Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Последование великой вечерни

2017-10-07 1652
Последование великой вечерни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Чинопоследование великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, изложено в 7-й главе Типикона. По этой схеме великая вечерня совершается в случае полиелейного праздника, а также в 3-м и 4-м из вышеперечисленных нами случаев. В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь, целует престол и выходит на амвон. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник благоговейно поклоняется три раза и начинает вечерню возгласом «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов).

Во время чтения псалма священник с непокрытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы.

Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь». «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

В праздники Обновления храма Воскресения и Преполовения Пятидесятницы читается рядовая кафисма по Уставу. В то же время в случаях, указанных в пунктах 3, 5, 7, 8 (см. выше), кафисмы вовсе не бывает (то есть после мирной ектении сразу поется «Господи, воззвах…»).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас): «Яко Твоя держава…».

В это время диакон входит в алтарь, затем берет у священника благословение на каждение (священник, первый раз за богослужением благословляя кадило, произносит молитву «Кадило Тебе приносим…»). Во время пения «Господи, воззвах…» и стихир диакон кадит весь храм.

Хор: «Аминь». «Господи, воззвах…» (по гласу 1-й стихиры).

Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116; см. Часослов).

Хор далее поет стихиры на 8 (от «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…») или на 6 (от «Аще беззаконие назриши...») по Уставу[183]. Во время пения на «И ныне»догматика или стихиры праздника совершается вход с кадилом (или Евангелием[184], если затем читается Евангелие).

Вход с кадилом на практике совершается следующим образом[185]. Во время возглашения канонархом «И ныне…» диакон отверзает царские врата, затем священнослужители поклоняются престолу и священник целует Евангелие и престол, диакон — престол. Пономарь подает диакону кадило, диакон, встав у южной стороны престола, поднимает кадило и просит у иерея благословения: «Благослови, владыко, кадило», священник благословляет кадило[186], и идут к горнему месту. Поравнявшись с горним местом, диакон говорит: «Господу помолимся», священник тайно читает молитву входа «Вечер, и заутра, и полудне…» (однако по Уставу эту молитву следует читать на амвоне). После священнослужители выходят на амвон через северную дверь: впереди идут свещеносцы, затем диакон с кадилом в поднятой правой руке и иерей «прост» (по выражению Типикона, см. главу 2-ю) — с непокрытой головой (см. Типикон, глава 29-я) и опущенными руками. На амвоне свещеносцы становятся перед «местными» иконами (один перед иконой Спасителя, другой — перед иконой Божией Матери), священник становится прямо против царских врат. Диакон кадит царские врата, местные иконы и священника[187], затем занимает место справа от священника, как бы вполоборота по отношению к нему, и говорит тихо, указывая орарем на восток: «Благослови, владыко, святый вход» [188]. Священник, благословляя открытые царские врата, отвечает: «Благословен вход святых Твоих…». Диакон отвечает: «Аминь», кадит иерея (при соборном служении кадит и сослужащих священников), подходит к середине царских врат и встает лицом к ним.

Диакон (по окончании догматика или стихиры, начертав кадилом крест): «Премудрость, прости».

Хор: «Свете тихий...».

Диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, горнее место и иерея, затем отдает кадило. Священник целует иконы на царских вратах и вслед за диаконом входит в алтарь, после чего священник и диакон целуют престол и идут к горнему месту. Священник становится справа от горнего места, а диакон — слева, лицом к народу.

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем». В это время свещеносцы творят поклон на горнее место, затем друг другу и после этого относят подсвечники на место, но не гасят свечей (их следует погасить лишь после пения прокимена).

Диакон: «Премудрость. Вонмем».

Затем диакон и хор исполняют прокимен дня.

Если в честь праздника положено читать паремии, то назначенный чтец во время исполнения прокимена выходит северной дверью из алтаря, облаченный в стихарь, и становится посреди храма перед аналоем, на котором лежит икона праздника.

Диакон: «Премудрость». В это время закрываются царские врата; однако если читаются паремии из Нового Завета (в праздники апостолов Устав назначает читать паремии из Соборных посланий), то царские врата остаются открытыми до конца паремий.

Чтец: «…чтение» (объявляет надписание паремии).

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает 1-ю паремию. Аналогичный диалог диакона и чтеца происходит и перед другими паремиями. В конце последней паремии диакон, поцеловав край престола с северной стороны, выходит на амвон для произнесения сугубой ектении.

Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...».

Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...».

Хор: «Аминь». «Сподоби, Господи...». Во время исполнения этого песнопения диакон отходит к иконе Спасителя, где стоит, ожидая его окончания.

Диакон произносит просительную ектению «Испол­ним вечернюю молитву нашу Господеви...».

Священник (возглас): «Яко Благ и Человеколюбец...».

Хор: «Аминь».

Священник (благословляя народ): «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Боже наш, приклонивый небеса…», а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».

Хор: «Аминь». И поет стихиры на стиховне по Уставу.

Хор: «Ныне отпущаеши...».

Чтец: Трисвятое по «Отче наш…».

Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство…».

Хор: «Аминь» и поет тропари по Уставу[189].

Диакон: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, так как в это время священник выходит на амвон).

Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу).

Хор: «Великаго господина...».

Особенности великой вечерни

§4.3.1. В случае полиелейного святого (в период пения Октоиха)

 

Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях святым, обозначенных красным крестом (например, 6 и 9 октября, 24 февраля). Также некоторые указания можно найти в 7-й уставной главе Общей Минеи («О святем, имущем полиелей, аще прилучится в седмичные дни»).

«Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы).

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 8 или на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы». В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа.

Паремии святого — 3.

Стихиры на стиховне: 3стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы».

По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. В субботу поется воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.