Упражнение 17. Выколачиваю гнев — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Упражнение 17. Выколачиваю гнев

2021-06-23 39
Упражнение 17. Выколачиваю гнев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: обучение участников способам выражения эмоций безопасным, социально-приемлемым способом.

Время: 30 минут.

Материалы: старые боксерские груши, спортивные маты или толстые кипы старых газет – по одной на каждого участника; скалки для участников.

 

Это упражнение очень полезно, и о нем по крайней мере нужно рассказать. Но включать его в тренинги стоит только тогда, когда есть возможность обеспечить участников чем-то, что послужит им боксерскими грушами (скалки они могут принести из дома). Вместо боксерских груш можно использовать толстые кипы связанных газет – по одной кипе для каждого участника, старые спортивные маты, старые одеяла и т. д.

 

Инструкция

Вы, наверное, знаете, что японцы первыми придумали таких надувных кукол, которые можно колотить, если ты очень зол. И при этом ты не ударишься, и тот, кого ты мысленно колотишь, не подаст на тебя в суд за членовредительство. Хорошо! Поколотил, душу отвел, и при этом все целы.

Ну вот… Японцам хорошо. А нам-то что делать, если очень уж «достал» нас какой-то человек? Мы же люди цивилизованные, да и в тюрьме сидеть не хочется. Получается, что мы должны весь этот гнев держать в себе. А мы уже знаем, что это вредно. Да и не всегда удается сдержаться, и мы срываемся на кого-то, кто послабее. Фу, как стыдно! А что делать?!

Выход есть. Мы тоже можем колотить что-нибудь. Не просто кулаками, а скалкой! Например, боксерскую грушу. Или обыкновенную кипу старых газет. Или старое одеяло, связанное валиком. Его мы можем еще и пинать со всей силы.

Сейчас мы займемся выколачиванием своего гнева. Кладите перед собой кипу газет (боксерскую грушу, спортивный мат). Берите скалку и колотите ею изо всех сил. Еще и кричать можете: «Вот тебе! Вот тебе!» Начали!

(Упражнение длится около 15 минут.)

 

Обсуждение

Поделитесь впечатлениями.

 

Подведение итогов

Гнев – наиболее опасная эмоция и для самого человека, и для его окружающих. Но с другой стороны, гнев – это нормальная эмоция, и мы имеем право его переживать. Поэтому дома всегда нужно иметь такой «валик для битья». Тогда нам не придется использовать для этого людей. А еще, когда мы будем злиться, мысль о валике для битья поможет нам сдержаться. Потом мы придем домой и… ох и достанется же этому валику!

 

✓ Комментариидлятренера

Между участниками должно быть достаточное расстояние, чтобы они не задевали друг друга.

Упражнение энергозатратное. После него нужен перерыв: убрать растерзанные газеты (или боксерские груши, маты), привести себя в порядок, попить, отдышаться. Следующее упражнение должно быть спокойным.

Модуль 3. Развитие самосознания

Цель модуля: помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций.

Задачи модуля:

– обучение способам осознания и анализа своего внутреннего мира;

– обучение методам разрешения внутренних конфликтов;

– обучение методам проявления и анализа установок, влияющих на жизнь.

Упражнение 18. Эмблема

Цель: «инвентаризация» качеств личности.

Время: 40 минут.

Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры.

 

Инструкция

Сейчас каждый сделает эмблему своей личности. В ней вы символически изобразите то, что считаете в себе самым главным: какие-то качества, свойства характера. Берите бумагу, ножницы, клей и приступайте. У вас 15 минут.

(Когда эмблемы будут готовы, тренер предлагает следующее.)

Посмотрите на эмблемы друг друга и найдите похожие – по цветам, по сочетанию форм, по размеру и т. п.

(После того как участники объединились по внешней похожести, тренер предлагает им рассказать о своих эмблемах.)

Те, кто нашел похожие эмблемы, сядьте рядом. Теперь давайте расскажем, что же символически изображено на ваших эмблемах, какими фигурами вы это изобразили, какие цвета использовали.

(После объяснений тренер резюмирует.)

Теперь некоторые из вас могут понять, что ошиблись в выборе партнеров, когда пользовались только внешними признаками эмблемы. Так часто бывает. Мы иногда выражаем одними и теми же средствами разные вещи. Теперь снова пересядьте: сядьте рядом с теми участниками, которые выражали похожие качества, только другим способом.

 

Подведение итогов

Люди издавна используют эмблемы для того, чтобы показать качества, особенности, которыми они гордятся. Так создавались гербы знатных родов, городов, стран. Так же может выразить себя и человек.

Ваши эмблемы могут со временем меняться. Например, вы можете делать такую эмблему раз в полгода, раз в год или раз в три года. Каждый раз, когда будете создавать новую эмблему, вы будете задумываться о том, что сейчас в вас появилось такого, чего не было прежде. А что исчезло или изменилось? Это будет символическая история жизни. По эмблемам вы будете замечать, как вы меняетесь.

Упражнение 19. Я – предмет

Цель: помочь участникам проявить неосознаваемые желания.

Время: 40 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Представьте, что вы – некий предмет, вещь, какое-то явление природы. Лучше всего остановиться на том, что первое пришло в голову. Подумайте 5-10 минут и ответьте на следующие вопросы, можете коротко записать то, что хотите сказать.

– Какова история вашей жизни? Где вы находитесь?

– Что происходит вокруг вас, и как вы к этому относитесь?

У кого-то может получиться грустный рассказ, у кого-то веселый. Не придумывайте ничего специально. Пусть в рассказе будет только то, что сразу пришло в голову.

(После выполнения задания тренер предлагает участникам следующее.)

Сейчас каждый расскажет о себе от имени предмета или явления природы. Например: «Я – ветер. Я путешествую по всей земле… и т. д.»

Каждому мы можем задать по 3–5 вопросов. Вопросы могут задавать все участники. Они должны касаться чего-то важного, что вы заметили в рассказе.

 

Обсуждение

Что вы смогли понять для себя при выполнении этого упражнения?

 

Подведение итогов

Оно или не требуется, или может содержать нечто важное, вытекающее из высказываний участников.

 

✓ Комментариидлятренера

Нужно тщательно следить, чтобы участники говорили не о предмете, а от имени предмета.

Если участники затрудняются, какие вопросы нужно задать очередному «предмету» или «явлению», тренер может сам подать пример. Вопросы должны касаться сущностных, смысловых аспектов.

Например, участница говорит: «Я – облако. Я плыву высоко над землей и смотрю, как там красиво. Если я вижу, что кому-то очень жарко, я делаю ему тень. Если я вижу, что цветы завяли, я поливаю их легким дождиком. Мне нравится свободно летать над землей и делать добро».

Ведущий может задать участнице следующие вопросы: «Облако, ты летаешь одна или рядом с тобой кто-то есть? Что ты будешь делать, если в тебе не останется влаги и ты не сможешь помогать людям? Если окажется, что поливать ничего не нужно, будет ли тебе интересно летать по небу? Обычно люди не благодарят облака, а иногда даже ругают: зачем пошел этот дождь! Тебе бы хотелось, чтобы люди благодарили тебя?»

Упражнение 20. Я – книга[17]

Цель: «инвентаризация» жизненного опыта участников.

Время: 30 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Представьте, что вы – книга. Подумайте 5-10 минут и ответьте на следующие вопросы.

– Какое заглавие могло бы отразить то, что написано в вас?

– Что было бы нарисовано на обложке?

– Как называются некоторые главы?

– Какие главы вы хотели бы выкинуть?

– С какими главами вы хотели бы познакомить читателей?

 

Обсуждение

Что вы смогли понять для себя при выполнении этого упражнения?

 

Подведение итогов

Оно или не требуется, или может содержать нечто важное, вытекающее из высказываний участников.

 

✓ Комментариидлятренера

Это упражнение только на первый взгляд похоже на упражнение «Я – предмет». На самом деле в «Я – предмете» участники говорят о желаемом, а в этом упражнении – о том, что уже было. Решить, нужно ли задавать дополнительные вопросы, можно только исходя из общей обстановки в группе (доверие, открытость) и, конечно, с учетом возможности увеличить время выполнения.

Упражнение 21. Клон

Цель: помощь участникам в осознании своей уникальности.

Время: 30 минут.

Материалы: не требуются.

 

Инструкция

Представьте, что однажды вы узнаете, что кто-то ради какого-то странного эксперимента создал ваш клон. Он в точности похож на вас. Настолько, что никто, даже близкие люди не в состоянии отличить его от вас. Вам срочно нужно что-то делать, потому что день за днем клон вытесняет вас из вашей собственной жизни.

Подумайте, что в вас есть такого, что невозможно продублировать?

Как вы поможете вашим друзьям понять, кто из вас клон, а кто настоящий? Учтите, что по внешнему поведению, по манере говорить и по тому, что именно вы обычно говорите и делаете, вас отличить невозможно. Найдите в себе что-то такое, что невозможно повторить.

 

Обсуждение

Поделитесь, что поможет отличить вас от вашего клона?

 

Подведение итогов

Каждый человек уникален. У каждого есть нечто такое, что невозможно повторить. Каждый обладает какими-то качествами, которые присущи только ему. Это как почерк. Каждый умеет писать, и вроде бы принцип построения букв всегда один, но все равно каждый пишет по-своему. Даже если очень хорошо подделать почерк, все равно экспертам удастся отличить подделку. И уж если почерк не повторить в точности, то и каждый человек неповторим. Никто и никогда не может стать в точности таким, как другой человек. Каждый из нас уникален. Каждый из нас – это ценнейшее произведение… кого? Чего? Жизни? Судьбы? Природы? Бога? Наших родителей? Наверное, любой ответ верен. Одному существу, кто бы он ни был, не под силу создать такое произведение. Так что, наверное, стоит поберечь его? Как вы думаете?

Упражнение 22. Генеральная уборка
(Е. Емельянова)

Цель: «инвентаризация» негативного и позитивного жизненного опыта участников.

Время: 40 минут.

Материалы: по 3 картонные коробки для каждого участника (например, для «сейфа» – из-под обуви, для «мусора» можно использовать картонные стаканы из-под попкорна, бумажные пакеты или конверты и т. п., но коробки производят более сильное впечатление; листы бумаги А6 и любая бумага (для упаковки коробок); ручки, фломастеры, ножницы, скотч; большой полиэтиленовый мешок для сбора «мусорных» коробок участников.

 

Инструкция

Время от времени в доме проводят генеральную уборку. Это значит, что все вещи перебирают, определяют их ценность, что-то чинят, что-то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак – как-то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее.

Сейчас вы тоже наведете генеральную уборку, только не в доме, а в собственной душе. За годы в ней накопилось много всего – это и что-то очень-очень ценное, и что-то сломанное, треснувшее (оно так и осталось на том же месте вашей души, каждый раз царапая вас, когда его нечаянно задевают). Это и что-то уже не нужное, которое валяется прямо «посередине» вашей души, потому что все нет времени задуматься и убрать это.

Так вот время настало. Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней крупными буквами: «Мусор». Потом возьмите другую коробку и напишите на ней «Чердак», а затем возьмите третью коробку и напишите на ней «Сейф».

«Мусор» – это то, что вам совсем не нужно, и вы готовы избавиться от этого.

«Сейф» – то, что для вас очень ценно, и вы хотите сберечь это.

«Чердак» – то, что вам не очень-то и нужно, но вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.

Теперь возьмите листочки бумаги и вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему-то неприятно, стыдно, обидно или даже больно, – чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочках несколькими словами. А потом решите, в какую коробку вы хотите их положить. Распределите эти листочки.

Теперь вспомните самые дорогие для вас моменты и события, людей, предметы, места. Пометьте их на листочках и распределите по коробкам. Может быть, в сейф, а может быть, пока вы думали, у вас изменилось к этому отношение и вы переложите какую-то ценность в другую коробку.

Теперь подумайте о том, что в вашей жизни не очень-то и нужно, но что выкинуть из памяти, из души жалко. Пометьте это на листочках и поместите на «чердак». Но может быть, вы перемените свое отношение и поместите листочки в какие-то другие коробки.

Теперь вам нужно будет запечатать коробки. Накройте их листом бумаги или крышкой и проклейте скотчем. Но сначала подумайте, все ли на месте, ведь переложить уже не удастся. Например, коробку с мусором мы выкинем, а коробку-«чердак» придется отправить в самый дальний угол дома или же и в самом деле отнести в сарай или на чердак. Так что подумайте еще раз.

Запечатайте коробки с помощью крышек, бумаги и скотча.

Встаньте и бросьте свои мусорные коробки вот в этот мусорный пакет. Теперь я его запечатаю скотчем. После занятий я выкину его на помойку. Остальные коробки возьмите домой и определите для каждой свое место.

 

Обсуждение

Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения.

 

Подведение итогов

(Тренер подводит итоги в соответствии с отзывами участников. В конце он может добавить обобщающие слова.)

Каждый из нас носит в своей душе много ценного и много лишнего. И очень важно иногда решиться и выбросить все ненужное, мешающее, и заново почувствовать ценность важного. Только предварительно нужно хорошенечко подумать, чтобы отличить одно от другого.

Упражнение 23. Триптих

Цель: обучение участников умению анализировать свое прошлое, настоящее и строить перспективы на будущее.

Время: 40 минут.

Материалы: по 3 листа А4 каждому участнику; наборы фломастеров.

 

Инструкция

Возьмите листы бумаги и напишите сверху на каждом: «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее».

Теперь на каждом листе нарисуйте три герба: один схематично изображает то, что было в вашей жизни до последнего времени, второй – то, что происходит в вашей жизни сейчас, третий – то, что вы хотите увидеть в вашей жизни в будущем.

(После выполнения задания.) Расскажите о трех гербах. Скажите, что в них общего, т. е. что вы будете сохранять в своей жизни всегда?

 

Обсуждение

Что вы смогли понять для себя при выполнении этого упражнения?

 

Подведение итогов

Оно или не требуется, или может содержать нечто важное, вытекающее из высказываний участников.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.