Общая архитектура и архитектоника тренинга — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общая архитектура и архитектоника тренинга

2021-06-23 51
Общая архитектура и архитектоника тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово «архитектура» происходит от лат. «architecture» – искусство проектировать и строить. Слово «архитектоника» происходит от греческого «architektonike» – соразмерность произведения, композиция. Таким образом, архитектура тренинга – это его общее строение, т. е. проект тех действий, которые необходимо предпринять во время групповых занятий, а архитектоника – это соразмерность его частей (в смысловой нагруженности, во времени проведения, в последовательности раскрываемых тем).

Для чего это нужно знать? Разумеется, можно, используя готовый разработанный тренинг, просто провести упражнения, ничего не зная о принципах его построения. Но, во-первых, даже простое исполнение будет значительно качественнее, если исполнитель глубоко понимает сущность строения и причину последовательности тех или иных упражнений. Во-вторых, без понимания сущности строения тренинга ведущему будет трудно предпринимать какие-то действия по его экстренной перестройке в случае возникновения экстраординарных случаев. Например: какое-либо упражнение почему-то не вызвало ожидаемых реакций, каким его заменить? Что делать дальше? Или по каким-то причинам часть времени была потеряна – что сохранить, что пропустить, чтобы не нарушить общий замысел и чтобы эффективность не была утрачена?

Разработка тренинга

Разработка тренинга начинается с выяснения его актуальности, т. е. с ответа на вопросы: насколько задуманная тема важна для общества или группы определенных людей; насколько тренинг может помочь в решении поставленных задач, насколько он будет полезен?

Выявив актуальность, необходимо четко разобраться с целеполаганием и целевой группой тренинга, т. е. для чего будет проводиться тренинг (что создатель тренинга предполагает получить в результате, какие процессы личности он предполагает активизировать, развитие чего он собирается стимулировать?) и для кого он собирается проводить тренинг (люди какой категории предположительно должны стать его участниками?). Цель и целевая группа – самые важные категории любого группового занятия. От этого зависит как общее строение тренинга, так и подбор отдельных упражнений.

Целевая группа тренинга

Целевая группа тренинга – это клиенты с определенными затруднениями и задачами.

Например, тренинг «Я люблю себя» предназначен для клиентов от 21 года и старше, чьи проблемы связаны с неприятием себя, низкой самооценкой, игнорированием собственных потребностей и интересов во имя других.

Тренинг «Я – это я» предназначен для всех подростков от 13 до 17 лет, которые хотят лучше разобраться в себе.

Тренинг «Вектор здоровья» предназначен для подростков и молодежи от 16 до 21 года, которые хотят научиться грамотно выбирать партнеров и выстраивать свои сексуальные отношения.

Конкретные цели тренинга

Конкретные цели тренинга формулируются в соответствии с общими задачами тренингов (о которых мы говорили раньше) и целями, поставленными разработчиком.

Формулировка цели должна звучать точно и позитивно (т. е. без частицы «не»). Это то, для чего создается тренинг (и к чему должен прийти участник), а не то, от чего он хочет «убежать». Цель может быть узкая или их может быть несколько.

Например, цели тренинга «Зеркало моего Я»: 1) помощь в осознании моделей своего поведения и его причин; 2) помощь в прояснении своей роли в возникновении конфликтов; 3) помощь в улучшении отношений с окружающими.

Цель тренинга «Я люблю себя»: 1) помощь в развитии положительного отношения к самому себе; 2) оказание эмоциональной поддержки; 3) помощь в повышении самооценки и самоуважения; 4) помощь в осознании своей роли в отношениях с окружающими.

Слишком широко определенная цель или целевая группа в конечном итоге может привести к ошибочному применению тренинга. Например, цель «работа с гневом» ошибочна, так как не определяет сути и сферы этой работы: работа по осознанию своего гнева? Работа с моделями проявления гнева? Работа по принятию своего гнева? Работа по купированию бесконтрольного проявления гнева? Это остается неясным. Целевая группа – «люди, испытывающие затруднения при переживании эмоции гнева», тоже слишком широко определена. Например, для «разблокирования» подавленного гнева нужны одни упражнения, а для изменения деструктивного проявления гнева на конструктивные модели – другие.

Темы тренинга

Определившись с целевой группой и целями тренинга, необходимо наметить основные его этапы, т. е. основные темы каждого занятия. Если проводится цикл тренингов, то тема занятия должна отражать определенный этап, шаг на пути к цели, если же тренинг один, то роль такого шага играет каждое упражнение.

Данный параметр требует глубокого понимания разрабатываемой темы и знания особенностей целевой группы. Например, если мы говорим о тренингах для подростков, то важно хорошо знать их возрастные особенности и затруднения; если мы говорим о профилактике отклоняющегося поведения, то важно хорошо знать, о каких именно отклонениях идет речь и о причинах, по которым они возникают, и о тех «точках развития» тинейджера, на которые мы можем воздействовать, чтобы он предпочел разрешать свои затруднения и удовлетворять свои потребности другим способом.

Временны́е границы

При определении временных границ тренинга учитываются следующие аспекты работы:

1. Темы, которые необходимо проработать, чтобы цель тренинга была достигнута.

2. Количество времени, которое участники реально готовы уделить занятиям, зависит от того:

– насколько заняты предполагаемые участники;

– насколько хорошо может быть организована их явка;

– насколько они сами заинтересованы в участии;

– как долго они могут выдерживать напряжение групповой работы, как быстро происходит интеллектуально-эмоциональное утомление.

Например, известно, что взрослые участники выдерживают 3–4 часа упражнений (с небольшим перерывом через 1,5–2 часа), стимулирующих личностный рост, затем наступает утомление. Тренированные психологи выдерживают по 6–8 часов такой работы. Подростки с трудом осиливают 3 часа. Для них лучше всего планировать занятия до 2 часов. Но если разделить каждое полутора-двухчасовое занятие перерывом на 20–30 минут, то можно эффективно работать до 3–4 часов в день.

Кроме того, опыт показывает, что, например, люди, сознательно настроенные и мотивированные на решение своих затруднений, как правило, могут систематически ходить на тренинговые занятия один раз в неделю общим числом до 12-ти (иногда 16-ти). Если они знают, что занятий будет больше или вообще их число не известно (например, при работе группы личностного роста), они начинают пропускать часть занятий, отчего снижается эффективность работы всей группы.

Подростки сильно различаются по степени мотивации и настойчивости посещения тренингов. Если в начале на занятия обычно приходит много участников, то в дальнейшем самостоятельно продолжают ходить от 25 до 40 % (цифры примерные, основанные на опыте практических психологов). Это объясняется общей неустойчивостью их интереса ко всем формализованным мероприятиям и стремлением к неструктурированному времяпрепровождению.

Расстраиваться не стоит. Во-первых, часть подростков, которым по-настоящему интересно, все равно будет ходить, и именно они получат максимум пользы. Во-вторых, просто нужно учитывать этот факт при формировании группы. Например, лучше всегда набирать на тренинг больший состав, чем вы предполагаете иметь на занятиях. Это, конечно, затруднит проведение некоторых упражнений, увеличит их продолжительность.

Кроме того, удобно работать с группами подростков, которые и так уже организованы, например, с отрядами в летних оздоровительных лагерях, группами в колледжах, классами в школах и лицеях. А что, если собрать на занятия скаутов? А центры по временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей? А детские дома и интернаты? В общем, было бы творческое начало, а группы набираются.

Если же вы планируете проводить тренинги, например, с «дворовым окружением», рассчитывать, что на каждом следующем занятии у вас будет один и тот же состав, не стоит. Значит, нужно построить короткое занятие таким образом, чтобы выполнить какую-то одну, но важную задачу. Причем оно должно быть веселым, емким, живым. В конце делаем «затравочку»: мол, хотите еще, приходите тогда-то туда-то (или мы придем тогда-то). Готовим следующее занятие уже с другими играми, может быть, с другими целями, но такое, чтобы было интересно и тем, кто был на предыдущем, и вновь пришедшим. Короче говоря, это дело для очень энергичных, очень творческих людей и… желательно молодых – тогда эта работа пройдет более успешно.

3. Действие законов эффективности тренинга:

– разрастания объема;

– «смены картины мира»;

– «волшебного пинка» (т. е. эффективности стимула);

– тройного прикосновения.

Закон Паркинсона гласит: «Объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение». Так что занять упражнениями на одну и ту же тему можно любое время – и два часа, и целый год.

И еще существуют определенные законы психики, которые, как бы мы к ним не относились, будут работать независимо от наших желаний и планов. А они гласят, что «картина мира» человека меняется полгода. Так что если мы собираемся сделать революцию в головах участников за три часа, нас ждет разочарование. Мы должны учитывать, что настоящее влияние развивающего (личностно или социально) тренинга будет происходить уже после него, если, конечно, вы не проводите пролонгированную программу. НО! Без развивающих тренингов, возможно, вообще ничего не произойдет. И какой из всего этого можно сделать вывод?

Тренинг – это толчок к развитию, «волшебный пинок», а не само развитие. Соответственно чем сильнее и точнее толчок, тем вернее и эффективнее будет происходить развитие в заданном направлении. Что нужно для того, чтобы толчок был эффективным? Ну понятно, что в первую очередь – грамотно составленный тренинг, и опять же в первую очередь – профессиональное, грамотное его проведение. Что значит «грамотно составленный»?

Для того чтобы некая мысль начала приниматься человеком как важная и – главное! – своя, она должна войти в его сознание не менее трех раз при разных обстоятельствах. Применительно к тренингу это значит, что к любой поднятой теме (если она важна для цели программы) мы должны иметь возможность прикоснуться не менее трех раз.

Например, мы говорим о балансе в близких отношениях заботы о партнере и заботы о себе. Как основную мы обсудим ее в специальном упражнении (например, «Спина к спине»). Но до этого мы обсуждали возможности эффективного взаимодействия в сложных ситуациях (например, игра «Остров обитания») и упоминали, что некоторые «провалы» в попытках договориться произошли из-за того, что партнеры либо думали только о себе, либо совершенно забывали о своих интересах, а потом чувствовали себя неудовлетворенными, обиженными. Кроме того, предположим, после основного упражнения мы проводим другую игру, например, «Снежную королеву», и при обсуждении снова касаемся темы баланса, но уже с другой стороны – за Кая каждый герой решал по принципу: «Я лучше знаю, что ты хочешь и что для тебя хорошо». Кай превратился в хроническую «жертву заботы». Здесь баланс опять нарушен. Герои как будто бы совсем уж позабыли о себе и все время заботились о Кае (а некоторые таким же способом о Герде). Но о них ли в действительности они заботились? Ого! Да, оказывается, забота бывает мнимой! Оказывается, забота о другом человеке бывает очень даже эгоистичной! Вот и третий момент прикасания к теме. Теперь эту тему можно «отпустить» – кому надо, кого она «зацепила», сам будет говорить и думать об этом еще не раз и по любому поводу.

Перенасытить тему так же вредно, как не доработать ее. Жизненный пример – бесконечные разговоры об ответственности вызвали ее отторжение у тех, для кого эти разговоры предназначены, и стали совершенно не эффективными. Теперь вот тренерам приходится изощряться, как поднять эту тему, не вызвав скуки и глухого сопротивления.

Итак, планируя тренинг, мы должны учесть эффект тройного прикосновения. Соответственно подбираем упражнения таким образом, чтобы они, открывая новую тему, соприкасались с темами, открытыми раньше (совсем не обязательно, чтобы такие упражнения стояли подряд одно за другим).

Теперь понятно, почему тренинг теоретически может стать совершенно бесконечным – одно сплетено с другим, другое с третьим, – в общем, в каждом проявлении можно найти все социальные и психологические аспекты жизни человека. Поэтому нужно идти от обратного. Определяем возможное время и желательные темы. Учитываем эффект тройного прикосновения. Затем учитываем время на упражнение и время на шеринги (на шерингах ни в коем случае нельзя экономить время – об этом мы будем говорить позже). К этому прибавляем время на перерывы и неэффективное время (см. следующий пункт). Вот искомая цифра. Уложились в назначенное время? Нет? Решаем, что можно изменить. Может быть, слегка увеличим тренинг? Если это возможно – УРА! Если нет (Ну мы так и знали! Ну и подумаешь!), придется решать, какие темы убирать, или быть готовыми к неэффективному усвоению тем участниками. Лучше взять меньше тем, но проработать их хорошо, чем взять много, но нарушить закон тройного прикосновения. Тогда «волшебный пинок» не получится и весь тренинг превратится в мероприятие для «галочки». Выбирайте!


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.