Методы и приемы обучения орфографии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы и приемы обучения орфографии

2020-05-07 685
Методы и приемы обучения орфографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ӏ. Наблюдени е над фактами языка

1. Чтение, в процессе которого учащиеся запоминают графический образ слова.

Например: 1. Прочитайте слова. Определите их лексическое значение. Запомните, как пишутся слова.

Гегемония, каприччио, сакраментальный, вернисаж, апелляция, меценат, филателист, дифирамб, когорта, корифей, дискриминация, адаптация, филигранный, манипулятор, индифферентный, фолиант, прецедент, дивиденд, пессимизм, оптимизм, криминология.

2. Наблюдение над изученными орфограммами может проводиться с помощью списывания. Списывание может быть неосложненным и осложненным, выборочным.

а) Неосложненное списывание (без пропуска орфограмм) формирует умение школьников находить, обозначать, объяснять орфограммы.

Например, при работе над безударными гласными можно использовать такое задание: спишите слова, объясните их правописание.

Выяснить, вытеснить, объявить, скрепить, поспешить, вычистить. зачастить, выбелить, удивить, загрязнить.

б) Списывание может быть осложнено подчеркиванием букв, морфем, содержащих орфограммы, вставкой пропущенных букв, слогов, подбором проверочного слова и т.д. Примером такого списывания может служить то же упражнение, но с измененным заданием.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.

Вы..снить, выт..снить, объ..вить, скр..пить, посп..шить, выч..стить. зач..стить, выб..лить, уд..вить, загр..знить.

в) Выборочное списывание связано с выбором слов с определенной орфограммой, однокоренных слов и т.д.

Например: прочитайте текст. Выпишите однокоренные слова, объясните их правописание.

Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой,

Засучил рукава и не медля взялся за работу.

Где прошел по лесам он с ведерком и кистью,

Там дрожат и горят золоченые листья.

                                    (А. Прокофьев)

3. Работа с орфографическим словарем.

а) подбор слов с определенной орфограммой (правописание слов с приставками на З-/С-; правописание слов с разделительным Ъ и др.)

б) подбор родственных слов к непроизводным словам (например, слова с корнем земл я, окн о, рас сказ)

в) подбор одноструктурных слов (например, с приставками ПРЕ-/ПРИ-, суффиксами -ЧИК-/-ЩИК- и др.

ӀӀ. Орфографический разбор формирует умение не только находить орфограмму, но и обосновывать написание слова с помощью орфографического правила. Он может быть полным (анализ всех орфограмм в слове), частичным, или выборочным (анализ орфограмм на определенное правило).

Порядок орфографического разбора

1) устанавливаем характер орфограммы (например, правописание безударного гласного, проверяемого ударением);

2) формулируем правило правописания данной орфограммы (безударный гласный проверяется путем подбора родственного слова или формы слова, где этот гласный стоит в сильной позиции);

3) подбираем проверочное слово;

4) делаем вывод.

Например: в слове холодный орфограммой является безударный гласный в корне слова. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы проверяемый гласный находился в сильной позиции, т.е. под ударением. Для проверки написания слова холодный используем родственное слово, где этот гласный стоит в сильной позиции – холод.

Эффективным методом обучения орфографии являются обучающие диктанты (комментированный, предупредительный, объяснительный, выборочный, диктант по памяти, творческий диктант).[96]

1. Например, выборочный диктант по вариантам. 1-й вариант записывает словосочетания, вставляя, где необходимо Ъ и Ь. 2-й вариант записывает словосочетания, в которых этой орфограммы нет.

Непод…емгная ноша, с…кономленные запасы, не трон..те его, об..еденная кора, отреж..те кусочек, охотнич..и следы, бол..шое озеро, раз…езженная колея, мешки с рож..ю, хороший помощ…ник, холмистый рел..еф, двух..ярусная кровать, красивый медал..он, без…апелляционное заявление, открыт..ся настеж…, взять интерв..ю, интересная п..еса, транс..европейская миссия, ползти по-черепаш…и, незаметный из…ян, раз…яренный зверь, молодой камен…щик, медвеж..е логово, забота фонар…щика

2. Свободный диктант имеет большое значение не только для формирования правописных навыков, но и для развития речи, внимания, памяти учащихся. Для такого диктанта подбирается доступный по содержанию, насыщенный орфограммами текст, который учитель читает целиком. Текст пересказывается учеником. Повторное чтение проходит по абзацам. Каждый абзац читается один раз. Учащиеся записывают, свободно располагая слова. Особенностью свободного диктанта является то, что он позволяет проверить усвоение сразу несколько орфограмм.

3. Словарный диктант занимает особое место в формировании правописных навыков. Для такого вида диктанта используются словарные слова, слова на изученное правило. Целесообразно подбирать слова, сгруппированные 

· по грамматическим темам (например, правописание существительных, правописание наречий и т.д.);

· по изученным орфографическим темам (например, правописание чередующихся гласных А/О в корне слова; правописание сложных слов и др.);

· словарные слова (с непроверяемыми орфограммами)

Сгруппированный таким образом языковой материал позволяет прочно закрепить правописание на основе неоднократного повторения одного и того же орфографического правила.

ӀӀӀ. Реконструкция

1. Упражнения с заполнением пропущенных букв в словах (осложненное списывание)

Например: Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните правописание этих слов.

Это тот самый ру..кий характер, бе..боязне(н,нн)ый да бе..корыс..ный, в чу..ствах без..аветный и смирный, на деле отважный, бл..городный и к себе бе..пощадный. (Г. Николаева)

При работе над этим текстом учащиеся вспомнят правописание:

удвоенных согласных в суффиксах прилагательных (русский, безбоязненный);

     непроизносимых согласных (бескорыстный, чувства);

     приставок на з/с (безбоязненный, бескорыстный, беспощадный)

    безударных гласных, проверяемых ударением (благородный)

2. Упражнения в подборе однокоренных слов с целью проверки правописания

Спишите слова и подчеркните в них непроизносимые согласные. Измените слова так, чтобы непроизносимые согласные стали произносимыми.

Властный, гигантский, тростник, радостный, грустный, хлестнуть, местный, безвыездно, участливый, крепостной, поздний, доблестный, ненастный, завистник, прелестный, беспристрастность, лестный, пастбище, участник

Образец рассуждения: здравствуй. В этом слове непроизносимый согласный В. Изменим слово, чтобы данный звук оказался в сильной позиции: здравие.

3. Перевод звукового звучащего слова (транскрипции) в графическое изображение, объяснение разницы.

Например: прочитайте фразу, а затем запишите ее. Объясните разницу в звучащем и записанном вариантах

[в-сказъчнъj т’ишын’э з-б’ир’озы / зΛт’ортъj высок’им’и              jэл’ь м’и / с л’и т’эл м’эд л’ьнъ вн’ис жолтыj л’исток] (В сказочной тишине с берёзы, затёртой высокими елями, слетал медленно вниз жёлтый листок).

1. Выполнение тестов (подготовка к ЕГЭ)

Например, подчеркните в каждой строке слово с приставкой только на -З-

А) ра…вернуть, ра…строиться, ра…свирепеть;

Б) бе…совестный, бе…вкусный, бе…страстный,

В) и…ливать, и…страдаться, и…тратить.

5. Списывание с определением типа орфограммы.

Например, перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, каким правилом вы руководствовались.

1. Как захожий богомол..ц, я смотрю твои поля. А у низеньких окол..ц звонно чахнут тополя. (С. Есенин) 2. Спи, младен..ц мой прекрасный, баюшки-баю. (М. Лермонтов) 3. А по двору метел..ца ковром шелковым стелется. (С. Есенин)

При выполнении этого упражнения следует опираться на правило, регулирующее правописание суффиксов -ЕЦ/-ИЦ

ӀѴ. Конструирование

1.Составление предложений с приведенными словами. Объяснение их значения и правописание.

Например: прочитайте пары слов. Объясните, от чего зависит их написание? Составьте словосочетания с этими словами.

Отворить – отварить; посидеть – поседеть; полоскать – поласкать; разредить – разрядить; спешите – спишите; выпали – выполи; развивался – развевался; скрепя – скрипя; запевал – запивал; примирять – примерять.

Основным условием выбора орфограммы при выполнении данного упражнения следует считать лексическое условие, потому что от лексического значения слова зависит его правописание (отворить дверь, но отварить овощи).

2. Составление обобщающих таблиц.

Например, при изучении частиц целесообразно составить таблицу правописания частицы НЕ с разными частями речи

Таблица

Раздельно слитно
1.С глаголами, деепричастиями, краткими формами страдательных причастий, числительными, местоимениями (кроме отрицательных): не говорить, не знать; не читая, не решив; не построен; не два, не трое;, не он, не его, не этот. 2. С существительными, прилагательными, причастиями, наречиями на –о, если имеется или подразумевается противопоставление: не друг, а враг; не веселый, а грустный; не законченная а только начатая работа; не далеко, а близко 3.С полными формами причастий, если при них есть зависимое слово: не прочитанная до конца книга 4.С прилагательными, причастиями, наречиями на -о при наличии слов отнюдь, далеко, вовсе, ничуть, нисколько: отнюдь не близкий, далеко не равнодушный, вовсе не старый, ничуть не скользкий, нисколько не близкий; отнюдь не устаревший, далеко не укатанный, вовсе не оправданный, ничуть не отчищенный, нисколько не мешающий; отнюдь не верно, вовсе не сладко, ничуть не темно, нисколько не страшно. 5.Со словами готов, должен, жаль, надо, нужно, обязан и др.: не рад, не должен, не готов, не обязан, не надо, не нужно. 1.С существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями, словами состояния, которые без не не употребляются: небылица, недоросль, невзрачный, ненастный, негодовать, ненавидеть, недомогающий, негодующий, недоумевая, негодуя, неизбежно, нелепо 2.С существительными, прилагательными и наречиями на -о, если слово можно заменить синонимом без не: несчастье (горе), невеселый (грустный), недалеко (близко). 3. С полными формами причастий без зависимого слова: недостроенный дом, непросохшая одежда. 4. В неопределенных местоимениях: некто, нечто, некоторый, несколько, некий.

 

3. Подбор слов под определенное правило. Например, подобрать (выписать из словаря) определенное количество словарных слов или слов с изучаемой орфограммой.

4. Подготовка связного высказывания (в устной или письменной форме) на конкретную орфографическую тему. Например, «Правописание наречий», «Правописание суффиксов прилагательных» и т.п.

Определенную трудность в написании для учащихся представляют слова-омонимы, относящиеся к разным частям речи и имеющие разное написание. Здесь возможны следующие приемы:

а) составление связного высказывания на тему «Правописание наречий и слов-омонимов» на основе сопоставительных таблиц

Таблица

Наречия Сочетания прилагательных и местоимений
Люди одеты по-зимнему – наречие: по- приставка, -ому – суффикс, обозначает признак действия, относится к глагольной форме (причастию) одеты, отвечает на вопрос «как?», в предложении является обстоятельством образа действия. Ты всегда хочешь, чтобы получилось по-твоему – наречие: по- приставка, -ому – суффикс, обозначает признак действия, относится к глаголу получилось, отвечает на вопрос «как?», в предложении является обстоятельством образа действия По зимнему небу плывут облака – прилагательное: с предлогом по (-ому – окончание), обозначает признак предмета, относится к существительномув форме Д.п. (по) небу, отвечает на вопрос (какому?), в предложении является согласованным определением. Мы поступили по твоему совету – прилагательное: с предлогом по (-ому – окончание), обозначает признак предмета, относится к существительному по совету, отвечает на вопрос (какому?), в предложении является согласованным определением.

 

 

Связное высказывание можно представить в виде рассуждения, которое строится по известной схеме: тезис, доказательства, вывод.

Учащимся предлагается составить свое высказывание, опираясь на конкретные примеры: Андрей постоял несколько минут у двери, (за)тем позвонил. (За)тем пригорком находится деревня.

В этих примерах нам необходимо определить написание выделенных слов. Для этого нужно знать, какой частью речи являются эти слова, какую функцию они выполняют в предложениях.

Первый тезис: в 1-м предложении слово затем – наречие.

Доказательства: это слово относится к глаголу позвонил, отвечает на вопрос когда? В предложении является обстоятельством времени.

Вывод: это наречие, пишется слитно.

Второй тезис: во 2-м предложении (за) тем (пригорком) – местоимение.

Доказательства: слово относится к имени существительному с предлогом (за пригорком) и согласуется с ним в роде (мужской), числе (единственное), падеже (творительный), отвечает на вопрос каким? Начальная форма тот. В предложении является согласованным определением.

Вывод: это местоимение, пишется раздельно, так как предлог за относится к существительному пригорок.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.