Психология процесса межличностного восприятия и понимания. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, соц. рефлексия, их значение в пед. общении. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психология процесса межличностного восприятия и понимания. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, соц. рефлексия, их значение в пед. общении.

2017-05-20 931
Психология процесса межличностного восприятия и понимания. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, соц. рефлексия, их значение в пед. общении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межличностное восприятие и понимание, их особенности и механизмы. Особенности межличностного восприятия Социальное восприятие (социальная перцепция) включает в себя следующие виды: межличностное восприятие, самовосприятие, межгрупповое восприятние. Межличностное восприятие есть не что иное, как восприятие внешних признаков индивида; соотношение их с его внутренними, личностными характеристиками; формирование целостною образа индивида и прогнозирование на этой основе его поступков. В процессе межличностного восприятия есть всегда субъект восприятия (человек, который воспринимает) и объект восприятия (человек,, которого воспринимают). Механизмы межличностного восприятия - это присущие человеческой психике спонтанно действующие алгоритмы восприятия и обработки информации о других людях, дающие максимально быструю оценку значимости последней. К ним относятся: проекция, идеализация, стереотипизация, упрощение, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. Эффекты межличностного восприятия: 1.Эффект ореола состоит в том, что первое впечатление о человеке распространяется на образ человека в целом. При этом может сформироваться как позитивный, так и негативный «ореол». Если первое впечатление в целом благоприятное, то последующее поведение человека оценивается позитивно, если даже это не соответствует реальности. К негативному ореолу ведет отрицательное первое впечатление о человеке, которое приводит к игнорированию позитивных качеств человека в дальнейшем из-за усиленного внимания к недостаткам. Эффект новизны возникает по отношению к знакомому человеку, когда наибольшую ценность приобретает последняя, т.е. более новая информация о нем. По отношению же к незнакомому человеку более значимой является первая информация. Эффект бумеранга возникает в тех случаях, когда воздействие информации на партнера по общению вызывает результат, обратный кидаемому. Это происходит в тех ситуациях, когда партнер по общению не пользуется у нас ни доверием, ни авторитетом. Этим объясняется то, почему даже правильные советы некоторых людей воспринимаются нами враждебно. Эффект престижа - когда информация, исходящая от человека, обладающего высоким авторитетом, характеризуется большей силой психологического влияния, так как воспринимается людьми как более достоверная. Эффект визитной карточки - когда субъект социального влияния с целью предотвращения конфликта сначала излагает ту информацию, по которой есть совпадение взглядов с другим, а затем излагает ту мысль, ради которой и организован диалог. Эффект симпатии-антипатии - если вы симпатичны человеку, то ваши взгляды считаются правильными и с ними легче выражают; свое согласие.

Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы. Межличностное взаимопонимание предполагает эмоциональное и рациональное понимание: эмоциональное понимание - постижение личностных особенностей друг друга с помощью эмоций; личности, мотивах поведения. Рациональное понимание - это мыслительный процесс, направленный на выявление тех связей и отношений, которые недоступны чувственному восприятию. Рациональное познание другого человека имеет определенные этапы к которым относятся: выдвижение собственных гипотез и предположении с целью выявления скрытого смысла происходящего; сравнение и сопоставление собственных версий с мнениями других людей относительно природы того, кого мы познаем;выработка критического отношения N аргументам других людей, повторная интерпретация и вывод. Межличностная аттракция. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми и взаимной симпатии называется межпичностной аттракцией. Как видно из определения, аттракция - это прежде всего эмоция, которая побуждает нас действовать определенным образом в отношениях с конкретным человеком, а не с социальной группой или социальным институтом. Внешние факторы аттракции: Степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, м ни хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Пространственная близость: чем пространственно ближе находяттся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции. Внутренние факторы аттракции: Физическая привлекательность партнера. Демонстрируемый стиль общения. Фактор сходства между партнерами по общению

Понятие каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция - от лат. сausa - причина и atributio - придаю, наделяю. Это процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую приходится процессом приписывания (атрибуции) определенных причин на основе своего представления о происходящем. Мера и степень приписывания зависят от следующих показателей: от степени уникальности или типичности поступка; от степени его социальной «желательности» или «нежелательности» поступка; от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем.Г. Келли выделил 3 типа атрибуции (характер атрибуции зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником или его наблюдателем) Личностная атрибуция: когда причина приписывается лично совершающему поступок; Стимульная атрибуция: когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие; Обстоятельственная атрибуция: когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

Стереотипизация в пед.общении. Стереотипизация - интерпретация причин поведения путем отнесения к уже известным или предполагаемым явлениям, подведение формы под определенный класс. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более широком смысле стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуется как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Субъект-субъектные отношения как основа пед.общения. Субъект-субъектные отношения - это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательномпроцессе образовательного учреждения, состоящих в создании паритетного участия обучающихся иобучающих в организации и осуществлении совместной деятельности. Это те отношения, которыеформируют так называемые «педагогику сотрудничества» и соуправление, «педагогику ненасилия». Это то, что мы называем «диалоговым обучением». Происходит это при субъективации личности ученика, чтовозможно следующими средствами: а) делегирование учащимся ряда учительских, В том числе идидактических полномочий; б) признание и обеспечение выполнения прав ребенка и его родителей поотношению к школе и обучению; в) развитие детского самоуправления как в учебном, так и внеучебномпроцессе; г) повышение доверия к детям со стороны педагогов, уважения к их достоинству и чести; воспитание у детей духовно-нравственных качеств; е) создание в образовательном учреждении уклада жизни, соответствующего и развивающего культурологические традиции народа, выходцами из которого являютсядети. Все это есть пути и средства реализации принципов демократизации, природосообразности икультуросообразности отечественного образования. В практике образовательных учреждений должныразумно сочетаться оба типа отношений, субъект-объектные и субъект-субъектные, при ведущей роливторого типа.

Стили профессионально-педагогического общения и их влияние на учебную деятельность и развитие личности мл.шк. Термин «стиль » появился впервые в античной риторике для характеристики выразительных средств языка, и, как свидетельствуют историки, широко использовался в литературе, лингвистике, искусстве.Анализ определений понятий «стиль» на философском, общенаучном, психологическом, педагогическом уровнях позволил сделать следующим вывод: при всем разнообразии сделать следующий вывод: при всем разнообразии понятий стиля существует общее смысловое поле его определений. Это сходство в том, что в этих определениях понятие стиля включает в себя «способ организации» и «способ функционирования системы».Это дает возможность даль следующее определение «стиля педагогического общения» на педагогическом уровне. Стиль педагогического общения это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский. При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения. Альтернативойэтим стилямобщения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемой демократическим. Притаком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

37. Проблемы успеваемости в младшем школьном возрасте


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.