Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-05-20 | 1399 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В лингвистической науке имеют место различные трактовки понятия "текст". По мнению Нины Сергеевны Валгиной, текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность[2]. Татьяна Михайловна Николаева понимает текст как последовательность предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора[4].
Приведенные определения понятия "текст" свидетельствуют о сходстве позиций лингвистов в выделении основных признаков текста. Таковыми являются:
1) наличие группы предложений;
2) их смысловая цельность (единство предмета речи, т.е. темы; наличие основной мысли и ее развития);
3) структурная связность предложений.
Названные признаки текста находят отражение в определениях понятия "текст", представленных в учебниках русского языка для начальной школы. Так, в учебнике "Русский язык" Тамары Григорьевны Рамзаевой для второго класса представлено следующее определение: "Текст — это два или несколько предложений, связанных по смыслу общей темой". В учебнике «Русский язык» Валентины Павловны Канакиной и Горецкого Всеслава Гавриловича дано следующее определение: «Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить».
Овладение понятием "текст" в начальной школе предполагает практическое усвоение учащимися основных признаков понятия:
1) текст состоит из двух или нескольких предложений;
2) текст имеет: тему и основную мысль; передающий их заголовок; четкую структуру (начало, основная часть, концовка);
|
3) предложения в тексте между собой связаны.
Текст имеет части:
1) Начало – готовит читателя к чтению
2) Основная часть говорит о главном.
3) Концовка завершает текст.
Каждая часть пишется с красной строки.
М. С. Соловейчик предлагает упражнения, эффективные в отношении формирования текстовых умений [6]. Среди них:
1) сбор "рассыпанного" материала (восстановление деформированного текста);
2) редактирование предложенного учителем плана, приведение его в соответствие с данным текстом;
3) редактирование текста с точки зрения последовательности изложения;
4) составление плана готового текста-образца (либо создаваемого учеником текста);
5) изменение плана готового текста (внесение другой логики в изложение событий);
6) конструирование текста из отдельных частей.
Современная методика развития связной речи требует разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения. Чаще всего тексты в начальной школе — это смешанные по жанрам работы, в которых может преобладать повествование или описание, а также могут встречаться элементы рассуждения.
Каждый из трех названных жанров имеет свои особенности и в характере используемого материала, и в построении (в расположении материала), в отборе средств языка. В ходе подготовки к сочинению или иному упражнению в связной речи учитель, следовательно, и учащиеся учитывают их жанровые особенности.
В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными (обычно — последовательностью событий) и причинными связями. В повествовательных текстах есть сюжет, и в этом смысле они близки к рассказу как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения событий в школьном повествовании обычно определяется естественным ходом изображаемых событий изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений, обычно признаки существенные. Поэтому в описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.
|
В художественном описании писатель передает свое отношение к изображаемому; школьники тоже небезучастны к своим описаниям.
Наряду с художественным, бывает описание «деловое», научное, требующее высокой точности; такое описание тоже проводится в школе. В начальных классах дети читают описательные тексты в «Родной речи» (например, «Песни гремят» Н. Сладкова), их пересказывают, пишут изложения, а также и описательные сочинения, например: «Белая акация цветет», «Наша классная комната», «В лесу осенью».
Описывать можно не только предметы, но и процессы, действия (например, «Как сделать свисток»), явления природы (например, грозу).
Спецификой описания является и то, что в нем обычно много эпитетов, сравнений, метафор; прямая речь в описании, как правило, отсутствует; сюжета нет, композицию определяют либо последовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем — что вдали).
Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения (или для его опровержения) используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, к выводам. Рассуждение — наиболее трудная форма связного текста, поэтому сочинений-рассуждений программа начальных классов не предусматривает (в сочинениях используются лишь элементы рассуждения).
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!