода Святой Четыредесятницы;

— в четверг 5-й седмицы (ради Великого канона)[252];

— 24 февраля (Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого, случившиеся в понедельник, вторник или четверг в период Святой Четыредесятницы;

— в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду.

Литургии не положено в следующие дни года:

— в среду и пятницу сырной седмицы (если не случится Сретение Господне или храмовый праздник);

— в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы (если не случится полиелейного, храмового праздника или Благовещения Пресвятой Богородицы);

— в Великую Пятницу (однако если в этот день случится праздник Благовещения, то совершается литургия святителя Иоанна Златоуста);

— в седмичные дни Рождественского и Петрова постов в случае аллилуйных служб (однако в настоящее время аллилуйные службы почти не совершаются, несмотря на их наличие в Уставе (Типиконе) и пожелание Поместного Собора 1917–1918 годов относительно их возрождения);

— если навечерие Рождества Христова или Богоявления случится в субботу или воскресенье, то накануне в пятницу литургия отменяется.

§3. ПОСЛЕДОВАНИЕ ЛИТУРГИИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

 

Божественная литургия в ее современном виде делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Однако также следует рассмотреть еще два необходимых элемента, которые хотя и не входят в собственно последование литургии, но обязательно совершаются перед ней: входные молитвы и облачение священнослужителей.

Последование литургии излагается в Служебнике (особенности совершения литургии архиерейским чином — в Чиновнике), так что Служебник является для нас основным источником при составлении данного параграфа. Кроме того, при изложении последования литургии существенное внимание необходимо уделить действиям священнослужителей. Хотя подобные указания имеются в Служебнике, все же Служебник не всегда подробно и полностью освещает этот аспект, многие детали приходится заимствовать из богослужебной практики. Потому при рассмотрении действий священника и диакона мы будем в качестве основного пособия использовать книгу отечественного литургиста архимандрита Киприана (Керна) «Евхаристия», которая является одним из самых авторитетных трудов, посвященных Божественной литургии. Также вспомогательным пособием будет для нас книга А.И. Георгиевского «Чинопоследование Божественной литургии». Наконец, принципиальное и объективное значение имеет практика Санкт-Петербургской Духовной Академии, одного из двух (наряду с МДА) ведущих духовных учебных заведений Русской Церкви. Потому автор выражает глубокую благодарность архимандриту Софронию (Смуку), руководителю Богослужебной практики в СПбДА, который принял непосредственное деятельное участие в составлении изложенного далее последования Божественной литургии.

Входные молитвы

Молитвы, называемые «входными», совершаются только перед литургией (что касается остальных служб суточного круга, то перед их совершением входные молитвы не предусмотрены), а само название означает, что входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь. Архимандрит Киприан (Керн) говорит, что входные молитвы читаются без облачения, так как «нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль»[253]. Действительно, раз облачение следует после входных молитв, то можно признать правомерность такой точки зрения[254]. Однако на практике священники нередко надевают епитрахиль перед входными молитвами (затем перед облачением снимают ее и надевают вновь уже с молитвой). Облачение в епитрахиль основано на том, что входные молитвы считаются кратким богослужением, а священник любое богослужение должен совершать в епитрахили. Для того чтобы священник мог надеть епитрахиль, не входя в алтарь, в древних монастырях на лицевой стороне иконостаса рядом с царскими вратами существовало особое место, куда вешали епитрахиль[255]; эта традиция отражена в 9-й главе Типикона («вземлет же и епитрахилий, сущий у царских врат»).

На практике для чтения входных молитв священник из алтаря выходит через северную дверь, диакон – через южную; вход же в алтарь после молитв осуществляется противоположным образом: священник – южной дверью, диакон – северной.

Молитвы читает диакон, а священник (при соборном служении — старший пресвитер) произносит возгласы и читает молитву «Господи, низпосли руку Твою…». Вот последование входных молитв.

Священник стоит перед царскими вратами и негромко говорит начальный возглас: «Благословен Бог наш...».

Диакон: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Диакон: «Аминь» и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи...», «Слава»: «Господи, помилуй нас...», «И ныне»: «Милосердия двери отверзи нам...».

Затем священнослужители целуют иконы Спасителя и Божией Матери. При целовании иконы Спасителя диакон читает тропарь «Пречистому образу Твоему покланяемся...», а иконы Божией Матери — «Милосердия сущи источник...». После этого священник становится перед царскими вратами и с непокрытой головой читает молитву «Господи, низпосли руку Твою…» (при чтении этой молитвы священник по традиции воздевает руки), после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая друг у друга прощения, потом также поклоняются народу.

Затем сразу священнослужители входят в алтарь (целуя при этом образ на двери) при чтении молитвы «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...» (Пс. 5, 8–13). Здесь священник и диакон благоговейно поклоняются и целуют Евангелие и престол (диакон — только престол) и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, облачаются в те священные одежды, которые предписаны им по чину.

Облачение духовенства

Облачение священнослужителей перед литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего епитрахиль, фелонь и поручи), целует крест на облачении и возлагает его на себя без чтения специальных молитв. Перед литургией священник облачается во все положенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания[256].

Перед литургией диакон, согласно предписанию Служебника, берет благословение у священника со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». На слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» диакон отвечает: «Аминь» и целует руку священника и крест на облачении[257]. Так же должны поступать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари.

Облачение диакона происходит следующим образом. Прежде чем надеть каждое облачение, диакон крестится, целует знак креста на облачении и читает положенную молитву.

Над стихарем диакон читает молитву: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою» (Ис. 61, 10).

На орарь диакон не читает никакой молитвы, только крестится, целует крест на ораре и возлагает его на плечо.

Над поручами диакон читает две молитвы, отдельные для поручей каждой стороны. Для правого поруча: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15, 6–7), для левого: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» (Пс. 118, 73).

Священник перед облачением благословляет все одежды вместе, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Затем, назнаменуя каждое облачение, целует знак креста на нем и читает соответствующую молитву.

Над подризником священник читает ту же молитву, что и диакон над стихарем[258]: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою» (Ис. 61, 10).

Над епитрахилью священник читает: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его» (Пс. 132, 2).

Над поясом священник читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (Пс. 17, 33–34).

Над поручами священник, как и диакон, читает две молитвы, отдельные для поручей каждой стороны. Для правого поруча: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15, 6–7), для левого: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» (Пс. 118, 73).

Если священник имеет в качестве награды набедренник, то над набедренником он читает: «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (Пс. 44, 4–5). Однако архимандрит Киприан (Керн) считает, что в Служебнике набедренником называется палица, так что эта молитва относится только к палице. В то же время облачение, которое в Русской Церкви называется набедренником (первая награда иерея), не имеет особой молитвы, так как эта награда была введена у нас в XIX веке и ни одна из Восточных Церквей ее не знает[259].

При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Пс. 131, 9).

Проскомидия

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении молитвы: «Умыю в неповинных руце мои…» (Пс. 25, 6–12).

Затем диакон приготовляет все необходимое для совершения Евхаристии, а именно зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды: слева ставит святой дискос, а справа — святую Чашу[260]. Рядом должны быть положены другие необходимые предметы: звездица, оба малых покровца и воздýх, копие, лжица, сосуд с вином и малый сосуд с чистой водой, тарелка и губка. Просфоры полагаются слева на блюде, а сосуды с вином и водой справа, рядом с Чашей.

Приготовив все потребное, священник и диакон поклоняются трижды перед жертвенником с молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». Затем священник читает тропарь Великой Пятницы, на практике целуя при этом сосуды (хотя в Служебнике о целовании сосудов не говорится): «Искупил ны еси от клятвы законныя (целует дискос) честною Твоею Кровию (Чашу), на Кресте пригвоздився (звездицу), и копием прободся (копие), безсмертие источил еси человеком: Спасе наш, слава Тебе» (лжицу).

Диакон тихо произносит: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословен Бог наш…».

Диакон: «Аминь».

Священник, держа левой рукой просфору, из которой будет вырезан Агнец, берет в правую руку копие и делает им на печати просфоры три крестных знамения, произнося трижды: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

После иерей вонзает копие вертикально и режет с правой стороны печати агничной просфоры (с левой от себя, где надписи «IC» и «НI»)[261] со словами: «Яко овча на заколение ведеся». Потом так же вонзает с левой стороны печати (справа от себя, где надписи «XC» и «KA») и режет по краю печати со словами: «И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих». Затем таким же образом вонзает и режет по верхней линии печати (где надписи «IC» и «XC»), произнося: «Во смирение Его суд Его взятся», и, наконец, по нижней стороне (у надписей «НI» и «KA») со словами: «Род же Его кто исповесть». Диакон на каждое такое действие священника говорит, держа орарь в руке: «Господу помолимся» (если диакона нет, то священник слов диакона не произносит).

Диакон: «Возми, владыко».

Священник, вложив копие в правую (левую от себя) сторону нижней части просфоры («от косвенныя десныя страны просфоры»), подрезывает Агнец и вынимает его копием из просфоры, произнося: «Яко вземлется от земли живот Его» [262]. Священник полагает Агнец на дискосе печатью вверх.

Диакон: «Пожри, владыко».

Священник кладет Агнец печатью вниз и осторожно разрезает Агнец крестообразно, так чтобы разрезы совпадали с крестом на печати, произнося: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». Разрезать Агнец следует не до конца, а лишь до корки, чтобы Агнец не распался. Благодаря этому крестообразному надрезу священник перед причащением сможет преломить Агнец на четыре равные части.

Диакон: «Прободи, владыко».

Священник, положив Агнец печатью кверху, прободает копием верхнюю правую сторону Агнца (то есть ту, на которой стоит надпись «IC») со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19, 34–35).

Диакон обращается к иерею: «Благослови, владыко, святое соединение». Священник благословляет вино с водой без произнесения каких-либо слов[263], после чего диакон вливает «соединение» в святую Чашу. Причем в равной степени допустимы две практики: или диакон непосредственно вливает воду и вино из сосудов в Чашу, или же сначала вливает вино и воду в ковшик, а затем из ковшика в Чашу.

Иерусалимский Служебник предлагает после этого покрыть Чашу покровцом. Это действие совершается без положенных молитв, так как имеет профилактический характер: покрыть Чашу в данный момент следует во избежание засорения ее пылью или летающей мошкарой[264].

Священник (пока без участия диакона) продолжает проскомидию. Он берет вторую просфору, так называемую «Богородичную», и со словами «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…» вынимает треугольную частицу и полагает ее «одесную святаго Хлеба, близ среды его», то есть в средней части дискоса и слева, если считать от руки священника. При этом он произносит слова: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преиспещренна» (Пс. 44, 10).

После этого иерей берет в левую руку третью просфору, так называемую «девятичинную», вынимает копием девять треугольных частиц и полагает их «ошуюю святаго Хлеба» (то есть справа от себя), в три вертикальных ряда по три частицы в каждом, причем сначала выкладывает крайний левый столбец (то есть первые три частицы кладет рядом с Агнцем).

Первую частицу священник изымает в честь «Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна» [265], а вторую — в честь «Святых славных пророков: Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа; святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков». Третью частицу он вынимает в честь «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов». Таким образом, закончен первый вертикальный ряд частиц.

Четвертой частицей священник начинает сверху второй столбец и вынимает ее в честь святителей, то есть святых епископов, вселенских учителей и местночтимых святителей: «Иже во святых отец наших, святителей…». Пятую частицу он вынимает в честь святых мучеников и мучениц: «Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников…». Шестую частицу иерей вынимает в честь преподобных отцев и матерей, то есть подвизавшихся в монашестве: «Преподобных и богоносных отец наших: Антониа, Евфимиа, Саввы…».

При изъятии седьмой частицы, начинающей третий ряд, священник поминает святых чудотворцев и бессребреников: Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая. Вынимая восьмую частицу, иерей поминает святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну, святого, в честь которого освящен храм, святого, память которого совершается в настоящий день, и «всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже». Обычно при изъятии восьмой частицы священник поминает других святых, имена которых не вошли в Служебник, но которые особенно почитаемы в данной местности или к молитвенному заступлению которых иерей часто прибегает. На девятой частице священник поминает автора литургии (святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого, в зависимости от того, чья литургия совершается).

После изъятия частиц из «девятичинной» просфоры иерей поминает живых и усопших. Для поминовения живых священник берет четвертую просфору, из которой сначала вынимает частицу и поминает Святейшего Патриарха, епархиального архиерея и «весь священнический чин». Затем вынимает еще одну частицу за «богохранимую страну нашу и православных людей ея». Эти две частицы полагаются на дискосе внизу Агнца, открывая так называемый заздравный ряд. Остальные частицы, вынимаемые о здравии, полагаются в этом же ряду.

Затем священник поминает того архиерея, который его рукоположил, (разумеется, если он еще жив, в противном случае он его поминает среди имен усопших на пятой просфоре). Далее иерей поминает других живых членов Церкви (настоятеля, братию, сродников) и читает записки о здравии. При изъятии каждой частицы за живых священник произносит: «Помяни, Господи… (называет имя в винительном падеже) ».

Взяв пятую просфору, священник вынимает частицы за усопших и располагает их ниже на дискосе, открывая заупокойный ряд. Сначала он изымает одну частицу со словами: «О памяти и оставлении грехов Святейших Патриархов, и блаженных создателей святаго храма сего ( или святыя обители сея)». Затем изымает частицы в память рукоположившего архиерея (если архиерей уже преставился), усопших сродников и других усопших членов Церкви; на каждое имя священник вынимает по одной частице со словами: «Помяни, Господи… (называет имя в винительном падеже) » [266]. После изъятия всех частиц о упокоении священник заканчивает поминовение усопших такой формулой: «Помяни, Господи, и всех в надежде Воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи».

Затем священник берет четвертую просфору и вынимает частицу за себя со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное». Эту частицу иерей полагает на последнем месте в заздравном ряду. На этом изъятие частиц заканчивается[267].

После этого священник при помощи губки собирает с краев дискоса все частицы, чтобы ни одна из них не упала с дискоса.

Пономарь подает диакону кадило, диакон испрашивает у священника благословение: «Благослови, владыко, кадило» и «Господу помолимся». Священник, благословляя кадило, говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…».

Диакон: «Господу помолимся».

Священник берет звездицу и кадит ее. Для этого диакон держит кадило за верхнее кольцо левой рукой, а самую чашку кадильницы приподнимает правой так, чтобы крышка кадильницы не мешала священнику прикладывать к ней для каждения звездицу и покровцы. Покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца на дискосе со словами: «И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча» (Мф. 2, 9).

Диакон продолжает: «Господу помолимся».

Священник берет первый малый покровец и кадит его, читая псалом 92-й: «Господь воцарися, в лепоту облечеся…». Затем иерей покрывает им дискос поверх звездицы.

Диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко».

Священник берет второй малый покровец, кадит его так же и покрывает им Чашу со словами: «Покры небеса добродетель Твоя,Христе, и хвалы Твоеяисполнь земля» (Авв. 3, 3).

Диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко».

Священник берет большой покровец, или воздýх, кадит[268] его и покрывает дискос и Чашу со словами: «Покрый нас кровом крилу Твоею…».

Священник берет из рук диакона кадило и кадит предложение, трижды говоря: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе». Диакон, держа орарь, на каждый такой возглас добавляет: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Священнослужители совершают три поклона.

Диакон: «О предложенных честных Дарех Господу помолимся».

Священник читает молитву предложения «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб…». Диакон при этом держит орарь.

После этой молитвы следует отпуст проскомидии.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Диакон: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго ( на литургии святителя Василия Великогоиже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». В неделю и в течение пасхального периода в начале отпуста следует вводная фраза «Воскресый из мертвых…».

Диакон: «Аминь».

Сразу после отпуста священник кадит предложение и диакона, отдает кадило, диакон принимает кадило и кадит священника, оба поклоняются предложению и друг другу. Затем священник отходит к престолу, а диакон, обойдя престол с южной стороны, отверзает завесу и совершает каждение престола с четырех сторон с чтением тропаря «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...» [269]. Затем диакон кадит алтарь и весь храм по установленному чину, читая при этом псалом 50-й.

 

Литургия оглашенных

Перед началом литургии (обычно во время чтения молитвы 6-го часа «Боже и Господи Сил…») священнослужители становятся перед престолом и совершают троекратное поклонение, читая молитву «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Затем священник с воздетыми руками[270] читает молитвы: «Царю Небесный…» (единожды)[271]; «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды); «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (единожды).

Во время чтения этих молитв диакон поднимает вверх орарь, как во время ектении. После священник целует Евангелие и престол, а диакон только престол. Затем между священником и диаконом происходит следующий диалог.

Диакон, держа орарь и преклонив голову, произносит: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови».

Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».

Диакон: «Аминь. Помолися о мне, владыко святый».

Священник (обратившись к диакону): «Да исправит Господь стопы твоя».

Диакон: «Помяни мя, владыко святый».

Священник (благословляет диакона): «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Диакон: «Аминь». Целует десницу иерея и выходит северной дверью на солею. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

Начало литургии

Диакон (на амвоне, громким голосом): «Благослови, владыко».

Священник (поднимая двумя руками Святое Евангелие и изображая им знак креста над антиминсом, возглашает): «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся».

Священник (во время ектении читает тайно[272] молитву 1-го антифона «Господи Боже наш, Егоже держава несказанна…» [273], по окончании ектении возглашает): «Яко подобает Тебе...».

Перед возгласом диакон отходит вправо и во время пения антифона стоит перед иконой Спасителя (так же поступает и во время 2-го антифона).

Хор: «Аминь». И поет 1-й антифон (если по Уставу поются изобразительные антифоны, то псалом 102-й).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (во время ектении читает тайно молитву 2-го антифона «Господи Боже наш, спаси люди Твоя…», по окончании ектении возглашает): «Яко Твоя держава…».

Хор: «Аминь». И поет 2-й антифон (если положено пение изобразительных антифонов, то псалом 145-й, перед которым по Уставу необходимо спеть «Слава»). «Слава, и ныне» [274]. «Единородный Сыне…».

Диакон снова становится против царских врат и произносит малую ектению «Паки и паки миром...». По окончании ектении уходит в алтарь.

Священник (во время ектении читает тайно молитву 3-го антифона «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…», по окончании ектении возглашает): «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…».

Хор: «Аминь». И поет 3-й антифон (в случае изобразительных антифонов поются заповеди блаженства с тропарями[275]).

Малый вход

В начале пения 3-го антифона диакон открывает царские врата. Во время пения 3-го антифона священник и диакон творят три поклонения перед престолом и священник целует Евангелие и престол, а диакон — престол. Затем священник берет Евангелие и отдает его диакону, диакон принимает Евангелие, держа его орарем[276]. Священнослужители обходят святую трапезу справа; поравнявшись с горним местом, диакон говорит «Господу помолимся», священник читает молитву входа


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.