Упражнение 24. Вселенная моего Я — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Упражнение 24. Вселенная моего Я

2021-06-23 36
Упражнение 24. Вселенная моего Я 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: дать участникам возможность осознать свою систему ценностей.

Время: 30 минут.

Материалы: листы А4 – по одному для каждого участника и фломастеры.

 

Инструкция

В центре листа нарисуйте небольшой круг и напишите внутри него большую букву «Я». Вокруг нарисуйте 9 окружностей – одна в другой, как орбиты планет вокруг Солнца. Каждая орбита – это сфера вашей жизни: родственные отношения (родители, братья, сестры и т. д.); профессия; хобби, увлечения; финансовое положение; семья (ваша, а не родительская); карьера; друзья; развлечения; путешествия, познание мира.

Назовите каждую орбиту в соответствии со списком, но порядок определите сами: ближе всего находится орбита, которая сейчас для вас важнее всего, затем вторая по важности, самая дальняя – наименее важная из этого списка. Если в списке нет чего-то важного для вас, можете добавить сколько угодно орбит и найти их место среди других. Вы можете использовать разные цвета для каждой сферы.

Затем на каждой орбите нарисуйте «планеты» – людей, которые близки вам или очень помогают именно в этой области. Может быть, вы не считали их значимыми раньше, но оказалось, что в этой области без них не обойтись. Может быть, они уже умерли или навсегда уехали, но вы чувствуете, что они незримо помогают вам.

Один и тот же человек может быть обозначен на разных орбитах, если он много значит в каждой области. У каждой человеко-планеты свой цвет, на какой бы орбите он ни находился, вы узнаете его по цвету. Выберите для каждого наиболее подходящий ему цвет.

 

 

Пример «орбиты» участника

 

Обсуждение

Что вы смогли понять для себя при выполнении этого упражнения?

 

Подведение итогов

Оно или не требуется, или может содержать нечто важное, вытекающее из высказываний участников.

Упражнение 25. Две моих субличности

Цель: обучение участников методам разрешения внутренних конфликтов.

Время: 80 минут (1 час 20 минут).

Материалы: пластилин и картон А4 для каждого участника; влажные салфетки; для каждой пары участников – листочки с вопросами для субличностей – на обороте листочков написаны правила общения с субличностями. (см. описание упражнения.)

 

Инструкция

Многим людям знакомо состояние, когда их буквально раздирают на части противоречивые желания, или они как будто пребывают во внутреннем диалоге, когда пытаются решить какую-либо проблему или вновь и вновь доказывает кому-то внутри себя, что поступили правильно. Как будто во внутреннем мире находятся самые разные люди. И каждый человек, т. е. каждая часть нашей личности, стремится оказать влияние на наши мысли, эмоции, поведение. Эти части личности называются субличностями.

Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания, потребностей и убеждений человека. Сила этой субличности может зависеть от ситуации, от истории жизни человека. Каждая субличность имеет свой неповторимый характер, свои убеждения, потребности и т. д.

У каждого человека может быть много субличностей. Есть ролевые субличности – согласно ролям, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Специалист и т. д. Есть субличности, которые основаны на каких-либо наших потребностях и долженствованиях. Например: Весельчак, Деловой человек, Ворчун, Критик и т. д.

Субличности могут иметь прямые названия (Внутренний критик, Внутренний ребенок и т. д.) и метафорические имена (Каркающая Ворона, Ядовитая Змея, Свободная Ласточка, Колючий Кактус и т. д.).

Одна субличность может быть маленькой и слабой. Тогда и голосок ее звучит едва слышно. Другая – сильная и требовательная. Тогда ее влияние мы чувствуем на себе практически постоянно.

В большинстве случаев наши субличности живут довольно слаженно, распределяют время и сферы действия и вполне могут договориться. Тогда мы чувствуем себя более или менее комфортно. Но если субличности имеют несовместимые потребности и равны по силе, то внутри нас начинается целый скандал, который называется внутренним конфликтом. Например, в человеке могут жить одновременно Нежность и Разгневанная Фурия, Спорщик и Терпимость, Гуляка и Ответственный человек и т. д.

Если одна из таких субличностей побеждает другую, то вторая чувствует себя ущемленной и всячески портит нам существование, внушая чувство неудовлетворенности и дискомфорта. Хорошо еще, если эта борьба длится недолго, но если война затягивается, то она сжирает столько энергии, что мы чувствуем себя обессиленными, беспомощными.

Результатом такой войны являются неудовлетворенность собой, ощущение невозможности реализовать противоречивые желания, постоянное ощущение разлада в душе и, наконец, уверенность в том, что изменить ничего невозможно.

Если бы все субличности перессорились между собой и перестали согласовывать свои действия, человек просто сошел бы с ума. Но, к счастью, такое случается крайне редко.

Очень важно уметь распознавать свои субличности, чтобы понять свои внутренние противоречия, причину негативных состояний и свои дальнейшие действия.

Подумайте, какие две конфликтные субличности живут в вас и мешают друг другу? Дайте им имена. Вылепите их из пластилина.

(После того как все участники выполнили задание, тренер приглашает в круг одного желающего для проведения демонстрационной сессии, которая строится по следующему алгоритму:

1. Описать характер каждой субличности от имени этих субличностей: «Меня зовут… Про мой характер я могу рассказать вот что:…»

2. Попросить ответить от имени каждой субличности на вопросы (см. «Вопросы для беседы с субличностями»). Вопросы задают каждой субличности по очереди. Тренер резюмирует беседу с каждой субличностью.

Затем участник подводит резюме всей работе, которое тренер может дополнить своими соображениями.

После демонстрационной сессии тренер предлагает проделать то же самое в парах: один спрашивает, другой разговаривает со своими субличностями. На это дается 15 минут. Затем по сигналу участники меняются ролями.

Тренер раздает каждой паре листочки с вопросами для беседы с субличностями.

Вопросы для беседы с субличностями:

1. Как тебя зовут?

2. Расскажи о своем характере. Как он проявляется в жизни твоей хозяйки (хозяина)?

3. Что ты хочешь больше всего? О чем ты мечтаешь?

4. Для чего тебе это нужно?

5. Чего ты больше всего боишься?

6. Я знаю, что ты хочешь быть полезной своей хозяйке (своему хозяину). Чем ты помогаешь ей (ему)?

7. Как ты это делаешь?

8. Ты знаешь, что у тебя есть соседка (сосед) – другая субличность, с которой ты часто ссоришься. От этого хозяйке (хозяину) бывает плохо. Как бы ты могла (мог) сочетать свои желания с желаниями другой субличности?

9. В чем ты уступишь другой субличности, а в чем – нет?

10. Продумай компромиссное решение.

Резюме: Выведи из беседы со своими субличностями компромиссное решение внутреннего конфликта.

Тренер предупреждает, что участникам надо придерживаться трех установок:

1. Не бывает плохих субличностей. Они все очень важны для человека.

2. Не бывает субличностей, которые хотели бы причинить вред человеку, но бывают не вполне подходящие способы, которыми они стараются помогать.

3. Ко всем субличностям нужно относиться бережно и с уважением, иначе беседа с ними ничего полезного не принесет.)

 

Обсуждение

Поделитесь впечатлениями от общения с субличностями. Удалось ли выработать решение внутреннего конфликта?

 

Подведение итогов

То, что мы делали сегодня, вполне можно делать, находясь дома, наедине с собой. Когда нужно разобраться во внутренних противоречиях, вы можете сесть, определить конфликтующие части личности, дать им имена и вылепить их или просто нарисовать, даже обычной ручкой на обычной бумаге. Что делать потом, вы знаете.

Упражнение 26. Голос поколений
(модификация метода Стенли Криппнера)

Цель: помочь участникам понять, какие именно установки влияют на их жизнь и откуда они возникли.

Время: 60 минут.

Материалы: инструкции-алгоритмы для участников.

 

Инструкция

Часть 1. Перед тем как участники разобьются на пары и будут выполнять задание самостоятельно, пригласите добровольца и продемонстрируйте выполнение упражнения.

Пример демонстрации тренера

В жизни люди часто следуют предписаниям, о которых иногда даже не догадываются. Мы все носим с собой целый набор таких предписаний, доставшихся нам по наследству. Иногда они нам помогают, иногда мешают. В любом случае полезно знать о них, чтобы отделить наши личные предпочтения от навязанных.

Сейчас мы применим один очень интересный метод, который поможет «услышать» предписания наших предков.

Пусть один доброволец выйдет ко мне.

Закрой глаза и скажи себе: «Я – это я». Прими наиболее характерную для тебя позу. Будь естественным.

Теперь сделай шаг назад. Это твоя мать. (Если участник мужского пола – то это будет отец. Тогда работа идет по мужской схеме. Данное описание перестановки идет на примере работы с девушкой.)

Вспомни ее характерное состояние, ее характерную позу. Прими ее. Стань сейчас ею. Сейчас ты – это она… Ты – мать. Ты часто повторяешь дочери какую-то фразу или две-три фразы. Произнеси их вслух.

(Девушка слегка ссутулилась, руки «кренделем» на бедрах: «Вечно у тебя все не так. Не будет из тебя толка», «Кому ты нужна, кроме меня?»)

Теперь сделай шаг влево. Ты – твой отец. Вспомни его характерное состояние, его характерную позу. Прими ее. Стань сейчас им. Сейчас ты – это он… Ты – отец. Ты часто повторяешь дочери какую-то фразу или две-три фразы. Произнеси их вслух.

(Девушка, безразличное лицо, руки повисли: «Будь проще, не умничай», «Не гони волну. Три к носу».)

Теперь сделай шаг назад. Ты – твой дед. Вспомни его характерное состояние, его характерную позу. Прими ее. Стань сейчас им. Сейчас ты – дед. Ты часто повторяешь внучке какие-то фразы. Произнеси их вслух.

(Девушка потирает кулаком подбородок, улыбается: «Никогда не спеши. Твоя всегда возьмет», «Не висни на словах. Не слушай никого. Жизнь твоя – тебе и делать».)

Теперь сделай шаг вправо. Ты – твоя бабушка. Вспомни ее характерное состояние, ее характерную позу. Прими ее. Стань сейчас ею. Сейчас ты – это она… Ты – бабушка. Ты часто повторяешь внучке какую-то фразу или две-три фразы. Произнеси их вслух.

(Девушка, ласковое лицо, руками будто обнимает: «Не грусти, красавица! Грусть пройдет, жизнь останется», «Никогда не навязывайся. Кто тебя не любит, тот в твоей жизни лишний».)

Теперь сделай два шага вперед. Ты – это снова ты. Почувствуй это. Произнеси: «Я – это я». Медленно открой глаза… Как ты себя чувствуешь? (Девушка: «Хорошо, немножко грустно».)

Скажи, какие предписания твоих предков оказались для тебя самыми важными? Что ты чувствуешь, когда слышишь их?

Инструкция для девушек

 

 

Инструкция для юношей

 

(Девушка: «Это – дедушкины слова. Мне кажется, мама считает меня никчемной. Когда она говорит это, я тоже начинаю так думать. А когда я с дедушкой, я чувствую себя увереннее».)

Ты можешь говорить это сама себе, когда будет трудно?

(«Да. Еще бабушкины слова, что не надо навязываться, что кто не любит меня, тот в моей жизни лишний. Они тоже помогли. Я даже удивилась. Она только один раз так сказала. А оказалось, что мне это важно».)

Спасибо тебе за смелость и за открытость.

Инструкция

Часть 2. Теперь разделитесь на пары. Сейчас вы проделаете то же самое в парах. (Тренер раздает листочки с алгоритмом.)

Если окажется, что все предписания вам нравятся, в конце повторите те, которые, как вам кажется, больше всего помогут вам в жизни. Если окажется, что все предписания вас расстраивают, то в конце измените их так, как хотели бы. Когда закончите, поменяетесь ролями и поможете услышать «голос предков» своему партнеру. Начали.

 

Обсуждение

Поделитесь своими впечатлениями.

 

Подведение итогов

Думаю, для многих это был важный опыт. Когда близкие люди говорят нам что-то, это остается в нашей памяти. Но только мы можем выбирать, что для нас полезно. Если мы чувствуем, что чьи-то слова поддерживают нас, мы можем повторять их себе в трудную минуту. Или мы можем сами себе сказать то, что будет помогать нам.

 

✓ Комментариидлятренера

Часто это упражнение вызывает сильные эмоции – кто-то может испытывать душевный подъем, кто-то плачет. Это полезный выброс эмоций, поэтому бояться их не нужно.

Если участники говорят, что не помнят кого-то из родителей, бабушку или дедушку, можно предложить им представить их образ и то, что они могли бы сказать. Это вполне правомерно, так как не сами люди влияют на нас, а тот образ, который сложился у нас в голове.

Когда участники не знают, кого выбрать – бабушку и дедушку по какой линии, или если в семье есть отчим или мачеха, то предложите участнику выбрать того человека, который, по его мнению, больше влияет на него, не важно – положительно или отрицательно. Или тех, кто по каким-то причинам вспомнился первым.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.