Алгоритм проведения мозгового штурма — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Алгоритм проведения мозгового штурма

2021-06-23 28
Алгоритм проведения мозгового штурма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Тренер объявляет тему мозгового штурма и описывает алгоритм его проведения.

2. Создается банк идей: сам тренер или кто-то из активных участников записывает на доске (ватмане) все идеи, которые высказывают участники. При этом тренер вводит условие: пишем все идеи, без всякой критики, даже если чья-то идея покажется неверной или нереалистичной. Чем больше идей, тем лучше.

Часто после активного периода, когда идеи сыплются одна за другой и участники даже перебивают друг друга, наступает затишье. Это не значит, что идеи закончились. Чтобы вновь активизировать работу, тренер может прочитать записи на доске. После непродолжительной задержки обычно вновь наступает подъем активности.

Часто участники, несмотря на предупреждение, критикуют и оценивают идеи, объединяют их. Это недопустимо, поскольку блокируется творческий процесс поиска решений.

Процесс «мозгового штурма» должен идти в достаточно быстром темпе, и тренер, заметив отвлечения, увеличивает темп, говоря: «Пожалуйста, еще варианты!»

3. Идеи систематизируются, объединяются. Проясняется смысл некоторых из них (если он не вполне понятен участникам). Если какая-то идея кажется совсем абсурдной, прежде чем откинуть ее, стоит найти более реалистическую замену, которая сохраняла бы суть идеи.

Например, идея «Можно повыть на луну» (в теме «Что можно сделать, чтобы интересно проводить свободное время, когда рядом нет друзей?») насмешила всех. Но тренер предложил:

– Давайте разберемся. Что мы делаем по сути, когда воем на луну?

– Тоскуем вслух.

– Плачем.

– Придуриваемся.

– Так, значит, мы таким способом выражаем свое состояние?

– Да.

– Получается, что это – предложение выразить свое тоскливое состояние каким-то способом. Для этого можно и на луну повыть. А можно сделать что-то еще. Как еще мы можем выразить свое состояние?

– Петь песню.

– Написать письмо кому-нибудь.

– Написать обо всем в дневнике.

– Сочинить стихи или песню.

– Нарисовать то, что чувствуешь (и т. д.).

– Ага, значит, мы получили целый список возможностей, которые помогут выразить свое настроение и провести время.

4. Иногда полученного списка достаточно для целей тренинга. В других случаях после получения списка реально осуществимых идей необходимо выбрать две-три и сделать сравнительную оценку по трем параметрам:

– легкость осуществления;

– эффективность (результативность);

– экономичность (чем меньше средств и материалов нужно для осуществления, тем лучше).

Из всех параметров в первую очередь оценивается результативность – наиболее результативной идее отдается предпочтение. Затем оценивают легкость и экономичность. Только в случае, если наиболее эффективную идею труднее всего осуществить или она недоступно дорога, ее отставляют и рассматривают вторую по эффективности.

По результатам оценки выбирают наиболее удачный вариант или вырабатывают новое решение, отталкиваясь от выбранных идей.

Например, в тренинге для волонтеров группа с помощью мозгового штурма решала, как привлечь подростков на тренинги. Из всего списка идей выбрали: 1) провести ток-шоу в молодежном центре, 2) провести фестиваль, 3) провести презентационные игры в старших классах школ во время классного часа.

Фестиваль показался волонтерам наиболее эффективным средством параллельно с раздачей приглашений на тренинги, но этот вариант оказался слишком дорогим. Ток-шоу посчитали малоэффективным, поскольку на него удалось бы собрать мало подростков. Поэтому остановились на проведении презентационных игр. Но этот вариант был слишком трудоемким. Тогда выбрали нечто среднее: провести три мини-фестиваля с минимальными затратами в школах с учениками 10–11 классов всех параллелей (от А до Г). На такой фестиваль не нужно арендовать зал (можно воспользоваться актовым залом в школе, можно ограничиться воздушными шарами и готовыми плакатами при оформлении и использовать школьную аппаратуру). При этом в сумме к мероприятиям будет привлечено даже больше подростков, чем при одном большом мероприятии, что дает возможность предполагать, что и на тренинги придет больше желающих.

5. Вырабатываются шаги по реализации идей.

Например, после мозгового штурма на тему «Как поправить ситуацию, если поссорился с родителями?» наиболее успешным было признано решение: «Поговорить с родителями, чтобы извиниться за то, в чем не прав, и объяснить то, что для тебя очень важно». Шаги по осуществлению были предложены следующие:

1) продумать, что конкретно хочешь сказать.

2) продумать, как это нужно сказать, чтобы не обидеть родителей и не спровоцировать новую ссору.

3) выбрать подходящее время, когда у родителей будет хорошее настроение и достаточно времени.

4) сделать для родителей что-нибудь приятное (принести цветы, помыть полы и т. д.).

5) настроиться на сдержанное и спокойное поведение и пригласить к разговору.

6) провести разговор.

 

Ролевая игра

Ролевая игра – метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. Он позволяет наблюдать процесс межличностного взаимодействия людей и анализировать его с точки зрения каждого участника и даже с точки зрения наблюдателей (если они есть).

Разыгрывание ролей:

• позволяет участникам понять собственные ограничения и раздвинуть границы;

• помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания;

• дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

• устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями и др.

Возможные способы организации ролевой игры:

Аквариум. Основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг и наблюдают за действием. Затем происходящее в игре обсуждается участниками и наблюдателями с точки зрения поставленных задач. Это позволяет получить обратную связь, богатый опыт и повод для осмысления жизненных ситуаций.

Параллель. Группа разбивается на мелкие подгруппы (2–4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. То есть несколько одинаковых ролей разыгрываются параллельно. Затем обсуждается, например, многообразие возможностей решения одной ситуации.

Ротация ролей. Роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника позволяет каждому участнику получить соответствующий опыт, продемонстрировать свой подход к решению заданной ситуации. Минус – она занимает много времени.

Обмен ролями (обращение ролей). Возможны различные варианты. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, которые играют друг друга (например, взаимодействие мужа и жены в определенной ситуации). Другой вариант – один участник играет роль другого участника, заявившего проблему, а участник, заявивший проблему, играет роль человека, с которым связана заявленная проблема. Например, подросток, который рассказал о ссоре с родителями, играет роль своего отца, а другой член группы – этого подростка (копирует поведение, о котором рассказал участник).

Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а не гротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. В условиях доверия и принятия это может оказаться отличным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако важно следить, чтобы такая ролевая игра не стала сведением счетов или «разрешенным» выбросом агрессии против протагониста.

Стул-собеседник. В середину комнаты ставится стул, и игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. При этом игру можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом участник пересаживается на стулья, ведя беседу за всех воображаемых участников.

Арт-роли. Создается рисунок, например, образное изображение эмоционального состояния, или «образ моей проблемы». Затем условно рисунок разделяется на элементы. Автор изображения говорит от имени каждого элемента – мысли, чувства, которые, по мнению автора, передает этот элемент. Элементы могут таким образом разговаривать друг с другом и с самим автором. Так же можно проигрывать роли образов, вылепленных из пластилина или изготовленных из других материалов.

Общение субличностей. После того как различными методами активизируются и осознаются определенные субличности, участник разыгрывает их роли, разговаривая и выражая мысли и чувства по поводу определенной ситуации от имени этих субличностей. Субличности могут просто воображаться, либо изображаться на бумаге в виде рисунка, либо изготавливаться из различных материалов.

Вариантом ролевой игры является социодрама (или социальная игра), которая отличается от других видов ролевых игр только тем, что задействованы все участники группы, ролей много. Они могут быть специально предписаны или выбираться самими участниками.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.