Методы и приемы обучения пунктуации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы и приемы обучения пунктуации

2020-05-07 523
Методы и приемы обучения пунктуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе методов обучения пунктуации является работа по осознанию значения каждого знака препинания и правил его употребления.

Ӏ. Наблюдение над языковыми фактами и их анализ

1. Наблюдение над структурой предложения

(может проводиться с помощьювыразительного чтения, неосложненного и осложненногосписывания).

Например: Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания. На какие правила вы опираетесь?

Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам (И.Крылов)

Анализируя предложение, учащиеся находят структурно-смысловые отрезки, которые выделяются интонационно в устной речи, а на письме – пунктуационно и объясняют условия выбора и постановки знаков препинания.     

2. Наблюдение над смыслом предложения

Например: Прочитайте предложения. Объясните, почему в одном случае слово верно выделено запятыми, а в другом – нет. Как это отражается на смысле предложений?

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (И. Крылов) – Какие хорошие грустные песни, и как это верно спето про звезды, которые знают всё… (М. Горький)

В 1-м предложении слово верно является вводным. Оно не связано ни с каким членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос. При изъятии его из предложения смысл высказывания не меняется. Вводное слово с двух сторон выделяется запятыми. Во 2-м предложении слово верно – наречие, выполняет функцию обстоятельства образа действия, по смыслу и грамматически связано со сказуемым спето (как?) верно.

 3. Наблюдение над структурой и интонацией предложений.

Например: Прочитайте выразительно предложения. Объясните в них постановку тире. Как связаны интонация и постановка знаков препинания?

Пушкин – это ощущение языческого, аттического бытия. (А.Н. Толстой). Зима красна снегом, а осень – хлебом. ( Пословица). Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков – и начался осенний гон лосей. (Ю. Казаков)

Выполнение этого упражнения требует знаний учащимися правил постановки тире в простом предложении и умений применять этих правил в практической работе.

В 1-м предложении учащиеся опираются на правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п. Во 2-м предложении (2-я часть) пауза в устной речи и тире на письме – в неполном предложении на месте опущенного сказуемого (красна). В 3-м предложении тире с двух сторон выделяется распространенное приложение.

4. Сопоставление синтаксических конструкций разной структуры

Например: Прочитайте предложения. Проанализируйте их структуру, определите условия постановки знаков препинания. Сформулируйте правила.

1. И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С. Есенин) 2. Черемуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила. (С. Есенин)

При выполнении задания школьники опираются на общеучебные умения, сформированные в процессе изучения синтаксических тем «Грамматическая основа предложения», «Предложения с однородными членами», «Сложносочиненные предложения». Вслед за выразительным чтением и выделением структурно-смысловых отрезков находим грамматические основы предложений. Первое предложение имеет две грамматические основы стоит береза и горят снежинки. Во втором предложении одна грамматическая основа: подлежащее черемуха и однородные сказуемые расцвела и завила. Опознавательным признаком структурно-смысловых отрезков является союз И. Однако он выполняет разные функции. В первом случае выступает как средство связи между предикативными частями в сложносочиненном предложении, поэтому здесь необходим знак препинания – запятая. Во втором предложении соединяет однородные члены – сказуемые. Поэтому в этом случае запятая перед союзом И не ставится.

Чтобы объяснить постановку запятой перед союзом что во втором предложении, учащимся необходимо вспомнить понятия «сравнение» и «сравнительный оборот». Только тогда они смогут обосновать выделение запятыми (обособление) части предложения что кудри.

ӀӀ. Пунктуационный разбор

Порядок разбора:

а) формулируем тезис рассуждения (что требуется доказать);

б) формулируем общее правило, в соответствии с которым ставится тот или иной знак препинания;

в) применяем правило к конкретному случаю написания.

Например: Передо мной открылся человек, пребывающий в героическом безделье.  (Г. Троепольский)

 Рассуждение: Это предложение имеет согласованное определение (пребывающий в героическом безделье), выраженное причастным оборотом. Оно обособляется (выделяется запятыми), так как стоит после определяемого слова (человек).

Обучающие диктанты

комментированный (текст записывается под диктовку, один из учеников комментирует постановку знаков препинания); предупредительный (комментарий предшествует написанию текста); объяснительный (комментарий следует после написания); выборочный (записываются только предложения в соответствии с заданием учителя), творческий диктант (записывается текст, который предлагается изменить, например, поменять место причастного оборота и т. д); графический диктант (записываются схемы предложений); письмо по памяти (насыщенный пунктуационными знаками текст заучивается и затем записывается учащимися самостоятельно).

Обучающие диктанты могут использоваться на любом этапе обучения. Особенность их в том, что они дают возможность проверить усвоение как орфографических, так и пунктуационных правил.

  ӀӀӀ. Реконструкция

1. Списывание. Для списывания используются специально подобранные тексты (отдельные предложения), в процессе выполнения которых ученик опирается на зрительную память, формируется умение видеть готовые синтаксические конструкции с разными знаками препинания.  

а) неосложненное. Основой неосложненного списывания является не просто переписывание «готового» текста, а способность школьников найти смысловые отрезки и проанализировать там постановку знаков препинания, указав условия выбора того или иного знака.

Например: Перепишите текст, объясняя постановку знаков препинания.

В осенние сумерки на морском побережье северо-восточный ветер гнул дугою голые тополя, потрясал рамы в старом, стоящем на холме, доме с деревянной башней, грохотал крышей так, что казалось, будто по железной крыше ходит тяжеловесныйчеловек, дул в трубы, под двери, во все щели.

Из окон дома было видно, как на бурых плантажах метались голые розы, как над изрытым свинцовым морем летят рваные тучи. Было холодно и скучно. (А.Н.Толстой).

в) осложненное. Осложненное списывание предусматривает переписывание текста, содержащего различные пунктуационные изменения. Разновидности заданий: вставить знаки препинания, расставить недостающие знаки, поставить знаки препинания при однородных членах и т.д.

Например: Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Когда чай был выпит мы вышли из сакли. Давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уже был погрузиться в черные свои тучи висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса. Вопреки предсказанию моего спутника погода прояснилась и обещала нам тихое утро. (М. Лермонтов)

2. Видоизменение синтаксических конструкций

а) Например: Спишите предложения, ставя причастные обороты после определяемого слова. Расставьте знаки препинания. Объясните причину наличия или отсутствия знаков препинания.

1. От тарелок подымался пахнущий раками пар. (М. Булгаков) 2. Всякий день в черной сверху и облицованной кафелем плите стреляло и бушевало пламя. (М. Булгаков)

б) Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Изменилась ли структура, интонация и пунктуация в полученных предложениях? Почему?

1. Тогда он спросил: «Так ты не забыл меня?» (В. Каверин). 2. «Почему молчишь? – спросил Алексей старика. (Д. Мережковский) 3. «Что это за озеро?» - спросил я с удивлением. (А.К. Толстой)1.

1. Тогда он спросил, не забыл ли я его 2. Алексей спросил старика, почему он молчит. 3. Я спросил с удивлением, что это за озеро.

При замене прямой речи на косвенную изменилась структура предложений. Они стали сложноподчиненными. Исчезла вопросительная интонация (и вопросительный знак), поменялись формы слов. Следует отметить, что при переводе прямой речи в косвенную исчезает выразительность, эмоциональность речи.

в) Упражнение в синтаксической синонимии

Прочитайте предложения. Замените придаточные части сложноподчиненных предложений обособленными членами предложения. Определите их структуру. Объясните постановку знаков препинания.

1.Всё вокруг способно внушить почтительное чувство к людям, которые умели устроиться на земле так уютно. (М. Горький) 2. Когда Герасим вышел из дому, он тотчас хватился Муму. (И. Тургенев) 3. Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо унес отец. (Ф. Достоевский)

4. Изложение с использованием определенных синтаксических конструкций (с вводными словами, однородными и обособленными членами предложения, сложные синтаксические конструкции и т.д.)

ӀѴ. Конструирование

1. Составление предложений по схемам, по опорным словам; составление предложений по определенной теме, по данной ситуации)

Например: а) составьте сложноподчиненные предложения с данными союзами и определите вид полученных придаточных предложений. Объясните варианты постановки знаков препинания.

Вследствие того(,) что; ввиду того(,) что; благодаря тому(,) что

б) составьте или подберите из произведений художественной литературы сложносочинённые предложения по следующим схемам.

1) 1, зато 2; 2) не то 1, не то 2; 3) 1, однако 2, и 3; 4) 1 и 2;

2)                                      1,

 

                                                 что?

                                        2.

3)

1

           (о чем?)

                              придат. 1-й степ.

2

                     (по каким?)

                             придат. 2-й степ.

3

 

2. Составление обобщающих таблиц.

Например, таблица «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными» составляется по мере разбора предложений и заполняется постепенно при коллективном обсуждении:

запятая ставится запятая не ставится
1. Между однородными придаточными  - без сочинительных союзов: Я понимал, / что лежу в постели, / что я болен, / что я только бредил. - соединенными повторяющимися сочинительными союзами: Он рассказывал и о том, / как много книг прочитал за это время, / и о том, как много интересного узнал, бывая в разных городах. 2. Между придаточными с последовательным подчинением при сочетании двух подчинительных союзов что если, что когда и др.: Бенедиктов вдруг почувствовал, / что, / если он просидит еще минуту,/ сердце его разорвется. Держалась она с таким достоинством, / что, / когда подавала мне налитый стакан,/ я чувствовал потребность встать. 3. Между придаточными с последовательным подчинением: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями,/ чтобы поймать ту незаметную долю секунды,/ когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 1. Между однородными придаточными с одиночными сочинительными союзами  и, да, или, либо: Он, видимо, это сделал только потому, / что Оленину неловко/ и / что он одинок среди казаков. 2. Между придаточными с последовательным подчинением при сочетании двух подчинительных союзов (или союзного слова и союза), если придаточное второй степени имеет вторую часть союза то или так: Маркушев знал по опыту, / что / если полковник замолчал, / то пробовать продолжать с ним разговор бесполезно.

 

3. Подбор дидактического материала из текстов художественного (публицистического, научного, официально-делового) стиля.

4. Подбор примеров на определенное пунктуационное правило. Обоснование знаков препинания в них.

а) из хрестоматии по литературе подберите примеры с обособленными членами предложения (определениями, приложениями, обстоятельствами)

б) из учебника (истории, географии, физики и др.) подберите примеры сложноподчиненных предложений (сложных предложений с разными видами связи и др.)

5. Составьте обобщающую таблицу использования тире (двоеточия) в разных синтаксических конструкциях. Подберите примеры предложений из художественной литературы на каждый случай.

6. Составление связного высказывания на определенную тему в устной или письменной форме с использованием конкретных синтаксических конструкций

а) сочинение-описание с использованием сложносочиненных предложений, предложений с однородными членами;

б) сочинение-повествование с использованием сложноподчиненных предложений, сложных предложений с разными видами связи.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.