История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен

2017-10-07 1280
Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Важной изменяемой частью литургии является чтение Апостола и Евангелия и употребление связанных с ними песнопений (прокимена, аллилуария и причастна). Количество прокименов, Апостолов, аллилуариев, Евангелий и причастных обычно одинаково: Уставом назначается или один прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен, или по два прокимена и связанных с ними песнопений и чтений (исключения рассмотрены нами в части I, глава 5, параграф 2.7. «Связь между количеством прокименов, Апостолов, аллилуариев и причастных»). В связи с существованием подвижного и неподвижного кругов богослужения на литургии в большинство дней года употребляются чтения рядовые и неподвижным праздникам, а также поются прокимены, аллилуарии и причастны дневные и Минеи. Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свои прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен. Важно отметить, что всегда одинаково взаимное расположение песнопений и чтений. Например, если прокимен дня поется первым, а затем следует прокимен Минеи, то именно в таком же порядке поются аллилуарий и причастен и читаются Апостол и Евангелие.

Возможные варианты количества прокименов, Апостолов, аллилуариев, Евангелий и причастных, а также последовательность указанных литургических текстов (если употребляются два или три Апостола и Евангелия) рассмотрены нами в части I, глава 5, параграфы 1.6 и 2.6. Особенности же пения прокимена, аллилуария и причастна, а также чтения Апостола и Евангелия в конкретных случаях представлены в параграфе 5 («Особенности Божественной литургии») настоящей главы.

 

§4.5. «Достойно есть…» и задостойники

Большинство дней года на литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть…», а на литургии святителя Василия Великого поется «О Тебе радуется…». На двунадесятые праздники и в течение всех дней периода попразднства поется задостойник праздника, который состоит из припева и ирмоса 9-й песни канона (причем если праздник имеет два канона, то в качестве задостойника нередко поется ирмос 2-го канона, например на Рождество Христово). Также от Пасхи до отдания Пасхи в качестве задостойника поется припев «Ангел вопияше…» и ирмос «Светися, светися…» (исключениями являются праздник Преполовения Пятидесятницы и его отдание, то есть среда 4-й и среда 5-й седмицы по Пасхе, когда поется задостойник Преполовения). На двунадесятые праздники, которые не имеют припева на 9-й песни канона (Неделя ваий, Пятидесятница), а также в Великий Четверг и Великую Субботу в качестве задостойника поется только ирмос 9-й песни.

§5. ОСОБЕННОСТИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

В случае двунадесятого Господского праздника (в любой день)

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях 14 сентября и 25 декабря.

Антифоны праздника.

По входе: тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.

Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен — праздника (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко — на грядущий).

Задостойник праздника.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой.

В случае двунадесятого Богородичного праздника в седмичный день

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (8 сентября).

«Блаженны»: 3-я песнь 1-го канона праздника на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4 (на праздник Сретения Господня — 3-я и 6-я песни канона праздника).

По входе: тропарь праздника;«Слава, и ныне»: кондак праздника.

Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен —праздника (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко — на грядущий).

Задостойник праздника.

Отпуст краткий праздничный (на Сретение Господне с вводной фразой).

 

В случае недвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день

Служба недвунадесятого Богородичного праздника соединяется со службой рядовому святому. Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 27 ноября.

«Блаженны»: 3-я песнь 1-го канона Богородицы на 4 и 6-я песнь 2-го канона Богородицы на 4.

По входе: тропарь Богородицы, тропарь святого;«Слава»: кондак святого,«И ныне»: кондак Богородицы.

Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен —Богородицы и святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко — на грядущий).

В случае бденного святого в седмичный день

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 26 сентября и в 52-й главе.

«Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.

По входе:

в храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен —святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко — на грядущий).

В случае полиелейного святого в седмичный день

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб полиелейным святым (например, 6 и 9 октября), а также в 7-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.

«Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.

По входе:

в храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропарь храма,тропарь святого, кондак храма;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен — дня и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала поются прокимены, Аллилуиа и причастны святого, затем — дневные).

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала следует чтение святого, затем — рядовое).

 

В случае святого с великим славословием в седмичный день, кроме субботы

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 23 сентября и 23 октября, а также в 8-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.

«Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.

По входе:

в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг — два), тропарь святого; кондак дня (в четверг — два), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня;

в храме Богородичном: тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем — храма), тропарь святого; кондак дня,«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропарь дня,тропарь храма,тропарь святого, кондак дня, кондак храма;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —дня и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого.

В случае святого с великим славословием в субботу

В этом случае особенности такие же, как и в случае полиелейного святого, так как на утрене Октоих не поется (а потому и не поются дневные тропарь и кондак, см. главу 52-ю Типикона).

«Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.

По входе:

в храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропарь храма,тропарь святого, кондак храма;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).

Апостол и Евангелие — святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).

В случае шестеричного святого в седмичный день, кроме субботы

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 5 и 24 сентября, а также в 9-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.

«Блаженны»: Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4.

По входе:

в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг — два), тропарь святого; кондак дня (в четверг — два), кондак святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого;кондак святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;

в храме Богородичном: тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем — храма), тропарь святого; кондак дня,кондак святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;

в храме святого:тропарь дня,тропарь храма,тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма;кондак святого Минеи.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —дня и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого.

В случае шестеричного святого в субботу

Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона.

«Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.

По входе:

в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»);

в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»).

Прокимен, Аллилуиа и причастен — святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).

Апостол и Евангелие — святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).

В случае святого без знака в седмичный день, кроме субботы

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 27 сентября) и в 52-й главе, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи.

Антифоны вседневные.

По входе:

в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг — два), тропарь святого; кондак дня (в четверг — два), кондак святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого;кондак святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;

в храме Богородичном: тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем — храма), тропарь святого; кондак дня,кондак святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропарь дня,тропарь храма,тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма;кондак святого Минеи.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен — дня и святого (если есть).

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (если указано чтение святому).

Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).

В случае двух святых без знака в седмичный день, кроме субботы

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 2, 3 сентября) и в 52-й главе, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи.

Антифоны вседневные. Однако если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то поются антифоны изобразительные и читаются «Блаженны» Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4.

По входе:

в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг — два), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня (в четверг — два), кондак 1-го святого, кондак 2-го святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого;кондак 1-го святого, кондак 2-го святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;

в храме Богородичном: тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем — храма), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня,кондак 1-го святого, кондак 2-го святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропарь дня,тропарь храма,тропарь 1-го святого Минеи, тропарь 2-го святого, кондак дня, кондак храма;кондак 1-го святого Минеи, кондак 2-го святого.«Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен — дня и святого (если есть).

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (если указано чтение святому).

Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).

В случае святого без знака (одного или двух) в субботу

Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона.

«Блаженны» Октоиха на 6. Однако в случае двух святых, если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то читаются «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.

По входе:

в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»);

в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых Минеи (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»).

Прокимен, Аллилуиа и причастен — святого (если есть) и дня.

Апостол и Евангелие — святого (если есть) и рядовые.

Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).

В случае шестеричного святого, святого без знака или двух святых

в седмичный день в период предпразднства двунадесятого праздника

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 сентября) и в 52-й главе, а также в 12-й уставной главе Общей Минеи.

«Блаженны» на 8:3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4. Если святой не имеет «Блаженн», то читаются 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь предпразднства на 4.

По входе:

в храме Господском: а) в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;

в храме Богородичном: а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;

в храме святого: тропари: предпразднства, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.

В случае двух святых поются подряд тропари и кондаки обоим святым, причем на «Слава» в любом храме поется кондак 2-го святого.

Прокимен, Аллилуиа и причастен — дня и святого (если есть).

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (если указано чтение святому).

Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются рядовые (см. 5 августа).

В случае шестеричного святого, святого без знака или двух святых

в седмичный день в период попразднства двунадесятого праздника

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 9, 15 сентября) и в 52-й главе, а также в 12-й уставной главе Общей Минеи.

«Блаженны» на 8: рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4. Если святой не имеет «Блаженн», то читаются или две рядовые песни канона праздника на 8 (если короткий период попразднства, например, 10 сентября), или одна рядовая песнь праздника на 6 (если длительный период попразднства, например, 19 сентября).

Вх!одный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий…» (далее в попразднство Господского праздника следует припев 2-го антифона праздника, а Богородичного — «во святых Дивен сый...»).

По входе:

в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме Богородичном: а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме святого: тропари: праздника, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.

В случае двух святых поются подряд тропари и кондаки обоим святым, причем на «Слава» в любом храме поется кондак 2-го святого.

Прокимен, Аллилуиа и причастен —праздника и святого (если есть).

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (если указано чтение святому).

Задостойник праздника.

В случае полиелейного святого в седмичный день

в период предпразднства двунадесятого праздника

Особенности такой службы можно найти в 11-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.

«Блаженны» на 8:3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4.

По входе:

в храме Господском: а) в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;

в храме Богородичном: а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;

в храме святого: тропари: предпразднства, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.

Прокимен, Аллилуиа и причастен — дня и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого.

В случае полиелейного святого в седмичный день

в период попразднства двунадесятого праздника

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 9 августа) и в 52-й главе, а также в 11-й уставной главе Общей Минеи.

«Блаженны» на 8:рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4.

Вх!одный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий…» (далее в попразднство Господского праздника следует припев 2-го антифона праздника, а Богородичного — «во святых Дивен сый...»).

По входе:

в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме Богородичном: а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме святого: тропари: праздника, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.

Прокимен, Аллилуиа и причастен — праздника и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого.

Задостойник праздника.

В случае бденного святого в неделю

Особенности такой службы можно найти в 3-й главе Типикона.

«Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.

Вх!одный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых…» (этот стих всегда поется в воскресенье).

По входе:

в храме Господском: тропарь воскресный, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;

в храме Богородичном: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный,«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропарь воскресный,тропарь святого, кондак воскресный;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен — воскресные и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого.

В случае полиелейного или славословного святого или святого на 6 в неделю

Особенности такой службы можно найти в 4-й и 5-й главах Типикона.

«Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.

По входе:

в храме Господском: тропарь воскресный, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;

в храме Богородичном: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный,«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропари: воскресный,храма, святого, кондаки: воскресный, храма;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —воскресные и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого.

В случае святого без знака в неделю

Особенности такой службы можно найти во 2-й главе Типикона.

«Блаженны» Октоиха на 8.

По входе:

в храме Господском: тропарь воскресный, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;

в храме Богородичном: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный,«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропари: воскресный,храма, святого, кондаки: воскресный, храма;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —воскресные и святого (если есть).

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (если указано чтение святому).

В случае двух святых в неделю

Особенности такой службы можно найти в 4-й главе Общей Минеи.

«Блаженны» Октоиха на 8. Однако если святому Устав назначает «Блаженны», то читаются «Блаженны» Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.

По входе:

в храме Господском: тропари: воскресный, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого,«Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак воскресный;

в храме Богородичном: тропари: воскресный, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак воскресный, кондак 1-го святого,«Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак храма;

в храме святого: тропари: воскресный,храма, 1-го святого, 2-го святого; кондаки: воскресный, храма, 1-го святого;«Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —воскресные и святого (если есть).

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (если указано чтение святому).

В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства

двунадесятого праздника в неделю

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 августа) и в 52-й главе, а также в 5-й уставной главе Общей Минеи.

«Блаженны» на 12:Октоиха на 4,рядовая песнь канона праздника (в предпразднство — 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4.

По входе:

в храме Господском: тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме Богородичном: а) в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме святого: тропари: воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.

Прокимен, Аллилуиа и причастен —воскресные и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого.

Задостойник праздника (только в попразднство).

В случае святого без знака или шестеричного

в период пред- или попразднства двунадесятого праздника в неделю

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 августа, 8 сентября) и в 52-й главе, а также в 5-й уставной главе Общей Минеи.

«Блаженны» на 12:Октоиха на 4,рядовая песнь канона праздника (в предпразднство — 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4. Если святой не имеет «Блаженн», то читаются «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и канона праздника рядовая песнь (в предпразднство — 3-я песнь) на 4.

По входе:

в храме Господском: тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме Богородичном: а) в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме святого: тропари воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.

Прокимен, Аллилуиа и причастен — воскресные и святого. Однако если святой не имеет прокимена (и всего остального), то в попразднство поются прокимены, аллилуиа и причастны воскресный и праздника.

Апостол и Евангелие — рядовые и святого (если святой не имеет чтений, то читаются только рядовые Апостол и Евангелие).

Задостойник праздника (только в попразднство).

§6. ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

 

В сравнении с литургией святителя Иоанна Златоуста, проскомидия и литургия оглашенных на литургии святителя Василия Великого почти не имеют особенностей (на проскомидии поминается святитель Василий Великий как святой, «егоже есть литургия»). Потому все особенности касаются литургии верных, что вполне понятно, так как это самая древняя часть литургии. Вот отличительные черты литургии святителя Василия Великого:

1. Начиная с ектении об оглашенных, в последовании литургии святителя Василия Великого употребляются другие тайные молитвы священника.

2. Вместо Херувимской песни два раза в году поются другие песнопения: в Великий Четверг «Вечери Твоея Тайныя…», а в Великую Субботу — «Да молчит всякая плоть человеча…».

3. Евхаристический канон в целом более продолжительный из-за употребления более пространных молитв.

4. Другие установительные слова, которые начинаются фразой «Даде святым Своим учеником и апостолом рек…».

5. Вместо «Достойно есть…» поется задостойник «О Тебе радуется…» или задостойник праздника.

В связи с тем что последование литургии святителя Василия Великого отличается от литургии святителя Иоанна Златоуста только начиная с ектении об оглашенных, мы будем его излогать именно с этого момента. Кроме того, так как действия священнослужителей и другие вопросы практического характера были детально нами рассмотрены при изложении последования литургии святителя Иоанна Златоуста (см. параграф 3 данной главы), то в данном параграфе мы считаем целесообразным опустить некоторые второстепенные подробности и примечания.

 

Ектения об оглашенных

 

Итак, после сугубой ектении священник затворяет царские врата, а диакон на амвоне говорит ектению об оглашенных:

Диакон: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и другие прошения ектении об оглашенных.

По сложившейся практике, во время прошения «Открыет им Евангелие правды» священник открывает последнюю, верхнюю часть антиминса.

Священник тайно читает молитву «Господи Боже наш, Иже на небесех живый…» ивозглашает: «Да и тии с нами славят...».

Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губку и, осенив ею крестообразно антиминс, целует губку и кладет ее в верхнем правом углу развернутого антиминса.

Хор: «Аминь».

Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите… да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Литургия верных

Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Ты, Господи, показал еси нам…».

Диакон: «Заступи, спаси…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Премудрость».

Священник (возглас): «Яко подобает…».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся» и другие прошения ектении[318]. Священник тайно читает 2-ю молитву верных «Боже, посетивый в милости и щедротах смирение наше…».

Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй».

Диакон: «Заступи, спаси…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Премудрость» (сразу уходит в алтарь).

Священник (возглас): «Яко да под державою Твоею...».

Хор: «Аминь» (протяжно).

Великий вход

Хор поет первую половину Херувимской песни «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение» [319].

Диакон входит южной дверью в алтарь и, поклонившись горнему месту и священнику, отворяет царские врата. Взяв кадило и получив благословение на каждение, диакон, читая про себя 50-й псалом, кадит престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и молящихся в алтаре; опять выходит на амвон и кадит лики и народ, святые врата, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол с западной стороны, священника, поклоняется, становится справа от священника, держа кадило в левой руке. Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни «Никтоже достоин…».

По окончании чтения священником молитвы оба священнослужителя благоговейно поклоняются три раза с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», затем трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, причем священник говорит первую часть молитвы («Иже Херувимы тайно образующе...»), а диакон ее завершает («Яко да Царя всех подымем…»)[320]. Во время чтения Херувимской песни священник воздевает руки вверх, а диакон держит орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении ектений. После каждого прочтения молитвы священник и диакон, делая крестное знамение, благоговейно поклоняются пред престолом. Затем священник целует антиминс и престол, а диакон — престол, и отходят к жертвеннику: священник — непосредственно налево, а диакон чрез горнее место.

Подойдя к жертвеннику, иерей берет кадило у диакона и кадит предложение, молясь про себя: «Боже, очисти мя грешнаго» (трижды). Покадив предложение, он отдает кадило диакону. Диакон принимает кадило и держит его за кольцо пальцем правой руки, затем обращается к священнику со словами «Возми, владыко». Священник снимает воздýх со словами «Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа» и полагает его на левое плечо диакона.

Затем священник, поцеловав покрытый дискос, поставляет его диакону на голову. Диакон, принимая дискос, держит его обеими руками и выходит на солею северной дверью вслед за свещеносцами. Священник же, поцеловав святую Чашу, берет ее в свои руки и следует за диаконом, неся Чашу при персех. Придя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к народу. Свещеносцы идут перед диаконом и священником и становятся со свечами у подножия амвона.

Диакон: «Великаго господина и отца нашего… (называет имя Патриарха и его титул, а также имя епархиального архиерея и его титул), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Диакон идет в алтарь через царские врата и становится у правого переднего угла святого престола на правое колено, держа все так же святой дискос на голове и ожидая входа в алтарь иерея, который и снимет с головы дискос и поставит его на престол.

Священник: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь». «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Священник входит в алтарь, диакон тихо говорит ему: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем». Священник также тихо отвечает: «Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Священник ставит на престол святую Чашу на антиминс, в правой стороне его. Затем иерей снимает с головы диакона дискос и поставляет его также на антиминсе рядом с Чашей, слева от нее, произнося тропарь Великой Пятницы «Благообразный Иосиф, с древа снем...». Снимая покровец с дискоса, простирает его слева на престоле, читая тропарь «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», а снимая покровец с Чаши, простирает его справа, читая «Яко Живоносец, яко рая краснейший…».

Передав дискос священнику, диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносцев, закрывает царские врата и завесу и становится с п


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.