Психологическая характеристика учебной мотивации. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Психологическая характеристика учебной мотивации.

2017-05-20 1137
Психологическая характеристика учебной мотивации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная мотивация является частным видом мотивации включенной в учебную деятельность. Побудитель учебной деятельности - система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, и др. Названная система мотивов образует учебную мотивацию.

Учебная мотивация характеризуется устойчивостью и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обуславливают постоянную динамику, вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.

Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: - построение образовательной системы (образование имеет уровни, которые позволяют в перспективе переходить из одного в другой; получение образования по конкретным специальностям); - функционирование конкретного образоват. учреждения (школа, лицей, гимназия; псих. атмосфера для учащихся и учителей в учеб. учрежд.); - организация образовательного процесса (построение расписания, деление учебного процесса на отрезки, промежуточный и итоговый контроль и др.); - субъективные особенности учащихся (возраст, пол, интел. развит. и др.); - специфика учебного предмета (отражаемые области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).

Учебная деятельность является полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет различные источники.

Виды источников активности:

1.Внутренние: познавательные потребности и социальные потребности; 2. Внешние – требования, связанные с соблюдением социальных норм; ожидания – хар-ют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности; возможности - объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (школа, учебники, библиотеки); 3. Личные – интересы, потребности, установки, которые обуславливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации.

Взаимодействие внутренних, внешних, личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

Виды учебных мотивов.

Мотив учения – это внутренняя установка (направленность) ученика на различные стороны учебной деятельности. В дидактике различают познавательные и социальные мотивы учения.

Познавательные мотивы - это направленность активности ученика на работу с самим изучаемым объектом (материалом): а) широкие познават. мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями (фактами, явлениями, закономер-ми, теоретич. принципами, ключ. идеями); б) учебно-познават. мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к приёмам самост. приобретения знаний, к методам научного познания, к способам рациональной организации учебного труда;

в) мотивы самообразования направлены на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы – это направленность школьника (в ходе учения) на отношения с другими людьми:

а) широкие социальные мотивы – стремление получать знания и хорошо учиться, чтобы быть полезным обществу, Родине; желание выполнить свой долг, понимание чувства ответственности; желание хорошо подготовиться к будущей профессии, чтобы быть полезным людям;

б) узкие соц. (позиционные) мотивы – стремление занять определённую позицию, своё место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет: мотивация благополучия (только на положительном подкреплении, одобрении); престижная мотивация (занять первое место, быть лучшим); мотив самоутверждения (занять место лидера, оказывать влияние на товарищей, доминировать в группе);

в) мотивы социального сотрудничества (ребёнок учится потому, что хочет общаться и взаимодействовать с людьми, осознавать и анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их. Это основа самовоспитания личности);

г) собственно творческие мотивы (особенно, в старших классах, когда школьники ищут не только новые способы учебных действий, но и новые формы сотрудничества в кружках, факультативах, секциях, на уроке).

Вся учебная деятельность должна быть выстроена таким образом, чтобы познавательные и социальные мотивы сочетались, улучшалось их качество.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.