Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Совершаемой в седмичный день

2017-10-07 486
Совершаемой в седмичный день 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

По окончании полунощницы (если утреня совершается вечером, то сразу после окончания вечерни или повечерия) священ­ник входит в алтарь, отверзает завесу царских врат (если было повечерие или полунощница), благословляет кадило и, стоя перед престолом с кадилом в руке, возглашает: «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...». Ктиторские псалмы (19-й и 20-й). «Слава, и ныне». Трисвятое по «Отче наш…».

Во время чтения ктиторских псалмов священник совершает каждение всего храма, причем чтец должен читать неспешно, с тем расчетом, чтобы по окончании молитвы «Отче наш…» священник уже на амвоне смог произнести возглас: «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь» и далее читает тропари из Часосло­ва на ряду: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава»: «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне»: «Предстательство страшное и непостыдное…».

В это время священник входит в алтарь и, по окончании тропарей, стоя перед престолом с кадилом в руке, произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений. По окончании ектении следует возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче».

Священник, совершая по обычаю кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Чтец становится в центре храма перед аналоем с праздничной иконой и читает «Слава в вышних Богу...» [220] и шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).

Во время 2-й части шестопсалмия священник на амвоне тайно чита­ет утренние молитвы из Служебника.

Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды).

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся...».

Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь».

Затем диакон с хором попеременно исполняют «Бог Господь...» со стихами 117-го псалма.

Далее хор поет тропари по Уставу.

Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава».

Чтец: «И ныне». Кафисмы по Уставу. При этом всегда читаются только 2 кафисмы, а если служба совершается в период зимнего расписания, то 3-я кафисма переносится на вечерню грядущего дня. Если же совершается всенощное бдение, то 3-я кафисма отменяется вовсе.

Чтец (по совершении кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас): «Яко Твоя Держава...» (возглас по 2-й кафисме — «Яко Благ и Человеколюбец...»).

Хор: «Аминь».

Чтец читает седальны по Уставу. В это время пономарь выносит кадило и свечи для диакона и священника на середину храма.

Хор поет псалмы 134 - й («Хвалите имя Господне…») и135-й («Исповедайтеся Господеви яко Благ…»). В нотном Обиходе стихи псалмов поются с припевом «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Это песнопение в Уставе называется полиелеем (πολυέλεος означает «много милости») из-за частого повторения в 135-м псалме фразы «…яко в век милость Его». В начале пения полиелея диакон отверзает царские врата и духовенство выходит на середину храма[221].

Духовенство поет величание праздника. Затем канонарх или хор произносят стихи избранного псалма (песнопение, составленное из стихов различных псалмов[222], подобранных в соответствии с содержанием праздника), и после каждого стиха хор поет величание.

При пении полиелея и величания совершается каждение всего храма, начиная с праздничной иконы на аналое. На практике каждение совершается или полностью при пении величания со стихами избранного псалма, или же при пении полиелея иерей кадит алтарь, иконостас и народ, а во время величания кадит основную часть храма, притвор, поднимается на амвон, кадит царские врата, местные иконы, возвращается к иконе праздника, кадит ее спереди, затем становится на свое место в центре храма, кадит диакона и отдает ему кадило.

Хор: «Слава, и ныне». «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (дважды).

Духовенство: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» и величание последний раз.

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас): «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое…». В это время диакон идет южной дверью в алтарь за Евангелием. Пономари уходят в алтарь вместе с ним (один — южной дверью, другой — северной).

Хор: «Аминь».

Чтец читает седальны по полиелеи по Уставу.

Хор поет 1-й степенный антифон 4-го гласа «От юности моея…».

В начале пения антифона пономари выносят малые свечи на амвон каждый со своей стороны (то есть один выходит через северную дверь, другой — через южную) и становятся перед царскими вратами лицом на восток. При пении «Слава, и ныне» диакон подходит к престолу, вместе с пономарями поклоняется престолу и затем священнику, берет Евангелие и царскими вратами выходит на амвон. Пономари идут впереди диакона и становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу.

Диакон: «Вонмем. Премудрость. Вонмем». «Прокимен, глас 4-й… (говорит текст прокимена праздника) ».

Затем хор поет прокимен.

Диакон говорит стих прокимена.

Хор поет прокимен.

Диакон говорит 1-ю половину прокимена, а хор допевает оставшуюся часть.

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши…».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Хор поет «Всякое дыхание…» на 4-й глас.

Диакон говорит стих «Хвалите Бога во святых Его…».

Хор поет «Всякое дыхание…» на 4-й глас.

Диакон: «Всякое дыхание», хор допевает: «да хвалит Господа».

Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

В это время диакон спускается с амвона и идет с Евангелием на середину храма к священнику. Пономари идут перед диаконом и становятся по обе стороны от священника лицом друг к другу. Диакон держит Евангелие на руках, а священник открывает нужное зачало и готовится к его чтению.

Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Священник: «От… (называет имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем».

Священник читает Евангелие.

Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Чтец: 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»).

Во время чтения псалма диакон уносит Евангелие в алтарь царскими вратами, пономари идут впереди диакона со свечами и входят в алтарь боковыми дверьми каждый со своей стороны.

Хор: «Слава»: «Молитвами… (называет чин и имя святого), Милостиве, очисти множество согрешений наших». «И ныне»: «Молитвами Богородицы Милостиве, очисти…». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».

Интересен вопрос относительно гласа, на который следует исполнять песнопения, предшествующие стихире по 50-м псалме. Так как в большинстве случаев стихира по 50-м псалме поется на 6-й глас, то и песнопения перед стихирой поются на 6-й глас. Однако во многих храмах стихиры «Молитвами…» и припев «Помилуй мя, Боже…» поются на 6-й глас даже в тех случаях, когда стихира поется на другой (не 6-й глас). Такую практику вряд ли можно признать правильной, хотя и говорить об ее ошибочности также трудно, так как в Типиконе вообще нет никаких конкретных указаний по данному вопросу.

Тем не менее обратим внимание на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь на «Слава» и на «И ныне» поется особая стихира 2-го гласа («Днесь храм одушевленный…»), а после припева «Помилуй мя, Боже…» следует стихира праздника 4-го гласа. Стало быть, петь сам припев «Помилуй мя, Боже…» на 6-й глас нельзя, а логично спеть его на 4-й глас, то есть на глас последующей стихиры. Потому можно сделать вывод, что припев «Помилуй мя, Боже…» всегда поется на глас стихиры по 50-м псалме. Что касается стихир «Молитвами…», то вопрос об их гласе остается открытым: или их следует также петь на глас грядущей стихиры, или же всегда можно петь на 6-й глас как особые песнопения.

 

Затем хор поет стихиру праздника («стихира по 50-м псалме»).

При пении стихиры диакон выходит на амвон (обычно южной дверью) и становится перед иконой Спасителя.

Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (начальное прошение литии).

Хор: «Господи, помилуй» (12 раз).

Священник: «Милостию и щедротами и человеколюбием…».

Хор: «Аминь» и поет ирмос первой песни канона. На практике в это время бывает помазание народа елеем и раздаются частицы хлебов, освященных на вечерне (если совершается бдение)[223].

Канон. Ирмосы берутся из канона, который по Уставу сле­дует первым.

Затем читаются тропари канона, которые по Уставу соединяются со стихами соответствующих библейских песней (причем используется праздничный вариант «Поем Господеви», см. Ирмологий). На практике же тропари канона читаются с припевами. Перед предпоследним тропарем читается «Слава», перед последним — «И ныне» (на практике, однако, допускается чтение «Слава, и ныне» по окончании всех тропарей данной песни).

Катавасия рядовая (см. Типикон, 19-ю главу), поется по каждой песни.

По 3-й песни канона хор исполняет катавасию.

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас): «Яко Ты еси Бог наш...».

Чтец читает седальны по Уставу.

По 6-й песни канона хор исполняет катавасию.

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас): «Ты бо еси Царь мира...».

Чтец читает кондак и икос по Уставу.

На 8-й песни диакон совершает каждение алтаря.

В конце 8-й песни вместо «Слава» чтец говорит: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа».

По 8-й песни канона хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и исполняет катавасию.

Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа Моя Господа…» и припев «Честнейшую...»),в это время диакон совершает каждение храма.

По 9-й песни канона хор исполняет катавасию.

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас): «Яко Тя хвалят...».

Чтец читает светильны по Уставу.

Хор поет: «Всякое дыхание да хвалит Господа…».

Чтец: «Хвалите Его солнце и луна...» и последующие стихи хвалитных псалмов (148, 149, 150 —Часослов).

Хор поет хвалитные стихиры на 6 (начиная со стиха «Сотворити в них суд написан…») или на 4 (начиная со стиха «Хвалите Его на силах Его…»). Во время пения стихиры на «И ныне» диакон отверзает царские врата.

Священник: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Хор поет великое славословие «Слава в вышних Богу…».

По окончании славословия поется Трисвятое следующим образом: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды). «Слава, и ныне». «Святый Безсмертный, помилуй нас». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Хор исполняет тропари по Уставу.

Диакон произносит сугубую ектению «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...».

Хор после каждого прошения поет «Господи, помилуй» (трижды).

Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор: «Аминь».

Диакон произносит просительную ектению «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...».

Священник (возглас): «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси...».

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Святый, в вышних живый и на смиренныя призираяй...», а затем возглашает: «Твое бо есть еже миловати и спасати…».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже…».

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови».

Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу).

Хор: «Великаго господина...».

После отпуста утрени при пении особой самогласной стихиры полагается совершать помазание народа елеем из праздничной лампады. Указанный чин подробно расписан в последовании 26 сентября. На практике же помазание совершается при пении канона.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.