Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства

2017-10-07 1175
Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый двунадесятый праздник имеет как период предпразднства (период приготовления к празднику, который для большинства праздников состоит из одного дня — но Рождество Христово — 5 дней, Богоявление — 4 дня), так и период попразднства, который длится от 1 дня (Благовещение Пресвятой Богородицы) до 8 дней (Успение, Богоявление, Вознесение). В этот период песнопения праздника поются вместе с песнопениями в честь святого.

В принципе, особенности богослужения в предпразднство почти полностью сходны с особенностями периода попразднства, за исключением литургии. Потому мы в данной главе и далее в тех случаях, когда особенности богослужения в пред- и попразднство совпадают, будем обозначать соответствующие песнопения как «праздника» (тропарь праздника, стихира праздника, канон праздника и так далее). В тех же случаях, когда устав богослужения на предпразднство отличается от устава в попразднство, мы будем различать песнопения предпразднства и праздника.

Устав службы бденному святому в период пред- или попразднства представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности можно найти в Типиконе в последованиях 23 апреля (великомученику Георгию Победоносцу) и 8 мая (апостолу Иоанну Богослову). Хотя в Типиконе почти нет памятей бденных святых в период пред- или попразднства, все же такой вариант возможен, если случится престольный праздник (этот вариант рассматривается в 22-й храмовой главе) или по изволению настоятеля совершается бдение в честь святого полиелейного. Также подобный устав имеют бденные праздники, случившиеся в период пения Цветной Триоди (см. 23 апреля и 8 мая).

Малая вечерня

На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника[356].

На стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.

По «Ныне отпущаеши…»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

Великая вечерня

«Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы).

Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8:стихиры праздника[357] — 3;стихиры святого — 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне» поется воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа[358].

Паремии святого — 3.

Стихиры на литии: стихира храма[359], стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.

Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.

По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды), тропарь праздника (единожды)[360].

Утреня

По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника.

Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника[361].

Величание и избранный псалом святого.

Седальны по полиелеи: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника (если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седальном по одной из кафисм или (в попразднство) прочитать седален самого праздника).

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого.

Канон: праздника на 6 и канон святого (один или два канона) на 8.

Катавасия рядовая по Уставу (в попразднства большинства праздников, кроме Рождества Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются на катавасию те же самые ирмосы канона праздника).

По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника.

По 6-й песни: кондак и икос святого.

По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника.

Стихиры на «Хвалите...» на 6:стихиры праздника[362] — 3;стихиры святого — 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.

По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы).

На часах

На 1-м и 6-м часе: тропарь праздника; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника[363].

На 3-м и 9-м часе: тропарь праздника; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого.

Литургия

а) в период предпразднства

«Блаженны» на 8: 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4.

Вх!одный стих: «Приидите, поклонимся… спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа».

По входе:

в храме Господском: а) в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;

в храме Богородичном: а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;

в храме святого: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.

Прокимен, Аллилуиа и причастен —святого.

Апостол и Евангелие — святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день).

Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого.

б) в период попразднства

«Блаженны» на 8:рядовая[364] песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4.

Вх!одный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… (в попразднство Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного — «во святых Дивен сый») поющия Ти: Аллилуиа».

По входе:

в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме Богородичном: а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника:

в храме святого: тропари праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.

Прокимен, Аллилуиа и причастен —праздника и святого.

Апостол и Евангелие — рядовые[365] и святого.

Задостойник праздника.

Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы).

§3. ПОЛИЕЛЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

В древних списках Устава полиелейных праздников весьма немного, святитель Афанасий (Сахаров) насчитывает всего 8 древнейших полиелейных праздников: это праздники Архистратига Михаила (8 ноября), великомученика Димитрия Солунского (26 октября), 40 мучеников Севастийских (9 марта), равноапостольных Константина и Елены (21 мая), вселенских святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста (25 и 27 января), основоположников монашества преподобных Харитона Исповедника и Феодосия Великого (28 сентября и 11 января)[366]. Такое малое количество праздников с полиелеем объясняется тем, что полиелейная служба является торжественной, праздничной, тогда как «переобременение богослужения праздничными службами не полезно, ибо праздничную службу низводит до повседневной»[367]. В то же время в нашем русском Типиконе встречается большое количество праздников в честь святых, которые обозначаются в Месяцеслове красным крестом () и на которые положено петь полиелей: 28 сентября, 6, 9 и 18 октября, 14 и 16 ноября и другие. Очевидно, что многие такие праздники приобрели статус полиелейных в позднее время, после XVI века[368].

В праздник полиелейному святому совершается великая вечерня и полиелейная утреня. В целом богослужение на полиелейные праздники по своим особенностям имеет много общего с богослужением на бденные праздники святых, разве что нет малой вечерни и на великой вечерне не положено литии и благословения хлебов. Также Устав назначает служить в эти дни малое повечерие и полунощницу, но в приходских храмах эти службы обычно опускаются. Есть еще некоторые отличия, которые мы отметим далее.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.