Алгоритм проведения ролевой игры — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Алгоритм проведения ролевой игры

2021-06-23 29
Алгоритм проведения ролевой игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Устанавливается четкая цель. Основное правило проведения ролевой игры: игра направлена на достижение только одной цели (осознания чего-либо, овладения навыком и т. п.). Любые побочные осознания и достижения очень ценны, но являются личным дополнительным достижением участника, не закладываются в цель.

Цели могут быть узкими (например, приобретение навыка) или широкими (например, осознание своей роли в ситуации). При постановке узких целей все участники достигают одного результата (например, при отработке навыков и умений). При постановке широких целей (обычно в тренингах личностного роста и социального развития) каждый участник может вынести для себя разные впечатления, и соответственно ролевая игра может иметь разные следствия.

В зависимости от контекста ролевой игры цели могут сообщаться участникам до либо после выполнения игры и ее обсуждения.

2. Составляются инструкции: для всей группы и/или для каждого участника. Инструкции должны быть простыми, понятными и как можно более короткими. Сообщаются участникам устно либо раздаются на карточках. В инструкциях задаются параметры длительности ролевой игры либо сигналы ее окончания. Возможен вариант, когда тренер предлагает игрокам самим остановить игру, когда те посчитают нужным.

3. После знакомства с инструкциями тренер дает участникам одну-две минуты, чтобы подготовиться, войти в роль, продумать свои действия. В это время тренер готовит игровое пространство, если это необходимо.

4. Проводится ролевая игра.

5. По окончании игры проводится развернутый шеринг.

6. Резюме ведущего. Ведущий подводит итог всем высказываниям, выделяя наиболее распространенные впечатления и мысли. Кроме того, ведущий в своем резюме может перекинуть «мостик» к следующей теме (запланированной или ставшей актуальной) либо перейти к изложению короткого теоретического блока.

 

Кейс

Кейс – разновидность ролевой игры, в которой участвует вся группа и каждый участник преследует свои ролевые цели, учитывая общую цель группы.

Например, в кейсе «Обитаемый остров» каждому участнику предлагается своя роль: один хочет остаться на острове и построить там новую цивилизацию, вырабатывает правила жизни на этом острове и должен привлечь соратников, другой считает, что нужно искать другой остров, поскольку ему не нравятся правила одного из лидеров. Есть и другие роли. В целом группа должна прийти к какому-то решению, которое устроит всех, и при этом найти применение каждому участнику в соответствии с его личными потребностями (по роли).

 

Алгоритм проведения кейса

1. Тренер объявляет вводную историю (условия) и общую задачу. После чего раздает участникам карточки, на которых описаны роли и индивидуальные ролевые цели.

2. Если необходимо, подготавливается место, где будет проходить кейс (расставляются стулья, столы, используется любой подручный материал).

3. Начинается игра. Тренер наблюдает. В идеале процесс останавливается в тот момент, когда общегрупповая цель достигнута. Если этого не происходит, тренер останавливает игру по истечении времени или в случае развития сильных агрессивных реакций у участников. Кейс всегда занимает много времени. В занятиях по 2–3 часа кейс планируется на все занятие (исключая разминку), иногда его обсуждение начинается на одном занятии (спонтанные высказывания), а продолжается на другом (направленный шеринг с анализом).

4. Проводится первый круг обсуждения (эмоциональная разрядка).

5. Производится анализ игры в соответствии с целями кейса (например, «Остров обитания» анализируется с точки зрения способов, которыми достигалась договоренность, активность в обсуждениях, поведение, слова, приводящие к конфликтам, обидам). Хорошо, если есть видеозапись, но ее просмотр параллельно с анализом занимает очень много времени, надо это учитывать.

6. Участников просят подвести итог: что они вынесли для себя из этой игры? Что для них оказалось особенно важным?

7. Тренер делает обобщающее резюме и может подвести «мостик» к дальнейшим упражнениям (например, после «Острова обитания» к упражнениям по поведению в сложных социальных ситуациях – ассертивному поведению или к вопросу о важности уверенности в себе и упражнениям на эту тему).

 

Упражнение-метафора

Это – многообразные упражнения, которые тем или иным способом метафорически воссоздают различные жизненные ситуации. В данной книге это, например, упражнения «Лежачий камень», «Путь утрат» и другие. Многие ролевые игры, разыгрывание сказок являются, по сути, метафорой.

Составление таблицы

Здесь все просто: тренер предлагает заполнить некую таблицу. Чаще всего это делается для наглядного сравнения или структурирования чего-либо. Затем заполненные таблицы обсуждаются.

 

Составление схемы

Схемы обычно рисуют для того, чтобы сделать наглядной, выявить какую-то закономерность или систематизировать уже известный материал.

Этот вид упражнений отличается большим разнообразием – от рисования диаграмм до выстраивания огромных схем на полу и стенах в виде определенных символов. Поэтому процедура выстраивания схем довольно свободная – зависит от задач упражнения.

Алгоритм составления схемы

1. Тренер дает определенную задачу и предлагает отобразить ее выполнение в виде схемы. Вид схемы задается тренером или придумывается самими участниками.

2. Участники выполняют задание.

3. Происходит последовательный анализ схем, иногда сравнение схем разных участников или подгрупп.

4. Проходит обсуждение упражнения.

 

 

Примеры составления схем


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.