Модуль 2. Развитие эмоциональной грамотности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Модуль 2. Развитие эмоциональной грамотности

2021-06-23 34
Модуль 2. Развитие эмоциональной грамотности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель модуля: обучение управлению эмоциональным состоянием.

Задачи модуля:

– развитие эмоциональной грамотности;

– обучение способам эмоциональной разрядки и снятия стрессового напряжения;

– обучение приемам эмоционального сдерживания.

Упражнение 7. Планета чувств
(Е. Емельянова)

Цель: знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний.

Время: 15 минут.

Материалы: лист ватмана с изображением четырех «материков» любой формы, который заранее прикрепляется к доске; цветные стикеры 4-х цветов и маркер для ведущего.

 

Инструкция

Когда мы хотим рассказать о своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую…» Мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.

Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. (Тренер прикрепляет стикеры одного цвета к материку «Ощущения».)

Драйвы – это напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность. Например: голод, желание спать, желание двигаться, сексуальное желание. (Тренер прикрепляет стикеры другого цвета к материку «Драйвы» (3–4 шт.).

Эмоции – это то, что мы переживаем. Например: радость, страх, гнев. (Прикрепляет стикеры к соответствующему материку.)

Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.

Чувства – это тоже переживания, но они сложнее эмоций. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потерять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. (Тренер приклеивает стикеры с надписями.)

Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называйте, а я буду писать на стикерах и приклеивать к «материкам» чувств.

 

 

Пример расположения «материков» чувств

 

(Участники отвечают с места. Тренер определяет, что названо, и помещает стикер на соответствующий «материк».)

 

 

Примеры заполнения «материков»

 

Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.

(Вопросы задаются в круг, и после 2–3 ответов (правильных или ошибочных) тренер сообщает правильный ответ.)

– Чем отличается гнев от агрессии? (Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо.)

– Чем отличается радость от удовольствия? (Радость – это очень активная эмоция или чувство, она тонизирует, сердце бьется сильнее, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное.)

– Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя? (Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием.)

– Чем отличается вина от стыда? (Вина – это чувство, которое мы ощущаем, когда нарушаем внутренние правила, т. е. те, которым мы внутренне следуем. Нам могут говорить: «Ты ни в чем не виноват!» А мы все равно чувствуем вину. А стыд всегда связан с тем, что подумают о нас другие люди. Мы можем не чувствовать вины, но нам все равно бывает стыдно, если мы знаем, что нарушили правила, которые установили люди. Эти чувства часто переплетаются так, что трудно их разделить.)

Обсуждение: не требуется.

Подведение итогов: не требуется.

 

✓ Комментариидлятренера

Это упражнение носит информативный характер, его нужно проводить быстро, динамично, иначе участники заскучают.

Упражнение 8. Радуга чувств
(Е. Емельянова)

Цель: обучение участников умению осознавать свое эмоциональное состояние.

Время: 30 минут.

Материалы: по два листа А4 на каждого участника; несколько наборов фломастеров, не менее 12 цветов в наборе.

 

Инструкция

Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите на тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком…

Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким-нибудь цветом, каким вам захочется, – главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства…

А теперь возьмите второй лист бумаги, фломастеры и нарисуйте две радуги. Это будут необычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.

Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня.

Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы

переживаете обычно, чаще всего в жизни.

Обсуждение

Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?

 

Подведение итогов

Иногда бывает важно разобраться в своем состоянии, понять его. Вы можете использовать для этого радугу.

 

✓ Комментариидлятренера

Лучше проводить это упражнение сразу после упражнения «Планета чувств».

В арт-терапии (а это арт-терапевтическое упражнение) важен сам процесс и он всегда достаточно глубокий. Рисуя, человек не просто называет чувства, он их осознанно переживает в это время. Цель упражнения – научить слушать и слышать свои чувства. Многие подростки (да и взрослые) этого не умеют и дифференцировать чувства тоже не умеют, а это важно для того, чтобы понимать свою сигнальную систему, т. е. чувства и причину их возникновения. А анализ как раз и проходит, когда участники отвечают на вопросы тренера. Тренер же не просто выслушивает, но еще и рассматривает вместе с участником его рисунок, задает уточняющие вопросы.

Упражнение 9. Дерево чувств
(Е. Емельянова)

Цель: обучение участников дифференциации своего эмоционального состояния.

Время: 30 минут.

Материалы: наборы цветного пластилина для каждого участника; влажные салфетки; листы плотной бумаги или картон для основы под пластилин.

 

Инструкция

Вспомните какое-нибудь событие или ситуацию из жизни, которые до сих пор вызывают у вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту «картинку» и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.

Возьмите пластилин и начните лепить дерево. Вылепите ствол – это вы сами. Потом вылепите ветви – это различные события вашей жизни. Их, конечно, много. Затем обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.

Начните лепить плоды – это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Вылепите сочетание чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.

Внизу ствола вылепите корни, которые питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни – это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это ваше отношение к ним, ваши мысли про эти события. Сформулируйте их и для каждой мысли вылепите корень. Если при этом ваши чувства как-то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.

Теперь вспомните какое-то хорошее событие. И поступите с ним так же, как и с неприятным. Вылепите разноцветные плоды и корни.

 

Обсуждение

Поделитесь переживаниями, которые вы испытывали во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного именно для вас было в этом упражнении.

 

Подведение итогов

Для того чтобы разобраться в какой-то ситуации, избавиться от негативных эмоций, можно использовать это упражнение.

 

✓ Комментариидлятренера

Пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем. Но пластилин намного эффективнее, так как он позволяет мять, сжимать, ломать, переделывать плоды, можно даже смять все ветки и все начать сначала. Эта моторика важна для проработки эмоций, что можно сделать косвенной задачей упражнения.

При обсуждении данного упражнения (впрочем, как и всех остальных) важно разделить эмоциональное впечатление от рационального осмысления полезности полученного опыта.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.