Формирование межкультурной компетенции младших школьников в обучении иностранному языку. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Формирование межкультурной компетенции младших школьников в обучении иностранному языку.

2017-05-20 702
Формирование межкультурной компетенции младших школьников в обучении иностранному языку. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности межкультурного общения. Диалог культур. Межкультурная компетенция и пути ее формирования в обучении младших школьников иностранному языку.

Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как общению на иностранном языке. Однако в современном мире дети знакомятся с мировым культурным фондом почти одновременно с родным (Интернет, иностранные фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и просто отдых с родителями на зарубежном курорте), и это делает очевидным тот факт, что межкультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенциявключает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Межкультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

На базе коммуникативной и в процессе ее освоения формируется межкультурная компетенция, которая является показателем сформированности языковой личности ученика, способного к межкультурному общению.

Коммуникативная компетенция, связанная с языковыми и речевыми способностями детей, и межкультурная органично и взаимно дополняют друг друга, более того, становление первой компетенции возможно только при условии развития второй.

Цель обучения английскому языку в начальной школе – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку.

Эта цель подразумевает:

  • развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;
  • развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно:

а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания культуры, истории и традиций этих стран;

б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов;

в) понимание важности изучения английского языка как средство достижения взаимопонимания между людьми;

г) развитие их познавательных способностей, интереса к учению.

Ключевые компетенции, формирующиеся в учебной деятельности у обучающихся на уроке английского языка.

 

Формируемые ключевые компетенции

Компоненты ключевых компетенций

Содержание компонентов

Формы

Методы

Средства

Коммуникативная компетенция

(способность к общению на чужом языке)

1. Социокультурный компонент

 

 

2. Языковой/лингвистический

 

 

3. Социолингвистический

 

4. Речевой/дискурсивный

 

5. Компенсаторный/стратегический

1. Знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой

2. Знание языковых средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и правил оперирования ими, т.е. с помощью которых эти языковые единицы преобразуются в осмысленные высказывания.

3. Умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения, а также в соответствии с социальным статусом партнера по общению

4. Умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных высказываниях

5. Умение анализировать и оценивать ситуации общения, и в соответствии с этим строить свое речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнеров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом для компенсации имеющихся пробелов в знании иностранного языка

 

 

Основные формы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, фронтальная.

Проект, демонстрация,

конкурс.

Познавательная и ролевая игра, инсценирование, драматизация диалогов, создание собственных диалогов.

Внеклассные формы работы:

  • спектакль,
  • КВН,
  • праздник,
  • экскурсия.

 

 

Коммуникативный,

познавательный,

метод проектов, метод ролевых игр, метод активизации обучения метод исследования, метод контроля.

 

 

Основные средства: УМК, аудиовизуальные.

Вспомогательные:

Справочники, сборники упражнений,

Книги для дополнительного чтения, таблицы, карты стран, журналы, наглядные пособия.

Межкультурная компетенция

(способность к диалогу культур (модель немецкого лингводидакта Кнаппа-Поттхоффа))

1. Аффективный

 

2. Когнитивный

 

 

3. Стратегический

 

 

1. Опыт эмоционально-оценочного отношения ученика к межкультурному взаимодействию и его субъектам.

2. Синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, общие знания о культуре и коммуникации.

3. Вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося

Фольклорные сказки, стихи, песни, считалки, рифмовки.

Составление расписания уроков, анкет, меню, написание писем (переписка).

Познавательный, метод проектов, метод ролевых игр, метод исследования.

 

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.