Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-10-07 | 1171 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует отметить, что любой начинающий священно- и церковнослужитель в совершенстве овладеть искусством чтения в церкви может только на практике, наблюдая за опытными священнослужителями и работая над собой. И хотя в книге сложно адекватно выразить практику стилевого чтения Священного Писания в церкви, все же необходимо уделить некоторое внимание этому аспекту.
Церковный Устав ничего не говорит относительно стиля чтения Евангелия и Апостола, но практика Русской Церкви выработала следующую традицию. Священнослужитель должен читать Евангелие в среднем темпе (то есть не слишком быстро и не слишком медленно), громким и внятным голосом, заботясь в первую очередь о том, чтобы каждое читаемое слово в точности донести до слушателей. При этом конечная фраза произносится более высоким голосом, а последний ударный слог произносится нараспев, с постепенным повышением голоса. Например, 4-е утреннее воскресное Евангелие следует заканчивать таким образом: «…и отыде, в себе дивяся бы- вше - му» (здесь и далее каждое подчеркивание указывает на более высокую ноту, на которой произносится данный слог). Если же ударение падает на последний слог заключительного слова («…Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благовол!и»[104]) или само заключительное слово состоит из одного слога («…благодать же и истина Иисус Христом бысть»[105]), то в этих случаях надлежит произносить нараспев ударный слог предпоследнего слова. В частности, приведенное нами окончание пасхального Евангелия должно выглядеть так: «…Иисус Христо- омбысть».
Если же читаются два евангельских чтения (на литургии), то первое чтение в этом случае имеет несколько иное окончание: чтец также повышает голос, доходя до последнего ударного слога, однако затем при произнесении оставшихся двух-трех слогов понижает голос. Например, в седмичный день на новолетие (1 сентября) на литургии всегда полагается два чтения (новолетию и преподобному Симеону Столпнику), и потому евангельское чтение новолетия (Лк. зач. 13) заканчивается таким образом: «…И дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Е-го». Второе же чтение в случае двух зачал имеет обычное окончание с повышением голоса, как в случае чтения одного зачала.
|
Однако необходимо заметить, что главным является содержание евангельского чтения и потому священнослужитель не должен увлекаться внешним стилевым чтением и тем более не должен ставить его во главу угла. Нежелательно потому слишком «музыкальное» чтение, когда каждое новое предложение произносится с повышением голоса на полтона по отношению к предыдущему, тем более недопустимо любование своим голосом и желание вызвать восторг у слушателей.
Против перегибов в практике стилевого чтения Священного Писания очень резко высказывается известный отечественный богослов 2-й половины XX века архиепископ Михаил (Мудьюгин): «Дьяконы читают евангельский, а псаломщики — апостольский текст иначе: они начинают на возможном для их голоса низком звучании и по мере приближения к концу чтения постепенно звук повышают и усиливают, с тем чтобы последние слова прокричать (или, что ближе к истине, прореветь) неестественно громогласно. Многие дьяконы гордятся достигаемым эффектом. Все это не имеет никакого отношения к содержанию произносимых слов и фраз, и нередко звуковая кульминация приходится на слова, завершающие полагающийся текст, но не имеющие никакого особого значения или смысла. Такого рода чтение не может человеком, благоговеющим перед Словом Божьим, восприниматься иначе как кощунственное надругательство над библейским текстом, как одно из сатанинских ухищрений, препятствующих доброму семени попасть в почву человеческих душ и оказать на них свое спасительное воздействие (Мф. 13, 19)»[106].
|
Также не следует излишне эмоционально передавать содержание священного текста. Подобные явления вызывают смущение у народа и отрицательно отражаются на молитвенном настроении слушателей. Здесь в качестве иллюстрации хочется привести такой пример. В одном храме Санкт-Петербурга диакон очень любил выделять голосом некоторые ключевые места Евангелия. В частности, на литургии в Лазареву субботу (6-я суббота Великого поста) слова Господа Иисуса Христа, обращенные к умершему Лазарю («Лазаре, гряди вон», см. от Иоанна зач. 39-е), он прямо-таки орал, что вызывало совершенно противоположную реакцию у слушателей и было объектом насмешек, пересудов и даже порицания. К сожалению, подобный случай — далеко не единичный пример чрезмерного увлечения внешней стороной стилевого чтения Священного Писания.
§2. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ АПОСТОЛ
Богослужебный Апостол содержит в себе 22 канонические книги Нового Завета: книгу Деяний святых апостолов, 7 соборных посланий и 14 посланий святого апостола Павла. В течение года прочитывается весь Апостол. В богослужебный Апостол не вошла книга Откровения Иоанна Богослова, которая вовсе не употребляется за православным богослужением. Главным образом, это связано с долгими спорами и относительно поздним признанием ее каноничности: на Востоке Апокалипсис вошел в канон уже после того, как сформировался круг богослужебных чтений[107]. Другую причину видят в том, что чтение каждого отрывка Священного Писания в Древней Церкви сопровождалось его объяснением, тогда как Апокалипсис по своему содержанию труден для истолкования.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!