Приглашение  для размышления — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Приглашение  для размышления

2020-05-07 283
Приглашение  для размышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прочитайте высказывание известного методиста 20 века А.В. Прудниковой о роли понимания лексического значения слова в речи [61]. Какие методические выводы следуют из этого высказывания?

Знание лексического значения слова весьма важно для пополнения словарного запаса учащихся, ибо от правильного понимания значения слова зависит и понимание содержания текста, и употребление слова в речи. Помимо этого, осознание значения слова помогает учащимся осмысленно воспринимать его грамматическую форму и синтаксическую функцию, прочно усваивать словообразовательные модели языка, правильно образовывать словосочетания.

Каждое слово в языке принадлежит к определенной части речи и имеет соответствующие ей признаки: род, число, падеж, лицо и т.д., то есть обладает грамматическим значением.

Чтобы правильно употреблять слово, надо знать точно его значение во всем богатстве его оттенков. Учащиеся усваивают, что грамматическое значение формы слова дополняет и уточняет роль лексемы в тексте, помогает строить предложения и связное высказывание. Таким образом, грамматические значения указывают, как следует понимать значение слова, делают нашу речь точной и понятной. Лексическое и грамматическое значения слов тесно связаны между собой. Не зная лексического значения, мы не сможем использовать слова в речи, не зная его грамматических признаков, невозможно правильное употребление слова.

Процесс овладения словом включает не только усвоение значения слова, его правописания, но и сочетательные возможности данного слова, практическое овладение нормами согласования и управления. Сочетаемость рассматривается как основное свойство языковых единиц, обеспечивающих их функционирование в речи. Ее можно назвать органическим, постоянным свойством языковых единиц, которые употребляются в речи в зависимости от целей и задач общения. Сочетаться могут слова, обозначающие предмет и его признак (родной дом, ключевая вода, распустившийся цветок, листья березы), предмет и его действие (рисовать красками, рисовать в альбоме) и др. Таким образом, чтобы школьники научились понимать и правильно употреблять в собственной речи языковые единицы, необходимо синхронно анализировать лексические и грамматические значения слова[62], учитывая его сочетательные возможности.  

Способность школьников соотносить слова с реалиями действительности, а грамматические формы – с логическими отношениями, которые они обозначают, опирается на методический принцип понимания языковых значений [63]. Реализация принципа понимания лексических и грамматических значений предполагает работу над усвоением единиц языка во всех их связях и отношениях.

Усвоение языковых значений единиц языка помогает формированию умений школьников безошибочно употреблять в речи грамматические формы слова.

Приглашение к размышлению

Рассмотрим, например, как можно определить лексическое и грамматические значения слова «пейзаж».

1. Описать, охарактеризовать предмет или явление, которое обозначает это слово, другими словами. Пейзаж – картина природы, жанр живописи.

2. Обратиться к толковому словарю: Пейзаж – «1. Общий вид какой-либо местности, картина окружающей природы. 2. Рисунок, картина, изображающие природу. 3. Описание природы в литературном произведении.» (см. Школьный толковый словарь русского языка /М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова, М.:Просвещение, 1999).

3. Показать данный предмет, продемонстрировать действие:

усадьба, хутор, мыза и т.п.; картина как произведение живописи; пейзаж как жанр живописи (колорит, перспектива, композиция и т.п.)

4. Подобрать к нему синоним: пейзаж - картина природы.

 Обратите внимание, у слова «пейзаж» три значения. Как называют слова, у которых несколько значений?

Грамматическое значение слова « пейзаж » – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, мужского рода, второго склонения, стоящее в форме именительного падежа, единственного числа.

Значения слов и условия их правильного употребления поясняются учеными-лексикографами в толковых словарях. В словарной статье ударный звук слова отмечен знаком ударения. Это помогает запомнить слово в единстве его значения, звучания, написания; также указаны основные грамматические признаки: окончание в форме род. п. и род у имен существительных. Особенно важное значение приобретает работа со словарями в процессе работы над многозначными словами и омонимами.

Учащиеся уясняют, что в основе лексических значений многозначных слов – их общность, связь друг с другом. В Толковых словарях многозначные слова расположены в одной словарной статье и пронумерованы. При переносе наименования с одного предмета на другой слово приобретает новое лексическое значение, которое называется переносным. В словарной статье толкового словаря слово в переносном значении имеет пометку (перен.).

Например, слово искра многозначное. Оно имеет 4 значения, связанных между собой (частица, частичка).

Искра – ы, ж. 1. Мельчайшая частичка горящего или раскаленного вещества. 2. Светящая, сверкающая частица, отблеск. 3. Мелкая светлая крапинка. 4. Перен., чего. Признак, зачаток, проявление какого-н. чувств, способности.

В отличие от многозначных слов омонимы расположены в разных словарных статьях, само слово при этом обозначено порядковым номером.

Например, для слова вал их три:

 ВАЛ1, -а, мн. -ы, -ов, м. 1. Длинная земляная насыпь. Крепостной вал. 2. Очень высокая волна. Пенятся валы. Девятый в. Огневой в. (перен.: о мощном, последовательно перемещающемся артиллерийском обстреле).

ВАЛ2, -а, мн. -ы, -ов, м. В механизмах: стержень, вращающийся на опорах и передающий движение другим частям механизма. || уменьш. валик, -а, м.

ВАЛ3, -а, только ед., м. В экономике: общий объем продукции в стоимостном выражении, произведенной за какой-либо период. Выполнить план по валу. || прил. валов‘ой, -‘ая, -‘ое. В. доход. Валовая продукция.

Значения этих слов не имеют ничего общего, значит, это омонимы.

Учащихся необходимо знакомить с ролью омонимов в художественной речи, где они используются как средство создания образной, выразительной речи или так называемых «омонимических ситуаций».

Приглашение к размышлению

Прочитайте текст. Найдите в нем омонимы. Охарактеризуйте их, используя толковый словарь.

Журавлиные станицы                        

Гонит времени опала.                    

С тополей вблизи станицы               

Желтая листва опала.               

                                       (Я. Козловский)

В тексте встречаются одинаковые слова. Как определить, являются ли они многозначными или это омонимы. Обратившись к толковому словарю, укажем лексическое значение этих слов.

СТАНИ/ЦЫ1 (журавлиные) – ы, ж. Большое селение в казачьих районах

СТАНИ/ЦА2  – ы, ж. (устар.). То же, что стая

Это полные омонимы, т.к. при изменении они совпадают во всех формах.

ОПА/ЛА1 – ы, ж. В старину немилость царя к кому-н., а также наказание, попавшему в немилость

(листва) ОПА/ЛА2  - форма глагола в прош.вр., ед.ч., ж.р. от глагола опасть

Это тоже омонимы, но совпадают они только в одной форме, а именно в форме И. п. ед.ч. (существительное) и форме прош.в.р., ед.ч., ж.р. (глагол). Такие омонимы называются омоформами.

Учащиеся имеют представление о синонимах как о словах, близких по значению. В процессе изучения лексики формируется понятия синонимии и лексических синонимов. Школьники усваивают, что синонимами называются слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие значения. Важно, чтобы они осознали стилистическую функцию синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли; они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, служат для повышения выразительности речи. Синонимы могут выступать и в качестве средства межфразовой связи в тексте.

Приглашение к размышлению

Прочитайте небольшой текст. Найдите в нем синонимы. Определите их роль в тексте.

Словно жаркий призыв торопиться, всем собой от ушей до хвоста жеребено к в четыре копытца барабанит по доскам моста. Стригунку вороному навстречу ты вступаешь на гулкий настил… (В. Савельев).

Слова жеребенок и стригунок синонимы, т.к. они относятся к одной части речи и близки по значению: жеребенок – детеныш лошади до 2-3 лет; стригунок – годовалый жеребенок, которому обычно подстригают гриву. Слово стригунок выступает как средство связи между предложениями. Благодаря синонимам автору удалось избежать повтора слов и сделать речь более выразительной.

При изучении антонимов внимание учащихся следует обратить на их использование в речи. Благодаря антонимам наша речь делается более яркой и выразительной. Школьников целесообразно познакомить с понятием антитезы, стилистического приема, в котором резко противопоставлены противоположные понятия для усиления выразительности речи. С этой целью учащимся полезно предложить специально подобранный дидактический материал (тексты), в которых используется этот прием. Например:

В толпе друг друга мы узнали,

 Сошлись и разойдемся вновь.

Была без радости любовь –

Разлука будет без печали.

(М. Лермонтов);

В процессе анализа текста учащиеся находят слова, используемые для антитезы, благодаря которым речь становится эмоциональной и выразительной (сошлись – разойдемся, радость – печаль, любовь – разлука), и делают вывод, что при малой затрате словесного материала антонимы позволяют четко и сжато выразить мысль, делают речь более яркой и образной.

На занятиях по лексике учащиеся знакомятся еще с одной лексико-семантической группой слов – паронимами – словами, сходными по написанию и звучанию: экономичный (режим работы) – экономическое (развитие); адресант (автор послания, речи) – адресат (получатель послания). Чтобы уметь пользоваться словами-паронимами, необходимо помнить, что они имеют разное лексическое значение, различаются сочетаемостью с другими словами и никогда не могут быть взаимозаменяемы. Смешение паронимов считается грубой речевой ошибкой. Правильное их употребление помогает верно и точно выразить мысль, передать тонкие смысловые оттенки высказывания.

Рассмотреть явление паронимии целесообразно на примерах, показывающих использование паронимов в речи.

Закрепление сведений о паронимах проходит с помощью словаря паронимов или с помощью толкового словаря.

Работа над лексическими понятиями строится на основе восприятия (анализа) текста, формировании умений учащихся выделять в тексте и использовать в своей речи те или иные лексические единицы.

С точки зрения употребления лексики в основной школе рассматриваются вопросы, связанные с активным и пассивным запасом слов: устаревшие слова (историзмы и архаизмы) и неологизмы. Наряду с понятием «Общеупотребительная лексика» учащимся предлагаются сведения о лексике ограниченного употребления: диалектизмах, профессионализмах, жаргонизмах, а также о терминологической лексике как наиболее существенном признаке языка науки. Основная задача этого этапа – познакомить школьников с лексикой ограниченного употребления и научить их употреблять слова в соответствии с коммуникативными задачами. Учащимся стоит напомнить, что лексика ограниченного употребления (архаизмы, историзмы, диалектизмы и др.) имеет в словарях специальные пометы, а появление неологизмов фиксируется в специальных словарях новых слов, в которых представлены не только недавно появившиеся слова, но и новые значения, появляющиеся у известных слов.

В разделе «Лексика» происходит знакомство школьников с исконно русскими и заимствованными словами. Учащиеся узнают об источниках и причинах заимствования в лексике русского языка. Важно, чтобы эти понятия рассматривались не только как языковой феномен, но и с точки зрения целесообразности (функционирования) их в речи. Характеризуя значение заимствованных слов, школьники непременно обращаются к словарю иностранных слов.

На уроках по изучению лексики школьники знакомятся с основными видами тропов, основанными на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.), а также с основными выразительными средствами лексики и фразеологии. Такая работа проводится в процессе наблюдения над использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.

Фразеология в школе рассматривается как раздел лексикологии. Школьники знакомятся с понятием «фразеологизм», учатся различать свободные сочетания слов и фразеологические обороты, определяют нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологизмы составляют богатство языка, они характеризуют все стороны жизни человека: его отношение к труду (мастер на все руки, лодыря гонять), взаимоотношения людей (как кошка с собакой, влезть в душу), личные достоинства и недостатки (звезда первой величины, и на солнце есть пятна, птица высокого полёта) и др. Благодаря фразеологизмам речь становится яркой, выразительной, более эмоциональной.Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Работа над фразеологизмами способствует развитию у учащихся чувства языка, способности пользоваться ими в собственной речи. 

Информация для размышления

Прочитайте статью из «Словаря-справочника по методике русского языка»  профессора Михаила Ростиславовича Львова о видах фразеологических упражнений.

Обнаружение фразеологизмов в тексте читаемых произведений литературы, объяснение их значения; синонимические замены фразеологических единиц, составление синонимических рядов фразеологических единиц; анализ их состава и объяснение иносказательного или устаревшего характера слов, входящих во фразеологическую единицу; работа с фразеологическими словарями и составление собственных фразеологических словариков; характеристика стилистических аспектов фразеологических единиц, объяснение уместности их употребления в том или ином тексте; составление собственных предложений и небольших текстов с использованием фразеологических единиц, составление текста и последующее введение в него фразеологических единиц; употребление фразеологизмов в устной и письменной речи без специального задания.

Большое внимание в процессе изучения лексики и фразеологии уделяется работе с толковым словарем русского языка, словарем синонимов, антонимов и др. Целью этой работы является формирование умения использовать словарь как авторитетный источник по разным отраслям знаний. Имеется целая серия школьных словарей, которые рекомендованы для учащихся.

Актуальной является работа по формированию лексических норм русского литературного языка, т.е. систематическая работа по культуре речи, связанная с предупреждением и исправлением лексических ошибок.

Лексические ошибки – это ошибки, связанные с непониманием лексического значения слова: неточность в выборе слова, неумение пользоваться синонимами, неразличение слов-паронимов и др. По утверждению профессора М.Т. Баранова, все лексические ошибки делятся на лексико-нормативные и лексико-стилистические. «К лексико-нормативным ошибкам относятся следующие их виды: употребление слова в несвойственном ему значении; неправильная сочетаемость слова с другими словами; употребление нелитературного слова. К лексико-стилистическим ошибкам относятся следующие их виды: употребление в тексте слова не того стиля, лексическое однообразие (неоправданные повторы), лексическая напыщенность, многословие, употребление штампов».[64]

Приглашение к размышлению

Прочитайте предложения. Найдите в них лексические ошибки. Исправьте предложения.

1. Барсук вырыл себе глубокую конуру

Правильно ли употреблено здесь слово конура. Определяем лексическое значение этого слова. Конура – «будка для собаки». Вместо слова конура в данном случае уместно слово нора – «жилище животного – углубление под землей с ходом наружу» (Ожегов С.И. Словарь русского языка).

2. Относиться безответно к порученному делу – преступление. В данном примере неправильно употреблено слово безответно – «не получая, не давая ответа, отклика». Вместо этого слова следует употребить его пароним безответственно – «не неся или не сознавая ответственности».

Принципы изучения лексики и фразеологии:

экстралингвистический принцип, основой которого является соотношение слов и реалий, т.е. связь значения слова с понятием, явлением действительности;

лексико-грамматический принцип лежит в основе сопоставления лексического и грамматического значений слова;

семантический принцип диктует необходимость рассматривать слово, учитывая его связь с другими словами, его системные (парадигматические, синтагматические) связи, функционирование в речи;

диахронический принцип, реализация которого предусматривает анализировать слова с точки зрения исторических изменений в языке и обществе.

текстоцентрический принцип, реализация которого заключается в использовании в качестве дидактического материала текста.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.