Позиция тренера по отношению к каждому участнику и зона ближайшего развития (ЗБР) участника — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Позиция тренера по отношению к каждому участнику и зона ближайшего развития (ЗБР) участника

2021-06-23 28
Позиция тренера по отношению к каждому участнику и зона ближайшего развития (ЗБР) участника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренер при выборе своей позиции при взаимодействии с каждым участником постоянно имеет в виду зону ближайшего развития участников. Дело в том, что люди приходят на тренинг с совершенно разными «стартовыми уровнями». Этот уровень определяется тем:

– насколько человек способен и склонен выражать себя и свои чувства;

– насколько он продвинут в личностном развитии;

– в каком эмоциональном состоянии он находился изначально.

Тренер наблюдает за участниками, отмечает их исходные уровни и строит контакт с ними во время различных обсуждений с учетом этих стартовых позиций. При этом он стимулирует участников продвигаться вперед.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – это то, что человек еще не в состоянии или опасается сделать сам, но уже способен делать при определенной помощи со стороны.

Например, если ребенок может нарисовать кружочки и палочки, то его зона ближайшего развития – умение нарисовать человечка или птичку. Сам он не в состоянии сообразить, как это сделать, требовать от него такого уровня умений бесполезно, и настойчивость взрослых может только травмировать малыша. Но если мама покажет ему нехитрые приемы, он с удовольствием нарисует свою первую «настоящую» картинку – он достиг этой зоны. Теперь перед ним возникает новая зона ближайшего развития, предположим, умение рисовать человечка в одежде.

Так же происходит развитие человека в течение всей его жизни, только задачи, которые он решает, все усложняются.

Рассмотрим пример работы тренера. Предположим, в группе есть участник Х, который хорошо сознает свои эмоции, но не понимает их происхождения и не решается выражать их открыто. Его ЗБР в этой области – научиться выражать эмоции открыто и понимать их происхождение. Другой участник Y не умеет дифференцировать то, что он переживает, он вообще не признает, что он переживает, например, гнев, вину или тоску. Его ЗБР – научиться признавать наличие этих переживаний, научиться выражать их. Что же касается умения анализировать чувства – это лежит уже за его зоной ближайшего развития, и пока требовать от него этого бесполезно. Третий участник Z понимает свои эмоции, анализирует их, выражает, но он слишком погружен в переживания, не умеет взглянуть на чувства с рациональной, деятельной стороны и слишком долго «зависает» в «смаковании» своих чувств. Его ЗБР – научиться отстраняться от эмоций, делать из них рациональные выводы и переходить к действиям по изменению ситуации.

С разными участниками тренер будет вести себя по-разному.

Например, с участником Х тренер ведет себя так. Сначала он просто наблюдает и делает выводы. Делает попытки подтолкнуть участника Х выразить именно эмоции, а не мысли по поводу своих чувств. Конечно, сначала это не получается, и тренер не настаивает, он поддерживает такое самовыражение Х, к которому тот привык (поддерживающая позиция).

Позже, например, после выполнения нескольких упражнений тренер уже более настойчиво стимулирует Х выразить свои чувства «здесь и теперь». Он может, например, сказать: «Х, не рассказывай о том, что ты чувствуешь, постарайся показать их: если ты хочешь плакать – плачь, если ты сердишься – стукни кулаком по стене или крикни, если ты рад – смейся, кричи, прыгай! Ну, давай, рискни! Давай вместе. Что ты хочешь сделать? – Мне хочется кричать. – Давай кричи, я тоже буду кричать. И… начали!» Это – стимулирующая позиция тренера. Может быть, не с первого раза, но при общей поддержке (тренер может привлечь к этому членов группы) Х наконец сделает это. Он достиг ЗБР.

Дальше тренер снова занимает стимулирующе-поддерживающую позицию. Каждый раз он стимулирует Х, напоминает, что тот может позволить себе непосредственное выражение чувств, и поддерживает Х (не обязательно копировать), когда тот делает это.

Позже Х сам выражает эмоции, когда чувствует необходимость. Тренер занимает поддерживающе-партнерскую позицию, т. е. он всегда готов прийти на помощь, если понадобится, но не делает этого постоянно, так как Х сам в состоянии применять новый навык.

С участником Z поведение тренера будет совершенно другим, хотя, по сути, он придерживается того же алгоритма.

Сначала он поддерживает свойственное участнику открытое проявление эмоций, тепло сочувствует ему. Затем он, не утрачивая теплоты, но сдерживая ее выражение, просит Z несколько отстраниться от своих чувств и взглянуть на ситуацию с рациональной стороны. Может спросить, как Z собирается справляться со своими чувствами.

Позже тренер может остановить проявление чувств Z и сказать: «Z, я понимаю, что тебе сейчас нелегко. Но ничего не изменится, если ты не начнешь как-то действовать. Давай подумаем, что ты начнешь делать в ближайшее время, чтобы ситуация изменилась?» Он стимулирует рациональное осмысление и планирование действий, не обращая внимания на параллельные реакции Z (слезы, раздражение и т. д.).

В дальнейшем тренер каждый раз при излишнем погружении в эмоции напоминает Z о рациональной стороне дела. Позже Z начнет сам концентрироваться на деятельности. Он достиг ЗБР. Теперь тренер уже меньше контролирует процесс, но всякий раз особенно поддерживает Z, когда тот становится рациональным.

Такой же алгоритм применяется в отношении каждого участника, в каждой области самовыражения или развития. Вот почему, если посмотреть на работу тренера со стороны, можно заметить, что тот не одинаково контактирует с каждым участником: кажется, что кому-то он уделяет больше внимания, кому-то меньше, а в другом случае – наоборот. На самом деле он чутко реагирует на приближение к ЗБР каждого участника и занимает в отношении него последовательно сменяющиеся позиции.

Поддерживающая («материнская») позиция применяется в начале тренинга и если участник:

– начинает свое повествование о новой проблеме (даже если это не первая проблема, которую обсуждает участник);

– находится в остром кризисе;

– переживает острое горе;

– открывает и/или впервые выражает свои чувства.

ЗБР участника в этих случаях – доверие к тренеру, раскрепощение чувств.

Задача тренера – создать атмосферу теплоты, принятия (неосуждения) и поддержки; стимулировать самовыражения клиента.

Условная формула тренера: «Я люблю тебя, готов непрерывно поддерживать, помогать, я бесконечно терпелив, и тебе ничего не надо делать для этого».

Стимулирующая («отцовская») позиция применяется, если участник:

– уже достаточно подробно представил проблему;

– уже неоднократно выразил чувства по поводу того или иного события (проблемы);

– продолжает блокировать выражение своих чувств и не позволяет себе их открытое выражение;

– уже перешел из острого кризиса в посткризисное состояние и способен принимать адекватные решения и производить соответствующие изменения в своей жизни;

– находится на последней стадии переживания горя – на этапе адаптации к жизни без утраченного.

ЗБР участника в этих случаях – переход от простого описания проблемы, выражения чувств и фиксации на проблеме к изменениям, принятию решений, различным осознаниям, к риску открывать свои чувства, доверять.

Задача тренера – стимулировать движение участника к изменениям, к достижениям в обсуждаемой области, к рациональному осмыслению, к принятию ответственности за выбор и т. п. Это позиция, стимулирующая к каким-либо практическим шагам и достижениям и при этом поддерживающая.

Условная формула тренера: «Я люблю тебя, готов непрерывно поддерживать, помогать, но ты тоже должен действовать, обучаться, достигать».

Партнерская позиция применяется, когда участник:

– занимает ответственную и активную позицию в разрешении своей проблемы;

– ищет решение, что-то пытается изменить, осваивает новые модели убеждений, поведения, предпринимает шаги для достижения своих целей;

– самостоятельно стремится к дальнейшему осознанию себя, своих чувств, желаний, потребностей.

ЗБР участника в этих случаях – способность к самостоятельной работе над своей проблемой, личностному развитию.

Это позиция без руководства со стороны тренера, который уже не стимулирует участника, предоставляет ему полную свободу действий.

Условная формула тренера: «Я люблю тебя, готов быть рядом, чтобы ты мог опираться на меня, когда тебе это необходимо. Но в основном ты уже можешь обходиться без меня».

Если участник не готов или не хочет переходить в зону ближайшего развития и делать ее зоной уверенности, тренер не может сделать это за него и никакая стимуляция не поможет. Поэтому нужно сделать все, чтобы участник развивался, но надо также быть готовым к тому, что он может отказаться это делать.

«Трудные» участники и трудные ситуации: что с ними делать?

«Трудный» участник – это человек, который своим поведением мешает тренеру провести тренинг в соответствии с целями, а остальным членам группы – полноценно участвовать в упражнениях и обсуждениях. В основе такого поведения, как правило, лежит сопротивление, вызванное:

– стремлением выделиться, обратить на себя внимание, стать лидером;

– борьбой за лидерство с другими активными участниками или даже с тренером, который может оказаться более значительным авторитетом и грозит снизить его прежнюю значимость для некоторых членов группы;

– нежеланием участвовать в работе группы из-за плохих отношений, сложившихся с ее членами ранее;

– желанием доказать, что тренинг не может принести никакой пользы, если участник попал на тренинг в принудительном порядке;

– особенностями характера: участник ведет себя так не только в группе – это его способ взаимодействия с окружающими;

– подменой цели участия в тренинге – участник пришел «потусоваться», и серьезные обсуждения вызывают скуку и раздражение.

Сопротивление всегда возникает из-за неосознаваемой тревожности или даже сознательных опасений, связанных с новой информацией, которая, если принять ее всерьез, может изменить прежние убеждения и даже весь образ жизни; со стремлением избежать неприятных чувств, которые могут возникнуть после выполнения упражнений; избежать искреннего обсуждения впечатлений, так как по каким-то причинам участник боится открыто проявлять свои мысли и чувства (возможно, он носит маску, играет какую-то роль, поскольку считает, что его подлинное «лицо» может осуждаться или высмеиваться).

Независимо от причин проблемного поведения, с теми, кто его демонстрирует, нужно обращаться откровенно и осторожно. Главная задача – дать подросткам шанс увидеть себя в новом свете и получить более точное представление о том, как воспринимают их окружающие.

Поведение тренера в этих ситуациях чрезвычайно важно, так как члены группы учатся на его примере. Если «трудного» участника подвергают чрезмерному давлению или бесцеремонному нападению, то группа может усилить вредоносное воздействие. И наоборот, если ведущий готов доброжелательно обсуждать причины такого поведения, эту модель смогут затем использовать все участники. Так они обучаются открыто выражать свои чувства, не боясь осуждения окружающих.

Четыре принципа работы с «трудным» участником:

– игнорирование «трудного» поведения;

– быстрое купирование мешающего поведения;

– сосредоточение внимания на «трудном» участнике;

– фокусирование на отзывах окружающих о «трудном» участнике.

Игнорирование «трудного» поведения. Если «трудные» проявления участника единичны или не очень мешают, вы можете не делать на них акцент и просто продолжать работу.

Быстрое купирование мешающего поведения. Сразу после появления деструктивных моментов в поведении участника тренер просит его перестать так делать. Важно при этом говорить доброжелательным тоном, без оценок и осуждения. Например: «Олег, ты сейчас перебил Ольгу. Давай мы сначала выслушаем ее, а потом тебя».

Сосредоточение внимания на «трудном» участнике. Тренер предлагает участнику представить себе, как влияет его поведение на окружающих. Если все безрезультатно, тренер предлагает ему ролевую игру, например: «Олег, начни что-нибудь рассказывать, а я побуду в твоей роли». Олег что-то говорит, и в это время тренер, к примеру, начинает перебивать его различными замечаниями (как делал это Олег по отношению к другим), затем тренер спрашивает: «Олег, что ты чувствовал, когда я перебивала тебя? Понимаешь теперь, что происходит с другими?»

Фокусирование на отзывах окружающих – это обратная связь от других участников: по просьбе тренера они говорят, что чувствуют и как относятся к поведению «трудного» участника и какое поведение было бы для них предпочтительнее. Тренеру нужно учесть, что данный способ работы очень сильно воздействует на атмосферу в группе и в нем очень легко перегнуть палку, превратить обратную связь в психологическое избиение. Поэтому применять его можно только в крайних случаях и только при очень деструктивном поведении «трудного» участника.

Обсуждая поведение «трудного» участника, тренер активно применяет Я-сообщение. Например: «Мне хочется понять тебя как можно лучше, но мне трудно это сделать, когда ты так подробно описываешь события, не имеющие отношения к нашему тренингу». Когда участники знают, какое конкретно поведение вызывает трудности у тренера, они сами начинают замечать это поведение в себе.

Несмотря на то что «трудные» участники могут расценивать любую обратную связь как критику, тренеру тем не менее нужно поддерживать право остальных участников озвучивать свои реакции. Тренер при этом должен следить, чтобы участники не применяли «ярлыки», высказывания носили доброжелательный характер и были направлены не на то, что плохо, а на то, что было бы предпочтительно видеть, слышать. Такая конфронтация не должна превратиться в «заклеймение». Тренер вправе стараться донести до «трудных» участников и свои собственные ответные чувства и моделировать их таким образом, чтобы в них выражалось уважение и содержались конструктивные предложения по изменению поведения.

Применяя прием обратной связи, тренер может использовать следующие формы:

1. «Когда ты…, я чувствую себя…, мне было бы лучше, если бы…»

2. «Иногда (когда-то, однажды) я вел себя так же, как ты (называет признаки поведения). Тогда я чувствовал себя., а люди реагировали.»

3. «Когда ты., я чувствую. (тревогу, раздражение, угнетение и т. д.), и из-за этих чувств я. (мне хочется., мне начинает казаться., я начинаю бояться. и т. д.)».

4. «Сейчас вы можете сказать то, что вы предпочли бы видеть в поведении Х, вместо того, что происходит в данный момент».

Взаимодействие с «трудным» участником всегда требует от тренера выдержки и находчивости. Приведенные ниже рекомендации по работе с наиболее типичными проявлениями проблемного поведения и трудными ситуациями помогут тренеру в выработке моделей реагирования и в других случаях.

Для каждого случая проблемного поведения можно использовать несколько моделей реагирования. Ими можно пользоваться по выбору тренера, либо (в особо сложных случаях) они могут применяться по очереди.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.