Структура сложной предметной рубрики и правила её формулировки. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Структура сложной предметной рубрики и правила её формулировки.

2024-02-15 22
Структура сложной предметной рубрики и правила её формулировки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синтаксис языка предметных рубрик – это правила формулировки сложных предметных рубрик, т.е. правила сочетания заголовка и подзаголовков (подрубрик) для получения осмысленного высказывания, которое называется сложной предметной рубрикой.

При формулировке сложных предметных рубрик возникают следующие вопросы:

1. Какую лексическую единицу выбрать в качестве заголовка, а какую в качестве подзаголовка?

2. Чем регламентируется выбор и последовательность различных подзаголовков?

3. Если тематических подзаголовков несколько, то в какой последовательности они должны располагаться один за другим?

В теории предметизации существуют два разных подхода к решению проблемы построения сложных предметных рубрик. Их можно назвать эмпирическим и теоретическим.

Эмпирический подход – использование подзаголовков сводится к минимуму, а при их использовании ПР формулируется по аналогии с рубриками, уже имеющимися в предметных каталогах. Этот подход является причиной непоследовательности предметизации и заключается в том, что предметизаторы составляют образы одного и того же документа, с различной степенью глубины и детальности раскрывая его содержание, используя во многих случаях разные предметные рубрики

При интеллектуальной, ручной предметизации явление непоследовательности нельзя устранить. Необходимо выработать правила, которые свели бы к минимуму субьективизм предметизатора.

Теоретический подход – характеризуется стремлением обосновать правила их формулировки, опираясь на достижения логики, лингвистики информатики, психологии и др. наук. В рамках теоретического подхода к формулировке сложных рубрик существуют два направления: логико-лингвистическое и категориальный метод.

Требования к структуре сложной предметной рубрики

1.В сложной предметной рубрике, т. е. в одном синтагматическом ряду, не могут находиться лексические единицы, связанные отношениями:

подчинения (род — вид, вид — род)

перекрещивания,

соподчинения,

противоположности,

противоречия,

ассоциативными отношениями: наука (теория) – объект ее изучения и наука (теория) – выдающиеся представители.

 

Напр., с точки зрения этого правила неправильно сформулированы рубрики: Злаковые растения — Пшеница, Английский язык — Словари — Русский язык, потому что лексические единицы «Злаковые растения» и «Пшеница» находятся в отношении подчинения, а «Русский язык», «Английский язык» - в отношении соподчинения.

2.В синтагматическом ряду должны располагаться лексические единицы, связанные отношением «предмет — аспект», которое, в свою очередь, может проявляться в виде отношений:

«Целое — часть»- Научные библиотеки – Абонемент

«Предмет — свойство (параметр, признак)» - Человек – Феноменальные способности

«Предмет — процесс» - Книга - Реставрация

«Предмет (материал) и его применение» - Реклама – Использование в книжн.торговле

Разновидности аспектов могут сочетаться в одной предметной рубрике:

«Предмет – Процесс - Оборудование»Древесина – Сушка – Оборудование

«Предмет – Свойства - Процесс»Морская вода – Плотность – Определение

«Предмет – Часть - Процесс»Нева, река – Устье – Заселение, 17 в.

3.В сложной предметной рубрике необходимо так расположить элементы, чтобы при переводе рубрики на естественный язык не искажался смысл исходного понятия документа (запроса). Перевод рубрики начинается с последней подрубрики (за исключением географической и хронологической); каждая предшествующая лексическая единица присоединяется в родительном или предложном падеже. Например:

рубрика Автомобили — Кузовы — Сварка — Технология переводится на естественный язык «Технология сварки кузовов автомобилей». Это правило называется правилом реверсивной проверки.

4.В сложной предметной рубрике ограничение объема понятия, выраженного заголовком, происходит с помощью подзаголовков, каждый из которых ограничивает объем предшествующего понятия(подзаголовка) а все вместе – объем понятия, входящего в заголовок.

Изображение сложной рубрики: Горные породы– Дробление– Термический метод

Это как круги Л. Эйлера, где каждый круг соответствует объему понятия, выраженного лексической единицей.

5.Географическое понятие должно входить или в заголовок рубрики (это происходит в немногих случаях, когда рассматривается история страны, ее внешняя политика, экономика):

 Германия — Внешняя политика, 1917-1939,

или располагаться в конце рубрики в виде географического подзаголовка: Картофель — Выращивание — Белоруссия.

6.Хронологическая подзаголовок должна стоять непосредственно после той лексической единицы, которую она характеризует, либо помещаться в конце рубрики:

Великая Отечественная война Советского народа, 1941-1945 — Помощь тыла фронту;

Армения — История, VIII-ХV вв.

В сложной предметной рубрике тематические, географические и формальные подзаголовки присоединяются с помощью тире, а хронологические подзаголовки - с помощью запятой. Заголовки и подзаголовки пишутся с прописной буквы.

В языке ПР знак запятой используется также в индивидуальных персональных ПР при указании профессии лица:

Категориальный метод связан с двумя процессами – категориальным анализом и категориальным синтезом.

Категориальный анализ – это анализ терминологии какой-либо области знания и распределение ее по группам, называемым категориями или фасетами.

Фасет – группа терминов, связанных существенным или отличительным признаком, при группировке которых отражается какая-либо точка зрения на терминологию данной тематике. В качестве основания для выделения фасетов, как правило, выступает одна из категорий, таких как «Вещь». «Свойства», «Процесс», «Материал» и др.

Каждое слово наряду с конкретным смыслом имеет общий, категориальный смысл. Это понимание восходит к Аристотелю, который выделил 10 классов самых общих понятий, называемых категориями. Эти классы общих понятий можно разделить на две группы:

- субстанция (сущность)

- признаки, в том числе отношение, метод, время, действие и т.д.

Категориальный синтез заключается в построении сложного индекса, состоящего из нескольких лексических единиц, например, сложной предметной рубрики путем перечисления лексических единиц в установленном порядке цитирования категорий (фасетов). Последовательность цитирования фасетов называется фасетным синтаксисом, кортежем категорий или позиционной грамматикой.

Независимо друг от друга методологию применения категориального метода впервые разработали английский библиотековед Отто Юлий Кайзер и индийский библиотековед Шиали Рамамрита Ранганатан.

В России долгие годы уделяли внимание только категориальному анализу. Категориальный синтез, т.е. создание сложных рубрик на основе категориального метода, стали осуществлять только в 1970-х годах.

Категориальный метод является перспективным, так как вносит единообразие в процесс формулировки сложных ПР.

Ссылочно-справочный аппарат (ССА) – это совокупность пометок, с помощью которых выражаются смысловые отношения между рубриками. ССА состоит из следующих элементов: связующих и перекрестных ссылок, отсылок и справок.

Отсылки, - сокращенно обозначаются см. – используются для нахождения того термина, который служит в качестве предметной рубрики (ПР), если имеет несколько терминов, выражающих одно понятие.

Ссылки предназначены для устранения для установления тематических связей между рубриками. Обозначаются см. также.

1. Связующие ссылки – ссылки от общего к частному. При поиске связующие ссылки используются в одном направлении – от общего к частному и свойствами симметричности не обладают. Напр., Индексирование, см. также Координатное индексирование, Предметизация, Систематизация.

2. Перекрестные ссылки – устанавливают связь между ПР в двух направлениях – прямом и обратном. Напр., Необходимость см. также Случайность. Случайность, см. также Необходимость.

Справки содержат сведения о размежевании тематики между рубриками. Напр.,

Ноу-хау

Справка. Под этой рубрикой собирается литература о представляющих ценность технических и других знаний.

Исчерпывающие ссылки – это ссылки, которые устанавливают связь между ПР путем их полного их перечисления.

Сводные ссылки – это ссылки, не перечисляющие всех родственных понятий, а указывающая как их разыскать. Строительные машины см. также Землеройные машины, Бетономешалки и т. д.

Парадигматические отношения – это смысловые отношения между элементами ИПЯ, которые позволяют объединять их в группы, обладающие свойствами взаимозаменяемости.

В ССА фиксируются логические и ассоциативные отношения.

Логические отношения

1.

А В

Отношения равнозначности (эквивалентности) существуют между понятиями, объем которых совпадает, но в содержании есть различия. В языкознании эти отношения называются синонимией. Один из синонимов выбирается в качестве лексической единицы (ЛЕ), от др. синонимов делаются к нему ссылки:

Межпланетные корабли см. Космические корабли.

2.

В Б А 

Отношения подчинения (родо-видовое) – объем одного или нескольких понятий, называемых подчиненными, входит в объем другого понятия, называющегося подчиняющим. Отношения подчинения фиксируются связующей ссылкой от родового понятия к видовым.

Например, Мосты см. Автомобильные мосты, Железнодорожные мосты.

3.

А В Б

Отношения перекрещивания – существуют между понятиями, содержание которых различно, но объемы частично совпадают. Например,

· «Спирты» - А, «Ароматические соединения» - Б, «Ароматические спирты» - В.· «Массаж спортивный» - А, «Массаж бесконтактный» - Б.

А

Б

Используется ссылка см. также

4. Отношения противоположности – существуют между соподчиненными, которые в своем содержании имеют противоположные, несовместимые признаки, обуславливающие несовпадение объемов обоих понятий. Отношения противоположности фиксируются либо перекрестными ссылками, либо оба понятия соединяются союзом «и» в одну ЛЕ: например, Случайность и необходимость. Монизм – А, Плюрализм – В.

 5. Отношения противоречия (контрадикторности) – существуют между двумя понятиями, видовые признаки которых противоположны, несовместимы, что ведет к несовпадению объемов этих понятий, полностью исчерпывающих объем родового понятия. Фиксируются либо перекрестными ссылками, либо объединяются в одну ЛЕ союзом «и». Магнитные материалы – А, Немагнитные материалы – не А.

6. Соподчиненные понятия – виды одного общего родового понятия. Объемы соподчиненных понятий не совпадают, но в содержании их имеются как общие признаки, являющиеся признаками подчиняющего понятия, так и собственные отличительные признаки, являющиеся признаками подчиненных, видовых понятий. (Пример про мосты). Если соподчиненные понятия обозначают классы предметов, сходных в функциональном отношении, то их следует связать перекрестными ссылками: Бактериологическое оружие см. также Химическое оружие – Химическое оружие см. также Бактериологическое оружие.

Функции Ссылочно-справочного аппарата (ССА):

1. Системообразующая функция – ссылки должны вводиться планомерно с целью превращения ИПС в систему взаимосвязанных элементов. Знание теоретических и методических принципов ведения ССА – одно из условий научности, которая проявляется в установлении правильных, объективных взаимосвязей между ПР с целью максимального раскрытия научной ценности документов и определения места данного понятия среди остальных

2. Функция реализации критерия соответствия. Для предметных ИПС действует критерий «на включение». Это отношение выражено ссылками. Пометка «см. также» позволяет считать документы, стоящие за приведенными с помощью ссылок рубриками, релевантными.

3. Комплексирующая функция. Связующие и перекрестные ссылки собирают воедино комплекс родственных рубрик, а тем самым – комплекс документов, релевантным потенциальному запросу. На один запрос ССА позволяет подбирать документы, находящиеся в разных местах поисковой системы.

Сушилки см. также Вакуум-сушилки, Зерносушилки, Лесосушилки, Сеносушилки.

Иногда комплексирующую функцию выполняют отсылки:

 

a. Отказываются от адекватной рубрики и помещают документы, посвящённые одному предмету, под обобщающей рубрикой – Камни в стекле см. Стекло – пороки.

b. Из общего комплекса документов о предмете, собранного под его названием, выделяются документы об отдельных аспектах и отражаются под названием этих аспектов. Суда – Отопительные системы см. Судовые системы отопительные.

4. Терминологическая функция. Наибольшую нагрузку здесь несут отсылки от устаревших терминов к новым, от менее употребительных к более употребительным терминам. Ижорская земля см. Ингерманландия.

Ссылки также выполняют эту функцию, приводя перечень рубрик, которые используются в качестве стандартных формулировок и в некоторых случаях отличаются от тех наименований, которые известны читателю: Технические средства обучения см. также Диафильмы учебные, Докуторы, Кинофильмы учебные.

5. Эвристическая функция. ССА помогает найти те рубрики, за которыми находится релевантная информация, но которые находятся в разных местах предметного каталога. При отсутствии ссылок информация не будет найдена. ССА является эффективным средством повышения полноты выдачи информации, т.е. средством борьбы с потерей информации из-за распыления родственного материала по разным ПР.

6. Функция компенсации линейности ПР. Это отсылки от терминов, выраженных словосочетаниями, к принятой формулировке рубрик: Жилые здания высотные см. Высотные здания.

Применение отсылок помогает проводить поиск по любому из терминов, входящих в рубрику, и тем самым разрушается линейность её структуры. Эту же функцию могут выполнять и ссылки.

Перхлорвиниловые эмали см. также Самолеты – Окраска перхлорвиниловыми эмалями.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.