Упражнение 43. Спина к спине — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Упражнение 43. Спина к спине

2021-06-23 24
Упражнение 43. Спина к спине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: дать возможность участникам группы почувствовать и обсудить суть партнерских отношений, основанных на доверии, обсуждении своих потребностей и равной заботе о себе и партнере.

Время: 25 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Все участники разбиваются на пары.

Встаньте спинами друг к другу. Ваша задача вместе, опираясь на спины друг друга, сесть на пол, а затем тоже вместе встать, не опираясь руками об пол. Вы можете держать друг друга за руки, а можете просто опираться на спины друг друга.

 

Обсуждение

Удалось ли выполнить задание? Трудно ли это было сделать? В чем вы видите причину удачи/неудачи; кто как воспринимал свою роль в задаче? Кто что чувствовал по отношению к партнеру? Какие чувства и мысли возникали в ходе выполнения упражнения?

 

Подведение итогов

Давайте посмотрим, что происходило на самом деле.

(Тренер разбирает с участниками варианты поведения, приведенные в таблице.)

 

 

 

Итак, для построения отношений, в которых обоим партнерам будет комфортно, необходимы:

– взаимное доверие;

– вера в силы (понимайте это как метафору) партнера;

– умение договориться, т. е. сообщать друг другу, когда есть неудобство и напряжение, и совместно искать точку комфорта (равномерного распределения веса).

Это не означает, что все делается поровну. Иногда партнерами становятся очень маленькая, хрупкая женщина и очень большой, сильный мужчина. Просто отношения строятся на вложении равных частей от своих способностей.

Теперь, когда вы поняли, в чем дело, повторите упражнение. Помните, главное – доверие силам партнера и забота о себе. Когда так поступает каждый в паре, все получается легко.

 

✓ Комментариидлятренера

Нужно следить, чтобы участники полностью садились на пол (на ягодицы), а не вприсядку.

Когда упражнение выполняется в партнерской позиции, не требуется особой силы ног. Можно много раз садиться и вставать, не уставая.

Это упражнение могут успешно выполнять в парах люди с большой разницей в росте и в весе. Главное – найти точку равновесия, точку комфорта и смело опираться на спины друг друга. При этом, находя комфортную точку опоры, партнеры сообщают друг другу о напряжении, помогают друг другу найти удобное положение.

Комментируя варианты, тренер может демонстрировать взаимодействия партнеров (схематично представленные в таблице) с помощью кистей рук, показывая, как они наваливаются друг на друга, разъединяются, не опираясь или равномерно взаимодействуя (ладони «домиком»). Можно заранее приготовить большие таблицы или схематично нарисовать варианты на флипчарте прямо во время резюме.

Упражнение 44. Город

Цель: получение опыта социальной активности.

Время: 120 минут (2 часа).

Материалы: 9 листов ватмана, склеенных между собой (3 листа в ширину и 3 листа в длину) – для создания «территории города». Ватман может быть заменен рулоном обоев (обратной стороной), тогда необходимо склеить вместе 4 полосы обоев, длину взять любую, которую позволяет помещение. Их можно склеить перед упражнением. Если вы предполагаете склеивать их сразу на занятии, добавьте дополнительное время; несколько наборов гуаши; большие акварельные кисти (№ 8) для каждого участника; клей ПВА, кисти для клея; ножницы – большие и маленькие – по несколько штук; пластилин; различные предметы обихода, например, старые зеркала, нитки, бечевка, пустые пластиковые бутыли, коробки из-под обуви, полиэтилен и т. д. – все, из чего можно сооружать различные строения, перегородки и т. п.; различные предметы природы: ветки, листочки деревьев, шишки, камни, цветы, перья птиц и т. д.; мелкие старые игрушки – животные, человечки, машинки и т. д.

Все эти принадлежности могут принести сами участники, нужно лишь заранее дать им такое задание.

 

Инструкция

Сейчас вы построите город. Он должен появиться на этом огромном листе бумаги. Какой он будет, как вы его будете делать – это ваше дело. В вашем распоряжении все эти предметы, используйте их как хотите. У вас есть 45 минут. Это все.

 

Обсуждение

Первый круг. Расскажите о ваших впечатлениях.

Второй круг. Кто, по-вашему, был лидером при выполнении задания? Кто сумел реализовать свои идеи? Как вам это удалось? Кто не смог сделать так, как хотел, и то, что хотел? Почему вам это не удалось?

Третий круг. Расскажите, чем была важна для вас эта игра.

 

Подведение итогов

(Упражнение представляет собой перфоманс (это арт-методика, в которой важен сам процесс, впоследствии обсуждается именно он; результат – т. е. получится ли в данном случае город, какой он получится или совсем не получится – не важен).

Тренер выстраивает резюме в соответствии с высказываниями участников. При обсуждении важно останавливаться на том, в какой позиции ощущал себя человек, что мешало ему занять активную позицию, что заставляло быть агрессивным и т. д. Если участник занимает позицию жертвы, тренер предлагает ему переформулировать высказывание, опираясь на свои достижения и неудачи, а не на обиду и обвинения, т. е. чтобы участники высказывали свое мнение с позиции ответственного человека.

В резюме тренер перечисляет уже обсужденное участниками, только более четко формулируя то, что мешает человеку быть активным и ответственным. В целом резюме обобщает полученный участниками опыт.)

 

✓ Комментариидлятренера

Во время процесса создания города тренер внимательно следит за происходящим, не вмешиваясь. Но если процесс «замирает», становится вялым, тренер может на некоторое время стать участником и привнести что-то свое – это всегда должно быть вмешательство, которое активизирует участников, а не заменяет их работу.

Тренер может запоминать или записывать особенно значимые моменты взаимодействия, слова участников. Когда участники будут описывать процесс, тренер может дополнять их впечатления своими наблюдениями.

Иллюстрация перфоманса «Город»

Это сокращенное описание такого же перфоманса, проведенного с группой взрослых участников и представленного Александром Ивановичем Копытиным, известным арт-терапевтом, в книге «Системная арт-терапия»[19]

„Андрей встает со своего места, берет лежащий на столе довольно крупный камень и кладет его на середину расположенного на полу квадрата из восьми склеенных друг с другом листов ватмана. Под них положена толстая целлофановая пленка. К квадрату сразу же подходят семь человек – Ирина, Вера, Светлана, Наталья, Виктор, Андрей и Владимир. Остальные остаются на своих местах; некоторые сидят молча, наблюдают за тем, что делают остальные, другие разговаривают между собой или пытаются выбрать изобразительные материалы.

Ирина, капая клеем ПВА, проводит несколько белых полос. Андрей берет самую крупную кисть и начинает проводить толстые линии красками разного цвета. Наталья занимает один угол листа и начинает что-то рисовать.

Владимир и Светлана садятся возле листа и обозначают границы своих «территорий». Нина ставит на общий лист вазочку с принесенными с улицы ветками.

Оксана обводит вокруг камня, расположенного в центре листа, несколько концентрических окружностей. Виктор добавляет в вазочку еще цветок, а затем начинает рисовать на камне глаз.

Некоторые члены группы ходят вокруг листа, словно выбирая себе место.

Несколько человек лепят фигурки из пластилина, создают конструкции из картона.

Варя подходит к общему листу и начинает что-то рисовать. Андрей, используя крупную кисть, интенсивно закрашивает занятый им ранее сектор. Марина рисует дом.

Виктор, стоя на коленях, красит себе губы взятой у кого-то из участниц губной помадой, а затем несколько раз целует лист возле камня. При этом остается ряд отпечатков.

Некоторые создают на разных участках листа индивидуальные рисунки и мало общаются друг с другом. Некоторые располагаются парами и тройками, смеются, общаются.

Ольга, до этого наблюдавшая за действиями других, подходит к листу и начинает изображать на нем зеленый островок (возможно, парк или сквер на территории города), используя при этом траву, мох и другие принесенные с улицы предметы. Тамара через несколько минут присоединяется к Ольге, помогая ей изображать зеленый островок.

Андрей, предварительно поговорив о чем-то с Еленой, устанавливает рядом с работой стремянку и перебрасывает через светильник нить, пытаясь натянуть нить над работой, после чего он вместе с Еленой начинает прикреплять к нитям «небеса» из целлофановой пленки.

Ольга и Тамара продолжают работать вместе над созданием зеленого островка. Островок имеет четкие границы и выделяется на фоне окружающего пространства.

Когда Андрей и Елена навешивают над работой «небеса», несколько человек из тех, кто раньше располагался на коленях и что-то рисовал, начинают им помогать, изготавливая бумажные самолетики, звезды и т. д.

Вскоре становится заметно, что общий лист постепенно заполняется не только рисунками, но и объемными предметами, конструкциями из картона, пластилина и других материалов. Нина вырезает звезды. Варя плетет из ниток гирлянду… Оксана изготавливает высотные здания из бумаги и картона. Виктор делает солнце и подвешивает его выше всех остальных объектов. Варя подвешивает гирлянды из трав и веточек, благодаря чему создается целая сеть. Нина раскладывает осколки зеркала (принесенного и разбитого ведущим).

Вскоре все пространство оказывается заполненным.

Ольга, закончив создание зеленого островка, сидит с грустным видом. Тамара рисует солнечные лучи. Ирина продолжает раскладывать осколки зеркала. Тамара строит из картона церковь и устанавливает ее в композицию.

В помещении нарастает шум из-за того, что члены группы начинают активно обмениваться впечатлениями, смеются, выглядят возбужденными.

Андрей и Елена подвешивают над композицией несколько пластиковых бутылок, наполненных водой, подкрашенных синей краской; при этом в донышках бутылок сделаны отверстия (идея имитации дождя принадлежит Елене).

Ольга подходит к работе и что-то подправляет в зеленом островке.

Когда бутыли подвешены, Елена надавливает на них и брызгает водой на расположенную под ними работу. Через некоторое время вся вода вылита из бутылей на работу. Участники группы молча стоят вокруг работы и смотрят на происшедшие в ней изменения. Пару минут царит полная тишина.

Дарья: «Надо все высушить вентилятором – привести в божеский вид…»

Варя: «Осталось только сжечь, потому что уже ничего не поправить».

Андрей поджигает целлофан, поднося к нему зажигалку. Все молча за ним наблюдают. Едва загоревшись, целлофан тухнет. Идет дым.

Виктор поджигает солнце. Несколько человек поджигают небеса в нескольких местах, вскоре образуется огненный дождь. Бумажные предметы и основа, однако, не загораются, так как они политы водой. Никто не пытается тушить огонь. Все стоят вокруг работы плотным кольцом.

Андрей натягивает нити, на которых держатся небеса, словно пытаясь сорвать их.

Ольга: «Не надо, оторвется».

Владимир обрывает нити с другой стороны.

Ольга: «Есть у кого-нибудь ножницы? (Получив ножницы, Ольга вырезает зеленый остров и отодвигает его в сторону.) Мы переезжаем. Мы здесь не будем жить. Это нечто несуразное, невообразимое.»

Все остальные по-прежнему стоят вокруг работы.

Виктор: «Развития вы не понимаете».

Ольга: «Это не развитие. Это деструктивное развитие.»

Владимир: «Развитие не может быть деструктивным».

Оксана (обращаясь к Ольге): «Это у вас невротическое развитие».

Виктор: «Это стагнация у вас какая-то».

Ольга: «Вот это – то, что произошло, – это катастрофа».

Виктор: «Это прогресс».

Несколько человек смеются.

Ольга: «У нас будет продолжаться жизнь. Она будет развиваться».

Виктор берет за край работу и начинает сворачивать ее в рулон. Владимир и Оксана помогают сворачивать работу.

Ольга (наклонившись к зеленому островку): «Это было для тебя потрясением. Ты немножко устал, отдохни!»

Работа свернута и напоминает укутанное в саван тело. Многие с грустью смотрят на рулон. Виктор садится на корточки и пишет: «Усни с миром. Твои творцы».

Ольга: «Как хорошо! Какое счастье!»

Дарья: «Что хорошо? Что сохранила свое?»

Ольга: «Нет, что нет этого хаоса».

Ведущий просит поделиться впечатлениями, а потом предлагает составить лаконичную сказку об истории создания, существования и разрушения этого города.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.