Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Последование литургии Преждеосвященных Даров

2017-10-07 879
Последование литургии Преждеосвященных Даров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Начало (вечерня)

После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...», входят в алтарь, целуют святой престол и облачаются в полные богослужебные одежды, не читая молитв, разве только «Господу помолимся» и «Господи, помилуй».

Также умывают руки, не читая молитвы на умовение рук.

По отпусте изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго». Священник целует Евангелие и престол, а диакон — только престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на обычном месте (на амвоне), благоговейно поклонившись, возглашает: «Благослови, владыко».

Священник, изображая Святым Евангелием знак креста поверх антиминса, возглашает: «Благословенно Царство...».

Хор: «Аминь».

Чтец: «Приидите, поклонимся...», предначинательный (103-й) псалом.

Священник исходит северной дверью и пред святыми вратами, с непокрытой головой, читает 4, 5, 6, 7-ю светильничные молитвы.

Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды).

По окончании псалма диакон исходит северной дверью и становится на амвоне, священник уходит южной дверью в алтарь.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь».

Чтец читает кафисму вечерни по Уставу (обычно 18-я кафисма, кроме 5-й седмицы), которая стихословится на 3 антифона. Если литургия совершается накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, когда по Уставу не положено стихословить кафисму, священнику следует приготовить Святые Дары на жертвеннике заблаговременно, до начала литургии (хотя по Уставу в таком случае полагается совершать эти действия при пении стихир на «Господи, воззвах…»).

Во время 1-го антифона священник отлагает Святое Евангелие и поставляет его на горнем месте престола. Затем открывает антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе печатью вверх. Затем священник ставит дискос на антиминс, а диакон перед Святыми Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает 1-ю светильничную молитву.

Диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Священник возглашает: «Яко Твоя держава...».

Хор: «Аминь».

Чтец читает 2-й антифон кафисмы.

Во время 2-го антифона священник, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на престоле. После каждения священник читает 2-ю светильничную молитву.

Диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог...».

Хор: «Аминь».

Чтец читает 3-й антифон кафисмы.

Во время 3-го антифона священник, сотворив поклон и взяв дискос со Святыми Дарами на главу, переносит его через горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение.

В это время присутствующие в храме поклоняются до земли.

Священник поставляет дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду, «ничтоже глаголя». Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает дискос и Чашу. Затем покрывает воздýхом все вместе, покадив воздýх. При каждом священнодействии священник говорит «Господу помолимся», а диакон: «Господи, помилуй». И поставляет перед Святыми Дарами горящий светильник.

Священник, покадив Святые Дары на жертвеннике, тихо возглашает: «Молитвами святых отец наших...». Диакон говорит «Аминь», и оба творят земной поклон.

Священник отходит к престолу, сворачивает антиминс и полагает поверх его Святое Евангелие. Затем читает 3-ю светильничную молитву.

Диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Священник возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати...».

Хор: «Аминь». «Господи, воззвах…» по гласу 1-й стихиры. Диакон совершает каждение храма по чину.

Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116,см. Часослов) до слов «Изведи из темницы душу мою...».

Хор далее поет стихиры на 10 по Уставу.

При пении Богородичной стихиры на «И ныне» совершается вход с кадилом. В случае праздника, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду совершается вход с Евангелием (по чину малого входа на литургии, разве что читается молитва входа вечерни «Вечер, заутра и полудне…»), поскольку в эти дни читается Евангелие.

Вход с кадилом совершается по тому же чину, что и вход на великой вечерне[332].

Диакон (по окончании стихиры, начертав кадилом крест): «Премудрость, прости».

Хор: «Свете тихий...».

Диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, горнее место и иерея, затем отдает кадило. Священник целует иконы на царских вратах и вслед за диаконом входит в алтарь, после чего священник и диакон целуют престол и идут к горнему месту. Священник становится справа от горнего места, а диакон — слева, лицом к народу.

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем». В это время свещеносцы творят поклон на горнее место, затем друг другу и после этого относят подсвечники на место, но не гасят свечей (их следует погасить лишь после пения прокимена).

Диакон: «Премудрость. Вонмем».

Чтец (становится в центре храма перед аналоем с иконой): «Прокимен, глас… (возглашает 1-й прокимен Триоди) ».

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит стих 1-го прокимена.

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит половину 1-го прокимена.

Хор допевает оставшуюся часть прокимена.

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «… (объявляет надписание паремии) чтение». В седмичные дни святой Четыредесятницы 1-я паремия читается из книги Бытия(«Бытия чтение»).

Диакон: «Вонмем». И затворяет царские врата.

Чтец читает паремию.

Диакон: «Вонмем» (и вновь отворяет царские врата).

Чтец: «Прокимен, глас… (возглашает 2-й прокимен Триоди) ».

Хор поет 2-й прокимен.

Чтец говорит стих 2-го прокимена.

Хор поет 2-й прокимен.

Чтец говорит половину 2-го прокимена.

Хор допевает оставшуюся часть прокимена.

Диакон возглашает: «Повелите».

Священник, стоя перед престолом со светильником и кадилом в руках, возглашает: «Премудрость, прости». Затем, обратившись к народу (на практике все присутствующие в храме к этому моменту уже поклоняются до земли), в открытых царских вратах возглашает: «Свет Христов просвещает всех».

Чтец: «… (объявляет надписание паремии) чтение». В седмичные дни Святой Четыредесятницы 2-я паремия читается из книги Притчей(«Притчей чтение»).

Диакон: «Вонмем». И затворяет царские врата.

Чтец читает 2-ю паремию Триоди.

Если литургия Преждеосвященных Даров совершается накануне праздника, то далее читаются еще три паремии праздника.

По прочтении паремий на практике диакон отверзает царские врата[333].

Священник благословляет чтеца, говоря: «Мир ти».

Диакон возглашает: «Премудрость».

Все молящиеся в храме преклоняют колена (поднимаются с колен только по окончании пения «Да исправится молитва моя…»).

Хор поет «Да исправится молитва моя...» по установленному чину:

Канонарх (или группахора), став в центре храма, поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя». Священник при пении этого и последующих стихов кадит святой престол.

Хор [334]: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх: «Господи, воззвах к Тебе…».

Хор: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх: «Положи, Господи, хранение устом моим…».

Хор: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия…». Священник отходит к жертвеннику и кадит там Святые Дары.

Хор: «Да исправится молитва моя…».

Канонарх (встает на колени): «Да исправится молитва моя…» (заключительное). Священник, отдав кадило диакону, приходит к престолу и преклоняет колена.

По окончании «Да исправится молитва моя...», согласно Уставу, положено сотворить три великих поклона. На практике эти поклоны бывают с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Священник: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» (земной поклон). «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» (земной поклон). «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков» (земной поклон).

Хор: «Аминь».

После поклонов в случае храмового или полиелейного праздника в этом месте бывает прокимен, Апостол, аллилуарий и каждение по обычаю. (Hа Страстной седмице священник сразу произносит: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем» и затем читается Евангелие по чину.)

Затем священник берет Евангелие с престола и отдает его диакону. Диакон износит Святое Евангелие царскими вратами на амвон, где полагает его на аналой. Свещеносцы на амвоне обходят аналой вокруг, идя впереди диакона.

Священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «От… (называет имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник: «Вонмем».

Диакон читает Евангелие.

Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон отдает Евангелие священнику и, затворив святые двери, исходит северной дверью и произносит сугубую ектению и ектению об оглашенных. Во время этих ектений священник тайно читает соответствующие молитвы и открывает антиминс по обычаю.

Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...».

Во время прошения «Помилуй нас, Боже…» священник (как и на полной литургии) тайно читает молитву «прилежного моления» «Господи Боже наш, прилежное сие моление…». Во время прошения «Еще молимся о великом господине…» священник полностью открывает илитон и с трех сторон открывает антиминс, оставляя на практике закрытой только верхнюю часть, которую затем открывает во время ектении об оглашенных.

Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и другие прошения ектении об оглашенных.

По сложившейся практике, во время прошения «Открыет им Евангелие правды» священник открывает последнюю, верхнюю часть антиминса.

Священник тайно читает молитву «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех…», затем возглашает: «Да и тии с нами славят...».

Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губку и, осенив ею крестообразно антиминс, целует губку и кладет ее в верхнем правом углу развернутого антиминса.

Хор: «Аминь».

После возможны два варианта:

От среды 1-й седмицы до вторника 4-й седмицы Великого поста Со среды 4-й седмицы Великого поста и до Великой Среды включительно
Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите… да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…». Диакон произносит ектению о готовящихся ко Просвещению. Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы ко Просвещению, приступите, помолитеся, иже ко Просвещению». Хор: «Господи, помилуй». Диакон говорит другие прошения ектении о готовящихся ко Просвещению. Священник тайно читает молитву«Яви, Владыко, Лице Твое…»ивозглашает: «Яко Ты еси Просвещение наше...». Хор:«Аминь». Диакон: «Елицы ко Просвещению, изыдите, иже ко Просвещению, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите; да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…».

 

Далее во всех случаях:

Диакон: «Заступи, спаси…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Премудрость».

Священник: «Яко подобает…».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся» и другие прошения ектении. Священник тайно читает 2-ю молитву верных «Владыко Святый, Преблагий…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Заступи, спаси…».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Премудрость».

Священник: «По дару Христа Твоего...».

Хор: «Аминь» (протяжно).

Великий вход

Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...».

Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спереди три раза, отходит к жертвеннику и кадит три раза Святые Дары и возвращается к священнику, кадит его три раза.

Священник с воздетыми руками произносит слова: «Hыне Силы Небесныя...». Диакон: «Верою и любовию приступим...». Это бывает три раза. Затем священник и диакон целуют престол и отходят к жертвеннику.

Священник, покадив Святые Дары, отдает кадило диакону и полагает на его левое плечо воздýх. Сам же приемлет дискос правой рукой и поставляет себе на главу. Левой же рукой берет Чашу и держит ее при персех. В предшествии диакона со светильником, кадящего часто, священник переносит Святые Дары, исходя северной дверью. В это время все присутствующие в храме поклоняются до земли.

Священник входит царскими вратами в алтарь[335] и поставляет Святые Дары на престоле, снимает покровцы и покрывает дискос и Чашу воздýхом.

Хор поет 2-ю половину песни: «Верою и любовию приступим...».

Священник, покадив Святые Дары, вместе со всеми присутствующими творит три великих поклона. Hа практике эти поклоны бывают с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Диакон затворяет святые врата и завесу наполовину (в знак того, что литургия неполная), исходит северной дверью и произносит просительную ектению.

Диакон: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...» и другие прошения по чину. Священник тайно читает молитву «Иже неизреченных и невидимых таин Боже…».

Диакон: «Соединение веры…».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник: «И сподоби нас, Владыко...».

Хор: «Отче наш...».

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша...».

Хор: «Тебе, Господи». (Священник тайно читает молитву «Боже, Единый Благий и Благоутробный…».)

Священник возглашает: «Благодатию и щедротами...».

Хор: «Аминь» (протяжно). В это время священник читает молитву «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш…» и трижды «Боже, очисти мя грешнаго».

Диакон: «Вонмем».

Священник, касаясь правой рукой Святых Даров, покрытых воздýхом, возглашает: «Преждеосвященная Святая святым».

Хор: «Един Свят, един Господь...», причастный стих «Вкусите и видите…». Если бденный или полиелейный праздник, то добавляется причастен праздника.

Причащение духовенства

Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их.

Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник, раздробляя, говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий...» и опускает часть Агнца «Иисус» в Чашу, ничего не произнося. Диакон, взяв благословение, вливает в Потир теплоту, ничего не произнося. Священник раздробляет часть Агнца «Христос» по числу служащих священнослужителей (если служат только один иерей и один диакон, то разделяет на две частицы) и полагает эти частицы на дискосе.

Священник читает молитву «Ослаби, остави…», затем просят друг у друга прощения. Священник говорит: «Диаконе, приступи».

Диакон: «Се прихожду…» и «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник, преподавая Святые Дары диакону, говорит: «… (называет имя диакона), священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную».

Поцеловав подающую руку священника, диакон отходит и становится позади престола.

Священник преподает себе Святые Дары со словами: «Честное и Пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподается мне… (называет свое имя), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную».

Преклонив главу, священник (вместе с диаконом) молится: «Верую, Господи, и исповедую…», «Вечери Твоея Тайныя…», «Да не в суд или во осуждение…». Затем следует само причастие, после чего священник губой отирает руку, трижды произнося: «Слава Тебе, Боже».

После причащения Святых Тайн под двумя видами священник испивает из Чаши один глоток, ничего не говоря (на практике делают три глотка, чтобы во рту не осталась святыня). Диакон к Чаше не подходит, так как ему предстоит потреблять Святые Дары после литургии.

В современной литургической практике нашло свое выражение воззрение, что в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров — освященное вино, а не Кровь Христова. Именно потому тот священнослужитель, который потребляет Дары, не испивает из Чаши сразу по причащении. Также священник, когда испивает из Чаши сразу по причащении, ничего не произносит. Наконец, именно потому на данной литургии не причащают младенцев: так как младенцев принято причащать Святой Кровью, а в данном случае в Чаше, как считается, не Кровь Христова, а освященное вино.

Следует заметить, что такое воззрение, несмотря на его принятие богослужебной практикой, далеко не всегда имело место в Православной Церкви. Уже само положение в Чашу частицы «Иисус» позволяет говорить о том, что ее содержимое — более чем просто освященное вино. В греческой церковной практике и в России до 2-й половины XVII века имел место совсем иной взгляд: признавалось, что вино в Чаше после вложения частицы «Иисус» претворяется в Святую Кровь, так что во время причащения духовенства в Потире находится Кровь Христова. Подробно этот вопрос исследован отечественным литургистом Карабиновым И.А., труд которого мы настоятельно рекомендуем всем интересующимся Литургикой[336].

 

Затем священник читает благодарственную молитву «Благодарим Тя, Спаса всех Бога…».

Далее следует приготовление Святых Даров для причащения мирян. Священник раздробляет части Агнца «НI» и «КА» по числу причастников-мирян, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой дискос, и, покрыв Чашу илитоном, полагает сверху лжицу.

Причащение мирян

Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону.

Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите...».

Хор: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих».

Священник: «Верую, Господи, и исповедую…»; «Вечери Твоея Тайныя…»; «Да не в суд, или во осуждение…».

По прочтении молитв священник берет Чашу в свои руки, затем священнослужители спускаются с амвона, так что священник стоит на нижней ступени, а диакон встает впереди слева от иерея. После этого священник берет в руки лжицу, а диакон илитон, и следует само причащение верующих по обычаю, как на полной литургии (по традиции, за литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают).

Хор (во время причащения мирян): «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».

Преподавая каждому посредством лжицы Святые Дары, священник произносит: «Причащается раб Божий… (называет имя причастника) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Причастники-миряне подходят к святой Чаше с благоговением, крестообразно сложив руки на груди, и называют свои имена. После причащения диакон отирает платом причастнику уста, а причастник целует Чашу и отходит.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.