Порядок лексического анализа слова — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Порядок лексического анализа слова

2020-05-07 459
Порядок лексического анализа слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Однозначное слово или многозначное.

2. Прямое или переносное имеет значение.

3.Лексическое значение слова в данном контексте.

4.Общеупотребительное или нет (если нет, то к какому типу специальной лексики относится: диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, варваризмы, интернационализмы, экзотизмы).

5. Входит в активный или пассивный словарь.

6. Исконно русское или заимствованное.

7. Имеет ли омонимы (привести примеры) и к какому типу относится: омофоны, омографы, омоформы.

8. Имеет ли синонимы (привести примеры)

9. Имеет ли антонимы (привести примеры).

10. В каком стиле речи преимущественно употребляется.

Образец разбора

Разберем слово случай в следующем предложении: Странный случай произошел со мной в прошлом году. (К. Паустовский)

Слово случай – многозначное, имеет три значения: 1) то, что произошло, случилось, происшествие; 2) подходящее время, обстоятельство; 3) то же, что случайность. В данном предложении употреблено в первом значении; значение прямое; общеупотребительное; входит в активный словарь. Имеет синонимы: происшествие, приключение. Омонимов и антонимов не имеет. Исконно русское. Употребляется как в книжных, так и в разговорном стилях речи.

Фразеологический разбор

1. Определите значение ФЕ

2. Подберите синонимы

3. Подберите антонимы

4. Определите сферу употребления

С нашей стороны может быть только один ответ – засучив рукава приняться немедленно за создание нового проекта. (А. Письменный)

ФЕ – засучив рукава

1. Работать, трудиться, не жалея сил, много и усердно.

2. В поте лица, от зари до зари, не покладая рук, от темна до темна

3. Спустя рукава, через пень колоду, тяп да ляп

4. Разг. стиль

ӀӀӀ. Реконструкция (восстановление лексического значения по частично имеющимся семам, или смыслам).

1.  Подбор синонимов, антонимов, нахождение слов в переносном значении.

Например: Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении. Подберите синонимы и антонимы к этим словам.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь).

Такая работа позволяет сосредоточиться на изучаемом явлении, закрепить и повторить сведения по лексике, необходимые для проведения лексического разбора, формирует умение пользоваться разными видами словарей. Для выполнения этого задания необходимо обращение к толковому словарю, а также к словарю синонимов и антонимов.

2. Определите лексическое значение фразеологического оборота, подберите к нему синонимы. Воспользуйтесь Школьным фразеологическим словарем.

Например: Определите лексическое значение фразеологических единиц. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы, укажите их стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску.

Валять дурака, во всю прыть, кот наплакал, кровь с молоком, положить в долгий ящик, попасть впросак, с иголочки, тянуть канитель.

3. Упражнения, в основе которых лежит работа учащихся по замене слова синонимом, родовым/видовым словом, исправление лексических ошибок.

Прочитайте. Укажите, какие речевые недочеты (лексические ошибки) имеются в предложениях. Внесите необходимые исправления и перепишите.

1. А.С. Грибоедов умело составил свою комедию. 2. У читателя вызывает чувство несправедливости положение бедных. 3. Он становится писателем и пишет книги. 4. С большим эпосом говорит Маяковский о поэзии. 5. Благодаря проливному дождю мы не смогли выйти на прогулку. 6. В пьесе показана низменная жизнь низов общества.

ӀѴ.Конструирование

1. Расположение лексем по семантическим разрядам: а) родовые и видовые отношения; б) слова, относящиеся к одной сфере употребления; в) слова одной тематической парадигмы и т.п.

Например: 1) подберите синонимы и антонимы к каждому значению слова свежий в следующих словосочетаниях: свежий хлеб, свежая газета, свежая рубашка, свежий огурец, свежая рыба.

            2) Составьте предложения с данными словосочетаниями: добрый человек, добрый вечер; весенний день, весеннее настроение.

2. Построение связного высказывания

         а) составление текста с избранной лексемой для передачи понимания его лексического значения. Например, словесный портрет слова вешний с использованием всех известных способов семантизации слова;

       б) составление рассуждения на лингвистическую тему. Например, «Различение многозначных слов и омонимов» с привлечением необходимого дидактического материала.

3. Чтение отрывка из произведения, изучаемого на уроке литературы, с заменой избранной лексемы для осмысления адекватности подбора нужного слова.

4. Преобразование фразеологизмов в текстах.

Средства обучения

1. Таблицы и наглядные пособия на печатной основе (список имеется в Приложении к программам по русскому языку).

2. Школьные толковые словари, лексико-семантические, лексико-грамматические словари.

3. Семенюк А.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2012.

4. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. Справочное пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Русское слово, 2010.

5. Степанова М.И. Школьный фразеологический словарь. – М.: Феникс, 2011.

6. Михайлова О. А., Алабугина Ю.В. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников. Толковый словарь русского языка для школьников. 2 словаря в одном: книга-перевертыш. – М.:АСТ, 2011.

7. Издания репродукций известных произведений культуры, на основе которых можно обогащать словарный запас школьников.

8. Интернет-ресурс:

Портал http://www.gramota.ru

http://slovari.yandex.ru


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.