Психологическая сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психологическая сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.

2017-05-20 991
Психологическая сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении
Личностно-ориентированный поход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель.
Личностный подход в рамках предмета дидактики, включая цели, содержание образования, технологии обучения, учебную деятельность, эффективность учебного процесса наиболее полно и широко рассматривает В.В. Сериков и его школа (Е.А. Крюкова, С.В. Белова и др.), а также другие ученые (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Т.В. Лаврикова, Т.П. Лакоценина, В.И. Лещинский, И.С. Якиманская).
Личностно ориентированное обучение – это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством на систему взаимосвязных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение - это обучение на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

28. Проблема деятельности и психологии образования.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Структура деятельности.

Состоит из нескольких уровней:

• психофизиологические функции;

• операции;

• действия;

• особые виды деятельности.

Виды деятельности:

1) игра. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;

2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность.

Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие 1 субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов

2 объект, на который направлена активность субъектов

3 активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом.

В роли субъектов деятельности могут выступать а конкретный индивид, б социальная группа, в общество в целом.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может и осознаваться. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Бывают: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности. Цели деятельности выступает ее продукт. Цель–это представляемый или мыслимый результат деятельности. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности.

Структурные элементы деятельности:

Деятельность – активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью.

Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Способ выполнения действия называется операцией. Мотивирование(Мотивация) – это побуждение к действию.; это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. Цеполагание — начало и основа управленческой деятельности, которая предусматет постановку главной цели и сопутствующи целе. Проектирование - тип деятельности по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности. Планированиеэто вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Реализация -осуществление, проведение в жизнь какого-либо плана, идеи. Контроль одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального ее функционирования.

Психологическая коррекция — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Действие- Это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей и подчиненные общему мотиву. Навык - это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными. Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Поступок — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в кjnjром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки: Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. Привычка — способность живых существ сохранять и воспроизводить ранее приобретённые изменения. Привычки - результат научения и обучения. Перено́с психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Положительное влияние приобретенного опыта усвоенных действий на овладение новыми умениями принято называть -переносом. Отрицательное – интерференцией.

Перенос возникает тогда, когда в ранее усвоенных действиях и тех действиях, которые усваиваются, есть общие приемы. элементы ранее усвоенных действий включаются в структуру вновь усваиваемого действия,в результате, этим облегчают и ускоряют процесс овладения им. Автоматизация навыков -процесс совершенствования деятельности, связанный с освобождением сознания от функции контроля за правильностью совершаемых операций.

Деавтоматизация навыка — невозможность выполнять без сознательного контроля навык, который был ранее автоматизирован. Совместная деятельность – организационная система активности взаимодействующих участников, наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата.

репродуктивной деятельности - повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата. Т ворческая деятельность - Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Учение -подготовительный этап к будущей трудовой деятельности. Это процесс приобретения и закрепления способов деятельности индивида. Игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. средство овладения миром взрослых. Ведущий вид деятельности деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника – учение, взрослого – труд.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.