Формирование культуроведческой компетенции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Формирование культуроведческой компетенции

2020-05-07 526
Формирование культуроведческой компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование культуроведческой компетенции проходит на протяжении изучения всех разделов русского языка.

Знание языка помогает постичь красоту, богатство, выразительность родной речи, традиций, которые наиболее ярко проявляются в замечательных творениях художественной литературы начиная от «Слова о полку Игореве». Об истории нашей родины мы узнаем из сотен тысяч письменных источников, написанных прекрасным русским языком М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.М. Горького, М.А. Шолохова и других выдающихся мастеров слова. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи», - писал Н.В. Гоголь.

Родной язык как учебный предмет содержит особые развивающие возможности, поскольку именно средствами языка формируется не только основа растущей личности, но и «характер познавательной деятельности человеческого мышления». (В. Гумбольдт).

В настоящее время, когда одной из актуальных проблем общества является возрождение духовности, уроки русского языка призваны формировать нравственность, приобщать к отечественной культуре, формировать бережное отношение к национально-культурным ценностям.

Будучи универсальным средством передачи социального опыта, родной язык является важнейшим источником и средством познания и хранения традиций национальной культуры и истории, первоэлементом художественной литературы.

В последние десятилетия большое значение придается культуроведческому аспекту в обучении русскому языку, который нацеливает на усвоение культурного компонента языковых единиц, отражающих понятия духовных и нравственных ценностей народа, осознание красоты и выразительности родной речи.

 «Основная направленность культуроведческого аспекта – осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его – развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней».[112]

Реализация культуроведческого подхода в обучении предполагает приобщение учащихся к культуре в широком смысле этого слова. Важной посылкой такого подхода является то, что язык и культура определяются как важнейшие социальные феномены, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Язык служит основным средством выражения культуры, являясь материальной базой создания любых культурных ценностей, орудием накопления, хранения и передачи информации. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры».[113] Кумулятивная функция – функция накопления общественного опыта и знаний – проявляется в возможности отражать и сохранять эти знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Кумулятивная функция тесно связана с номинативной и познавательной – все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т.е. закрепляется в языке.

Изучение русского языка в культуроведческом аспекте использование текстов культуроведческой направленности дают возможность углубить знания учащихся о связи языка и культуры как фактора национального менталитета и формирования национального самосознания подрастающего поколения. Основой содержания текста культуроведческой направленности является знакомство школьников с укладом жизни, историей, традициями национальной культуры. Текст культуроведческой направленности помогает реализовать одну из основных целей обучения русскому языку – воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку, что в целом связано с формированием культуроведческой компетенции учащихся.

 

Цели изучения языка в культуроведческом аспекте – развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания.

 В процессе формирования культуроведческой компетенции выпускник научится:

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание обучения

 

В состав культуроведческой компетенциивходитосознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом. Язык способствует познанию мира, хранению и передаче информации от поколения к поколению.

История русского языка неразрывно связана с историей культуры русского народа. Язык составляет важную часть культуры народа, живущего в разное время. Что такое культура? Культура (лат. cultura – возделывание, обработка, уход) – это средство миропонимания, форма человеческой жизнедеятельности. Это совокупность ценностей, идей, традиций, норм и правил поведения, передаваемых из поколения в поколение. Еще Федор Иванович Буслаев, указывая на необходимость изучения родного языка, отмечал, что «родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества…».[114]

Информация для размышления

Познакомьтесь с основным содержанием предмета Русский язык

на ступени основного общего образования, связанным с формированием культуроведческой компетенции учащихся

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Работа над лексическими понятиями строится на основе восприятия (анализа) текста, формировании умений учащихся выделять в тексте и использовать в своей речи те или иные языковые понятия.

Приглашение к размышлению

Наблюдение над культурным компонентом в лексическом значении разных слов можно провести, используя следующий текст.

Черемуха ассоциируется у русского человека с проявлением любви юноши к девушке. Это отражается и в контекстах употребления слова черемуха. Так, в одной из песен поется: «Все равно, любимая, отцветет черемуха», то есть любовь кончится. А, скажем, цветок незабудка в русском восприятии связан с поэтическим образом целомудренной голубоглазой девушки.

Приведем небезынтересное наблюдение над своеобразием восприятия одинаковых или аналогичных ситуаций представителями разных национальных культур (соответственно – разных). «В свое время о человеке, склонном проявлять излишнее старание там, где это не нужно, говорили, что он собирается в Тулу со своим самоваром… французы со свойственным им легким юмором выражают эту мысль словами зажечь факел, чтобы увидеть солнце.

Но, пожалуй, эффективнее всего говорят об этом индонезийцы: Греби вниз по течению, и над тобой будут смеяться крокодилы. А в наших широтах это делают куры (курам на смех).

…Слова и словосочетания фольклорного происхождения (добрый молодец, красна девица, три богатыря, соловей-разбойник, Иванушка-дурачок, Михаил Топтыгин и т.п.) представляются устойчивыми обозначениями художественных образов национальной народно-поэтической традиции.

(По Ю. Бельчикову).

В качестве дополнительного задания можно предложить учащимся привести свои примеры.

Принципы обучения

1. Экстралингвистический. Реализация этого принципа заключается в подборе специального содержания, методов и приемов обучения.

2. Текстоцентрический принцип, основой которого является работа с текстом как средством формирования культуроведческой компетенции (анализ и создание своего текста).

3. Коммуникативный принцип, соблюдение которого требует работы во всех видах речевой деятельности

4. Принцип градуальности,

Методы обучения

Ӏ. Наблюдение над фактами языка

1. Обращение к текстам, темой которых является родина, высокие чувства к родным местам:

а) Выразительно прочитайте стихотворение. Какие чувства вы испытывали при его чтении? О каком городе это стихотворение? Определите тему и основную мысль.

Как поэт обращается к любимому городу? Охарактеризуйте лексические и грамматические средства, с помощью которых автору удалось передать свое отношение. Обратите внимание на эмоциональную окраску предложений и использование риторических вопросов.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

 Опоясан лентой пашен,

 Весь пестреешь ты в садах;

 Сколько храмов, сколько башен

 На семи твоих холмах!

 На твоих церквах старинных

 Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка Москва!

 Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот!?..

    Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!.

(Ф. Глинка)

Б) Прочитайте выразительно текст. Какова его тема? Определите основную мысль. Сформулируйте ее своими словами.

В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький солнечный зайчик. И если к каждому живому существу отнестись с добром, то в нем этот зайчик проснется, и каждый ответит вам тоже добром. И если тебе вдруг покажется, что человек злой, ты сразу же не сердись на него. Это просто значит, что солнечный зайчик крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо! (По И. Токмаковой)

 

В) Прочитайте текст. Определите тему, озаглавьте текст. Определите средства связи и способы связи предложений в тексте. Какова роль существительных в тексте? Выпишите существительные, распределите их по значению (конкретные, вещественные, абстрактные), произведите их морфологический разбор.

Чтобы учеба шла успешно, родители ребенка в старину всегда носили в школу угощение. Приводя первый раз ученика в школу, родители подносили учителю «хлеб-соль». Как правило, это были калачи, водка и какая-либо живность. Каждый четверг ученик нес в дом учителя «четверговое», а в праздники «праздниковое»: сыр, масло постное или сливочное, куличи и калачи, яйца и даже бублики. Однако самым популярным подношением считалась каша.

По окончании изучения каждой книги ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшенной каши. Поверх горшка с кашей клали платок. В особый узелок заворачивали угощение – калач и жаркое. Это угощение съедали родители вместе с учителем, а ученикам отдавали кашу. Пустой горшок разбивали во дворе и в этот день уже не учились. Таких дней в году случалось немало, так как дети поступали в школу в разное время и книги осваивали не одновременно. Так и стали называть тех, кто вместе ел кашу, «однокашниками». Слово сохранилось по сей день.

                                                                                (По М. Коротковой)

ӀӀ. Комплексный (филологический) анализ текста

 

Весьма авторитетные ученые предлагают разные варианты такого типа языкового анализа. Так, с опорой на определение филологии выделяются следующие специфические особенности филологического анализа текста:

1. А нализ, в рамках которого текст рассматривается как явление культуры (Л.Н. Мурзин).

2. Анализ предполагает внимание к широкому литературному и социально-историческому контексту эпохи (Н.С. Болотнова).

3. Анализ, отражающий интерес к языковым средствам как форме выражения наших мыслей и чувств в разных сферах общения.

4. Анализ, направленный на изучение языковой личности, стоящей за текстом (Ю.Н. Караулов), ее стиля и взгляда на мир.

5. Анализ предполагает интерес к слову в связи с рассмотрением текста как отражения словесной культуры автора и общества на определенном этапе его развития, поскольку филология, по словам Д.С. Лихачева, «в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам».

 

А) Например, прочитайте текст. Сформулируйте ответ на вопрос: что значит большая и малая родина? К какому типу речи относится текст? Обоснуйте свое суждение. Выделите композиционные части текста. Запишите своими словами тезис, доказательства и вывод по тексту. Составьте план текста, используя план составления эссе.

О родине большой и малой

У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна.

Для всякого художника, в особенности художника слова, писателя, наличие этой малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение. Есть писатели, читая которых не удается почувствовать, распознать, откуда они родом – с юга или севера, из города или деревни, есть ли у них своя река или речка, было ли у них когда-нибудь детство.

Но в творениях подлинных художников – и самых больших, и более скромных по своему значению – мы безошибочно распознаем приметы этой малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их лесов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобычную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами единого великого языка. (А. Твардовский)

 

Б) Определим основную мысль в следующем тексте.

Что такое Отечество

Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь отчетливо для себя определить, но которого прикосновенье к себе ты непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим с этим организмом неразрывной связью. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия. Он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, литературу, он обогрел и приютил тебя – словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого он достиг без малейшего насилия – одним теплом и бесконечно любовным твоим прикосновением.

Он сделал даже больше того: неусыпно обнимая тебя своей любовью, он и в тебе зажег искру любви так, что и тебе нигде не живется той полною горячею жизнью, как под сенью твоего отечества.

                                                                        (М.Салтыков-Щедрин)

(Примерный ответ: «Этот текст о любви к Родине, о месте отечества в жизни человека. Тема текста заключена в его названии. Что такое отечество? Это страна, где родился человек и гражданином которой он является. Основную мысль помогут выделить ключевые слова и словосочетания: отечество, живой организм, таинственный организм, неразрывная связь, существо, способное жить, любовное прикосновение, искра любви. Основная мысль в этом тексте – любовь к родине, роль отечества в жизни человека».)

 

В) Прочитайте текст. Определите его тему, тип речи. Подберите заголовок, в котором была бы выражена основная мысль текста. Выделите микротемы.

Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолет в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина - это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озер, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже самый несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни -это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело...
Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу, - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет чувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Полвека назад многие думали, что все это лишнее. "Груз прошлого - вон с корабля!". В прошлом было действительно много такого, от чего в новом мире надо было избавиться. Но, оказалось, не все надо сбрасывать с корабля истории..В крутые годы войны мы призвали на помощь себе наше прошлое. "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!". Нас вдохновляли эти великие имена! Прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых"катюш".
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины - одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю.

(В. Песков)

Какие структурные типы предложений встретились?

Запишите своими словами тезис, доказательства, вывод по тексту.

Г) Прочитайте текст. Определите его тему. Подберите заголовок. Какова основная мысль текста?

Духовная экология

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. В наши дни активно формируется экология культуры, или духовная экология, которая связана с культурными и нравственными ценностями. Многое здесь зависит от отношения к языку. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви кРодине. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. Ведь язык – это и основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.                                                          (По Л.И.Скворцову)

Какие слова, связанные с понятием экология, вам встретились в тексте? Какое лексическое значение они имеют? Как вы понимаете выражения духовная деградация, духовное обнищание языка?

Д) Прочитайте выразительно. Подтвердите, что перед вами текст. Какова тема текста? С помощью каких языковых средств связаны между собой предложения? Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения с второстепенным членом – приложением. На что указывает приложение? Обратите внимание на знаки препинания при приложении, на какие правила вы будете опираться? Выпишите эти предложения, подчеркните приложения.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.