Средства обучения орфографии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Средства обучения орфографии

2020-05-07 589
Средства обучения орфографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Учебники по русскому языку (федеральные комплекты)

2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом.

3. Средства наглядности при обучении орфографии – печатные пособия: таблицы и раздаточные материалы.

4. Словари:

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2000.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – М., 2001.

Жукова Т.М. Школьный орфографический словарь. – М.,| 2012

5. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. Учебное пособие для учащихся V-VII кл. – М., 1996.

Организационные формы обучения

Аудиторные – урок-исследование, урок-коммуникация, урок-семинар, урок-практикум; компоненты урока – орфографические тренинги в структуре урока любого типа, регулярные словарные диктанты, мини-диктанты.

Внеклассные – викторина, диспуты на орфографические темы, проектная деятельность.

Приглашение к действию

1. Составьте таблицу и распределите правила, изучаемые в школе в соответствии с принципами орфографии.

Принципы орфографии Орфографические правила, изучаемые в школе
   

2. Какие методы и приемы целесообразно использовать на уроке изучения новых правил?

3. Какие методы и приемы эффективнее использовать при закреплении орфографического правила?

3. Составьте или подберите из учебников упражнения для усвоения следующих орфографических правил: правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых ударением, чередующихся), правописание окончаний имен существительных, личных окончаний глаголов, правописание НЕ с разными частями речи, правописание -Н- /-НН- в прилагательных, причастиях, наречиях. Сформулируйте задание к этим упражнениям.

4. Выполните и прокомментируйте орфографический разбор выделенных слов в следующем предложении: Осенние ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница.

5. Выберите из раздела «Морфология» орфографические темы. Проанализируйте их и расскажите о взаимосвязи морфологии и орфографии.

7. Какие орфографические правила изучаются в разделе «Морфемика»? Подберите упражнения к указанному разделу, формирующие правописные навыки школьников.

8. Как связана работа по орфографии с работой по развитию речи учащихся?

9. Составьте конспект урока-исследования по одной из орфографических тем при изучении фонетики.

 

Литература

Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

Богоявленский Д.Н.Психология усвоения орфографии. – М., 1962.

Граник Р. Секреты русской орфографии. Год???

Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой / Алгазина Н.Н. и др. – М., 1996.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1975.

Львова С.И. Орфография: Этимология на службе орфографии. – М., 2001.

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – С. 147-186.

Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.

Скрябина О.А. Интенсивный практический курс русского языка: Орфография, пунктуация. Пособие для учащихся. – М., 2006.

 

Методика пунктуации

Пунктуация – раздел языкознания, изучающий закономерности функционирования знаков препинания. Пунктуация представляет собой систему знаков препинания и является необходимым компонентом письменной речи. Пунктуация служит для выражения мыслей и чувств человека. С помощью знаков препинания передается структура и членение текста, основные особенности интонации.

Пунктуация имеет свои принципы – основы современных пунктуационных правил:

· синтаксический – роль пунктуации в выявлении синтаксического строения предложения;

· интонационный – роль пунктуации в определении смысловых отношений между частями предложения (текста), а также как показателя ритмики и мелодики речи;

· логический (смысловой) – роль пунктуации в понимании смысла письменного текста.

 Эти принципы лежат в основе обучения пунктуации в школе.

Методика пунктуации – это раздел методики преподавания русского языка, представляющий процесс формирования у школьников пунктуационных умений и навыков. Вопросы пунктуации не выделены в самостоятельный раздел школьного курса русского языка, а рассматриваются вместе с грамматическим материалом по морфологии и синтаксису. Обучение пунктуации связано также с развитием речи и мышления школьников, поскольку является основой понимания письменной речи.

 Цель обучения пунктуации – формирование пунктуационной грамотности учащихся на основе умений правильно использовать знаки препинания для членения предложения (текста) на смысловые отрезки в письменной речи и понимать написанное – в устной речи.

Задачи обучения пунктуации:

· познакомить учащихся с основными пунктуационными понятиями (пунктограмма, пунктуационное правило, пунктуационная ошибка, пунктуационная грамотность);

· сформировать у учащихся пунктуационные умения на основе усвоения пунктуационных понятий;

· выработать умение обосновывать выбор знаков препинания;

· научить школьников расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами;

· сформировать умение находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

Содержание обучения

Информация для размышления

Познакомьтесь с основным содержанием предмета Русский язык

на ступени основного общего образования, связанным с изучением пунктуации

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Обучение пунктуации неразрывно связано с изучением синтаксических      понятий – словосочетания, предложения, а также интонации, поскольку интонация является основой каждого предложения.

Выделяется четыре этапа обучения пунктуации.[97]

Первый этап – начальная школа – предусматривает знакомство с пунктуацией на практической основе. На этом этапе школьники усваивают правила постановки знаков препинания в конце предложения (точки, вопросительного знака, восклицательного знака), условия соединения слов с перечислительной интонацией (однородных членов), соединенных бессоюзной связью и союзами А и НО.

Второй этап связан с изучением пропедевтического курса синтаксиса в 5 классе. Здесь происходит закрепление знаний учащихся о постановке знаков препинания в конце предложения, при однородных членах, между частями сложного предложения. На этом этапе школьники знакомятся с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, обращением, вводными словами.

Третий этап нацеливает на проведение работы по совершенствованию пунктуационных умений учащихся в процессе обучения морфологии. В этот период происходит знакомство с понятиями «причастный оборот» и «деепричастный оборот» и правилами их выделения на письме. Также учащиеся знакомятся с постановкой запятой и восклицательного знака при междометии. В ходе изучения темы «Союз» особое внимание обращается на знаки препинания в сложных предложениях, части которых связаны подчинительными союзами, а также на пунктуации в синтаксических конструкциях с сочинительными союзами (сложносочиненные предложения и простые предложения с однородными членами). Актуальной является работа по пунктуации в ходе изучения вопросительных и относительных местоимений, вопросительных наречий, а также некоторых смысловых частиц.

Основной (четвертый) этап формирования пунктуационных умений и навыков – 8-9 классы, когда происходит изучение систематического курса синтаксиса. На этом этапе (8 класс) углубляются знания школьников о постановке знаков препинания в простом предложении (как неосложненном, так и осложненном) и изучаются правила постановки знаков препинания в сложном предложении (9 класс).

Основной единицей, над которой проводится работа в процессе формирования пунктуационной грамотности, является предложение.

Рассматривая предложения по цели высказывания, ученики знакомятся со знаками препинания в конце предложения; изучая способы осложнения простого предложения, они учатся правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными, обособленными членами, выделять вводные и вставные конструкции, обращения. В процессе изучения структуры сложного предложения проходит усвоение пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с разными видами связи. Таким образом, обучение пунктуации проходит на синтаксической основе. Рассматривая синтаксические единицы, школьники учатся находить пунктуационно-смысловые отрезки предложения, выделяемые знаками препинания.

Основными понятиями методики пунктуации являются следующие: пунктуация, пунктуационно-смысловой отрезок, пунктограмма, знаки препинания, условия выбора знака препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, пунктуационная норма, пунктуационная ошибка.

Пунктуационно-смысловой отрезок – это часть предложения, выделяемая на письме знаком (знаками) препинания, а в устной речи – с помощью интонации.

Приглашение к размышлению

Рассмотрим предложение Реяли ласточки, полетом напоминая движение ножниц, быстро вырезающих что-то. (В. Набоков) Здесь 3 смысловых отрезка. Первый – грамматическая основа (Реяли ласточки), второй представляет собой обособленное обстоятельство, обозначающее добавочное действие по отношению к главному действию и выраженное деепричастным оборотом (напоминая движение ножниц), третий смысловой отрезок – обособленное определение (быстро вырезающих что-то), относящееся к определяемому слову ножниц и поясняющее его.

Пунктограмма [98] – это «закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации».[99] Например, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) объединены в одну пунктограмму, потому что они имеют одно синтаксическое основание (ставятся в конце предложения) и выполняют одинаковую функцию (указывают на интонационную законченность).

Каждая пунктограмма имеет свои опознавательные признаки, или точки применения правил. Различают морфологические и синтаксические опознавательные признаки пунктограмм.

К морфологическим признакам относятся: наличие причастий и деепричастий (причастных и деепричастных оборотов), вопросительных и относительных местоимений, союзов, междометий. С интаксическими опознавательными признаками являются следующие: наличие двух и более грамматических основ в предложении, наличие осложняющих структуру предложения компонентов (однородных, обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, обращений), наличие чужой речи, слов-предложений да, нет.

Систематическая работа над опознавательными признаками пунктограмм формирует пунктуационную зоркость, без которой ученик не сможет правильно ставить знаки препинания. Умение видеть структурно-смысловой отрезок, находить точки применения пунктуационного правила в предложении является основой пунктуационной зоркости учащихся.

Понятия пунктограммы и пунктуационно-смыслового отрезка связаны с понятием « знаки препинания ».

Знаки препинания – это графические знаки, с помощью которых передаются в устной речи особенности интонации, а на письме – особенности строения предложения. В основной школе изучаются следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, точка с запятой, запятая, тире, двоеточие, кавычки, скобки.

Различаются выделительные знаки препинания (при обособленных членах предложения, обращении и др.), разделительные знаки препинания (при однородных членах предложения, частях сложного предложения и др.) и знаки завершения (в конце предложения).

Для правильной постановки знаков препинания необходимо знать условия их выбора и постановки. Основными условиями являются грамматические, семантические и интонационные.

Грамматические условия обусловлены структурой предложения. К ним относятся: наличие двух и более грамматических основ в предложении, пропуск одного из членов предложения, наличие чужой речи, осложняющие предложение компоненты (однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции,, обращение)..

Основой семантических (смысловых) условий является выражение различных отношений смысловых отрезков (причинно-следственные, сопоставительные, противопоставительные и др.).

Интонационные условия наблюдаются только в устной речи: понижение / повышение она, паузы, перечислительная, звательная интонация, интонация побуждения.

Пунктограмма может иметь варианты, то есть разные знаки препинания, выполняющие одну и ту же функцию. Например, для связи частей сложного бессоюзного предложения со значением перечисления может использоваться запятая или точка с запятой. Это варианты одной пунктограммы – знаки препинания в сложном бессоюзном предложении со значением перечисления.

Регулирует постановку знаков препинания пунктуационное правило.

Пунктуационное правило – это своего рода инструкция, заключающая в себе перечень условий выбора правильного знака препинания для определенного пунктуационно-смыслового отрезка.

Правильно расставленные знаки препинания в предложении свидетельствуют о владении автором пунктуационными нормами.

Пунктуационная норма – «это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте»[100].

Пунктуационная ошибка – ошибка в письменной речи, связанная с неправильным делением предложения на пунктуационно-смысловые отрезки. Выделяются следующие виды пунктуационных ошибок:

· неправильная постановка знаков препинания (знак препинания в том месте предложения, где его не должно быть);

· пропуск знака препинания;

· постановка лишнего знака препинания;

· неправильный выбор знака препинания.

При проверке работ пунктуационная ошибка фиксируется на полях тетради знаком «галочка», место ошибки подчеркивается учителем, и ученик сам исправляет ошибку. Ошибку может исправить и учитель, зачеркнув неправильный знак. Для проведения работы над ошибками ошибки группируются, и в классе анализируются наиболее частотные ошибки. Например, пунктуационные ошибки в предложениях с обращением, вводными конструкциями, прямой речью и т.д.

Пунктуационное умение – это умение правильно выделять пунктуационно-смысловые отрезки предложения и на этой основе безошибочно ставить знаки препинания.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.