Воспитание у младших школьников интереса к предмету «Технология», стремления использовать полученные умения в повседневной жизни. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Воспитание у младших школьников интереса к предмету «Технология», стремления использовать полученные умения в повседневной жизни.

2017-05-20 646
Воспитание у младших школьников интереса к предмету «Технология», стремления использовать полученные умения в повседневной жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зависимость повышения эффективности обучения на уроках технологии от учета психофизиологических особенностей ребенка. Сущность применяемых на уроках технологии принципов занимательности, индивидуального подхода. Методы развития образного и логического мышления на уроках технологии.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребёнка ещё относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В учебниках Конышевой Н.М. и Геронимус Т.М. довольно часто используются методы и приёмы, побуждающие детей в процессе анализа конструкции образца активно мыслить, пользоваться такими способами познавательной деятельности, как сравнение, мысленное разделение на части или соединение частей, мысленная трансформация объекта и т.д. При разработке уроков следует учитывать тот факт, что механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований. Поэтому перед учащимися нужно ставить задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки способствовали поиску и стимулировали познание. Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания содержали в себе задачи, требующие определённого интеллектуального и эмоционального напряжения. Много времени должно отводиться анализу конструкции, решению дополнительных задач, обсуждению принципов и приёмов решения. Развитие мышления младших школьников на уроках технологии будет успешным, если учащиеся будут выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях: мысленное преобразование (трансформация форм на плоскости и в объёме), мысленное представление конструкции изделия, выделение в нём основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения.

Для развития логического мышления можно использовать: Загадки, пословицы, «Поиск предмета по заданным признакам»: Цель: развитие логического мышления. Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком. Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение. Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д. Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем. «Способы применения предмета» Задаётся какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, жёлудь, ягода. Кто из ребят наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

68. Формирование основ музыкальной культуры в образовательном процессе начальной школы.

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики.

Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных способностей.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе»

Слушание музыки теснейшим образом связано с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностях искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительноразвить музыкальные способности детей.

Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

а) слушание музыки;

б) творческой деятельности, исполнительстве;

в) познавательной деятельности.

Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.

По мнению исследователей (И.Г. Афанасьева, А.В. Битуева, Н.А. Кирилова, А.В. Кирьякова и др.), развитие музыкальной культуры, восприятие современной музыки, ценностные ориентации и отношения включают в себя три элемента: эмоциональный когнитивный и поведенческий.

Эмоциональный аспект является организующим, направляющим ядром ценностного процесса, ему принадлежит решающая роль в формировании музыкальной культуры личности. Развитие музыкальной культуры происходит в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами современного музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Интерес к музыке у подростка возникает прежде всего, через эмоцию. В результате восприятия современного музыкального произведения у неподготовленного слушателя проявляются не осознанные эмоциональные реакции, то есть эмоциональный компонент в структуре интереса вытесняет волевой. Н.Н. Гришанович указывает на важность познавательного интереса к современной музыке, формирующего отношения человека к искусству. По мнению автора, познавательный интерес к музыке выражается в умении “понять, прочувствовать, осознать музыкальное произведение”. Познавательный интерес к современной музыке глубоко эмоционален. Нельзя пробудить в подростке интерес к музыке, если она не прочувствована. Е.В. Боякова, характеризуя сущность и педагогические условия развития интереса к музыке у подростков, выявила его особенности.

Если подросток, слушая современное музыкальное произведение, сопереживает, а также удовлетворяет свою потребность в познании музыки, то это произведение приобретает для него ценностное значение и развивает культурные качества. Эмоциональный аспект обусловлен прошлым опытом подростка. Переживание и наличие образности музыки при восприятии зависит от того, насколько полученные ранее музыкально-эстетические жизненные ситуации актуализируются в момент восприятия современного музыкального произведения. При отборе и выстраивании музыкального репертуара предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости подростков; на современную музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания современной музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой подросткам современной музыки, накопление музыкального опыта и включения в него музыки различных направлений.

Сущность развития эмоционально-культурного отношения, характеризуется тем, что:

1) чувства становятся все более сознательными и мотивированными;

2) происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности;

3) меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;

4) возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.

Когнитивный аспект включает: актуализацию накопленных музыкально теоретических знаний при восприятии современной музыки; наличие интереса к музыке; осознанное понимание, бережное отношение к музыкальному искусству; подключение при восприятии произведений бессознательных образов; актуализацию опыта жизненно-бытовых ситуаций при восприятии современного музыкального искусства. В когнитивный компонент входят все виды музыкальной деятельности, в частности и восприятие.

Поскольку художественные эмоции – это “думающие эмоции”, постольку необходим синтез когнитивного (познавательного) и эмоционального начала (Л.С. Выготский) [32]. Содержанием когнитивного компонента являются знания, полученные в процессе познания современного музыкального искусства и их оценка.

Когнитивный компонент включает в себя не только знания о законах музыкального искусства, но и знания нравственно-эстетического характера. Непосредственно эти знания, полученные в ходе изучения современного музыкального произведения, ориентируют подростка в окружающем мире, объясняют его место в нем. Знания и оценка современного музыкального произведения как феномен духовной и музыкальной культуры позволяют определить его место среди остальных смыслов и установить его “ценностный статус”.

Поведенческий компонент определяется теми поведенческими реакциями, которые присутствуют у подростка во время восприятия современного музыкального произведения. Эти реакции могут носить неосознаваемый характер. Механизм их возникновения следующий: бессознательные образы, до этого хранившиеся в памяти, вступают в резонанс с воспринимаемой музыкой, усиливается и тем самым становятся доступными для сознания. Поведенческий аспект определяется практически- действенными проявлениями культурной позиции по отношению к воспринимаемой музыке (умение отстаивать личную позицию в процессе оценивания музыкальных явлений, желание участвовать в музыкальной деятельности), умение слушать и слышать музыку и тем, насколько подросток проявляет уважение к искусству композитора и исполнителя.

Содержание поведенческого компонента включает в себя осознание и принятие личностного смысла современного музыкального произведения, его взаимосвязи с окружающей объективной действительностью и другими людьми.

Развитие музыкальной культуры основывается на том, что музыка влияет на эстетическое, нравственное, культурное формирование ребенка.

Требования ФГОС

Музыка:

o сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

o сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

o умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

o использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 

влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

  • а) слушание музыки;
  • б) творческой деятельности, исполнительстве;
  • в) познавательной деятельности.

 

 

69. Сравнительная характеристика современных программ и учебно- методических комплектов по музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО.

(Информация взята из «Планируемые результаты НОО», этим пособием можно пользоваться на экзамене)

В результате изучения музыки в начальной школе у выпускников будут сформированы основы музыкальной культуры; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Выпускники начальной школы научатся воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Дети будут способны встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Раздел «Музыка в жизни человека» Выпускник научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах). Выпускник получит возможность научиться: • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности; • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства» Выпускник научится: • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться: • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации); • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира» Выпускник научится: • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться: • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

 

   

Школа России


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.