Модуль 9. Телефон доверия и Я — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Модуль 9. Телефон доверия и Я

2021-06-23 26
Модуль 9. Телефон доверия и Я 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель модуля: обучение заботе о своем физическом и психологическом здоровье.

 

Задачи:

– психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

– получение опыта общения с консультантом Телефона доверия;

– преодоление психологических барьеров, мешающих обращаться к психологу;

– формирование потребности в консультативных услугах.

 

Условия проведения модуля

Модуль проводится как единый тренинг, рассчитанный на небольшие группы от 8 до 16 человек, в этом случае он наиболее эффективен, способствует развитию доверия, камерности интонаций. Однако при необходимости допускается проведение тренинга с группой до 30–40 человек. В таком случае ведущий может: сокращать время обсуждения, предложив высказаться лишь 5–8 участникам; увеличить количество человек в подгруппах и сократить количество задач; сократить завершающее упражнение, убрав вопросы и предложив участникам свое короткое резюме.

 

Общее время проведения

Тренинг рассчитан на 2–2,5 часа (150 минут). Это время обеспечивает наиболее комфортный темп выполнения упражнений, возможность неспешной вдумчивой работы как ведущего, так и участников группы. Тренинг может быть сжат до 1,5 часа с помощью сокращения количества заданий и времени обсуждения.

Упражнение 57. Что такое психологическая проблема?
(Е. Емельянова)

Цель: сформировать представление о психологической проблеме и научиться отличать ее от проблем другого рода.

Время: 15 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Как вы думаете, что такое психологическая проблема? Приведите пример психологической проблемы.

(Ответы фиксируются. После того как выскажутся 3–4 участника, тренер сообщает, какие из названных проблем были психологическими, а какие нет и почему.)

Сейчас я называю ситуацию, а вы говорите, относится ли это к психологической проблеме и к кому или куда надо обратиться за помощью.

• Девушка переживает разрыв с любимым человеком. (К психологу.)

• Молодой человек поссорился с другом и не знает, как ему вести себя дальше по отношению к нему. (К психологу.)

• Женщина жалуется, что в их доме уже 30 лет не меняли трубы, она очень расстроена и хочет найти справедливость (В хозяйственные службы города.)

• Мужчина считает, что ему неправильно начислили пенсию. (В социальные службы.)

• Девушка переживает, что родители не считаются с ее мнением. (К психологу.)

• Мать взрослого молодого человека говорит, что он грубит ей и даже несколько раз ударил. (К психологу и, может быть, к юристу.)

• Молодой человек затрудняется выбрать профессию. (К психологу.)

• Женщина узнала, что муж ей изменяет, и не знает, как ей теперь жить дальше. (К психологу.)

• Девушка говорит, что из-за конфликта с преподавателем, ей снижают оценки и даже грозят отчислить, но она считает, что это несправедливо. (К юристу и, может быть, к психологу.)

• Молодой человек говорит, что ненавидит отца и хочет ему отомстить, потому что узнал, что у него есть любовница. В то же время он знает, что все это расстроит мать. Он не знает, как ему лучше поступить. (К психологу.)

• Девушка очень расстроена, так как ее родители разводятся. Она хочет сделать что-нибудь такое, чтобы родители не смогли развестись, или жить отдельно, например, у бабушки. (К психологу и к юристу.)

• Свекровь считает, что сноха несправедливо отсудила квартиру у ее сына при разводе. (К юристу, психолог нужен только в том случае, если женщина в тяжелом эмоциональном состоянии.)

• Женщину систематически бьет муж, и она хочет развестись. (К психологу и к юристу.)

• Девушка узнала, что она беременна и хочет сделать аборт. (К врачу.)

• Девушка узнала, что она беременна, и не знает, что ей дальше делать, как поступить, как сказать об этом маме и молодому человеку. (К психологу.)

• Молодой человек узнает, что его девушка беременна, но он не хотел на ней жениться. Он не знает, что делать дальше. (К психологу.)

• Родители девушки узнали, что она встречается сразу с двумя мужчинами. Они хотят навести «порядок» в голове девушки. (К психологу.)

• Молодой человек чувствует себя очень скованным, что мешает ему и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. (К психологу.)

• Девушка постоянно находится в депрессивном состоянии. (К психологу.)

• Молодой человек постоянно попадает в конфликтные ситуации. (К психологу.)

• Девушка говорит, что ее постоянно все обижают. (К психологу.)

 

Подведение итогов: не требуется.

 

✓ Комментариидлятренера

Задания не должны ограничиваться кругом проблем, соответствующих подростковому возрасту: подростки живут в мире взрослых и слышат о всевозможных ситуациях, обсуждаемых окружающими. Кроме того, «взрослые» проблемы, как это ни печально, часто имеют непосредственное отношение к переживаниям подростка.

Упражнение 58. Что мешает мне обратиться к психологу?
(Е. Емельянова)

Цель: получение опыта преодоления психологических барьеров, мешающих обращаться к психологу.

Время: 30 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Как вы думаете, почему многие люди не хотят обращаться к психологу, даже когда им явно нужна помощь? (Тренер выслушивает ответы 3–4 человек.)

Теперь разделитесь на пары. В каждой паре один участник будет играть роль человека, которому нужна помощь, но который боится обращаться к психологу, а другой будет доказывать, почему это необходимо. Каждой паре можно предложить конкретную психологическую ситуацию, по поводу которой необходима помощь психолога.

 

Обсуждение

Какие страхи вы высказали в парах и какие контраргументы привели?

 

Подведение итогов

Что мешает людям принять помощь психолога? Это могут быть ложные установки или страхи.

1. Думают, что обращаться за помощью – это признак слабости или глупости. Странно, что никто не считает слабостью или глупостью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру.

Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид! Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста – показатель интеллекта и душевной силы.

2. Думают, что психолог – для больных и «психов». Психологи работают только со здоровыми людьми.

3. Считают, что раскрывать свои чувства стыдно. По телефону есть возможность рассказать обо всем, что тревожит, и получить профессиональную помощь, оставаясь неузнанным.

4. Не умеют разговаривать о своих чувствах, думают, что никто не сможет понять их проблемы. Психолог поможет выразить чувства, облегчить эмоциональное состояние, профессионально разберется в проблеме.

5. Боятся говорить о своей проблеме, потому что это очень больно. Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической.

6. Боятся, что психолог начнет «воспитывать» и «учить жить». Нет, не будет. Задачи психологического консультирования в другом:

– помочь разобраться в себе;

– показать возможность выбора;

– наметить пути выхода из проблемной ситуации;

– предоставить психологическую информацию.

7. Не знают, считать ли свою проблему настолько серьезной, чтобы обращаться к профессиональному психологу. Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. Иногда то, что кажется ужасным и неразрешимым, может решиться с помощью специалиста довольно легко.

Если вы сомневаетесь, лучше сразу обратиться к психологу по Телефону доверия, тем более что это можно сделать бесплатно и не выходя из дома. Психолог поможет разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну а если вы ошиблись и ваша проблема является простой и легкой, или она вообще не относится к психологической, – ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше.

8. Считают, что все дело в «невезении», «злой судьбе», и никто не сможет помочь. Большинство проблем в жизни человека имеют в основе психологические причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезение» – результат психологической неграмотности. Поэтому если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обратиться к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины проблем.

Упражнение 59. Как подготовиться к консультации психолога?
(Е. Емельянова)

Цель: получение опыта общения с психологом и опыта преодоления барьера неизвестности.

Время: 30 минут.

Материалы: листы бумаги; ручка для каждого участника.

 

Инструкция

Подумайте, с какой психологической проблемой вы могли бы обратиться за консультацией к психологу. Ответьте на следующие вопросы:

– Что с вами происходит? В чем заключается ваша проблема?

– Когда все это началось?

– Почему именно сейчас вы решили обратиться к психологу? Что послужило толчком для этого?

– Что больше всего вас не устраивает и волнует в том, что происходит (в связи с вашей проблемой)?

– Что вы хотите вместо этого?

 

Обсуждение

Поделитесь тем, что у вас получилось.

 

Подведение итогов: не требуется.

 

✓ Комментариидлятренера

Тренер внимательно выслушивает ответы каждого и обращает внимание на следующие моменты:

– участник должен предъявить именно психологическую проблему;

– участник должен хотеть изменений в себе, своих мыслях, эмоциональном состоянии, умениях, поведении, обстоятельств жизни, но не изменений другого человека;

– участнику, который затрудняется сформулировать ответы на данные вопросы, тренер помогает прийти к точной и конкретной формулировке ответа; при этом остальные участники могут наблюдать, как происходит прояснение проблемы на консультации психолога, и учиться самостоятельно определять свою проблему и задачу консультирования;

– тренер должен следить, чтобы предъявление любой проблемы проходило в обстановке доброжелательности и участник, рискнувший открыться перед группой, почувствовал поддержку и ощущение, что нет ничего странного, что у людей бывают такие проблемы.

Упражнение 60. Как начать разговор у психолога?
(Е. Емельянова)

Цель: преодоление барьера «первого шага» при вступлении в контакт и создание практического опыта начала разговора с психологом.

Время: 30 минут.

Материалы: листовки для участников (см. Приложение, «Телефон доверия», с. 365).

 

Инструкция

Когда вы звоните на Телефон доверия, то вы слышите «Алло! Телефон доверия», или, может быть, вам просто скажут: «Алло! Слушаю вас», тогда вам нужно:

– поздороваться и удостовериться, что вы попали именно на Телефон доверия;

– вы можете не называть своего имени (а можете и назвать, если хотите);

– затем сообщите о цели своего звонка, например: «У меня есть проблема, и я хотел бы с ней разобраться» или «У меня возникли кое-какие вопросы. Мне хотелось бы обсудить их с вами»;

– выслушав консультанта, начните излагать суть проблемы;

– консультант будет задавать вопросы, на которые лучше всего отвечать искренно;

– а затем вы вместе будете анализировать ситуацию, думать, как лучше разрешить проблему; если понадобится, психолог сообщит вам некоторые психологические сведения, касающиеся вашей проблемы, поэтому хорошо бы приготовить на всякий случай блокнот и ручку;

– учтите, что психолог не волшебник, он не решит за вас вашу проблему, но он поможет взглянуть на нее по-новому и найти возможности для ее разрешения; кроме того, консультант может обратить ваше внимание на психологические нюансы и закономерности, о которых вы не догадывались.

 

Вот примеры начала разговора:

1. КН: Алло! Телефон доверия!

КЛ: Здравствуйте! У меня есть важная тема для разговора…

КН: Слушаю вас.

КЛ: Я очень волнуюсь и поэтому не знаю, с чего начать.

КН: Это волнение понятно. Главное – не торопиться. У нас есть достаточно времени. Вы можете начать с чего угодно, постепенно мы во всем постараемся разобраться.

2. КН: Алло! Слушаю вас.

КЛ: Здравствуйте, это Телефон доверия?

КН: Да, это Телефон Доверия.

КЛ: Мне бы хотелось получить консультацию психолога.

КН: Пожалуйста, психолог слушает вас.

КЛ: Вы знаете, у меня сразу несколько проблем, и я не знаю, с какой начать.

КН: Может быть, мы сделаем так: вы расскажете коротко о своих проблемах, а потом мы разберемся, с какой начать?

КЛ: А нам хватит времени?

КН: У нас с вами примерно 50 минут – час. Мы можем договориться так: вы разъясняете мне ситуацию, потом начнем разбираться с первой из них. Если не успеем обсудить все, то вы перезвоните мне в мое следующее дежурство, и мы продолжим нашу работу. Вас устраивает такой вариант?

КЛ: Да, можно так.

КН: Тогда вы можете начать рассказывать.

КЛ: Я что-то растерялся и не знаю, с чего начинать.

КН: Начните с того, что именно сейчас пришло вам в голову, а потом само по себе всплывет и остальное.

 

Сейчас я буду играть роль консультанта, который снимет трубку Телефона доверия, а кто-то из вас начнет со мной разговор.

(Тренер проводит начальный диалог с 5–6 участниками.)

 

Обсуждение

Как вы думаете, будете ли вы обращаться на Телефон доверия в случае возникших затруднений? Чем для вас были полезны упражнения о Телефоне доверия?

 

Подведение итогов

Мы все ценим профессиональное качество в вещах, в прическе, в игре актеров, в работе врача и т. д. Может быть, нам стоит уже приучиться к тому, что наша душа тоже достойна профессионального участия. Обращение за помощью к профессионалу – это не признак слабости, а признак культуры, в данном случае психологической.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.