Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-05-07 | 459 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Однозначное слово или многозначное.
2. Прямое или переносное имеет значение.
3.Лексическое значение слова в данном контексте.
4.Общеупотребительное или нет (если нет, то к какому типу специальной лексики относится: диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, варваризмы, интернационализмы, экзотизмы).
5. Входит в активный или пассивный словарь.
6. Исконно русское или заимствованное.
7. Имеет ли омонимы (привести примеры) и к какому типу относится: омофоны, омографы, омоформы.
8. Имеет ли синонимы (привести примеры)
9. Имеет ли антонимы (привести примеры).
10. В каком стиле речи преимущественно употребляется.
Образец разбора
Разберем слово случай в следующем предложении: Странный случай произошел со мной в прошлом году. (К. Паустовский)
Слово случай – многозначное, имеет три значения: 1) то, что произошло, случилось, происшествие; 2) подходящее время, обстоятельство; 3) то же, что случайность. В данном предложении употреблено в первом значении; значение прямое; общеупотребительное; входит в активный словарь. Имеет синонимы: происшествие, приключение. Омонимов и антонимов не имеет. Исконно русское. Употребляется как в книжных, так и в разговорном стилях речи.
Фразеологический разбор
1. Определите значение ФЕ
2. Подберите синонимы
3. Подберите антонимы
4. Определите сферу употребления
С нашей стороны может быть только один ответ – засучив рукава приняться немедленно за создание нового проекта. (А. Письменный)
ФЕ – засучив рукава
1. Работать, трудиться, не жалея сил, много и усердно.
2. В поте лица, от зари до зари, не покладая рук, от темна до темна
3. Спустя рукава, через пень колоду, тяп да ляп
|
4. Разг. стиль
ӀӀӀ. Реконструкция (восстановление лексического значения по частично имеющимся семам, или смыслам).
1. Подбор синонимов, антонимов, нахождение слов в переносном значении.
Например: Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении. Подберите синонимы и антонимы к этим словам.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь).
Такая работа позволяет сосредоточиться на изучаемом явлении, закрепить и повторить сведения по лексике, необходимые для проведения лексического разбора, формирует умение пользоваться разными видами словарей. Для выполнения этого задания необходимо обращение к толковому словарю, а также к словарю синонимов и антонимов.
2. Определите лексическое значение фразеологического оборота, подберите к нему синонимы. Воспользуйтесь Школьным фразеологическим словарем.
Например: Определите лексическое значение фразеологических единиц. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы, укажите их стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску.
Валять дурака, во всю прыть, кот наплакал, кровь с молоком, положить в долгий ящик, попасть впросак, с иголочки, тянуть канитель.
3. Упражнения, в основе которых лежит работа учащихся по замене слова синонимом, родовым/видовым словом, исправление лексических ошибок.
Прочитайте. Укажите, какие речевые недочеты (лексические ошибки) имеются в предложениях. Внесите необходимые исправления и перепишите.
1. А.С. Грибоедов умело составил свою комедию. 2. У читателя вызывает чувство несправедливости положение бедных. 3. Он становится писателем и пишет книги. 4. С большим эпосом говорит Маяковский о поэзии. 5. Благодаря проливному дождю мы не смогли выйти на прогулку. 6. В пьесе показана низменная жизнь низов общества.
|
ӀѴ.Конструирование
1. Расположение лексем по семантическим разрядам: а) родовые и видовые отношения; б) слова, относящиеся к одной сфере употребления; в) слова одной тематической парадигмы и т.п.
Например: 1) подберите синонимы и антонимы к каждому значению слова свежий в следующих словосочетаниях: свежий хлеб, свежая газета, свежая рубашка, свежий огурец, свежая рыба.
2) Составьте предложения с данными словосочетаниями: добрый человек, добрый вечер; весенний день, весеннее настроение.
2. Построение связного высказывания
а) составление текста с избранной лексемой для передачи понимания его лексического значения. Например, словесный портрет слова вешний с использованием всех известных способов семантизации слова;
б) составление рассуждения на лингвистическую тему. Например, «Различение многозначных слов и омонимов» с привлечением необходимого дидактического материала.
3. Чтение отрывка из произведения, изучаемого на уроке литературы, с заменой избранной лексемы для осмысления адекватности подбора нужного слова.
4. Преобразование фразеологизмов в текстах.
Средства обучения
1. Таблицы и наглядные пособия на печатной основе (список имеется в Приложении к программам по русскому языку).
2. Школьные толковые словари, лексико-семантические, лексико-грамматические словари.
3. Семенюк А.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2012.
4. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. Справочное пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Русское слово, 2010.
5. Степанова М.И. Школьный фразеологический словарь. – М.: Феникс, 2011.
6. Михайлова О. А., Алабугина Ю.В. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников. Толковый словарь русского языка для школьников. 2 словаря в одном: книга-перевертыш. – М.:АСТ, 2011.
7. Издания репродукций известных произведений культуры, на основе которых можно обогащать словарный запас школьников.
8. Интернет-ресурс:
Портал http://www.gramota.ru
http://slovari.yandex.ru
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!