Методика формирования языковой и — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика формирования языковой и

2020-05-07 222
Методика формирования языковой и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культуроведческой компетенции учащихся

 

Овладению учащимися личностно-значимых для них знаний и умений, способствует компетентностный подход, ориентирующий на усвоение умений, обобщенных способов деятельности в процессе обучения, которые осуществляются на основе формирования универсальных учебных действий (УУД), призванных объединить все учебные предметы в целостную образовательную систему.

Виды компетенций названы в Федеральном государственном образовательном стандарте РФ и обозначены в образовательном минимуме как основные составляющие содержания обучения русскому языку. Исходя из этого у школьников формируются следующие основные компетенции: языковая, лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая, что в конечном счете обеспечивает единство языкового речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития школьников.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя знания об основах науки о русском языке, о русском языке как знаковой системе и общественном явлении, элементы истории языка, а также сведения о выдающихся лингвистах. Кроме того, она предполагает усвоение знаний о единицах языка (с точки зрения структуры и семантики) и правил их соединения (с точки зрения функционирования в речи). Изучение языка как системы рассматривается в рамках системно-функционального подхода. В основу такого рассмотрения положен анализ языковых явлений в плане их взаимной связи, контекстуальной обусловленности и текстообразующей специфики. Регулирует использование языковых единиц в определенной речевой ситуации языковая норма, которая рассматривается как результат речевой деятельности. Владение литературными нормами является основой культуры речи – неотъемлемой части курса русского языка в основной школе.

Язык представляет собой структурированную систему, так как языковые уровни находятся во взаимодействии. Языковая система реализуется в процессе ее функционирования. Следовательно, «язык в качестве общечеловеческой деятельности представляет собой речь»[56].

Это связано с реализацией функционального подхода к языку, при котором структурные, системные и содержательные характеристики анализируются во взаимодействии и требуют интегрирующего изучения, т.е. изучения языка «на основе коммуникативных единиц, неразрывно соединяющих в своей смыслозавершенности все звенья целого дискурса»[57].

Формирование языковой и лингвистической компетенций проводится путем овладения определенными способами действия, которые позволяют не только уяснить дефиницию того или иного понятия, научить распознавать его среди других языковых явлений, но и выявлять особенности употребления его в речи.

Поскольку одной из основных целей школьного обучения называется целенаправленное формирование научного мировоззрения, учитель сам должен владеть научным аппаратом частной дидактики. Поэтому в каждом параграфе данной главы мы рассматриваем обучение каждому разделу русского языка  через призму  основного методологического понятия  науки – методическую систему (см. выше Раздел 1, Главу 2) и излагаем материал учебника в строгом соответствии её структурным компонентам:

1. Цели и задачи обучения разделам русского языка.

2. Содержание обучения.

3. Принципы, методы и приемы обучения.

4. Средства обучения.

5. Организационные формы обучения.

 

ГЛАВА 1. Методика изучения разделов современного

русского языка

                            

§ 1. Методика изучения лексики и фразеологии

 

Лексика (от греч. lexikos – словесный, словарный) – это совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав, значение, происхождение и нормы употребления слов, называется лексикологией. В лексике проявляется богатство и многообразие языка. В словах отражается и история человечества, и история науки, культуры, техники, любые изменения в жизни общества.

 

Информация для размышления

Основной единицей лексики является слово (или лексема). Это единица языка, представляющая собой комплекс звуков и служащая для обозначения предметов, явлений, признаков, состояний и т.д. По определению академика Дмитрия Николаевича Шмелева, «слово – это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью»[58] Слово обладает номинативной функцией и служит для обозначения предметов, признаков, действий, количества и т.д.; рассматривается в единстве лексического (соотношение слова с понятием, реалией), грамматического (принадлежность к определенной части речи, связь с другими словами) и словообразовательного (образование новых слов) значений.

Фразеология (от греч. phrases – выражение, logos – учение) – раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов – фразеологизмы.

Фразеологизмы (фразеологические единицы, фразеологические обороты, идиомы) – это устойчивые воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным лексическим значением: потупить взор, смотреть сквозь пальцы, очертя голову и т.п.

Фразеология в школе рассматривается как раздел лексикологии. Школьники знакомятся с понятием «фразеологизм», учатся различать свободные сочетания слов и фразеологические обороты, определяют нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова – «…Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации»[59].

Работа над фразеологизмами способствует развитию у учащихся чувства языка, способности пользоваться ими в собственной речи. Фразеологизмы составляют богатство языка, они характеризуют все стороны жизни человека: его отношение к труду (золотые руки, бить баклуши), взаимоотношения людей (закадычный друг, заклятый враг), личные достоинства и недостатки (лопух лопухом, водить за нос). Благодаря фразеологизмам речь становится яркой, выразительной, более эмоциональной.

Лексика тесно связана со словообразованием, частями речи, темами по стилистике. К лексической работе примыкает словарно-орфографическая работа (усвоение правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов).

В процессеизучениялексики и фразеологии пополняется словарный запаса учащихся, реализуется сложная система активизации новых слов, как специальных по предмету, так и общеупотребительных, формируется способность использовать слова в соответствии с лексическим значением и коммуникативной целесообразностью.

Цели обучения лексике и фразеологии:

– формирование представления о лексико-фразеологической системе русского языка;

– знакомство с лексическими нормами русского литературного языка;

– обогащение словарного запаса учащихся.

 В документе ФГОС устанавливаются конечные результаты, определяющие обязательный минимум знаний и умений, составляющих способность выпускника осуществлять речевую деятельность, а также расширительный вариант, определяющий возможности углубления знаний по разделам русского языка. В процессеизучения лексики и фразеологии выпускник долженнаучиться:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

опознавать омонимы разных видов;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Содержание обучения

Лексика и фразеология как раздел школьной программы по русскому языку изучается в 5-6 классах, опираясь на теорию принципов усвоения языка и речи, сформулированных профессором Л.П.Федоренко, в частности принцип понимания языковых значений и синхронное развитие лексических и грамматических умений, принцип развития чувства языка и понимания его выразительной функции.

Информация для размышления

Познакомьтесь с основным содержанием предмета Русский язык

на ступени основного общего образования, связанным с изучением лексики и фразеологии

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

В обучении лексике можно выделить несколько этапов. В начальной школе учащиеся получают представление о слове как носителе смысла, обозначающем названия предметов, их признаков, действия, состояния и т.д. На практической основе рассматриваются явления многозначности слова, сходства или противопоставления слов (синонимы и антонимы).

В основной школе представлено изучение лексики как самостоятельного раздела в системе языка. Работа по лексике продолжается и при изучении словообразования и грамматики. На этом этапе сведения о лексических понятиях повторяются и обобщаются. Так, в процессе освоения способов словообразования школьники знакомятся с родственными словами, имеющими разные словообразовательные аффиксы, благодаря чему приобретают новое лексическое значение. Сравните: вошел – вышел. Приставки-антонимы придают разные лексические значения словам. Однокоренные слова соседний и соседский, имея разные суффиксы, обозначают разные понятия. Учащиеся узнают слово как единицу грамматики (словоформу), определяют особенности грамматических значений слов, принадлежащих к разным частям речи, учатся образовывать новые слова и формы слов, рассматривают их сочетательные возможности при построении словосочетаний, анализируют функции слова как текстообразующей единицы в связной речи.

В школьном курсе «Лексика и фразеология» изучается 3 группы понятий, которые отражают общее содержание раздела: понятия, связанные с семантикой слова; понятия, связанные с употреблением слова, и понятия, связанные с происхождением слова. Одновременно формируется представление о лексике как системе. Формирование и совершенствование лексических умений проходит на протяжении усвоения всех разделов языка.

Основное внимание на первом этапе работы над лексическими понятиями нацелено на усвоение школьниками основных способов передачи лексического значения слова. Учащиеся знакомятся с однозначными и многозначными словами, употреблением слова в прямом и переносном значении. У школьников на этом этапе происходит формирование лингвистических понятий «омонимы», «синонимы», «антонимы» и наблюдение над использованием этих единиц в устной и письменной речи. Появление новых значений у слова происходит с течением времени в результате исторического развития языка на основе переноса названия с одного предмета на другой по какому-либо признаку (по сходству, функции, смежности).

Наиболее общим понятием на этом этапе для учащихся является понятие лексического значения слова, для которого в методике используются термины «толкование значения», или «семантизация» слова. «Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом».[60]

Слова отличаются друг от друга внешней формой (звуковым составом) и строением (морфемным составом). Каждое слово имеет свое конкретное лексическое и грамматическое значение. Под лексическим значением слова понимается способность слова отображать явления действительности (предметы, признаки и т.д.). Лексическое значение слова дает возможность нашему сознанию представить то, что описывает автор высказывания (текста).

 На уроках лексики учащиеся знакомятся с разными способами определения лексического значения слова: 

описание предмета;

подбор к слову синонимов, антонимов, однокоренных слов; 

выделение родового (видового) понятия;

соотнесение слова с предметом (наглядный способ);

контекстуальный (введение слова в контекст);

обращение к толковому словарю.

Например, Робость – значение слова робость «качество характера несмелого человека, который с трудом решается на какой-либо поступок», определяется словарями как «ощущение страха, боязни («Толковый словарь» С.И. Ожегова). Синонимами к этому слову являются слова несмелость, нерешительность, боязливость (Словарь синонимов русского языка З.Я. Александровой). Словарь антонимов показывает нам слово с противоположным значением: смелость (М.Р. Львов). Однокоренные слова: робкий, робеть (робеющий, робея), робко. Употребление слова робость: «Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь» (А. Пушкин)

Знание лексического значения слова способствует пополнению словарного запаса учащихся, помогает понять содержание текста, учит правильно использовать слово в речи в соответствии с задачей высказывания и стилистическим окружением.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.