Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Последование вседневной вечерни

2017-10-07 853
Последование вседневной вечерни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать великую вечерню. (Дни, в которые совершается великая вечерня, будут указаны при рассмотрении этого вида вечерни.) Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В последовании вечерни есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты вечерни находятся в Служебнике, Следованной Псалти­ри и Часослове, а изменяемые — в Октоихе, Минее и Триоди (разумеется, Триодь на вседневной вечерне употребляется только на сырной седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы и Пятидесятницы).

В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует Евангелие и престол и выходит на амвон. В это время диакон отверзает завесу. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник трижды благоговейно поклоняется и начинает вечерню возгласом «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов).

Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы (всего 7 молитв, текст которых находится в Служебнике).

Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

В это время диакон выходит северной дверью, три­жды вместе со священником поклоняется в сторону алтаря, затем один раз кланяется священнику, испрашивая этим разрешение у свя­щенника. Священник, в свою очередь, поклоном дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» и другие прошения.

Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй» [172].

Диакон (последнее прошение): «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь».

Чтец читает кафисму вечерни по Уставу (Типикон, 17-я глава). Каждая кафисма разделяется на 3 части, называемые «славами», так как по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…», затем хор поет: «И ныне…», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…». После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы.

Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды).

В Неделю вечером, а также если накануне было бдение, кафисмы не бывает (то есть после мирной ектении сразу поется «Господи, воззвах…»).

Диакон по исполнении кафисмы произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм).

Священник (возглас): «Яко Твоя держава…».

Хор: «Аминь».

Канонарх: «Глас… (называет глас в соответствии с гласом первой стихиры). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя».

Хор: «Господи, воззвах…» — по гласу 1-й стихиры.

Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116, см. Часослов) до слов «Аще беззаконие назриши...».

Хор далее поет стихиры на 6 по Уставу (перед каждой стихирой канонарх возглашает соответствующий стих).

Используются две практики, в зависимости от возможностей хора: или канонарх говорит первую половину стиха, а хор допевает остальную часть и затем поет стихиру (в соборных храмах), или же канонарх говорит весь стих, а хор сразу поет стихиру (в малых храмах). Предпочтительной является первая практика, хотя ее основная трудность состоит как раз в пении стихов, которые поются особым распевом, отличным от стихирного (что для неопытных или недостаточно обученных регентов и певцов является камнем преткновения). При этом перед стихирой «Славы» канонарх говорит: «Слава, глас… (называет глас) », а хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а перед Богородичным или последней стихирой канонарх говорит: «И ныне, глас… (называет глас) », хор поет «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». Если же поется сразу стихира на «Слава, и ныне», то канонарх говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, глас… (называет глас) », а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (и далее поет стихиру).

Хор после стихиры на «И ныне» исполняет песнопение «Свете тихий...».

Диакон (выходит в конце пения «Свете тихий…» и становится на амвоне): «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

На практике во многих епархиях Русской Церкви на слова священника «Мир всем» хор отвечает: «И духови твоему». Однако во 2-й главе Типикона о пении «И духови твоему» после «Свете тихий…» ничего не говорится, хотя само последование службы в данном месте излагается четко и определенно: «По конце же “Свете тихий” глаголет диакон: “Вонмем”, иерей: “Мир всем”. И паки диакон: “Премудрость, вонмем”». Справедливости ради следует отметить, что в Типиконе не говорится о пении «И духови твоему» и в других местах, когда эта фраза на практике следует после благословения «Мир всем» (после просительной ектении, на литии перед молитвой «Владыко Многомилостиве…» и так далее). Потому необходимо обратиться к тексту Служебника, где действительно во многих местах фраза «И духови твоему» присутствует после «Мир всем» (хотя в Типиконе в соответствующих местах она не приводится). Но для нас самое важное то, что в последовании вечерни, совершаемой в соединении с литургией Преждеосвященных Даров, ответ «И духови твоему» все равно отсутствует. Следовательно, в богослужебных книгах нет ни одного основания в пользу пения «И духови твоему» после «Свете тихий…».

Против пения «И духови твоему» в ответ на возглас иерея «Мир всем» после «Свете тихий…» высказывается протоиерей Евгений Попов, который считает, что священник не должен при произнесении возгласа «Мир всем» благословлять рукой, а хор не должен отвечать «И духови твоему». Это связано с тем, что «священник только возбуждает внимание предстоящих к слушанию прокимна, а не более что-либо возгласом своим выражает»[173].

Диакон: «Премудрость. Вонмем».

Затем диакон и хор исполняют прокимен дня (текст прокимена находится в Служебнике и Часослове):

Диакон: «Прокимен, глас… (называет глас и возглашает прокимен) ».

Хор поет прокимен.

Диакон говорит стих прокимена.

Хор поет прокимен.

Диакон говорит половину прокимена.

Хор допевает оставшуюся часть прокимена.

Чтец (или хор [174]): «Сподоби, Господи...».

Диакон произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...».

Священник (возглас): «Яко Благ и Человеколюбец...».

Хор: «Аминь».

Священник (благословляя народ): «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Боже наш, приклонивый небеса», а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».

Хор: «Аминь».

Канонарх: «Глас… (называет глас и начальные слова 1-й стихиры) ».

Хор поет стихиры на стиховне по Уставу.

Чтец (или хор): «Ныне отпущаеши...».

Чтец: Трисвятое по «Отче наш…».

Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».

Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу.

Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...», но без двух начальных прошений (со слов «Помилуй нас, Боже...»).

Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй» (трижды).

Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Премудрость». И уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, так как в это время священник выходит на амвон).

Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови».

Священник: «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу).

Хор: «Великаго Господина...».

На практике, если за вечерней следует утреня, то хор поет только протяжное «Аминь». В это время священник входит в алтарь, берет кадило, становится перед престолом и начинает утреню.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.