Дурак, герой и комическое восприятие — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Дурак, герой и комическое восприятие

2022-02-10 55
Дурак, герой и комическое восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дурак иногда добивается своего только потому, что попросту не знает, что может быть по-другому. Уильям Уиллфорд отмечает, что герой часто начинает как Дурак. В сказке братьев Гримм «Золотая птица», и во многих других сказочных историях, двое старших братьев проваливают задачу, поскольку решают ее общепринятым, «мудрым» способом, в то время как младший, наивный и неопытный и потому более открытый новым изобретательным идеям, преуспевает и добивается руки принцессы.

Вклад Дурака в нашу жизнь – несгибаемая жизнестойкость, способность подняться и совершить новую попытку. Часто герои мультфильмов – это фигуры Дурака. Они стреляют друг в друга, переезжают друг друга бульдозерами исключительно во имя радости погони и преследования. Но ни одному из них при этом не причиняется настоящий вред.

Без Дурака мы не способны наслаждаться жизнью, какой она есть, ради самого процесса жизни. Дурак знает, как играть в моменте во имя радости и опыта, и даже знает, как наслаждаться негативными сторонами жизни, хотя бы их драматизмом. Эта часть нас дает место надежде, когда никаких знаков улучшения на горизонте не разглядеть. Кому же захочется быть без Дурака?

Многим. Поскольку в нашем обществе мы удручающе привязаны к крайней серьезности и, как следствие, к трагическому или (что хуже) ироничному взгляду на жизнь. Энид Уэлсфорд (Enid Welsford) завершает свою ставшую классикой книгу «Дурак: его история в социуме и литературе» (The Fool: His Social and Literary History) следующим наблюдением: «Романтическая комедия – это серьезная литература, поскольку является предвкушением истины; Дурак мудрее Гуманиста, и клоунада не так легковесна, как обожествление гуманизма».

Дурак как игрок

Дурак, божественный или человеческий – наша связь с детской спонтанностью. Когда он принимает обличие Трикстера, он нарушитель правил и игрок, и почти всегда аферист. Когда он Шут, то полон творческих замыслов и всегда может придумать что-то новенькое, чтобы избежать скуки.

Вакджункага, Трикстер из цикла Виннебаго, убеждает уток, что споет для них, если только те потанцуют с закрытыми глазами. И пока они танцуют, он поочередно душит каждую и складывает в мешок до тех пор, пока несколько уток не спохватывается и улетает. Его действия, хотя и фатальные для уток, не представляются злодейскими. Он просто использует свою бесконечную ловкость, чтобы получить лучшее от уток и раздобыть самому себе хороший ужин.

Дурак наслаждается состязанием умов даже в самых опасных обстоятельствах. Возможно, побочным продуктом трикстерского упоения розыгрышами, жульничеством и получением своего хитростью является то, что Дурака очень непросто обвести вокруг пальца. И хотя он часто видит манипуляции других насквозь, и его так просто одурачить, как Невинного, Дурака очень просто поймать на крючок, поскольку он ловится своим желанием сыграть в игру. Часто Дурак играет роль Невинного или простофили, чтобы переиграть человека, старающегося его обжулить, и, например, притворяется новичком в карточной игре, чтобы сорвать большой куш.

На самом нижнем уровне игра ведется только для личного наслаждения или для радости игры. Дети наслаждаются игрой и ненавидят скучать. Если недостает конструктивных игр, то они будут играть в деструктивные. Например, в «Скандал», где покажут экстраординарную способность выцепить, что именно разозлит родителей или учителей, и доведут ситуацию до разрядки скандалом.

Для детей естественно шуметь и буйствовать большую часть времени, это напрямую связано с естественным развитием в них способностей к творчеству. Когда мы заставляем маленьких детей сидеть смирно в школе за скучными, однообразными учебниками, стоит ли потом удивляться, почему выросшее поколение не особо творческое. А после, конечно же, крупнейшие корпорации тратят огромные суммы на то, чтобы научить топ-менеджмент играть и творчески мыслить.

В действительности большинство взрослых львиную долю времени проводит за играми, и речь идет не только о карточных играх, теннисе или головоломках. Они играют в политические игры на работе, дома, в сообществах или политических организациях. И они же играют в «Скандал», когда становится скучно, создавая «драму» и кризисы, чтобы быть при деле. Эрик Берн в книге по транзактному анализу «Игры, в которые играют люди» каталогизировал такие взрослые игры, поясняя, что пока мы играем в эти игры, мы не проявляемся по-настоящему и не способны к близости. Опасность этих игр не в том, что люди в них играют, а в том, что они обманываются своим Трикстером и даже не подозревают, что играют. Обычно это значит, что их Дурак подавлен и владеет ими в негативной форме. Гениальность транзактного анализа в том, что он дает людям возможность узнать игры, в которые они играют, и таким образом делает эти игры осознаваемыми, чтобы люди могли выбирать, играть в них или нет.

Когда мы учимся осознавать игры, в которые мы играем, то мы можем применять их для много более высоких целей, чем просто развлечься или испытать радость отмщения. Дон Хуан, величайший шаман инициирующих книг Карлоса Кастанеды, буквально обманом приводит Кастанеду к видению мира другим, измененным способом. Большинство величайших учителей научились уловками заманивать своих учеников к учебе. Даже игры, в которые люди играют, чтобы сделать что-то хорошее в жестких правилах бюрократических структур, являются позитивными каналами для энергии Дурака.

Дурак – мастер перевоплощений и может видеть мир с разных сторон, и потому может двигаться как в обычный способ восприятия реальности, так и из него. Трикстер может помочь нам увидеть нетрадиционные подходы к проблемам и гостеприимно приветствовать абсолютно отличающийся взгляд на мир. По этой причине этот архетип активизируется во времена массовых социальных изменений, когда способность изменять курс основного течения чрезвычайно полезна, как для индивидуальной жизни, так и для жизни социума.

Теневой Дурак

Когда энергии Дурака не дают проявиться, она уходит в подполье и оттуда действует как мощная подрывная сила. В той степени, в которой наше Эго не сдружилось с Дураком, Дурак будет проявляться посредством манипуляций, жульничества и самозащиты, а не через рвение, игривость и интерес.

Теневой Дурак может проявляться в разнузданном и недисциплинированном сладострастии: леность, безответственность, обжорство, распутство, пьянство. Каминг-аут теневого Трикстера случается, когда предполагаемых столпов общества: людей бизнеса, священников, членов правительства – внезапно застают врасплох за воровством, одержимыми пристрастием к алкоголю или наркотикам или крутящими романы на стороне. Часто теневой Дурак ощущается как раскол между обычной жизнью человека и очевидно саморазрушительным извержением алчности, похоти и ненасытности.

Два классических образа Дурака: наивное существо и сумасшедший – образы ранней тени. Теневой Дурак делает нас «дурацкими» и «бессознательными». Когда он охватывает нас, мы не способны разрешить себе рефлексию своих действий. А после можем быть охвачены еще более жестким поведением и даже этого не видеть. Мы попросту глупы.

Теневой Дурак проявляется и в безумии, когда Эго дает трещину, и бессознательное хаотично наводняет сознание. Дурак обманом затягивает нас в глубины, и нас заваливает несортированным психологическим материалом. И задача состоит в том, чтобы воссоздать Эго, иначе глубины затянут.

Всякий Трикстер – мастер перевоплощений и маскировки. Человек никогда не знает, когда или где может выскочить Трикстер. Это особенно явно, когда Эго человека четко определяется через Невинного или Сироту, а Трикстер подавлен. Такой внутренний Трикстер будет вовлекать человека во всевозможные неприятности, а потом мастерски скрываться. Иногда маскировка Трикстера настолько удачна, что человек и не подозревает о его существовании. Бывает, что все вокруг видят, как Невинный создает себе сложности и настойчиво наступает на многие грабли, в то время как сам человек озадачен и видит себя жертвой обстоятельств или других людей.

Христианская традиция приравнивала аппетиты и радости плоти дьяволу и потому поощряла их продолжающееся подавление. Особенно свойства Трикстера были табуированы для женщин. Например, змея Эдемского сада, искусившая Еву не подчиняться Богу во имя познания, обладает свойствами Трикстера (дьявол – теневая фигура Трикстера). Трикстерское же любопытство Евы видится причиной изгнания человека из рая.

Разумеется, внутренний Трикстер неизбежно будет отказываться в повиновении правилам, даже исходящим от Бога, потому понятно, что изгнание – ответственность Трикстера. Возможно, по этой причине некоторые исследователи (например Юнг) отождествляют Трикстера со Спасителем. Если мы не ослушаемся, то не начнем путешествие и, следовательно, не сможем найти спасения, независимо от того, определено ли это спасение религиозными (как в традиционных религиозных учреждениях) или психологическими (как в этой книге) терминами.

И в то время, как высокоразвитый Трикстер помогает нам узнать, как дойти до желаемого, теневой Трикстер врет в своих советах о том, что нам требуется для выживания. Он рассказывает, что наши чувства будут слишком сильными и мы не справимся, если не обезболим себя алкоголем или наркотиками. Он рассказывает, что близость несет нам угрозу и убеждает разрушать самые лучшие отношения. Он рассказывает, что для того, чтобы преуспеть, необходимо круглосуточно работать и никогда не отдыхать. Так теневой Дурак потешается за наш счет.

Теневой Дурак может также создавать то, что в транзактном анализе называется «сценарием»: историю, задающую определенную канву вашей жизни, и убеждает вас, что выйти из этой канвы равносильно смерти. Теневой Дурак может, например, убеждать вас действовать строго в рамках конкретного архетипа, а если вы начнете проявлять другой, то можете почувствовать себя так, будто ваше выживание под вопросом.

Обычно тень Дурака довольствуется саморазрушением, но бывает, что она содействует аморальным, неэтичным, незаконным действиям. Теневой Дурак может предложить ограбить банк, присвоить деньги работодателя, переспать с супругом/супругой лучшего друга и отстаивать эти идеи как необходимые для выживания, как справедливое возмездие за пренебрежение или как единственный способ удовлетворения своих потребностей. Вдобавок теневой Трикстер будет убеждать, что никто никогда ничего не узнает!

Лучший способ освободить себя от теневого Трикстера – подружиться с ним и в этом намерении ценить не только духовное развитие, но и инстинктивную, земную жизнь. Когда мы истощаем теневого Дурака своим невниманием, он непременно найдет способ напасть на нас. Лучше накормить чудовище хорошей едой, хорошей компанией и наслаждающим опытом, и тогда чудовище будет благодушно.

Стать мудрым Дураком

Дурак обычно начинает путешествие, весело отрицая или убегая от сложностей жизни. Он хочет все время играть и старается избежать всего сложного: учебы, размышлений, работы или ответственных отношений. Его скитания бесцельны и бессвязны.

Переход от клоуна или Трикстера к Мудрому Дураку случается, когда Дурак проживает инициацию Любовью. Дурак не боится смерти и потерь, но опасается длящихся обязательств. Когда Дурак встречается с Эросом и научается выстраивать связи с другими, принимать на себя длящиеся обязательства в отношении возлюбленных, друзей, работы, идей, ценностей и Бога, он становится способен проявить свою божественную суть в мир. На самом высоком уровне Дурак становится Мудрым и Святым Дураком, проживающим радость всей полноты жизни, существом большой пропускной способности. Больше нет необходимости отрицать или прятаться, поскольку все то, что естественно и человечно, не может быть плохим или неправильным.

В начале путешествия Дурак проявляется как ребенок, живой, спонтанный, проявляющийся целиком как есть и сообразно моменту, а в конце путешествия как величайший «святой дурак» многих духовных традиций.

И Святой Дурак или Мудрый Дурак воплощает собой мудрость состоявшего путешествия. И это позволяет нам постичь величайшую вселенскую шутку: сокровище, которое мы искали вовне и внутри себя, никогда не было скудным или далеким. Сокровище есть все сущее. Дурак помогает нам создать Эго, а после помогает нам отпустить его, чтобы мы могли соединиться со всем сущим и открыть в этом единении величайшую радость.

Нередко этот способ смотреть на жизнь извне сложно отделим от безумия, так отличается он от жизни в заботах Эго о безопасности, приличиях и общепринятой реальности.

Дурак позволяет нам наслаждаться жизнью, моментом и друг другом, не только не вынося оценок, но еще и без иллюзий. И тогда круг завершен, мы готовы отправиться в путешествие снова, на сей раз начиная на новом уровне. Поскольку мы научились наслаждаться жизнью, как она есть, нам больше нет нужды защищать свою невинность отрицанием или держаться за условности для защиты своих «социальных мест». Мы знаем, что доверять безопасно, не столько потому, что плохого не может произойти в жизни, сколько потому, что мы постигли свою несгибаемую жизнестойкость. Мы не только наши тела. Душа и Дух каждого не только выживут, что бы ни случилось, они найдут способ насладиться жизненной драмой. Это состояние радикальной благодарности и праздника целостности жизни, выраженное в мудрости Дурака, открывает каждого из нас радости.

Уровни дурака

Тень: индульгирование, потакание своим слабостям, леность, обжорство, безответстввенность;

Зов: скука, внутренняя опустошенность, апатия, желание иметь больше радости в жизни;

Уровень 1: жизнь – это игра, в которую играешь ради веселья игры (Дурак);

Уровень 2: ловкость применяется для того, чтобы обвести других, вызволять из беды, находить способы обходить преграды, говорить правду безнаказанно (Трикстер);

Уровень 3: жизнь живется полностью в моменте; жизнь как праздник сама по себе, в моменте каждого дня (Мудрый Дурак или Шут).


 

Приложение. Индекс Мифа Героя

Индекс Мифа Героя (ИМГ) разработан, чтобы помочь людям лучше понимать себя и других путем выявления активных в их жизни архетипов. По результатам опроса каждый получает балл, показывающий степень проявленности каждого из двенадцати архетипов, описанных в книге. Все двенадцать архетипов ценны и у каждого несет свой особый дар. Роль каждого важна в нашей жизни. Ни один не лучше и не хуже. Следовательно, нет правильных или неправильных ответов.

Форма Е ИМГ (© 1990 Кэрол С. Пирсон) была разработана Кэрол С. Пирсон, Шэрон В. Сеиверт, Мэри Леонард и Хью Марром (где Хью Марр проводил проверку обоснованности и правильности повторного тестирования). Первоначально форма Мифа Индекса Героя (тогда названная как Индекс Личного Мифа) была опубликована в книге «Внутренний герой» (The Hero Within) в 1986 году как тест, состоящий из 36 пунктов. Форма D, включающая в себя 10 архетипов и 60 пунктов была разработана в рамках проекта «Герои на работе» (Heroes at Work) командой Пирсон, Сеиверт и Леонард с технической поддержкой Бет О'Брайен и Барбары Мёрри.

Пожалуйста, используйте этот инструмент только для личной оценки. Если вы хотите использовать инструмент для других целей (например, сделать собственное исследование или использовать инструментарий на рабочем месте), согласуйте его применение с автором. Так, например, доступны тренинговые сессии для того, чтобы подготовить вас к расширенному применению инструмента.

Индекс Мифа Героя (Форма Е)

Инструкция

А. Определите, как часто каждое из утверждений описывает вас, и впишите цифру от 1 до 5 слева от номера утверждения:

1. Почти никогда не описывает меня;

2. Редко описывает меня;

3. Иногда описывает меня;

4. Обычно описывает меня;

5. Почти всегда описывает меня.

B. Работайте так быстро, насколько вам комфортно. Ваша первая реакция - чаще всего самая верная.

C. Пожалуйста, не пропускайте ни один из вопросов, поскольку это может привести к недействительным результатам. Если вы не уверены, выберите то, что подходит больше всего, и продолжайте.

1. Я собираю информацию без вынесения суждений.

2. Я чувствую себя сбитым с толку столь многочисленными изменениями в моей жизни.

3. Процесс моего самоисцеления дает мне возможность помогать исцелению других.

4. Я подводил других.

5. Я чувствую себя в безопасности.

6. Я откладываю страх в сторону и делаю то, что должно быть сделано.

7. Я ставлю потребности других выше своих собственных.

8. Я стараюсь быть верным самому себе, где бы я ни находился.

9. Когда жизнь становится скучной, я люблю все встряхнуть.

10. Я нахожу удовлетворение в заботе о других.

11. Другие видят меня как весельчака.

12. Я чувствую себя сексуальным.

13. Я верю, что люди в действительности не хотят причинять боль друг другу.

14. Когда я был ребенком, мной пренебрегали и меня мучили.

15. Я больше счастлив, когда отдаю, чем когда получаю.

16. Я согласен с утверждением: «Лучше любить и потерять любовь, чем вовсе никогда не полюбить».

17. Я соединяюсь с жизнью во всей ее полноте.

18. Я сохраняю восприятие перспективы тем, что вижу на много шагов вперед.

19. Я в процессе творения моей собственной жизни.

20. Я верю, что есть много верных способов смотреть на одно и то же.

21. Я больше не тот человек, кем я думал, что я был.

22. Жизнь – это сердечные муки, одна за одной.

23. Духовная поддержка служит причиной моей результативности.

24. Я нахожу, что мне проще делать что-то для других, чем для себя самого.

25. Я нахожу наполненность через отношения.

26. Люди обращаются ко мне за руководством и указаниями.

27. Я опасаюсь тех, кто обладает властью.

28. Я не принимаю правила слишком всерьез.

29. Я люблю помогать людям соединяться друг с другом.

30. Я чувствую себя брошенным.

31. У меня случаются времена больших свершений, которые, по моим ощущениям, не требуют значительных усилий.

32. Я обладаю лидерскими качествами.

33. Я постоянно ищу способы улучшить себя.

34. Я могу положиться на других в том, чтобы они позаботились обо мне.

35. Я предпочитаю стоять во главе.

36. Я стараюсь найти истину за иллюзиями.

37. Изменение моих мыслей меняет мою жизнь извне.

38. Я развиваю ресурсы, человеческие или природные.

39. Я готов идти на риск, чтобы отстоять свои убеждения.

40. Я не могу отсидеться и позволить случиться чему-то неверному, не попытавшись противостоять этому.

41. Я стремлюсь к объективности.

42. Мое присутствие часто является катализатором изменений.

43. Я наслаждаюсь тем, что смешу людей.

44. Я прибегаю к дисциплине, чтобы достигать целей.

45. Я чувствую себя любящим по отношению к людям вообще.

46. Я хорош в том, чтобы найти способностям людей соответствующие задачи для выполнения.

47. Для меня очень важно сохранять свою независимость.

48. Я верю, что все и всё в мире взаимосвязано.

49. Мир – безопасное место.

50. Люди, которым я доверял, бросали меня.

51. Я чувствую себя беспокойно.

52. Я отпускаю то, что больше мне не подходит.

53. Я люблю «зажигать» людей, которые слишком серьезны.

54. Немного хаоса хорошо для души.

55. Жертвование, чтобы помочь другим, сделало меня лучшим человеком.

56. Я спокоен.

57. Я противостою агрессивным и нападающим людям.

58. Я люблю трансформировать ситуации.

59. Ключ к успеху во всех аспектах жизни – это дисциплина.

60. Вдохновение приходит ко мне легко.

61. Я по жизни не дотягиваю до собственных ожиданий от себя.

62. У меня есть чувство, что лучший мир где-то ждет меня.

63. Я полагаю, что люди, которых я встречаю, достойны моего доверия.

64. Я экспериментирую с тем, что превращаю свои мечты в реальность.

65. Я знаю, что мои потребности будут обеспечены средствами.

66. Я чувствую, что вот-вот что-то сломаю.

67. Я стараюсь управлять ситуациями, удерживая в сознании идею всеобщего блага.

68. Мне тяжело дается говорить «нет».

69. У меня гораздо больше прекрасных идей, чем времени, чтобы претворять их в жизнь.

70. Я ищу мест, где трава зеленее.

71. Значимые люди моей жизни подводили меня.

72. Поиск чего-либо для меня так же важен, как и факт нахождения этого.

Подсчет

Под названием каждого архетипа вы видите 6 строк с номерами, соответствующими вопросам в ИМГ. Перенесите ваши ответы (1-5) в колонки ниже. Например, если ответ на вопрос 17 ответ был 5 («Почти всегда»), поставьте цифру 5 в строку рядом с вопросом 17, первый ответ в столбце Любящий. Когда вы поставите цифры в каждую из ячеек, сложите общий результат. Вы получите итог от 6 до 30 по каждому архетипу.

Когда вы завершите подсчет результатов, вы можете занести их в круговую диаграмму, состоящую из двенадцати секторов, чтобы визуально зафиксировать ваши результаты.

 

Невинный Сирота Воин Опекун
5 13 34 49 63 65 Итог: 14 22 27 30 50 71 Итог: 6 39 40 44 57 59 Итого: 7 10 15 24 55 68 Итого:
Искатель Разрушитель Любящий Творец
33 47 51 62 70 72 Итого: 2 4 21 52 61 66 Итого: 12 16 17 25 29 45 Итого: 8 19 31 60 64 69 Итого:
Правитель Маг Мудрец Дурак
26 32 35 38 46 67 Итого: 3 23 37 42 48 58 Итого: 1 18 20 36 41 56 Итого: 9 11 28 43 53 54 Итого:

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.