Повторительно – обобщающий урок — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Повторительно – обобщающий урок

2020-05-07 300
Повторительно – обобщающий урок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(урок-коммуникация)

Цели:

с точки зрения УУД – формировать способность к обобщению;

с точки зрения предметных умений – формировать умения систематизаровать полученные знания и умения по теме, формировать способность устанавливать место понятия (или правила) в системе изученных языковых понятий

Структурный компонент урока Характеристика учебных действий
1. Оргмомент (цель: поставить цель на урок самостоятельно) Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок.
2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма (цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения) Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов: самостоятоятельного разбора выборочно взятых предложений (чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по экспертизе, взаимопроверка правописания).
3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме (цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы) Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы.
4. Обобщение знаний о понятии/правиле (цель: определить его классификационные основания) Составляются таблицы или другие классификационные схемы сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений (по таблице или на основе классификационной схемы).
5. Самостоятельная работа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме) Дается индувидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради.
6. Итог урока (цель: формировать умение обобщать и оформлять определение) Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме и алгоритм действий с применением существенных признаков.
7.Задавание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия) Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (или правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать … (называют изучаемое понятие) в тексте, который напишем сами».

Комбинированный урок

предполагает изучение небольшой по объему и несложной по содержанию темы (например, «Корень слова»), поэтому его структура включает все компоненты трех названных типов урока: введение нового понятия (или правила), его закрепление и повторительно-обобщающая работа.

Урок-лекция

Данный тип урока оправдан только в старших классах, когда необходимо сообщить большое количество информации на высоком теоретическом уровне по конкретной языковой теме.

Цели:

с точки зрения УУД – формировать способность аудирования, конспектирования на слух, т.е. самостоятельно выделять главное, структурировать материал;

с точки зрения предметных умений – формировать умения выделять языковые понятия, соответствующие теме урока.

 

Структурный компонент урока Характеристика учебных действий
1. Оргмомент (цель: мотивация к аудированию) Создается ситуация мотивации, ученики ставят цель научиться слушать, выделять главное в речи лектора и кратко записывать.
2. Чтение лекции (цель: развивать умение воспринимать информацию на слух) Излагается учителем материал частями: сообщение информации делится на части, каждая смысловая часть должна быть завершена выводом, который записывается (сначала под диктовку, затем доля руководства в конспектировании лекции уменьшается, вплоть до полной самостоятельности). Лекция обязательно сопровождается средствами зрительной наглядности.
3.Итог урока (цель: проверка усвоения лекционного содержания) Краткая устная беседа для диагностики усвоенного сообщения, из которой учитель выясняет, насколько точно законспектировано содержание лекции.
4. Задание на дом (цель: тренировка умения работать с конспектом) Изучение конспекта, восстановление содержания лекции по конспекту.

Урок-семинар

 

К такому уроку учитель готовится заранее вместе с учениками: класс делится на подгруппы, каждой из которых дают отдельное задание. Подготовка ведется минимум две недели. Дети должны самостоятельно найти дополнительный материал (помимо данного в учебнике), составить библиографию. Учитель помогает готовить материал. Урок-семинар дает навык соорганизации учебных действий, подчинение собственных интересов и действий групповым, вводит элементы учебно-исследовательской работы. Оценка подгруппе ставится единая.

Цели:

с точки зрения УУД – формировать способности учебно-исследовательской деятельности: а)выделять в информационном потоке главное для соответствующих целей; б) формировать навыки самоконтроля; в) создать алгоритм подготовки к командной работе по решению поставленных задач; г) тренировать навыки устной речи.

с точки зрения предметных умений – формировать готовности: а)отбирать материал по языковой теме; б) привести в систему изученный материал по теме; в) составить доклад (устный и письменный варианты) для отчёта о групповой работе; г) выступать с уствным сообщением

 

Структурный компонент урока Характеристика учебных действий
1. Оргмомент (цель: определить цель и структуру урока) Обсуждается с учащимися цель семинара, план обсуждения на уроке докладов, очередность выступлений групп в соответствии с темой.
2. Вступительное слово учителя (цель: дать установку на коммуникацию) Дается обобщенная информация по теме, определяются критерии оценки докладов, рецензенты из других групп, условия подведения итогов семинара.
3. Доклады учащихся (цель: развивать ораторские умения и умения воспринимать устную речь) Делается доклад от каждой группы, учащимися-слушателями ведется краткая запись доклада, после каждого проводится беседа: вопросы на уточнение услышанного, дополнения к сказанному, оценивание речевого компонента (ясность, эмоциональность изложения, правильность, чистота речи докладчика).
4. Обсуждение докладов (цель: развивать и формировать коммуникативные умения) По каждому докладу выступает рецензент из другой группы (экспромтом), обсуждается содержание доклада по определенным критериям (соответствие теме, полнота ее раскрытия, ясность, точность, правильность и т.п.).
5. Итог урока (цель: формировать умения конструктивной критики) Заключительное слово учителя: подведение итогов, анализ подготовки каждой группы, оценка каждого докладчика и рецензента,а также отмечается активность участия каждой группы в обсуждении и отдельных учеников.

Задание на дом не дается.

Урок – практикум

(урок-тренинг)

Цели:

с точки зрения УУД – формировать способностьвыделять тип задания, подбирать (создавать) соответствующий алгоритм его выполнения;

с точки зрения предметных знаний – формировать умения письменной речи: совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические, речевые навыки.

 

Структурный компонент урока Характеристика учебных действий
1.Огрмомент (цель: поставить цель – тренировать конкретные умения ) Создается мотивация к тренировочной деятельности: обсуждается изучаемая тема и перечисляются те умения, которые необходимы для ее успешного освоения, ставится цель на урок.
2.Проверка домашнего задания (цель: организовать фронтальный опрос для выяснения сформированности умений по теме ) К доске вызывается шесть человек (насколько позволяет доска), остальным даются задания индивидуально (перфокарты, карточки и т.п.): из домашнего задания по определенной схеме (которую учитель продумывает заранее при подготовке к данному уроку,чтобы не дублировать д/з) выписываются орфограммы/пунктограммы или словоформы, связанные с темой. Через десять минут письменные работы собираются, затем всем классом проводиться проверка выполненных заданий у доски. Оценка ставится всем (отвечавшим у доски – сразу, по письменным работам – после проверки объявляется на следующем уроке)
3. Тренировка орфографической зоркости (цель: развивать умения на слух определять орфограммы и пунктограммы ) Даются упражнения, связанные с диктовкой: - устно определяются на слух заданные орфограммы (пунктограммы), демонстрииуются карточки с правильным написанием; - письменные сопровождаются диктовкой (словарный диктант, выборочная запись по заданию, перфокарты, тесты и т.п.).
4. Тренировка грамматических, орфографических, пунктуационных (цель: закреплять навык находить и распознавать заданные категории, орфогаммы и т.п .) Выполняются упражнения, связанные с определением опознавательных признаков грамматических понятий, их категорий, орфограмм и пунктограмм: комментированное письмо, выборочное списывание (с пропуском букв, знаков препинания), распределение орфограмм и др. по типам, составление таблиц, обобщенных справочных материалов и т.д., работа со схемами (придумать по заданию, составить по образцу слова, предложения).
5. Тренировка речевых умений умений и навыков (цель: закреплять навык находить и использовать изучаемые понятия в тексте ) Предлагаются творческие задания - на анализ отрывка текста с целью обнаружения изученных понятий (категорий) или орфограмм/пунктограмм, - на составление собственных мини-текстов с изученными понятиями или орфограммами/ пунктограммами.
 6. Контрольный диктант (цель: самопроверка сформированности умений ) Выбирается связный текст с изученными по теме понятиями или орфограммами/ пунктограммами и диктуется учащимся для закрепления и применения усвоенных знаний на практике.
7. Задавание на дом (цель: научиться определять языковую задачу) Составление собственных диктантов или упражнения по изучаенной теме.

Урок-диктант

Цели:

с точки зрения УУД – формировать способность аудирования: научиться слушать, осмыслять текст с позиций пишущего;

с точки зрения предметных знаний – формировать умения выделять синтагмы, определять ошибкоопасные места,писать диктант для самопроверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.

Данный тип урока направлен на освоение детьми всех необходимых учебных действий при написании контрольных диктантов. Чтобы научить ребенка переводить звучащую речь в письменную, необходимо понимать, что эта деятельность состоит из целого ряда умений, которые формируются постепенно и отдельно друг от друга. Например, когда сознание настроено писать, т.е. изображать графически те слова, которые держит в «уме», оно не в состоянии ничего услышать. К таким умениям относятся

- умение держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм,

- умение услышать «ловушки», т.е. ошибкоопасные места – орфограммы и пунктограммы,

- умение опознать и проверить эти ошибкоопасные места – орфограммы и пунктограммы (вспомнить нужное правило),

- вспомнить графическое изображение нужных букв (заглавных, прописных, оформление предложений и абзацев),

- осуществлять самоконтроль за письмом.

Четкость действий учителя во время обучающего диктанта – залог успеха ученика. Готовясь дома к проведению данного типа урока, учитель должен поделить предложения на синтагмы, удобные для диктовки (количество слов, входящих в синтагму для одноразового прочтения, определяется возрастом и индивидуальными особенностями учеников конкретного класса). От урока к уроку синтагмы, а также насыщенность их ошибкоопасными местами следует увеличивать постепенно. Для только что изученных правил допускается использование «шпаргалок»: словарей, таблиц, справочных материалов, выполненных учениками самостоятельно.

Обучающий диктант, как правило, сопровождается выполнением грамматических заданий по теме.  

Структурный компонент урока Характеристика учебных действий
1. Оргмомент (цель: дать установку на перевод устной речи в письменную ) Психологическая установка на самостоятельную работу: создается ситуация, в которой дети четко определяют круг своих действий, могут объяснить, что они будут делать, работая «писарем» (см. Глава 3, §3).
2. Диктовка (цель: приучить правильно действовать во время диктовки, запоминать границыпредложения) 1.Текст диктанта читается полностью, неторопливо, выразительно, внятно. 2. Читается предложение целиком. Учеников предупреждают о том, что следует слушать предложение полностью («до точки»). 3. Диктует учитель по синтагмам, отрезок предложения произносится один раз (не повторяя).
3. Самопроверка (цель: научить видеть ошибки ) Учитель диктует текст медленно по предложениям, делая между ними достаточные паузы, давая возможность детям проверить написанное.
4. Выполнение грамматических заданий (цель: закрепить знания по изученной теме ) Для грамматического задания, как правило, связанного с изучаемой темой, выбираются языковые единицы из текста диктанта (по вариантам) и проверяются навыки языкового разбора (полного или частичного).
5. Итог (цель: научить самоконтролю ) Самопроверка контрольного задания и проверка написанного диктанта.

Контрольные уроки

(урок самоконтроля)

Цели:

с точки зрения УУД – формировать способность рефлексии: тренировать умения самоорганизоваться, использовать алгоритмы учебных действия самоконтроля;

 с точки зрения предметных знаний – формировать умения контролировать усвоенные знания и умения по изученным темам конкретного лингвистического раздела курса русского языка.

 

Контрольный диктант проводится четыре раза в год, т.е. в конце каждой четверти

 

по структуре соответствуют обучающему диктанту

диктант с грамматическим заданием после диктовки выполняется по вариантам языковой разбор слов из текста диктанта (полный или частичный)
самостоятельная работа

даются варианты упражнений на все понятия и правила по изученной теме

урок-зачет

Для подготовки к зачету требуется время (список вопросов раздается минимум за три дня). Зачет может быть организован письменно (тестовые задания) или устно, индивидуально или по группам. Группы составляются по факту контроля учителем за усвоением материала: текущий учет усвоения учащимися знаний и умений дает возможность учителю объединить для ответа на вопросы учеников одного уровня знаний. Как вариант можно предложить учащимся самостоятельно подготовить список вопросов к зачету. Каждая группа готовит список для другой группы. Чем разнообразнее форма зачета, как показывает опыт, тем эффективней урок. Не следует забывать, что зачет – форма контроля не только ученических знаний и умений, но и профессионализма учителя.

уроки тестирования

Итоговый тип урока, возникшийся в связи с необходимостью подготовки к ГИА и  ЕГЭ


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.