Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

В период пред- или попразднства двунадесятого праздника

2017-10-07 473
В период пред- или попразднства двунадесятого праздника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и службой святого.

По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Если святой не имеет тропаря, то «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа.

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих).

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные.

Канон: воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2, праздника на 4 и святого на 4.

Катавасия — рядовая по Уставу.

По 3-й песни: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого (если святой шестеричный, то дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника.

По 6-й песни: кондак и икос воскресные.

По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен праздника. Если святой не имеет светильна, то «Слава, и ныне»: светилен праздника.

Стихиры на «Хвалите…»: стихиры Октоиха — 4; стихиры праздника со стихирой «Слава, и ныне» на 4 (со стиховни утрени настоящего дня), причем последние два припева — праздника; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословии: тропарь воскресный конечный.


Глава 5. ЧАСЫ

В состав суточного круга богослужения входят четыре службы, которые называются часами: 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Название «час» отражает то обстоятельство, что каждое из данных богослужений изначально было приурочено к определенному времени суток. Если по ветхозаветной хронологии сутки начинались с вечера, примерно с 18.00 по современной системе отсчета времени, то 1-й час соответствует примерно 7.00, 3-й час — 9.00, 6-й час — 12.00, 9-й час — 15.00. В настоящее время 1-й час почти всегда присоединяется к утрене (кроме Великих часов), 3-й и 6-й часы совершаются утром перед литургией, а 9-й час служится вечером, предваряя вечерню.

1-й час завершает собой утреннюю группу служб и совершается сразу по окончании утрени, при закрытых царских вратах и завесе. После вседневной утрени 1-й час совершается в храме (по сути, сливается с утреней в одно целое, так что полный отпуст следует уже после 1-го часа), а в случае утрени с великим славословием или полиелеем 1-й час (по Уставу) со­вершается уже в притворе храма (см. 9-ю и 2-ю главы Типикона). Священник во всех случаях во время 1-го часа облачен только в епитрахиль.

Идейное содержание 1-го часа. Основная тема 1-го часа — утренняя молитва христианина (псалмы часа, библейские стихи).

Также в последовании 1-го часа вспоминается Воплощение Бога Слова («Что Тя наречем, о Благодатная...» и «Христе, Свете истинный...»— Богородичен и молитва часа). Кроме того, во время совершения 1-го часа Служебник указывает вспоминать предварительный суд Христа у Каиафы, который имел место в 1-м часу по еврейскому счислению (см. Служебник, «Известие учительное…»).

3-й и 6-й часы входят в дневную группу служб и со­вершаются всегда вместе непосредственно перед литургией, в храме. Во время чтения этих часов священник и диакон совершают проскомидию.

В начале 3-го часа бывает возглас и обычное начало. Во время чтения 3-го и 6-го часов после отпуста проскомидии диакон отверзает завесу царских врат[230] и совершает каждение храма.

Идейное содержание 3-го часа. Во время совершения 3-го часа вспоминается суд над Христом у Пилата, который был в 3-м часу по еврейскому счислению (см. Служебник, «Известие учительное…»).

Кроме того, в самом чинопоследовании 3-го часа отражаются еще две темы:

— покаянная молитва христианина (псалмы, Богородичен и молитва часа);

— сошествие Святаго Духа на апостолов (великопостный тропарь часа).

Идейное содержание 6-го часа. В последовании 6-го часа содержатся следующие две темы:

— распятие Спасителя на Кресте, которое произошло, по свидетельствам евангелистов, в 6-м часу дня (великопостный тропарь часа, Богородичен и молитва часа);

— молитва христианина, выражающая упование на милость Божию (псалмы, библейские стихи).

9-й час обычно совершается перед вечерней и открывает собой вечернее богослужение грядущего цер­ковного дня, хотя в то же время сам по себе является последней службой уходящего дня, так как на 9-м часе читаются тропарь и кондак дня уходящего. Как мы уже отмечали, это сугубое значение 9-го часа символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.

9-й час может совершаться как в храме, так и в притворе, о чем ясно говорится в 1-й и 9-й главах Типикона. Если 9-й час совершается в притворе, то на нем полагается малый отпуст, если же в храме, то отпуста нет, сразу же после молитвы часа следует вечерня.

В седмичные дни Великого поста, в случае аллилуйного богослужения в другие посты, в среду и пятницу сырной седмицы, а также в навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе с 3-м и 6-м часами сразу после 6-го часа. Во всех указанных случаях 9-й час непременно совершается в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста).

Идейное содержание 9-го часа. Основная тема 9-го часа — смерть Спасителя на Кресте, так как именно в 9-й час (по еврейскому счислению) Иисус Христос «возгласив громко, испустил дух» (Мк. 15, 37). Эта тема отражена в великопостном тро­паре («Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый...»)данного часа, в тропарях, которые в седмичные дни Великого поста читаются после «Отче наш…» (вместо кондака празднику или святому), а также в молитве 9-го часа («Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш…»).

Кроме того, псалмы и библейские стихи 9-го часа представляют собой молитву христианина, выражающую его стремление к Царству Небесному, желание войти в «селение Господа Сил».

§1. ВИДЫ ЧАСОВ И ДНИ ИХ СОВЕРШЕНИЯ

 

В православном Уставе богослужения различаются четыре вида часов: вседневные (обычные), великопостные, Великие и пасхальные.

Вседневные (обычные) часы совершаются в течение всего года, кроме тех случаев, когда положено совершать другие виды часов. Так как на остальные три вида часов приходится всего 45 дней в году, то вседневные часы совершаются 320 дней в году (в високосные годы — 321 день).

Великопостные часы совершаются 35 дней в году:

— в среду и пятницу сырной седмицы;

— во все седмичные дни Святой Четыредесятницы;

— в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду.

Великие (Царские) часы совершаются три раза в году: в навечерие Рождества Христова, в навечерие Богоявления и в Великую Пятницу. Если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресенье или понедельник, то Великие часы совершаются в пятницу (перед навечерием).

Пасхальные часы совершаются на Пасху и во все дни Светлой седмицы (то есть 7 дней в году).

 

§2. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОГО ЧАСА


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.