Как нормативный аспект изучения родного языка — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Как нормативный аспект изучения родного языка

2020-05-07 199
Как нормативный аспект изучения родного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стилистика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются функциональные стили языка, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения (культура речи). Стилистику принято рассматривать как науку «о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка»,[103] она изучает употребление языка в речи. В стилистику входит изучение стилистической окраски языковых фактов, их экспрессивных оттенков, синонимия языковых единиц.

В методике стилистики различается два направления. Первое направление – практическая стилистика – рассматривает стилистическую окраску языковых единиц и использование в речи стилистических синонимов. Такая работа проводится в процессе обучения всем разделам русского языка. Основой второго направления является функциональная стилистика, т.е. изучение различных видов речи в соответствии с речевой ситуацией. В центре функциональной стилистики находится понятие функционального стиля.

Знакомство учащихся с функциональными стилями «создает хорошую ориентировочную основу для дальнейшего углубления и конкретизации понятия о речевых стилях, для формирования навыков стилистически дифференцированной речи».[104]

Цели изучения раздела

· познакомить школьников с функциональными стилями речи, научить их пользоваться речью в соответствии с речевой ситуацией;

· на основе анализа языковых единиц распознавать стилистическую принадлежность того или иного текста.

В процессе изучения функциональных стилей языка выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждаю

Содержание обучения

Теоретические стилистические понятия, понятие функционального стиля является предметом изучения в 5-7 классах. В 5 классе происходит знакомство учащихся с разговорным, научным и художественным стилями; в 6 классе изучается официально-деловой стиль; в 7 классе школьники усваивают черты публицистического стиля и его жанры. В 8-9 классах проходит закрепление и углубление знаний по стилистике; в 10-11 классах сведения о функциональных стилях обобщаются и систематизируются.

Информация для размышления

Познакомьтесь с основным содержанием предмета Русский язык

на ступени основного общего образования, связанным с изучением стилистики


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.