Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2024-02-15 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
10.2. Информационные исследования деятельности ученого и научного коллектива
Наука как область человеческой деятельности.
· Определения науки.
· Существуют следующие общие определения науки:
o • историческое, содержащееся в словаре Брокгауза и Эфрона: «Наука — систематическое объединение и изложение объективно-достоверных сведений, принадлежащих какой-либо области знания. В более общем смысле объективно-достоверное и систематическое знание о явлениях природы и жизни человека со стороны их закономерности...»[1];
o • историческое определение в Большой советской энциклопедии 70-х гг. XX в.: «Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности... Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира»[2];
o • современное: «Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. <...> Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. <...> Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира»[3];
o • еще одно современное: смысловое определение науки складывается из трех составляющих:
§ 1) особый вид человеческой деятельности;
§ 2) система знаний как регулятор этой деятельности;
§ 3) совокупность организаций и учреждений как социальной формы, в которой эта деятельность существует и развивается[4].
|
· [1] Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия. М.: Эксмо, 2012.
· [2] Алексеев И. С. Наука // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1975. Т. 17.С. 323.
· [3] Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. 2-е изд., испр. Минск :Книжный дом, 2001. С. 661.
ПРИЗНАКИ НАУКИ
1.4.1. Первый признак науки — ее методологические основы. Современное понятие «методология» дадим в главе, посвященной современному состоянию науки. Здесь же ограничимся несколькими рассуждениями. В основании социально-педагогических теорий, как показывает анализ исторических источников, всегда лежала некоторая совокупность философских идей, обращенных к распознанию сущности человека. На европейском континенте в XVIII в. сложилось несколько значимых методологических подходов к анализу проблем человека.
· 1.4.2. Второй признак науки — ее ценностные основания. Сам факт внимания к детству свидетельствует о том, что в обществе возникает интерес к осмыслению этого этапа жизненного пути, что он начинает выступать в общественном сознании как особая ценность, что общество начинает задумываться о его социальной значимости. Обращение к социально незащищенному детству свидетельствует об актуализации гуманистического потенциала общества и его представителей: благотворителей, филантропов, социальных врачевателей. Становление социальной педагогики неразрывно связано с деятелями-гуманистами, личности которых характеризуются ценностным отношением к ребенку, убеждением в том, что взрослый может «способствовать развитию в ребенке социальных сил его души»[3]. Научный поиск путей преобразования проблемной ситуации укоренен в ценностных основаниях, в желании утвердить в жизни общества принцип социальной справедливости.
· 1.4.3. Третий признак науки — обращение к определенной области действительности (объекту исследования), к ее фрагменту, который становится предметом научного исследования. В одном объекте может быть выделено несколько предметов исследования. Предметный способ рассмотрения мира отличает науку от других способов познания. Предмет науки специфичен. По мере развития науки предметное поле ее исследования усложняется, открываются, анализируются, описываются новые грани ее предмета. Социальная педагогика на всех этапах становления ориентировалась на такой фрагмент меняющейся от эпохи к эпохе действительности, как проблемный способ детского существования, социальные проблемы детства, связанные с вхождением в мир социальных отношений, и педагогические способы их решения.
|
· 1.4.4. Четвертый признак науки — объективный способ рассмотрения мира (предмета науки) на основе применения специально разработанных методов исследования. Усложнение предмета науки требует усложнения методов, которые характеризуются постоянным усовершенствованием, позволяющим получать объективное знание. На начальных этапах становления социальной педагогики благотворители анализировали проблемы ребенка и способы их решения умозрительно, опираясь на существующую практику. По мере движения от последней трети XVIII к началу XX в. в рамках социальной педагогики стали формироваться методы исследования, основанные на наблюдении, сравнении, статистике и эксперименте. В настоящее время социальная педагогика располагает большим арсеналом методов, позволяющим выявлять закономерности ее предметной области.
· 1.4.5. Пятый признак науки. Обыкновенно в научном исследовании выделяют два уровня осмысления фактов:
· 1) эмпирический. Эмпирическое исследование ориентировано на анализ и объяснение реально наблюдаемых фактов. Анализ исторических источников показывает, что социально-педагогические исследования на этапе своего первого рождения носили эмпирический характер. Главные методы, с помощью которых анализировались факты, отражающие проблемы ребенка, — наблюдение, сравнение. Главный метод, с помощью которого исследователи стремились изменить ситуацию, — эксперимент;
· 2) теоретический. Если исследователь, наблюдая какие-то факты действительности, задавал себе вопрос, существуют ли сегодня теории, опираясь на которые, можно объяснить эти факты, он стоял у истоков теоретического исследования. Социально-педагогические исследования на этапе первого рождения основывались на существующих в это время философских, социологических, педагогических идеях. Главный метод, с помощью которого анализировались факты, — выдвижение предположений (гипотез) и их проверка.
|
Между двумя уровнями исследования существует тесная связь.
1.4.6. Шестой признак науки — наличие собственного понятийного аппарата и средств описания результатов исследования. Если исходить из суждения, что понятие — это особое исторически развивающееся явление, «концентрированное выражение исторически достигнутого знания»[4], можно рассматривать историю социальной педагогики как историю научной мысли о проблемах ребенка и различных видах поддерживающей, воспитательной и образовательной практики, выраженных в развивающихся понятиях.
1.4.7. Седьмой признак науки — ее функции: описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Социальная педагогика стремится проникнуть в закономерности развития детства, дать описание и объяснение проблем, которые возникают во взаимодействии ребенка и социума, прогнозировать изменение проблемной ситуации под влиянием предлагаемых наукой способов их решения.
· 1.4.8. Восьмой признак науки — опора на факты и доказательность. Наука есть доказательная форма получения нового знания. Наука, стремящаяся проникнуть в суть своего предмета, должна исходить из фактов, подтверждаться фактами, доказывающими, что исследовательский поиск идет в нужном направлении. В социальной педагогике на ранних этапах ее становления в качестве фактов выступали проблемные ситуации ребенка, возбуждающие тревогу общества, «бьющие по нервам». К их числу относятся социальные патологии детства: нищенство, бедность, смертность. Они чаще всего формировали потребность в исследовательском поиске причин этих явлений и способов их преодоления. Найденные пути решения детских проблем должны были пройти проверку фактами сокращения нищенства и бедности, снижения количества детских смертей. В последней трети XVIII в. благотворителей стали интересовать педагогические процессы. Возникло предположение, что призрение в учреждениях должно сопровождаться включением нищенствующего и бедствующего ребенка в целенаправленные процессы воспитания и начального образования. Необходимо было собрать факты, подтверждающие правомерность такого решения.
|
· 1.4.9. Девятый признак науки — она должна обладать преобразовательным потенциалом, быть руководством к действию по гармонизации отношений «ребенок — социум». То есть найденные наукой пути решения детских проблем должны содействовать или совершенствованию, или глубокому преобразованию социально-педагогической практики. История социально-педагогической науки изобилует примерами описания и объяснения фактов, которые меняют представления общества о детстве и отношении к нему, содействуют процессу преобразования практики. В качестве примера можно рассмотреть изменение представлений общества о значимости семейного воспитания:
o • в последней трети XVIII в., в связи с распространением просветительских представлений о порочности семьи, уделом детей становилось казарменное воспитание («подкинутие» младенца рассматривалось как доказательство порочности матери, родившей ребенка вне брака);
o • 30-е гг. XIX в. возникли сомнения относительно этой идеи, и появился первый приют — совершенно новое учреждение временного пребывания ребенка из обедневшей семьи, предлагающее установление контактов между приютом и матерью. Условно открытие приюта можно рассматривать как эксперимент, который сначала вызвал недоверие в обществе. Однако это недоверие держалось недолго. Статистика, представленная на страницах журналов XIX в., показала, что новое учреждение, сохраняющее отношение «мать — ребенок», пользовалось большим спросом;
o • конце XIX в. против казарменного содержания младенцев резко выступили земские врачи, стремящиеся понять истинные причины отторжения матери от собственного ребенка. Для этого они провели индивидуальные беседы с большим количеством матерей, показавшие, что основные причины коренятся не в порочности матерей, а в их глубокой социальной неустроенности. На этой основе земские врачи предложили пути сближения матери и ребенка (возможность частого посещения ребенка в приюте и кормления за определенную плату), доказали, что при устранении части причин матери готовы к восстановлению отношений с ребенком. Тезис «Каждый ребенок имеет право на мать» был услышан и одобрен обществом.
· 1.4.10. Десятый признак науки — ее содержание представлено теориями, которые формируются по мере ее становления. В науках, посвященных исследованию детства, выделяют фундаментальные теории, вскрывающие глубинные закономерности исследуемых явлений, и частные, содержащие материал конкретных эмпирических исследований. Между ними находится прослойка теорий среднего уровня, которые содержат материал, характеризующий отдельные области жизни человека.
|
В социальной педагогике на всех этапах ее становления формировались частные теории, раскрывающие возможные педагогические пути решения проблем конкретной группы детей (лишенных попечения родителей, нищенствующих, бедствующих, беспризорных, безнадзорных и др.). Во второй половине XIX в. мы обнаруживаем социально-педагогические теории среднего уровня, поднимающие вопросы обобщенного характера: трудовое воспитание, семейное воспитание, «педагогизация среды» и др. В начале XX в. появляется первая фундаментальная социально-педагогическая теория П. Наторпа «Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общности».
· 1.4.11. Одиннадцатый признак науки — организация науки, превращение ее в институт, упорядочивание научных потоков. Процесс институционализации науки — явление сложное и противоречивое. Выделим четыре положения, говорящих о том, что наука стала оформляться как институт. Это наличие:
· 1) государственных структур, понимающих значимость науки в целом и отдельных ее отраслей для развития общества. Для этого оно создает особые структуры, которые организуют науку: академии и университеты;
· 2) общественных структур. Есть некоторое количество ученых, заинтересованных в развитии определенной отрасли научного знания. Они объединяются в неформальные организации, создают общественные научные организации, формируют органы управления научной организацией, планируют ее работу;
· 3) средств коммуникации. Научное сообщество нуждается в средствах коммуникации для высказывания суждений, постановки гипотез, обмена мнениями. Таким средством коммуникации выступают журналы определенного научного профиля;
· 4) дискуссионных площадок. Таковыми становятся специально планируемые конференции, круглые столы, съезды.
История
Наука отделилась от обыденного знания в глубокой древности. Началом развития науки можно считать процесс накопления единичных эмпирических фактов, происходивший в течение длительного времени. Уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии стали появляться первые признаки становления научного знания: возникли древняя медицина, астрология, математика. Благодаря появлению философии в древней Греции и Риме стали возникать научные (а не мифологические) теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако отсутствие методологии и опоры на опыт не позволило развиться большинству естественных наук (за исключением разве что математики). В то же время многие гуманитарные науки уже в античную эпоху достигли больших успехов. Основой для античного мировоззрения являлся космоцентризм, т.е. природа понималась как космос – вечный и неизменный порядок, где все имеет свое естественное место и подчиняется космическому закону.
В эпоху средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала христианская религия. Космоцентрическое мировоззрение не исчезло, но космос стал представляться как творение Бога; соответственно, основным опытом средневекового человека был Бог, а не природа. Влияние средневековых теоцентрических представлений на науку было неоднозначным. С одной стороны, всегда существовала опасность недооценки практических сторон бытия и недоверия к разуму, ведь человек мыслился лишь странником на этой земле. С другой стороны, не стоит противопоставлять веру и разум, религию и науку. В системе культуры многие ее функции распределены между всеми ее подсистемами: как религия несет в себе элементы познавательной информации, так и наука содержит в себе моменты ценностного отношения к миру. Поскольку же религия выполняет познавательные функции, то она является знанием. Конечно, это знание не научное и зачастую бездоказательное, но по результату воздействия на человека и общество оно может превосходить научные теории, история многих религий – тому подтверждение.
Но лишь в эпоху Возрождения и особенно в Новое время ситуация стала кардинально меняться: центр культуры смещается от Бога к человеку (антропоцентризм). Именно тогда происходит рождение современной науки. Физическая природа понимается уже не как некая вечная данность и не как творение Бога, но как объект человеческого исследования и господства при помощи науки и техники. Природа становится материалом, используемым человеком для своей пользы, а сам человек решительно противопоставляет себя природе.
Одним из решающих факторов, повлиявших на культуру того времени, стала научная революция. Несколько ниже мы подробно рассмотрим вопрос о движущих силах научных революций, пока же обозначим границы научной революции Нового времени.
Основные черты науки, сформировавшейся в Новое время, в той или иной степени свойственны и нашему времени.
Так, метод новой науки состоит в аналитическом рассмотрении явления, предварительно изолируемого от окружающей среды, чтобы не учитывать отдельные сопровождающие факторы, не оказывающие влияние на это явление. Вначале формулируется гипотеза, являющая собой рационально упорядоченный априорный опыт, а затем доказывается ее истинность (как правило, с помощью эксперимента). Экспериментом подчеркивается соединение теории с практикой: математический метод доказывает свою действенность в реальном мире. Именно поэтому происходит интенсивное развитие практически ориентированных наук, а также техники.
Концепции развития науки Р. Мертона и Т. Куна.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!