Упражнение 4. Гроздь проблем — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Упражнение 4. Гроздь проблем

2021-06-23 36
Упражнение 4. Гроздь проблем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: дать участникам возможность в безопасных условиях пережить опыт нарастания трудностей, который часто встречается в жизни человека, практикующего отклоняющееся поведение.

Время: 25 минут.

Материалы: бумажные ободки со скрепками (чтобы удобно надевать на голову) с надписями, соответствующими ролям, которые будут исполнять участники, – например, Родственник, Друг, Проблемы (см. описание упражнения).

 

Инструкция

Сейчас мы разыграем небольшую сценку. В ней будут участвовать:

– Человек, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение), его Родственник, его Друг и его Проблемы:

– Проблема с финансами (Тренер задает группе вопрос: «В связи с чем возникают финансовые проблемы у такого человека?» Выслушивает несколько ответов.);

– Проблема со здоровьем (В связи с чем возникают проблемы со здоровьем у такого человека?);

– Проблема в отношениях (В связи с чем возникают проблемы в отношениях?);

– Проблема с жизненными перспективами (В связи с чем возникают проблемы с жизненными перспективами?);

– Проблема с личной жизнью (В связи с чем возникают проблемы с личной жизнью?).

Нам нужно 8 человек.

(Тренер раздает бумажные ободки на голову с надписью, соответствующей исполняемой роли.)

Суть сценки заключается в следующем: на Человеке, который выбирает. (определенное отклоняющееся поведение), буквально повисли все его проблемы, они раздирают его на части. Его пытаются спасать сначала Родственник, потом Друг. Они отдирают от Человека его Проблемы, пытаются освободить его. Но Проблемы сопротивляются. Если же какую-то Проблему удается оторвать от Человека, она тут же повисает на том, кто ее отдирал. Если ему удается вырваться, они снова повисают на Человеке.

Запрещается рвать одежду и наносить вред здоровью участников. Не стоит ломать руки, ставить синяки, рвать волосы и т. д. Ваши действия должны быть активными, интенсивными, но не причиняющими вреда.

Игра будет идти до моего сигнала «Стоп!». Все понятно? Начали!

Обсуждение

Первый круг. Поделитесь своими впечатлениями от того, что только что произошло. Сначала впечатлениями поделятся те, кто исполнял роли, а потом те, кто видел это все со стороны.

Второй круг. Как вы думаете, какой смысл в этом упражнении? Про что оно?

 

Подведение итогов

Ничто в жизни не дается нам просто так. Если мы хотим успеха, мы прикладываем к этому усилия. Если мы не хотим прикладывать усилия, мы тоже должны заплатить за это, только по-другому. Человек, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение), тоже платит за свой выбор. Вы уже видели, что на самом деле происходит в его жизни. И вы видели, что при этом страдает не только он, но и те люди, которые стремятся ему помочь. Получается, что такой человек не только сам расплачивается за свой выбор, но и заставляет окружающих расплачиваться за него.

 

✓ Комментариидлятренера

Игра проводится в течение 5-10 минут и останавливается в тот момент, когда игроки устанут или когда уровень агрессии станет слишком высок.

Если группа небольшая и зрителей остается слишком мало (менее 4-х человек), лучше добавить какие-либо роли (какую-то проблему, еще одного родственника или друга) и включить всех в игру.

Упражнение 5. Жернова
(Е. Емельянова)

Цель: дать участникам возможность в безопасных условиях пережить опыт ограничений и дискомфорта, часто встречающийся в жизни человека, практикующего отклоняющееся поведение.

Время: 30 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Сейчас все, кроме одного человека, встают в круг, расставляют ноги шире плеч, стопы касаются стоп соседа. Вытяните руки вперед, сожмите кулаки. Начинаем размахивать ими вверх-вниз: правая рука вниз, в то же время левая – вверх, потом наоборот. Старайтесь не задевать рук партнера. Ваши руки – это жернова. Попробовали – остановились. Выслушайте, что будет происходить.

Оставшийся вне круга участник по моему сигналу проникнет в круг. Ему придется пробраться между ногами. Внутри круга надо постараться избежать ударов кулаками. Он может присесть, лечь, но только на 5 секунд. Как только он присядет или ляжет, я начну счет. На счет 5 он должен приподняться, согнувшись. Он не должен поднимать голову выше уровня кулаков участников. Он не имеет права выходить за пределы круга, пока кто-то еще не зайдет в круг, чтобы вытолкнуть его.

Я обойду круг «жерновов» и положу кому-нибудь руку на плечо. Это значит: участник должен выйти из круга – круг при этом смыкается – и зайти внутрь круга так же, как это сделал первый участник. Он выталкивает первого игрока, а сам остается в круге. Правила поведения в круге для него те же. Каждый имеет право отказаться зайти внутрь круга три раза, но на четвертый раз он должен зайти.

Затем я кладу руку на плечо следующему игроку, он выходит (если согласен и если еще не отказывался три раза) и идет в круг. И все повторяется.

Это понятно? Те, кто вышел из-под жерновов, встают в круг и опять становятся частью жерновов. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не зайдет в круг. Ясно? Начали!

 

Обсуждение

Первый круг. Что вы пережили? Поделитесь впечатлениями.

Второй круг. Как вы думаете, о чем это упражнение? Какие мыс

ли, выводы вы можете сделать?

Подведение итогов

У каждого появился свой опыт выхода из-под жерновов. Но все вы почувствовали, как это тяжело и неудобно, когда приходится пригибаться, уворачиваться, ждать, когда кто-то спасет. Некоторые говорили, как обидно, что спасать шли не сразу. А те, кто спасал, говорили, что было страшно входить в круг, и не всем хотелось спасать. Но то, что вы пережили, – это и есть жизнь человека, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение), и его семьи.

«Удары судьбы» сыплются на них непрерывно, и это больно. Чтобы увернуться от них, приходится терпеть много неудобств, ограничений. Человек в метафорическом смысле не может жить с поднятой головой. Он согнут и живет в ожидании новых ударов. И далеко не всегда приходит тот, кто хотел бы помочь, спасти.

Часто бывает, что человек, который выбирает. (определенное отклоняющееся поведение), просто перестает пытаться подняться, перестает стремиться встать на ноги, он просто ложится, и ему кажется, что теперь все хорошо. Понимайте эти слова иносказательно. Он перестает куда-то двигаться, стремиться, в метафорическом смысле он просто ползает. Он отказывается от всех желаний, чтобы избежать «ударов судьбы». Но его близкие понимают, что это – начало смерти, начало разложения заживо. Они стараются вытянуть его и сами попадают в жернова.

Получается, что человек, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение), не только сам попадает под удары из-за своего выбора, но и заставляет близких людей получать удары за него.

 

✓ Комментариидлятренера

Это упражнение будет эффективным, если круг состоит не менее чем из 10–12 человек. Если меньше – кулаки ударяют друг по другу. Если намного больше, между кулаками в центре круга остается много свободного пространства и уворачиваться просто не от чего.

Упражнение не опасно. Во-первых, участники быстро находят нишу близко к полу. Во-вторых, по условиям они не поднимают голову и кулаки ее не задевают. В-третьих, сила, с которой кулаки задевают участника, не велика – кулаки именно задевают, никто не наносит удар специально. Такой контакт чувствителен, но не вреден. Если вы тревожитесь, предупредите участников, что лицо лучше прикрывать (хотя участники и сами это делают).

Упражнение 6. Стена

Цель: дать участникам возможность получить представление о взаимодействии человека, практикующего отклоняющееся поведение, и общества, а также получить опыт проживания позиции «спасателя» и разделения людей на «плохих» и «хороших».

Время: 40 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

(Тренер предлагает участникам выбрать себе роли:

– «Плохиши» – 2–3 человека;

– «Хорошиши» – 2–3 человека;

– «Спасатель» – 1 человек;

– «Советчик» – 1 человек;

– «Кирпичики Стены» – все остальные, их должно хватить, чтобы выстроить «стену» достаточной длины.

Если ведущему известен участник с явными склонностями к спасательству, целесообразно предложить роль Спасателя именно ему.)

Теперь послушайте, что нужно делать. Кирпичикам Стены нужно выстроиться в ряд и взяться за руки. За вашими спинами находятся Хорошиши. Перед вашими лицами находятся Плохиши.

Вы можете пропускать свободно всех, кто хочет пройти от Хорошишей к Плохишам, но ни в коем случае не пускайте тех, кто хочет пройти от Плохишей к Хорошишам.

Никому нельзя обходить Стену по сторонам.

Спасатель может находиться там, где он посчитает нужным. Он сам может свободно перемещаться сквозь Стену в обе стороны, но только если он идет один. Если он ведет кого-либо с собой, его тоже не пропускают в сторону Хорошишей. Задача Спасателя – спасать. Кого и от кого (или от чего) – он решает сам.

Рядом со Спасателем всегда находится Советчик. Он помогает Спасателю в его действиях, если согласен с ним, но может пытаться воздействовать на Спасателя, если не согласен с его действиями. Советчик должен следить за тем, чтобы Спасатель не уходил от него. Но он не может перемещаться сквозь Стену свободно. Он, как все, может проходить сквозь Стену только от Хорошишей к Плохишам.

Хорошиши сами определяют, что им делать. Они совершенно свободны. Плохиши тоже могут делать все, что хотят, они тоже свободны. Но они стремятся переманить всех, кто есть вокруг, на свою сторону.

Очень важное условие! Во время игры нельзя разговаривать. Все свои мысли, желания вы можете выражать только с помощью действий.

Игра останавливается по моему сигналу. Начали!

 

Обсуждение

Расскажите о ваших впечатлениях от игры.

Пусть сначала выскажутся Плохиши, потом Хорошиши, потом Кирпичики Стены – и только потом Советчик, а затем Спасатель.

 

Подведение итогов

(Строится на основе событий, происшедших во время игры, и на высказываниях участников. Но при этом тренер всегда подводит итог высказываний участников и сам четко формулирует следующие мысли.)

Когда нам говорят, что какой-то человек плохой, у нас автоматически возникают разные реакции по отношению к нему: мы отстраняемся и избегаем его, или мы настроены по отношению к нему враждебно, презрительно, или мы испытываем к нему любопытство и сами хотим попробовать «на вкус» той запретной жизни, которой живет Плохиш.

Так и возникает разделение людей. Ведь Стена в нашей игре – это общественное мнение, это отношение окружающих людей. Если человек попадает на сторону Плохишей, ему трудно вернуться в глазах людей в число Хорошишей. Так устроен социум.

Обратите внимание, Стена стояла спиной к Хорошишам. Почему? А потому, что с ними все в порядке. О них не надо беспокоиться. А почему Стена лицом к Плохишам? Потому что это важно для самосохранения. Самосохранение – закон природы. Это плохо, наверное. Хорошишам, наверное, было бы интереснее, если бы общество больше обращало на них внимания. Но обществу важно обезопасить себя, и поэтому оно всегда обращено лицом к Плохишам. И общество с большим трудом меняет свое мнение. Тот, кто хотя бы однажды был опасен, уже не внушает доверия. И его не пускают к Хорошишам. Он так и остается на подозрении.

Человек, однажды ставший опасным для общества, а потом решивший исправиться, не может рассчитывать, что окружающие люди немедленно начнут доверять ему, будут рады общению с ним. Нет. Этого не будет еще долго, очень долго. И к этому нужно быть готовым.

А что на деле бывает с теми, кто решил встать на путь Хорошишей? Они идут к людям уверенно, радостно, с надеждой, будто говорят им: «Вот, посмотри. Я стал Хорошишом. Теперь я надежный, я многое могу». Но в ответ он видит недоверие, отчуждение. И тогда он обижается, оскорбляется и решает: «Ну и ладно! Вот и буду тогда Плохишом!» Он как будто наказывает кого-то, как будто мстит кому-то. Но окружающие не виноваты в том, что еще раньше этот человек растоптал их доверие. Да, теперь он собирается жить полноценной жизнью, но людям, для того чтобы их доверие снова возродилось, нужно в пять, а то и в десять раз больше времени, чем на то, чтобы оно было утрачено. И людей нельзя винить за это. Это – закон самосохранения, самый древний и самый сильный закон любого общества.

Однако в обществе всегда есть люди, которые хотят спасти того, кто стал Плохишом. Что из этого получается – вы сами видели. Спасатель всегда всех раздражает, он всем мешает, им недовольны и Плохиши, и Стена, и Хорошиши. Мало того, стремясь делать добро, он фактически приходит к насилию, может стать даже агрессивным. И при этом он совершенно беспомощен. Он спасает, но Плохиши возвращаются назад. Он спасает, но кто-нибудь из Хорошишей из любопытства, из принципа все равно переходит к Плохишам.

Его Советчик тоже либо беспомощен, либо агрессивен. Он Спасатель и Критик одновременно. Он тоже полон благих намерений. В нашей игре по роли, а в жизни по убеждению такие люди считают, что они знают, как нужно сделать так, чтобы спасти. Они спасают Плохишей, спасают Хорошишей от Плохишей, они спасают Спасателей. И что получается?.. Может случиться так, что их благие намерения начинают сеять в обществе еще больше агрессии. Но ведь они действительно желают добра! Почему же так получается?

Потому что нельзя насильно заставить человека стать другим. Он должен САМ, только САМ захотеть стать Хорошишом или хотя бы Стеной. А пока он не хочет или ему все равно, ничего не получается.

А теперь давайте вернемся к людям, которые выбирают… (определенное отклоняющееся поведение). Главное – это не попасть в число людей, которые, пусть невольно, пусть не зная того, придерживаются в жизни формулы неудачника. А если случайно эта формула начала руководить жизнью человека, важно собраться и изменить ее компоненты. Давайте вспомним ее:

Жизненная трудность + Нежелание (неумение) решать затруднение + Позиция жертвы = НЕУДАЧНИК.

Жизненная трудность – это любое обстоятельство, или состояние, или событие, которое нам не нравится, которым мы не удовлетворены. Это может быть и просто скука, и горе, и отсутствие смысла жизни, и отсутствие увлечений, и ссора с родителями, и ссора с любимым человеком, и недовольство собой, и недовольство другими, и неудача в достижении какого-то желания, и ошибка в решении. В общем, в жизни полно жизненных трудностей.

На самом деле трудности – это задачи, которые ставит перед нами жизнь, чтобы мы могли выйти на новый уровень. Там будут свои трудности, мы их снова решаем и снова переходим на новый уровень. Мы живем, решая жизненные задачи. И какой из этого вывод? Либо мы научимся их решать, и это не станет нас останавливать на пути к тому, что нам нравится и радует. А такого тоже немало! Не меньше, а может быть, и больше, чем жизненных трудностей. Либо мы споткнемся о какую-то кочку, вообразим, что это непреодолимая гора, и сдадимся. Я выбираю путь и радость. А вы?

Неудачниками становятся в основном из-за психологической и социальной неграмотности. Мы с вами постараемся, чтобы слово «неудачник» никогда не имело никакого отношения к нам. Мы с вами постараемся, чтобы нас с полным правом можно было назвать УСПЕШНЫМИ ЛЮДЬМИ.

 

✓ Комментариидлятренера

Ведущий останавливает игру, когда действия участников принимают острый агрессивный характер или игра заходит в тупик, т. е. участники не предпринимают никаких действий или постоянно повторяют одни и те же действия, не приводящие к определенным результатам.

Возможен вариант игры, когда все Хорошиши оказываются на стороне Плохишей, – это тоже сигнал к остановке игры.

Возможен вариант, когда Стена оказывается полностью разрушенной, и Кирпичики Стены больше не объединены, разбрелись или перестали сдерживать натиск, – это тоже сигнал к окончанию игры. Однако на деле такому разрушению Стены обычно предшествует массированный агрессивный натиск. Если эти действия слишком агрессивны и имеют массовый характер, необходимо немедленно прекратить игру.

В любом случае игра не может продолжаться более 15–20 минут (нужно оставить время на обсуждение).

Выполняя упражнение, участники ведут себя очень по-разному. Они жестикулируют, толкают, стараются силой удерживать кого-то или, наоборот, куда-то тянут, стараются прорвать Стену силой, хитростью, пролезть ползком и т. п. Когда участники задают тренеру вопросы, как им себя вести, он может сказать: «Все инструкции уже даны. Все остальное на ваше усмотрение». Игра проходит всегда весело и очень живо. Плохиши стараются заманить к себе, Хорошиши – к себе. Спасатели часто мечутся, не зная, кого спасать: то ли Хорошишей от Плохишей, чтобы не переманивали, то ли Плохишей от самих себя, то ли перетащить Плохишей к Хорошишам, то ли изолировать Плохишей от всех. Инструкций в этом направлении давать не надо. Пусть сами определяются. Но что бы они ни делали, все равно остальные участники действуют по-своему. Спасатели часто сами начинают применять насилие или бездействуют, но всегда всех раздражают. Так что потом при обсуждении становится отчетливо видно, почему же все-таки плохо заниматься «спасательством». Ну а Кирпичики Стены тоже ведут себя по-разному. Кто-то «стоит насмерть», кто-то бросает Стену и переходит на чью-то сторону. Это не важно. Важно, что Стена смотрит в сторону Плохишей. Именно они в центре внимания, и поэтому часто Хорошиши начинают скучать и Плохишам легко их переманить к себе. А Плохиши расковываются и пляшут, улюлюкают, играют и т. п. Вот что значит почувствовать себя не скованными правилами.

Потом нужно обсудить это, спросить, что мешало Хорошишам сделать так, чтобы им было весело? Чтобы Плохиши им завидовали, а не наоборот? Ведь Хорошишам тоже можно делать все, что угодно. И часто участники отвечают: «А на нас никто не смотрел». Тогда можно обсудить, как можно сделать жизнь интересной, привлечь к себе внимание и при этом не быть Плохишом.

По-разному проходит эта игра, но всегда оставляет большое впечатление, и участники вовлекаются в глубокое обсуждение. Но, конечно, всегда лучше сперва поиграть в эту игру в качестве участника или провести ее сначала среди коллег. Кстати, взрослые играют не менее азартно.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.