I. Формирование самосознания — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

I. Формирование самосознания

2021-06-23 20
I. Формирование самосознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Изучение своего Я и своего места в мире, т. е. себя как личности: кто я, какой я, каковы мои особенности, в каком мире я живу, каково мое место в этом мире?

2. Выработка положительного отношения к себе, к своим личностным качествам, т. е. принятие их как ценных, нужных качеств. Умение объективно оценивать, в каких случаях эти качества могут быть эффективными, а в каких они могут мешать.

3. Формирование умения сознательно пользоваться своими качествами и полученным опытом или сознательно воздерживаться от проявления тех или иных качеств, от каких-либо привычек и умений.

4. Инвентаризация детских установок, убеждений, предписаний и выработка собственной системы ценностей. При этом детский опыт всегда имеет доминирующее значение, но задача подростка отделить чуждое его личности, мешающее его развитию от тех семейных ценностей, которые поддерживают и помогают решать жизненные задачи.

5. Выработка полоролевого самосознания и собственной сексуальности: каким я хочу стать мужчиной, женщиной; каковы особенности пола и как я чувствую себя в этих границах; могу ли я соответствовать тем идеалам, которые транслирует большинство людей; в чем сходство и различие моих идеалов и общепризнанных; насколько я сексуально привлекателен и т. д.

6. Определение границ: что я считаю правильным и неправильным, что я могу себе позволить и что считаю подлостью, глупостью; что для меня добро и зло; что я никогда не буду делать (даже если кто-то захочет заставить) и что я буду делать обязательно (даже если будут запрещать), где границы риска, на которые я могу пойти в различных ситуациях; умею ли я подчиняться определенным правилам; умею ли я сам создавать определенные правила для себя и других.

7. Определение своей принадлежности: какова моя семья; я горжусь ею или стыжусь ее; какова история моей семьи, каково мое место в этой семье; каков я как член семьи, как друг, как ученик, как член моего сообщества сверстников; нравится ли мне то, как я себя с ними проявляю.

8. Определение своего «физического статуса»: какова моя внешность, фигура, лицо; привлекателен ли я; что я хочу изменить; что нужно делать, чтобы быть привлекательным; каким я хотел бы быть; что есть во мне, чего нет у других, и наоборот, чего у меня нет, каковы мои ограничения и возможности (здоровье, физические особенности, природные данные).

9. Определение своего характера: каков мой характер, на чем основаны мои реакции и вкусы; нравится ли мне мой характер, хочу ли я что-то изменить; могу ли я изменить что-либо в моем характере; помогают ли мне особенности моего характера или мешают.

10. Развитие своей эмоциональной компетенции: что означают мои чувства и эмоции, каковы их нюансы; как отделить особенности одного чувства от другого, в чем их различия; каковы причины тех или иных чувств и эмоций; бывают ли эмоции, которых нужно стыдиться или которыми можно гордиться; могу ли я управлять своими чувствами (эмоциями); могу ли я управлять поведением, сопровождающим эмоциональные переживания; как выражать свои переживания так, чтобы их поняли другие.

II. Осознанная социализация

1. Развитие качеств, позволяющих строить успешные отношения:

Сенситивности, т. е. способности чувствовать состояние другого человека, «считывать» и понимать мотивацию поступков, понимать реакции, чувства других людей (так же, как и свои).

Эмпатии, т. е. умения смотреть на мир глазами другого, быть внимательным, доброжелательным; слышать то, что хочет сказать человек (а не то, что хочется слышать); быть конкретным в восприятии того, что говорит человек (т. е. не подменять собственными представлениями опыт другого человека, а уточнять, что имеет в виду собеседник).

Толерантности, т. е. умения понимать и уважать различия в национальных, культурных, социальных и индивидуальноличностных особенностях людей, отказаться от жесткого деления поступков человека только на «правильные» и «неправильные».

Ответственности за построение отношений с окружающими – важнейшее качество и соответственно важнейшая тема для занятий с подростками, поскольку без ответственности за себя и свои отношения вообще невозможно представить жизнь даже мало-мальски успешного человека, не говоря уже об умении жить, соблюдая социальные и правовые нормы. В свою очередь, ответственность – это результат некоторой суммы убеждений, определенного мировосприятия и умения воздерживаться от спонтанных импульсов, если они ведут к нежелательным результатам. Поэтому бесполезно говорить о чувстве ответственности вообще. Это становится некоей навязшей в зубах абстракцией.

Поскольку эта тема особенная и затрагивать ее надо очень аккуратно, остановимся на ней подробнее.

При обсуждении темы ответственности необходимо:

а) показать, откуда берется ответственность и безответственность (активный и пассивный способы получения желаемого или отказ от желаемого ради безопасности или ради сохранения безответственности);

б) объяснить, почему быть ответственным человеком намного удобнее и полезнее, чем безответственным. На примере показать разницу между позицией жертвы и позицией ответственного человека: если я беру ответственность за свою жизнь и отношения, я выбираю то, что мне нужно, если я не беру на себя ответственность, меня волочет по жизни и я беспомощен, я ничего не выбираю, ничего не могу решить, я ни в чем не виноват. НО! Ведь это я принял решение, что я ни за что не отвечаю, не принимаю решений, это я решил, что ничего не могу сделать (поскольку выход из любой ситуации есть всегда), поэтому я все равно несу ответственность за выбор безответственности и пассивности;

в) прояснить разницу между ответственностью и виной – в юриспруденции человек несет правовую ответственность, если он виноват в правонарушении, в жизни человек берет на себя ответственность за происходящее, не будучи ни в чем виноватым, поскольку ответственность – это не наказание, а способ контролировать ситуацию, решать, что мы хотим, и достигать желаемого;

г) доказывать, что ответственность за свой выбор, поведение и различные решения неотвратима и вездесуща и это касается в первую очередь построения отношений. Например, отказываясь разговаривать с партнером, мы все равно общаемся, поскольку мы подаем своим молчанием определенные сигналы; но тогда партнер может прочитать эти сигналы по своему усмотрению, и мы не можем винить его за то, что он неправильно нас понял.

И если мы не хотим общаться с кем-либо, мы имеем на это полное право, но при этом надо помнить, что, избегая кого-либо, мы тем самым даем ему определенную информацию о том, что не хотим с ним общаться, и ответственность за результаты избегания ложится на нас, какими бы ни были эти результаты – позитивными или негативными.

С другой стороны, соглашаясь на общение, которого не хотим или считаем вредным для себя, мы тоже несем ответственность за любые результаты такого общения; и здесь важно научиться говорить «нет» твердо, но не обижая.

Общаясь с людьми, которые вредят нам, мы несем ответственность за тот вред, который получаем при «вредном» общении, поскольку мы выбрали для себя это общение и ничего не сделали для того, чтобы его прекратить.

Свобода и ответственность в отношениях неразрывно связаны: «никто не обязан думать и чувствовать, как я; никто не обязан иметь те же самые ценности и вкусы; никто не обязан соответствовать мне и моим ожиданиям; никто не обязан относиться к окружающему миру, к людям и событиям, как я, но каждый сам несет ответственность за тот выбор, который он делает, в том числе и я».

Пример для обсуждения темы ответственности

Ассоль передала ответственность за свою судьбу некоему неизвестному ей принцу, который должен приплыть на корабле с алыми парусами и забрать ее в страну счастья. Прождала, кажется, 17 лет. Хорошо, что приплыл. А если бы проплыл мимо? Зато Грей (тот самый принц) не верил в чудеса. Узнал о прекрасной и странной девушке и ее мечте. Заинтересовался, получил подробную информацию. Решил действовать. Соорудил паруса, приплыл, познакомился, забрал к себе. Молодец!

Что хорошо в Ассоли? Она умела ждать и принимать то, что дает жизнь. Ничего сама не меняла, предоставляла это делать другим. Несет ли она ответственность за результаты? Конечно! А если бы Грей поплыл совсем в другую сторону? Так и состарилась бы, мечтая. Могла бы и поактивнее быть, но не хотела. Очень верила предсказателю. Имела право. Но сильно рисковала. Ее способ – пассивный. Если она принимает ответственность за пассивное ожидание, она – ответственный человек (хотя и пассивный) и не будет жаловаться на судьбу, если «алые паруса» проплывут мимо. Если безответственный – обвинит и предсказателя, и судьбу, и принца, и ветер, который несет паруса, во всех своих бедах и превратится в нытика, в жертву судьбы.

А что с Греем? Он не желает ждать, что там кто-то где-то решит. Он действует сам, принимает решения сам, несет ответственность за свои поступки сам. Кто знает, что получится из их отношений? Все-таки Ассоль – девушка, плохо приспособленная к земным делам. Но сам решил, сам увез, сам и будет расхлебывать, если что.

Он активен. Если он примет ответственность на себя, он в случае неудачи примет свою ошибку и постарается как-то исправить ситуацию. Если он человек безответственный, то обвинит во всем Ассоль, ее папашу, который не смог воспитать ее как надо, свою судьбу, ветер, который не туда занес, но только не себя.

В случае неудачи есть ли среди них виноватые? Нет! Каждый действовал в соответствии со своим мировоззрением и способом действовать. Имели право. Кто ответственен за случившееся? Оба. Каждый выбрал сам, что ему делать и каким способом.

2. Развитие навыков построения отношений:

Выработка моделей поведения, позволяющих свободно общаться (это так называемые модели успешной коммуникации), выражать свое мнение (часто человек не выражает свое мнение не потому, что не решается, а потому, что не владеет правилами, которые позволяют выразить его, не обижая других).

Развитие ассертивности, т. е. умения общаться с другими уверенно, но не агрессивно, идти на компромиссы, считаясь и со своими, и с чужими мнением и потребностями. Выражать свои негативные чувства, не обвиняя другого и не нападая. Развивать умение сказать категорическое «нет» спокойно и твердо, не оставляя сомнений, что другого ответа не будет. Учиться отказывать, подчеркивая при этом уважение к другому человеку и проявляя внимание к его мнению.

Развитие умения понимать истинные причины конфликтов и вести себя в соответствии с возможностями для их разрешения. Надо сказать, умение чрезвычайно сложное, и не каждый взрослый, умудренный опытом человек способен грамотно вести себя в конфликтной ситуации. Развитие этого важного умения остается одной из главных задач подросткового возраста, потому что такие навыки позволяют удерживаться от насилия, от покорного подчинения сильнейшему, а также позволяют чувствовать себя уверенно в сложной ситуации и формировать положительную самооценку.

Развитие умения «цивилизованно» влиять на людей и мотивировать их. На эти умения, к сожалению, редко обращают внимание, иногда считая их излишними, иногда – манипулятивными приемами, а напрасно: мотивировать людей для достижения каких-либо целей – дело важное и значимое для любого лидера. Невозможно быть лидером и не уметь влиять на людей и мотивировать их. Научить подростка мотивировать открыто, опираясь на потребности людей, а вовсе не манипулируя ими – как раз задача для педагогов, воспитателей, психологов и тренеров.

Обычно тренинги по профилактике наркозависимости, девиантного поведения и по другим направлениям для подростков и молодежи содержат тему по развитию лидерских качеств. Тема нужная и целесообразная – именно лидер уверен в себе, способен выстраивать эффективные отношения с окружающими и успешно противостоит негативным влияниям (если, конечно, он сам не «негативный лидер»), знает, чего хочет и к чему стремится, умеет достигать желаемого, умеет организовывать и мотивировать людей для достижения желаемой цели. Как видите, это набор качеств, о которых мы говорили. Таким образом, лидером становится молодой человек, который интуитивно или специально (на тренингах, специальных занятиях, с помощью литературы и т. д.) сумел успешно решить свои возрастные задачи, эффективно использовал личностные ресурсы и развил в себе качества и умения, ведущие к успешной социализации и эффективному решению дальнейших жизненных задач (карьера, профессиональное мастерство, устройство личной жизни, материальное благополучие и т. д.).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.