Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и во внеурочной деятельности. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.

2017-05-20 1021
Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и во внеурочной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «безопасность продуктивной деятельности на уроках технологии в младших классах». Классификация травмоопасных ситуаций. Приёмы контроля учителя за соблюдением правил безопасности на уроках, мера ответственности за возможный травматизм на уроках технологии.

1. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.

Понятие «безопасность продуктивной деятельности на уроках технологии в младших классах». Классификация травмоопасных ситуаций. Приёмы контроля учителя за соблюдением правил безопасности на уроках, мера ответственности за возможный травматизм на уроках технологии.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепку, аппликацию, — традиционно представленных в детской жизни и занимающих в них существенное место.

Организация продуктивной деятельности как партнерской со взрослым связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть пояснены следующим образом.

Продуктивную деятельность целесообразно обозначить как работу в «мастерской» (в которою на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованным пространством, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные. Антураж и дух «мастерской» дает возможность отойти от так называемого «класса» – пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.

Работу в «мастерской» можно интегрировать с чтением художественной литературы, формированием целостной картины мира, которые могут определить и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.

Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу это делать») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

1) организацию общего рабочего пространства;

2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;

3) открытый временной конец деятельности, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) – его можно устроить, сдвинув обычные

столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места для детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. В процессе деятельности он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями.

Начиная НОД (продуктивную деятельность), взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идем для работы (проблемные ситуации, игровую мотивацию).

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы: 1. Поведение самого ребенка, получившего травму. 2. Действия окружающих сверстников. 3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Типовая инструкция. Правила безопасности на уроке труда.

Общие положения по правилам безопасности на уроках труда

К выполнению заданий на уроке труда допускаются дети прошедшие медицинский осмотр и ознакомленные с правилами безопасности;

При необходимости для защиты надо надевать специальную одежду и головные уборы;

При выполнении задания школьнику необходимо соблюдать правильное положение тела. Корпус ребенка должен быть прямой и при этом слегка наклонен вперед. Голова должна быть немного наклонена вперед;

Учитель должен следить, чтобы дети периодически меняли позу во избежание статического перенапряжения, а также, чтобы школьники младших классов не перенапрягали зрение и не передавливали об край парты себе брюшную полость и грудную клетку;

Продолжительность работ выбирается исходя из возраста и индивидуальных особенностей школьников, во время урока учитель следит за выполнением правил личной гигиены;

При переносе тяжестей (вода, земля и т.д.) допустимая среднестатистическая норма по правилам безопасности на одного ребенка до 3-х кг. Она может быть снижена при индивидуальных особенностях конкретного школьника. Учитель должен следить, чтобы дети не брали груз больше положенного веса.

Правила безопасности на уроке труда для младших классов при работе с материалом и инвентарем

На рабочем месте должен быть порядок, а все инструменты без повреждений. При необходимости на парту надо положить рабочую досочку, клеёнку или другой материал, заранее обсужденный с учителем. Тряпочка или салфетка для вытирания рук, краски или клея всегда должна быть рядом. Нельзя баловаться и надо соблюдать правила безопасности;

При работе с красками, клеем, пластилином, глиной и другими материалами их запрещено пробовать на вкус или класть в рот испачканные ими руки;

При работе с иглами и булавками их категорически запрещено брать в рот. Вкалывать их можно только в специальные подушечки или класть в предназначенные для этого коробочки;

Нельзя шить сломанной иглой, её надо сдать учителю. Потерянную иглу или булавку надо найти. Всегда пересчитывай количество игл и булавок. Шить надо с помощью наперстка;

Откусывать нитки зубами или рвать руками нельзя, их надо резать ножницами;

При работе с ножницами острые концы надо держать от себя. Класть ножницы надо кольцами к себе, а передавать кольцами вперед. Ножницами нельзя играть и подносить их к лицу. Использовать их можно только по назначению и только на своем рабочем месте и соблюдая большую осторожность. Хранить ножницы надо в специальной коробочке или чехле лезвиями вниз.

При работе с ножом резы надо делать на специальной доске, одной рукой надо держать нож, а другой придерживать материал, лезвие всегда должно быть направлено от себя. Надо следить, чтобы рука была на достаточном расстоянии от лезвия. Передавать нож можно только рукояткой вперед, а хранить нож надо в специальной коробочке или чехле лезвием вниз;

При работе с клеем не размазывай его пальцами, используй специальные кисточки или палочки. Излишки клея убираются салфеткой или специальной тряпочкой. После выполнения задания промой хорошо кисточку с водой;

При работе с пластилином отрезай его нужное количество специальным пластиковым ножиком, затем согрей и разомни пластилин в руках и потом выполняй лепку. После выполнения задания протри руки сухой тряпочкой и потом хорошо помой их с мылом;

При работе с шилом проколы делай только на подкладной доске. Прокалывай материал, плавно вращая ручку шила влево и вправо. Не подноси шило к лицу, всегда работай так, чтобы острие было направлено от себя. После работы сразу убери шило в коробку.

В конце урока труда убери своё рабочее место, сложи все инструменты, выкинь мусор и тщательно вымой руки с мылом.

Рассмотрим примерный перечень общих правил безопасной работы для учащихся: работу начинай только с разрешения учителя; употребляй инструменты только по назначению; не работай неисправным и тупым инструментом; пользуясь инструментом, держи его так, как показано учителем; инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте; рабочее место содержи в чистоте; перед работой и во время выполнения задания раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке; во время работы не разговаривай; выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

66. Трудовое и нравственное воспитание младших школьников средствами дисциплины «Технология»

Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Трудовое воспитание – это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка.

Главной целью содержания трудового воспитания в начальной школе стала установка на обеспечение условий для самостоятельной творческой трудовой деятельности ребенка, процессе которой малыш научится моделировать работу взрослого человека: учить трудится, как трудятся взрослые, лично отвечать за качество своего продукта, осознавать задачу, разобраться в возможности ее реализации.

1 Поэтому наиболее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения.

2 Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

3 Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

4 Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

1 Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу.

2 Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда.

3 Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей

целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4 Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5 В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6 Труд школьников должен быть посильным для них

7 При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

8 Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.

9 Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Знания предмета труда недостаточно для представления содержания той или иной профессии. Существует несколько путей сбора информации о конкретной профессии: 1. Беседа с представителями интересующей профессии. Классные руководители могут организовать встречи-беседы с представителями различных профессий. Специалисты могут рассказать школьникам о целях, средствах, условиях труда, особенностях трудовых действий, требованиях к знаниям и навыкам специалиста, трудностях профессии, своей профессиональной карьере. 2. Наблюдение за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. Наблюдение за работой профессионалов позволит учащимся получить собственное впечатление о профессиях, представить себя на месте специалистов. Можно посоветовать школьникам понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни (продавцов, парикмахеров, медицинских работников и т.п.), побывать, если это возможно, на работе у своих родителей, их знакомых и коллег.

3. Профессиональные пробы: выполнение некоторых элементов деятельности, выполнение близкой работы. На уроках труда, в кружках, в межшкольных комбинатах учащиеся имеют возможность испытать себя в различных видах деятельности, осознать, насколько тот или иной труд соответствует их личностным особенностям. Еще одна возможность пробы сил – работа во время каникул. 4. Ознакомление с информационными материалами, содержащими сведения о профессиях: профессиограммами, публикациями, фильмами о профессиях и т.д.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.