Группы психологической помощи — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Группы психологической помощи

2021-06-23 41
Группы психологической помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа психологической помощи – это форма групповой психологической работы, направленной на психологическую поддержку, личностный рост. Группа психологической помощи:

• не регламентирована по длительности существования;

• работает с определенной периодичностью;

• не регламентирована жесткой тематической структурой;

• допускает изменения состава группы.

Самое главное – процесс. Каждый получает свои результаты, часто отсроченные во времени.

Существует несколько форм работы групп психологической помощи.

Группа самопомощи – это групповая форма непрофессиональной психологической помощи, участники которой объединены общей проблемой и оказывают друг другу эмоциональную поддержку и содействие в поиске решения проблем.

Группа функционирует без профессионального психолога. Его могут приглашать для решения отдельных задач.

Группа поддержки – это групповая форма психологической помощи, участники которой объединены одной и той же проблемой и оказывают друг другу эмоциональную поддержку и содействие в поиске решения проблем.

Формируется и работает с помощью профессионального психолога или психотерапевта.

Группа личностного роста – это форма психологической помощи, работающая под руководством психолога для психически здоровых людей, нацеленных на стимуляцию личностного роста, т. е. на:

• получение опыта осознанного переживания;

• осознание своих ресурсов и возможностей;

• повышение уровня психологической компетенции;

• самопознание и самоактуализацию;

• развитие смелости изменяться;

• принятие себя и рост аутентичности (умения быть собой);

• пересмотр установок и мировоззренческих позиций.

Может быть закрытой или открытой для вхождения новых участников. Может иметь обобщенную тематическую регламентацию.

Психотерапевтическая группа – это форма психологической помощи под руководством психотерапевта для людей, имеющих психологические проблемы и нацеленных на:

• помощь в выражении старой боли;

• проработку ригидных защитных механизмов;

• ре-переживание и заживление старых травм;

• исследование корней проблемы;

• осознание и разрешение бессознательных конфликтов;

• поиск ресурсов для перестройки взаимодействия с окружающей средой.

Не регламентирована жесткой тематической структурой. Допускается изменение состава группы.

Варианты состава группы:

1. Терапевтическая группа для психически здоровых людей тесно переплетается в своих особенностях и целях с особенностями группы личностного роста, поскольку самоактуализация, умение быть самим собой не наступает без выражения старой боли и преодоления ригидных механизмов защиты. Такую группу создает и ведет психолог.

2. Терапевтическая группа для психически больных людей способствует их излечению или поддержанию в состоянии ремиссии. Такую группу создает и ведет психотерапевт.

Психологические тренинги

Это область практической психологии, направленная на психологическую помощь людям с использованием групповых методов психологической работы. Тренинг может быть более или менее структурирован и ограничен во времени. Группа в процессе тренинга, как правило, не меняется.

Тренинг навыков – это тренинг, направленный на овладение определенными поведенческими навыками.

Жестко структурирован. Имеет четкую тематическую структуру. Ограничен во времени. Нацелен на получение определенных поведенческих результатов.

Участники – психически здоровые люди. Тренинг может вести психолог, а также профессионал в той области, которой посвящен тренинг, имеющий специальные навыки работы с группой. Например, он может вести тренинг навыков привлечения покупателей, телефонного информирования, действий в определенной ситуации (как вежливо отказать посетителю, как построить аргументированное сообщение, как противостоять провокационным действиям со стороны правонарушителей и т. п.).

В связи с тем, что, по сути, тренинг навыков является обыкновенной дрессурой, а выработке определенных навыков часто мешают внутренние причины человека, в настоящее время тренинг навыков в чистом виде применяется крайне редко.

Тренинг умений – это тренинг, направленный на формирование, актуализацию и развитие определенных психологических умений и качеств (познавательных – память, внимание и т. д.; коммуникативных, сенситивности, креативности, сенсорной наблюдательности, навыков релаксации и управления мышечным тонусом и эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях и т. д.).

Тренинг умений может включать в себя элементы тренинга навыков.

Жестко структурирован по тематике и ограничен во времени. Нацелен на получение определенного результата.

Участники – психически здоровые люди. Тренинг может вести психолог, а также профессионал в той области, которой посвящен тренинг, имеющий специальные навыки работы с группой.

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это психологический тренинг, направленный на повышение коммуникативной компетенции, формирование и развитие качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с социумом.

СПТ могут быть посвящены самым разным темам и при этом всегда включают в себя вопросы межличностного взаимодействия, такие как:

– развитие способности установления и поддержания психологического контакта в общении;

– познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;

– осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;

– развитие способности к анализу своего и чужого поведения;

– развитие способности к пониманию, прогнозированию отношений, чувств, состояний человека в определенных ситуациях;

– развитие чувствительности к групповому процессу взаимодействия (видение целостной картины отношений и закономерностей изменений).

Разновидностью СПТ являются тренинги формирования команды и групповой коучинг.

Тренинги формирования команды нацелены на:

• сплочение коллективов;

• разрешение внутригрупповых конфликтов;

• снятие эмоционального напряжения в группе;

• облегчение процесса адаптации новичков к новым условиям деятельности;

• освоение социальных и профессиональных ролей.

Групповой коучинг нацелен на:

• осознание своих ресурсов, способностей для эффективной деятельности в определенной сфере;

• осознание и коррекцию неадаптивных социальных и личностных установок, препятствующих успешности в определенной сфере;

• развитие уверенности и других качеств личности, способствующих профессиональному росту и самореализации в определенной сфере.

Любой вид СПТ четко структурирован и ограничен во времени. Имеет определенную тематическую структуру. Может включать в себя элементы тренинга умений и тренинга навыков. Анализируются поведение и психоэмоциональные реакции участников только на тренинге, личные истории участников не затрагиваются.

Участники – психически здоровые люди. Ведущий – психолог или профессионал в той области, которой посвящен тренинг, имеющий специальные навыки работы с группой. Во втором случае ведущий непременно должен сам пройти все этапы тренинга, который он собирается транслировать будущим участникам.

СПТ нацелен на определенные результаты, и при этом большое внимание уделяется самому процессу.

При обнаружении психологических проблем глубокого характера (ригидные механизмы защиты, старые травмы и т. д.) ведущий акцентирует на них внимание участника и предлагает решить их позже в форме другого вида психологической помощи (индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, группы или тренинги личностного роста).

Ведущий не должен погружаться в проблематичную область личности человека глубже, чем это определяется границами данного вида психологической работы.

По длительности проведения СПТ различают:

а) трек – очень короткое тренинговое занятие, посвященное узкой теме, длится от 1,5 до 6–8 часов;

б) краткосрочный тренинг – длится от 9-10 часов до 3–5 дней;

в) пролонгированный тренинг – занятия по 1,5–3 часа проводятся регулярно (например, 1–2 раза в неделю) в течение нескольких месяцев.

Тренинг личностного роста (ТЛР) – это вид тренинга, целью которого является активизация личностного развития (см. «группа личностного роста», с. 81).

ТЛР имеет определенную гибкую тематическую структуру, позволяющую подстраиваться под возникающие групповые процессы и актуализирующиеся темы участников (изменение очередности тем, расширение или сужение времени обсуждения или количества упражнений и т. д.).

По продолжительности занятия и общему времени работы выделяют:

а) интенсивный краткосрочный тренинг (от 3 до 7–9 дней) при работе до 6 часов в день;

б) пролонгированный тренинг (например, встречи на 3 часа один раз в неделю в течение нескольких месяцев);

в) тренинг-марафон – глубокое погружение в созданную атмосферу, которое не прерывается в течение длительного времени – от суток до нескольких дней; при этом ведущие по очереди сменяют друг друга, а участники никуда не расходятся, прерываясь на предусмотренный расписанием краткосрочный сон.

ТЛР может включать в себя элементы СПТ. В то же время, при определенных обстоятельствах и в определенные отрезки времени, пролонгированный ТЛР может быть очень близок к групповой психотерапевтической работе с психически здоровыми людьми.

Основным является процесс. Каждый участник получает свои результаты, часто отсроченные во времени. Ответственность психолога ограничивается профессионально грамотным построением работы, стимулирующей личностный рост участников, т. е. адекватным применением методик и упражнений, фасилитацией групповых процессов (т. е. облегчением взаимодействия участников внутри группы) и созданием безопасной атмосферы.

Системный комплексно-комбинированный тренинг используется для подготовки тренеров и включает в себя элементы всех видов тренинга, как правило, это сочетание группового коучинга, элементов личностного роста, тренинга умений и навыков, с привлечением методической подготовки.

Групповая психокоррекция

Это психологическая работа с группой людей, имеющих определенные отклонения от нормы или недоразвитость определенных качеств. Она структурирована и ограничена во времени, хотя чаще всего имеет пролонгированный характер. Как правило, программы работы психокоррекционной группы строятся особым образом, с учетом особенностей той или иной проблематики. Эта работа может включать в себя элементы различных видов психологических тренингов.

Она может быть предназначена для психически здоровых людей и для людей с отклонениями в развитии, но без психических заболеваний. В соответствии с этим может выполняться психологом или психологом-дефектологом. Групповая психокоррекция нацелена на получение определенных результатов, соответствующих определенным нормам психологических умений, способностей при нарушениях в развитии (чаще в познавательной, эмоциональной, волевой сферах), учитывающих возрастные особенности.

В настоящее время термином «психокоррекция» часто подменяют понятия «немедицинская психотерапия» и «работа по развитию личностного роста» с подростками и взрослыми. Однако это не является удачной терминологической заменой, поскольку «коррекция» – это приведение к определенной «норме». В личностной же сфере «норма» весьма размыта, вряд ли ее вообще можно точно определить.

Групповая реабилитация

Это групповая психологическая работа, направленная на помощь людям, перенесшим психическую травму, и нацеленная на психологическое восстановление целостности личности.

Работа может быть более или менее структурирована, может быть ограничена во времени. Чаще всего имеет пролонгированный характер. Как правило, программы работы реабилитационной группы строятся особым образом, с учетом особенностей переживания и последствий травматизации. Реабилитационная групповая работа имеет определенный круг тем, соответствующий источнику получения травмирующих переживаний (участие в военных действиях, сексуальное насилие, физическое насилие, детская травматизация при проживании в социально-опасных условиях и т. д.). Вместе с тем тематическая структура остается гибкой, что создает условия для своевременной проработки спонтанно возникающих переживаний и актуализировавшихся проблем.

Может включать в себя элементы как всех видов психологических тренингов, так и других видов психологической помощи (индивидуальной и групповой).

При проработке травматического опыта у участников могут проявляться проблемы, не связанные с целями работы группы, находящиеся вне круга проблем, примыкающих к травматизации. В таком случае эти проблемы должны быть обозначены, и участнику должна быть предложена работа над ними в другом формате.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.