Модуль 5. Развитие ответственности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Модуль 5. Развитие ответственности

2021-06-23 36
Модуль 5. Развитие ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель модуля отражена в названии.

Задачи модуля:

– моделирование ситуаций выбора с позиции ответственного человека и с позиции жертвы;

– программирование предпочтения позиции ответственного человека позиции жертвы.

Упражнение 33. Жертва и ответственный человек

Цель: обучение участников навыку отличать позицию жертвы от позиции ответственного человека.

Время: 20 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Как вы думаете, чем отличается ответственный человек от человека, который занимает позицию жертвы?

(Тренер выслушивает 3–4 ответа участников.)

Главное отличие – ответственный человек думает о том, как разрешить трудную ситуацию, а человек-жертва всех обвиняет в своих бедах.

Сейчас мы выполним упражнение, в котором вы сможете изнутри почувствовать эти две позиции.

Разделитесь на пары. Каждый человек в паре опишет какую-нибудь историю из своей жизни с позиции жертвы, а потом с позиции ответственного человека. Затем вы поменяетесь ролями.

Для примера расскажу вам свою историю (тренер может выбрать любую историю).

 

Позиция жертвы

Уже через три дня у меня будет очередной тренинг. Это какой-то кошмар! Время бежит, ему наплевать, что я не успеваю. Никто мне не хочет помочь. Нужно приготовить целую кучу материалов.

Хоть бы кто-нибудь помог! Никому до меня нет никакого дела. Все заняты только собой. Тут у меня в боку закололо. Эти врачи… Никого они не могут вылечить. Назначили тренинг и даже меня не спросили, когда мне удобнее. А я тут надрываюсь. Вот теперь из-за них у меня что-нибудь не получится, а я буду виновата. Все-таки какие жестокие и бездушные люди!

 

Позиция ответственного человека

Уже через три дня у меня будет очередной тренинг. Работы много, времени мало, так что надо как-то все распределить. Может ли мне кто-нибудь помочь? Пожалуй, нет. Работы у всех много. Хорошо, тогда я сделаю так: вечерами буду готовиться, потом проведу тренинг, а потом позволю себе выходные дни. Отдохну на полную катушку.

Конечно, это не очень серьезная проблема. Она приведена только для примера. Теперь вы можете начать.

 

Обсуждение

Поделитесь, как вы себя чувствовали в роли жертвы и в роли ответственного человека.

 

Подведение итогов

Когда мы чувствуем себя жертвой, многие ситуации кажутся нам безвыходными. Мы ждем, что кто-то решит нашу проблему, и обвиняем окружающих, которые не хотят делать это за нас. Мы переживаем различные неудобства, они копятся, а мы все ждем. Что ж, мы имеем право занять позицию жертвы, но тогда должны знать, что жертвы проживают несчастную жизнь, чувствуют себя слабыми и беспомощными.

Но вот в чем парадокс: если мы сами выбираем позицию жертвы, то это означает, что мы сами создали себе такую жизнь. Получается, что как бы мы ни избегали ответственности, она все равно ложится на нас. Это происходит потому, что на самом деле избежать ответственности невозможно. Мы только можем сделать вид, что ничего не решаем и ни за что не несем ответственность. Но как только мы принимаем решение жить именно так, мы сразу несем ответственность за это решение.

 

✓ Комментариидлятренера

Это упражнение не стоит слишком разжевывать и затягивать. Оно в большей степени предназначено для «вхождения» в тему. Дальнейшие упражнения дают возможность раскрыть ее более глубоко.

Упражнение 34. Алые паруса
(Е. Емельянова)

Цель: дать участникам возможность побывать в активной и пассивной позициях ответственного человека и жертвы.

Время: 40 минут.

Материалы: ватман (по три листа на каждую пару участников); кисти; гуашь (красный цвет обязательно); клей; ножницы; толстые нитки с толстыми иглами.

 

Инструкция

Кто читал книгу Александра Грина «Алые паруса»?

Для тех, кто не успел или подзабыл, я напомню. Там речь идет об одной девочке по имени Ассоль, которая жила со своим отцом. Мама у нее умерла. Они жили бедно, отец, бывший моряк, делал игрушечные кораблики, а девочка, когда подросла, продавала их на рынке.

Однажды, когда ей было лет 8 или 10, она шла на рынок с очередной партией корабликов и повстречала доброго старика. Он предсказал Ассоль, что когда она вырастет, за ней приплывет храбрый, красивый принц на корабле с алыми парусами, они полюбят друг друга, уплывут в дальние страны и будут жить долго и счастливо.

А в то же время совсем в другой стране жил мальчик по имени Грей. Он жил в богатой семье, его воспитанием серьезно занимались, но больше всего он любил путешествия. Когда он вырос, он сумел наконец исполнить свою мечту и отправился в морское путешествие, несмотря на сопротивление родственников.

Однажды он попал в приморский поселок, и там ему рассказали историю об одной странной девушке, которая живет бедно, но отказывает самому богатому жениху в поселке, потому что ждет принца, который приплывет за ней на корабле с алыми парусами. За это ее считали местной сумасшедшей. Случайно он увидел эту девушку, она ему очень понравилась.

Тогда он закупил огромное количество алой ткани, приказал сшить из нее паруса и наутро прибыл в поселок на белом корабле с алыми парусами. Ассоль была счастлива – предсказания старика и ее мечты сбылись. Грей забрал Ассоль и ее отца с собой.

Сейчас мы разыграем сцену про Ассоль и Грея. Разделитесь на Ассолей и Греев.

Теперь Ассоли рассаживаются в разных местах комнаты – каждая Ассоль ждет своего Грея. Ведите себя скромно. Напоминаю, что Ассоль больше жила в своих мечтах и была не слишком общительной. Кроме того, она не знала про приготовления Грея. Так что вам придется повернуться лицом к стене. Оборачиваться нельзя, просто сидите и ждите, ни с кем не разговаривайте.

Греи, вам предстоит сделать белые корабли (у нас будут кораблики) с алыми парусами. У вас есть бумага, краски, нитки, ножницы и клей. Подготовьтесь к встрече с Ассоль. Корабли должны быть очень красивыми – все-таки невесту повезете. Когда все закончат, по моему сигналу вы подойдете к своим Ассолям и подарите им корабли. Начинаем.

(Тренер намеренно не говорит, сколько времени будут делать корабли Греи, чтобы у Ассолей сложилось ощущение неопределенности. Рассчитывайте, что на изготовление кораблей уйдет около 20 минут.

Когда все корабли будут готовы, тренер подает знак, разрешая встречу Ассолей и Греев.)

 

Обсуждение

Пусть Ассоли поделятся своими впечатлениями от исполнения роли. (Чаще всего говорят, что было скучно, время тянулось бесконечно, было завидно, что Греям так интересно, и т. п.)

Теперь впечатлениями делятся Греи.

 

Подведение итогов

В жизни происходят похожие процессы. Люди делятся на Ассолей и Греев. Ассоли (независимо от пола) ждут, что счастье и успех придут сами или что кто-то вдруг захочет их осчастливить. Греи предпочитают сами быть творцами своей судьбы, успеха и счастья. Они не любят «ждать у моря погоды». И Ассоли, и Греи поступают так, как они считают нужным. Имеют право? Да! Тут уж кому что больше нравится, хотя при активной позиции возможностей, конечно, больше. Но разница не только в пассивной и активной жизненной позиции. Разница еще и в ответственности, которую принимает на себя человек или не хочет принимать.

Давайте посмотрим на пассивную позицию Ассоль. Она передала всю ответственность за свое счастье некоему неизвестному ей принцу, который должен приплыть на корабле с алыми парусами и забрать ее неведомо куда. Прождала 17 лет. Хорошо, что приплыл. А если бы проплыл мимо? Но она умела ждать и принимать то, что дает жизнь. Ничего сама не меняла, предоставляла это делать другим.

Несет ли она ответственность за результаты? Конечно! А если бы Грей поплыл совсем в другую сторону? Так и состарилась бы, мечтая. Могла бы и поактивнее быть, но не хотела. Очень верила предсказателю. Имела право. Но сильно рисковала.

Если Ассоль ответственный человек (хотя и пассивный), то она не будет жаловаться на судьбу, если «алые паруса» проплывут мимо. Она примет и это лишение с покорностью и достоинством. Если безответственный – обвинит и предсказателя, и судьбу, и принца, и ветер, который не принес нужные паруса, во всех своих бедах, и превратится в нытика, в жертву судьбы, сварливую, вредную старуху.

Теперь посмотрим на активную позицию Грея. Грей узнал о прекрасной и странной девушке и ее мечте, заинтересовался, получил подробную информацию. Решил действовать. Соорудил паруса, приплыл, познакомился, забрал к себе. Молодец!

Он не желает ждать, что там кто-то где-то решит. Он действует сам, принимает решение сам. НО! Кто знает, что получится из их отношений? Все-таки Ассоль – девушка, плохо приспособленная к земным делам. Тем не менее сам решил, сам увез, сам и расхлебает, если что. Он активен. Если он примет ответственность на себя, то в случае неудачи примет свою ошибку и постарается как-то исправить ситуацию. Если он человек безответственный, то обвинит во всем Ассоль, ее папашу, который не смог воспитать ее как надо, свою судьбу, ветер, который не туда его занес, но только не себя.

В случае неудачи есть ли среди них виноватые? Нет! Каждый действовал в соответствии со своим мировоззрением и способом действовать. Имели право. Кто ответственен за случившееся? Оба. Каждый выбрал сам, что ему делать и каким способом.

Упражнение 35. Сказка о Кощее
(Е. Емельянова)

Цель: дать участникам возможность пережить опыт сознательной передачи ответственности другому человеку и опыт несения ответственности за другого человека.

Время: 30 минут.

Материалы: ободки с надписями «Кощей», «Утка» «Молодец»; булавки или цветные бельевые прищепки (в целях безопасности) для каждого участника, исполняющего роль утки.

 

Инструкция

Наверное, вы знаете сказку про Кощея Бессмертного. Вообще-то про него много всяких сказок сочинили, но для нас будет важно вот что: Кощей был не совсем бессмертным. На самом деле он жил, пока была цела булавка, которую он поместил в яйцо, а яйцо в утку, а утку посадил на дерево. Странная фантазия – утки обычно не сидят на деревьях, ну ладно. Нашелся-таки молодец, который узнал про эту утку, поймал ее и сломал иглу.

Сейчас мы разделимся на Кощеев, Уток и Мо́лодцев. У каждого Кощея своя Утка, за которой гоняется определенный Мо́лодец. У каждой утки в ободке будет булавка. Что делать каждому?

Кощеи могут только смотреть, как Мо́лодцы будут гоняться за Утками и отбирать булавки. Можете поддерживать Уток – кричите, советуйте, болейте.

Утки несут полную ответственность за жизнь Кощея. Вы должны сделать все, чтобы не попасть в руки Мо́лодца. Особенно берегите ободки. Вы считаетесь побежденными, если Мо́лодец не просто сорвет с вас ободок, но и завладеет той частью, куда пристегнута булавка. Уткам нельзя прятаться за спинами Кощеев.

Мо́лодцы, вам нужно не просто поймать утку, но и сорвать с нее ободок, вынуть булавку и отдать ее тренеру (т. е. мне). Ловим только «свою» Утку. Мо́лодцам нельзя касаться своих Кощеев. Но и Кощеям нельзя специально прикасаться к Мо́лодцам. Кощей стоит на месте и наблюдает за происходящим. Если Мо́лодец прикоснулся к Кощею, Кощей кричит: «Касание!» Считаются только нечаянные касания. Если произойдет три касания, Мо́лодец проиграл и выходит из игры.

Нельзя выворачивать руки или причинять другой вред. Постарайтесь не сталкиваться друг с другом слишком сильно. Вы должны выйти из игры без синяков, шишек и ссадин. Правила игры понятны? Сейчас Утки и Кощеи встанут с одной стороны комнаты, а Мо́лодцы с другой. Начали!

 

Обсуждение

Расскажите о впечатлениях от игры. Скажите, если бы вам в жизни пришлось выбирать, какую роль из этих трех вы предпочли бы, а на какую никогда бы не согласились? И почему?

 

Подведение итогов

Люди в жизни часто опираются друг на друга. И это действительно бывает необходимо. Но помощь друг другу, доверие, ощущение надежности друга вовсе не означают, что мы должны передать ему ответственность за свою жизнь. Что происходило с Кощеями? Они волновались, злились, расстраивались, некоторым казалось, что если бы они защищались от Мо́лодца сами, у них это получилось бы лучше. Это естественная реакция – со стороны всегда виднее.

Но как бы хорошо мы ни видели со стороны, как правильно поступить, если мы передали ответственность за свою жизнь другому человеку, мы становимся беспомощными. Мы ожидаем действий от другого человека, злимся на него, нервничаем, обижаемся, если он не слишком заботится о наших потребностях. Это означает, что мы в этот момент становимся Кощеями, которые могли о себе позаботиться сами, но отдали судьбу Утке и проиграли.

А Утка? Если бы она не таскала на себе ответственность за жизнь Кощея в виде булавки, она бы жила себе и жила. Но поскольку она взяла на себя такую ответственность, то за различные поступки Кощея, к которым она не имела никакого отношения, досталось именно ей. Она пострадала, пожертвовала собой, да еще и оказалась виноватой, что не смогла защитить другого. В общем, спасибо за такую жертву ей никто не сказал.

А что с Мо́лодцем? Почему он растерзал ни в чем не повинную Утку? А у него не было другого выхода. Поскольку Кощей отдал ответственность за себя Утке, то и все претензии обращены именно к ней. Не хочешь, чтобы претензии за другого человека сыпались на тебя, не бери на себя ответственность за него.

Каждый имеет право выбрать, хочет ли он быть Кощеем или Уткой. Но выбирая, стоит подумать о том, каковы будут последствия. Каждый Кощей в состоянии сам защитить себя. Каждая Утка вправе отказаться от ответственности за другого.

Упражнение 36. Снежная королева
(Е. Емельянова)

Цель: дать участникам возможность пережить опыт принятия ответственности за другого человека без его согласия по принципу «Я лучше знаю, что тебе надо».

Время: 60 минут.

Материалы: подручные предметы и материалы по желанию участников для обозначения своей роли (шарфики, платки, рукавицы, шапки и т. д.).

Можно из бумаги вырезать сердце Кая и приколоть его булавкой к одежде, потом Кай его символически снимает, а Герда возвращает.

 

Инструкция

Сейчас я напомню вам сказку о Снежной королеве, и мы разыграем ее по ролям. Итак, жили-были Кай и Герда в уютном доме со своей бабушкой. Им было очень хорошо вместе. Но вот однажды пришла Снежная королева.

Она позвала Кая жить к себе, но он отказался. Снежная королева рассердилась, но не стала замораживать Кая полностью. «Он просто маленький и глупый, он еще не знает, что для него будет лучше», – решила Снежная королева. Она заморозила только сердце Кая, чтобы он освободился от лишних эмоций.

После этого у Кая изменился взгляд на окружающих, на свою жизнь, и он добровольно последовал за Снежной королевой в ее ледяное царство. Там Кай занимался выкладыванием ледяных картин, и это занятие его полностью поглощало. Он не чувствовал тоски. Он жил только разумом.

Однако Герда очень тосковала по Каю. И она решила вернуть его. Она пожертвовала домашним уютом, вкусными бабушкиными пирожками и вечерними сказками и отправилась в путь. Она шла всю весну, все лето, всю осень.

Потом она повстречала Добрую женщину, у которой был волшебный сад. В нем всегда было лето, и время там текло медленно.

Женщина решила, что Герде лучше остаться у нее. Она считала, что глупо гнаться за мальчишкой неизвестно куда, когда он сам ее бросил. Герда могла бы жить всегда в тепле, окутанная заботой и красотой, ее жизнь длилась бы долго… Но Герда пожертвовала и этим и продолжила путь.

По дороге она повстречала Принцессу и ее жениха. Они считали, что Герде гораздо лучше остаться у них: ей всегда было бы весело, она жила бы в богатстве, была бы придворной дамой. Но Герда пожертвовала богатством и знатностью и продолжила путь.

Затем она повстречала Маленькую разбойницу. Та тоже хотела оставить Герду у себя – в лесу гораздо веселее, здесь нет никаких правил, никто не читает нотации, можно делать все, что хочешь. Но Герда снова отказалась. С помощью Оленя она наконец добралась до царства Снежной королевы. Вьюга и Буран – слуги Снежной королевы – пытались помешать ей. Но она одолела и их и наконец-то нашла Кая.

Однако Кай не проявил к ней никакого интереса. Его занятие было для него гораздо важнее. Он выкладывал слово «вечность». Тогда Герда заплакала, это вернуло Каю его эмоции («растопило сердце»). Герда взяла Кая за руку и повела его домой.

Теперь давайте распределим роли: Кай, Герда, Бабушка, Снежная королева, Принцесса и ее Жених, Добрая женщина, Маленькая разбойница, Олень, Вьюга и Буран. Вы можете вызваться сами на какую-то роль. В игре будут участвовать все.

При разыгрывании сказки нельзя разговаривать. Все, что вы хотели бы сказать, выразите в действиях. Например, если вы хотите уговорить Герду или Кая остаться, задержите их руками, если вы хотите, чтобы они отдохнули, уложите их. Если Герда или Кай не хочет что-то делать, они должны сопротивляться, но не говорить об этом. Понятны условия?

Сейчас подготовьтесь к исполнению ролей. Дом бабушки в одном конце комнаты, царство Снежной королевы – в другом. Между ними в разных местах располагаются остальные герои – так, чтобы Герда могла переходить от одних к другим. Символически обозначьте свое место. Также символически обозначьте свои костюмы. Готовы? Начали!

 

Обсуждение

Поделитесь впечатлениями от пережитого во время игры. Вы можете говорить в любом порядке. Только Герда поделится впечатлениями последней, так как она взаимодействовала со всеми героями сказки.

 

Подведение итогов

Иногда люди, которые вроде бы искренне хотят позаботиться о других, вдруг начинают принимать решения за них, брать на себя ответственность за их жизнь и судьбу. Зачастую они даже не спрашивают своих «подопечных», хотят ли они такой заботы.

Это другая сторона ответственности. Раньше мы поговорили о том, что люди часто передают ответственность за свою судьбу другим, и увидели, что из этого получается. Сейчас мы видим, что есть другая крайность, и она может привести к сплошному насилию. Причем те, кто это делает, даже не замечают, что они выворачивают руки тому, кого спасают.

Снежная королева считала, что лучше всего жить разумом, и решила, что для Кая именно это будет хорошо. Она и не подумала спросить его, что ему больше нравится. Просто заморозила сердце и все. Герда считала, что лучше всего жить сердцем, чувствами. Она тоже ни о чем не спрашивала Кая. Она просто пошла и вернула его назад.

Получается, что Кая все любили, но сам он все время был куклой, которую делили между собой, и никто не спрашивал, чего он сам хочет.

Герду тоже никто ни о чем не спрашивал. Каждый пытался навязать ей свое представление о счастье. Правда, она оказалась активнее Кая, но ей все время приходилось преодолевать насилие.

А некоторые из тех, кого она покидала, обижались: ведь они так старались для нее. А она такая неблагодарная…

К сожалению, так бывает и в жизни. Когда мы хотим помочь кому-нибудь – это замечательно. Мы можем предложить свою помощь, но вряд ли ее нужно навязывать.

 

✓ Комментар ии для тренера

Если участников больше, можно добавить роль Дома бабушки, Розы, за которой ухаживали Герда и Кай и которая завяла после того, как Кай посмеялся над ней. Можно также добавить роль нескольких Роз в саду у Доброй женщины, которые тоже пытались удержать Герду.

Если участников меньше, можно убрать роль Оленя, Вьюги, Бурана. Препятствия Герде может создавать сама Снежная королева.

В данном изложении для сокращения сценария сознательно опускается часть путешествия Герды – предлагаемого варианта достаточно для достижения цели упражнения.

Тренер по мере обсуждения обращает внимание на постоянно происходящее насилие, несмотря на добрые намерения; на игнорирование желаний Кая и Герды со стороны остальных героев.

Тренер обращает особое внимание на то, что основного «спасаемого» – Кая – вообще никто не спрашивал о том, что же хочет он сам. Тренер при обсуждении интересуется чувствами участников во время исполнения роли и мыслями, которые приходили им в голову.

Упражнение 37. Золушка
(модификация Е. Емельяновой)

Цель: развитие способности понимать внутреннюю позицию другого человека (активную или пассивную и т. п.), исходя из его поведения.

Время: 60 минут.

Материалы: украшения на обувь, которая будет выступать в роли хрустальных туфелек; подручные предметы и материалы по желанию участников для обозначения своей роли.

 

Инструкция

Наверное, вы все знаете сказку о Золушке. Я только слегка напомню сюжет.

Золушка жила вместе с родным отцом, мачехой и старшими сводными сестрами (они были дочерьми мачехи от первого брака). Мачеха не любила Золушку. Она держала ее в доме в качестве прислуги. Мачеха была очень злая и жадная. Отец Золушки был очень добрый и трудолюбивый, но совершенно не мог противостоять своей жене, даже когда она обижала его родную дочь. Он только все просил Золушку терпеть.

Когда мачеха, ее дочери и отец Золушки поехали на бал к королю, Золушка осталась в доме одна. Она должна была посадить 40 кустов роз, перебрать несколько мешков с крупой, постирать, погладить и сделать еще много всякой работы к возвращению семейства с бала.

Конечно, Золушке тоже очень хотелось на бал, и она горько плакала, что ее не взяли, и жаловалась на свою судьбу посуде на кухне и крупе, которую перебирала. Тут появилась фея-волшебница, которая, как выяснилось, была тетей Золушки. Она пожалела свою племянницу, нарядила ее в прекрасное платье, подарила ей хрустальные туфельки и отправила в карете на бал. Все дела за Золушку выполнили слуги феи. Но фея предупредила, что ее волшебство будет действовать только до 12 часов ночи, а потом карета превратится в тыкву, кучер – в крысу, а прекрасное платье в обноски, в которых обычно ходила Золушка.

На балу Золушка познакомилась с прекрасным принцем, который в нее влюбился. Отцу принца Золушка тоже понравилась, он решил, что его сын должен на ней непременно жениться.

Чтобы Золушка не уходила слишком рано, он велел перевести часы на час назад. В результате Золушка опоздала и еле-еле удрала с бала босиком и в обносках. Во время своего бегства она потеряла хрустальную туфельку.

Потом принц долго ее искал, а она от него все пряталась – ей было стыдно сказать, что она бедная и ходит в таком убогом платье. Хотя принц и говорил, что ему безразличны и бедность, и даже низкое происхождение, она почему-то продолжала от него прятаться. Ну, может быть, стеснялась.

По распоряжению принца Золушку стали искать по размеру ноги. У нее была такая маленькая ножка, что принц решил, что второй такой не может быть ни у кого. Когда в дом к Золушке пришли с хрустальной туфелькой, то ее сестры захотели немедленно ее примерить. Она оказалась им, конечно же, мала.

Они послали за Золушкой. Мачеха пригрозила, что если Золушка не наденет туфельку на ногу своей сводной сестре, она устроит «веселую жизнь» ее отцу. И Золушка, заливаясь слезами – она ведь любила принца, – надела на ногу одной из сестер туфельку для того, чтобы спасти отца от козней его собственной жены.

Однако обман не прошел. Сестру, которая пыталась доказать самому принцу, что это она была на балу и именно она потеряла туфельку, разоблачили. Ошалевший от такой наглости принц объяснил, что успел обратить внимание не только на ноги, но и на все остальное.

Был страшный скандал, мачеха собралась жаловаться королю, забыв, что она именно его и собиралась обмануть. И только тогда отец Золушки привел к принцу свою родную дочь, которая так горевала, что уже не могла скрывать от отца правду. После чего принц и Золушка немедленно поженились.

Теперь распределяем роли: Золушка, Отец, Мачеха, две Сестры, Фея, Принц, Король, Слуга принца (который примерял всем туфельку).

Сейчас подготовьтесь к исполнению ролей. Дом Золушки в одном конце комнаты, дворец принца – в другом. Символически обозначьте свое место. Также символически обозначьте свои костюмы. Теперь вам предстоит разыграть эту сказку. НО! Есть одна особенность. Вы всю сказку будете разыгрывать молча! Ни единого слова. Все, что вы хотите сказать, нужно объяснять с помощью действий. Обратите внимание, не жестами, а именно действием. Тогда сразу становится понятно, что именно могло скрываться за словами.

(Тренер просит кого-нибудь с помощью действий объяснить фразу: «Не уходи от меня. Побудь со мной, я не хочу, чтобы ты уходил». В действиях это выглядит примерно так: участник подходит к тренеру или другому участнику, берет его за руку или за плечи и не отпускает, не дает отойти. Например, усаживает на стул, не дает встать и уйти. Таким образом сразу становится виден элемент скрытого насильственного удержания помимо воли. Потом тренер просит действием показать, например: «Иди со мной». Это выглядит примерно так: участник за руку тянет кого-то за собой. После того как проходит такая мини-тренировка «разговора действиями», можно вернуться к молчаливому разыгрыванию сказки.)

Готовы? Начали!

 

Обсуждение

Первый круг. Поделитесь впечатлениями от разыгранных ролей. Расскажите о своих чувствах и мыслях. Постарайтесь описать поведение каждого героя, о котором вы захотите сказать, с точки зрения активной или пассивной позиции и с точки зрения ответственности (за кого он берет ответственность) или безответственности.

Второй круг. Скажите, как бы вы предпочли себя вести в роли Золушки, ее отца, ее мачехи и принца.

 

Подведение итогов

По поведению людей достаточно легко «считать» их позицию в ситуации. А значит, вы всегда можете понять, к чему такая позиция приведет. Для чего вам это нужно?

Прежде всего, чтобы вовремя отследить, если вы, например, по привычке занимаете не ту позицию, которую хотели бы занять в данной ситуации. А еще для того, чтобы понять, как вести себя с разными людьми и не попасть в «ловушку ответственности» – то есть в такую ситуацию, в которой вам навязывают ответственность за себя, а вы не замечаете, как берете ее.

 

✓ Комментариидлятренера

Если следовать поведению героев сказки, то Золушка все время занимает пассивную позицию: несмотря на ее безграничное трудолюбие, в социальном плане она пассивна – она совершенно не умеет отстаивать свое мнение и позволяет себя эксплуатировать, смеяться над собой, не смея возражать, опасаясь скандалов, которые все равно происходят постоянно.

Из контекста понятно, что она терпит все это, чтобы не усложнять жизнь своему отцу, которого очень любит. То есть она мученица. А мученик – это человек, который берет на себя ответственность за жизнь другого человека и приносит ему в жертву свою жизнь.

Это довольно частая позиция – человек приносит себя в жертву кому-то. Для чего? Либо для того, чтобы чувствовать свое моральное превосходство, либо для того, чтобы иметь право демонстрировать свои жертвоприношения, расставляя «ловушки» окружающим – они все в неоплатном долгу у «жертвы».

С другой стороны, и ответственный человек может захотеть принести себя в жертву, например, если он любит этого человека. Однако тогда он должен понимать, что приносит эту жертву по собственной инициативе, потому что ему так хочется. И тогда он не должен думать, что ему кто-то за это что-то должен. Это тоже важно объяснить участникам при анализе поведения героев.

По сути, Золушка ведет себя как жертва, несмотря на то что позволяет себе жаловаться только неодушевленным предметам, но при этом мотивом для жертв является любовь к отцу.

В отношении отца она ведет себя как мать, которая пытается защитить своего сына, попавшего в неприятности. Удивительно, что отец принимает все эти жертвы дочери, хотя не может не замечать то, что творится в доме. Но зато все, и даже Король, оказывается, знают, какая ужасная женщина его жена.

Так что здесь мы видим некий союз двух жертв, которые выглядят очень добрыми и хорошими, но при этом отец не может защитить свою дочь, а дочь стремится защитить отца, будто он совершенно беспомощный человек. И заметьте, он при этом запросто беседует с Королем, ездит к нему на бал, у него сестра или свояченица Фея-волшебница (раз она тетка Золушки). Это ж надо! При таких возможностях ходить в жертвах и позволять мучить свою дочь!

Итак, отец Золушки – тоже пассивен в социальном плане и тоже пребывает в роли жертвы. Он даже не пытается сопротивляться своему положению.

Мачеха – активна в социальном плане. Она все устраивает так, как ей удобно. Но она занимает безответственную позицию, хотя и не демонстрирует себя жертвой – во всех своих бедах она винит окружающих и, чуть что, собирается жаловаться кому-то. Она агрессивна и мстительна.

Дочери Мачехи учатся поведению у матери. Практически они ее копируют.

Принц – социально активен, ответственен. Он полюбил Золушку, принял на себя ответственность за то, что не сумел ее удержать, сам искал ее и организовал поиски с помощью слуг.

Король – социально активен, ответственен, но (если судить по тому, как он представлен в известном фильме) любит поиграть в жертву, хотя на самом деле таковым себя не чувствует и не считает.

Фея – социально активна, любит выступать в роли спасительницы и благодетельницы (хотя, если уж она такая волшебница, могла бы помочь своей племяннице и посущественнее, чем наряд для бала, да и то исчезающий в полночь, – реплика с позиции жертвы). Берет на себя ответственность только за качество своей работы.

Слуги – исполнители. Позиция не проявлена. Но выполняют свою работу по поиску Золушки ответственно.

Однако часто участники разыгрывают своих героев, значительно отступая от предписанных в сказке. Меняются и позиции, и отношение к ответственности. Поэтому комментировать роли необходимо исходя из того поведения, которое продемонстрировали участники.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.