Глинкина Л. А.Этимологические тайны русской орфографии. Словарь-справочник. – М.: АСТ, 2007. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глинкина Л. А.Этимологические тайны русской орфографии. Словарь-справочник. – М.: АСТ, 2007.

2020-05-07 388
Глинкина Л. А.Этимологические тайны русской орфографии. Словарь-справочник. – М.: АСТ, 2007. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики. – М., 1984.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – М., 1989.

Львова С.И. Наблюдение за изобразительными возможностями средств графики в художественном тексте // Русский язык в школе. 1995. № 2.

Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь для школьников: правильное ударение и произношение. М.: Феникс, 2011.

Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. – М., 1980.

§ 3. Изучение морфемики и словообразования

 

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом (строением) слова.

Словообразование – это раздел языкознания, изучающий отношения производности между родственными словами и основные способы словопроизводства.

Выделение словообразования как самостоятельного раздела школьного курса русского языка сделало возможным системное изучение словообразовательных процессов современного состояния русского языка.

Знание закономерностей словообразования, умение определять значение словообразовательных морфем способствует расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи учащихся.

В ходе изучения морфемики и словообразования учащиеся осваивают нормы правописания морфем. В частности, изучаются правила правописания чередующихся гласных а/о, е/и в корне слова, приставок пре-/при- и др.

Информация к размышлению

Прочитайте высказывание автора-составителя «Школьного словообразовательного словаря русского языка» Александра Николаевича Тихонова о значении изучения раздела «Морфемика и словообразование»:

    «Изучение и хорошее знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания… Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять их смысл, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить части слов и точно определять границы между ними…

    Словообразование тесно связано с культурой речи. Для правильного понимания смысла слов, точного употребления их необходимо разбираться в составе слова. Чутье к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения, отличающих одно слово от другого…

Непонимание оттенков значения ведет к неправильному употреблению слов».[69]

Изучение словообразования имеет большое познавательное и практическое значение.

Цели изучения раздела  

– формирование представления учащихся о словообразовательной системе русского языка (составе слова, словообразовательных моделях, способах словопроизводства); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

В процессе изучения раздела «Морфемика и словообразование» выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Содержание обучения

Все учебные программы предусматривают пополнение сведений о словообразовании в процессе изучения морфологии, где рассматриваются основные способы словопроизводства частей речи.

В ходе изучения раздела происходит также и усвоение орфографических правил, связанных со знанием структуры слова:

– правописание гласных и согласных в приставках,

– чередующихся гласных в корнях слов,

– буквы з-с на конце приставок и др.

Информация для размышления

Познакомьтесь с основным содержанием предмета Русский язык

на ступени основного общего образования, связанным с изучением морфемики и словообразования

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Как известно, слово, являясь единицей словообразовательной системы, имеет определенную структуру, т.е. состоит из морфем.

Морфема – это абстрактная обобщающая единица, значение которой конкретизируется в процессе морфемного разбора. Морфема служит для образования новых слов или форм слова и может воспроизводиться в составе слова. Сама по себе морфема понятия не называет, и этим она отличается от слова, которое имеет грамматическое оформление в соответствии с законами грамматического строя русского языка.

Знакомство учащихся со значимыми частями слова происходит уже в начальной школе. Так, школьники к началу изучения систематического курса русского языка уже знакомы на практической основе с понятиями «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», умеют производить морфемный разбор (разбор слова по составу), подбирать родственные слова, с помощью приставок и суффиксов образовывать новые слова, указывать, от какого слова и с помощью какой морфемы они образованы.

В основной школе учащиеся знакомятся с понятиями морфемики (структуры слова) и словообразования как элементами системы языка в специальном разделе. В словообразовании анализируются только производные слова, т.е. слова, в основу которых входят, кроме корневой морфемы, аффиксальные морфемы (приставка, суффикс, окончание). Слово рассматривается в совокупности лексических и грамматических значений, которые передаются с помощью морфем.

О способах словообразования частей речи школьники узнают при изучении морфологии. В ходе изучения других разделов языка сведения о составе слова и словопроизводстве закрепляются и обобщаются.

Все словообразовательные понятия, изучаемые в средней школе, условно делятся на три группы. В первую группу входят понятия, имеющие своей целью знакомство школьников со структурой слова. Вторую группу составляют понятия, связанные со словопроизводством. Практическую реализацию теоретические сведения по словообразованию находят в процессе работы над понятиями третьей группы, связанными с морфемным разбором и словообразовательным анализом.

На первом этапе происходит усвоение структуры слова (морфемного состава) и его основы, формируется умение различать явления словообразования и словоизменения. Так, школьники узнают, что окончание не ведет к изменению лексического значения слова, а меняет лишь форму слова (изменяет его по падежам, лицам, числам и т.д.), в то время как словообразовательные аффиксы приводят к изменению лексического значения слова.

Словообразование                                               Словоизменение                                                               

Вода-водяной-водянистый-водянистость                           вода

Вода-водный-подводный-подводник                                     воды

                                                                                                 воде

                                                                                                 воду                                                                                                   

   

Окончание выполняет функцию формообразующего аффикса, однако в словах супруг (м.р.) – супруг а (ж.р.), раб (м.р.) – раб а (ж.р.) благодаря окончанию меняется лексическое значение слов, следовательно, окончание здесь выполняет словообразовательную роль.

Основной морфемой считается корень слова. По словам известного методиста Марии Александровны Рыбниковой, «найти корень слова, значит найти внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек».

Усвоив, что корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено основное лексическое значение, школьники учатся подбирать однокоренные слова, находить корневую морфему в составе основы, определяют в группах родственных слов исходное слово.

Рассматривая корень как основную значимую часть слова, следует обратить внимание учащихся на то, что вследствие исторических чередований согласных и гласных звуков один и тот же корень может иметь разное звучание, например: дру г – дру з ья – дру ж ить, печь – пекут, день – дня, ковать – куют, сгибать – гнуть, любить – люблю и т.д.

Некоторые слова – сложные – имеют 2 корня: тепл-о-ход, земл-е-трясение, сельск-о-хозяйственный.

Важно довести до сведения учащихся, что в корневой морфеме содержится общее лексическое значение слова. Например, слово красноватый обозначает признак – значение цвета. Одна морфема - красн - не обозначает признака, действия, понятия. В ней заключено лишь общее лексическое значение – значение цвета. Только благодаря имеющимся аффиксальным морфемам данное слово оформляется как лексико-грамматическая единица в системе частей речи: суффикс –оват- имеет значение неполноты признака, а флексия (окончание) –ый указывают на грамматические признаки слова – м.р., ед. ч., и.п.

Таким образом, конкретизируют лексическое значение слова аффиксальные морфемы (суффиксы, префиксы, постфиксы, соединительные гласные: зуб – зубатый, зубастый, зубной; лететь – летчик, пере лет н ый; ходить пешком – пешеход и т.д.

В ходе знакомства с аффиксальными морфемами школьники усваивают, что все аффиксы делятся на словообразовательные и формообразовательные. Словообразовательные аффиксы используются для образования слов с новым лексическим значением: при город, город ск ой, сам о лёт, про гулять ся, на столь н ый.

  Формообразовательные аффиксы служат для образования формы слова без изменения лексического значения слова.

Из начальной школы учащиеся знают, что суффикс   – морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов: книга – книж н ый, учить – учи тель, береза – берез ов ый и т.д. В состав слова может входить два и более суффиксов. Например, в слове учитель имеется суффикс - тель, а в слове учительница в морфемный состав входит два суффикса: - тель и – ниц-. В слове фантазерка мы также можем выделить два суффикса – - ер и - к.

Учитель должен предупредить появление типичных ошибок при анализе суффиксов существительных – ени j -, -ани j -, -ен j - -j- и подобных: поведени j -е,звучани j -е, учен j -е, ущел j -е (ср.: ущелий). Особое внимание следует обратить на суффиксы притяжательных прилагательных: -ий (-й), -ин (-ын), -ов (-ев): лисий 0, дядин 0, отцов 0.

Школьникам следует показать и слова, имеющие нулевой суффикс. Например, в некоторых глаголах в форме прошедшего времени мужского рода. Ср.: нес – несЛа; замерз – замерзЛа.

Раскрытие понятий суффикс, «словообразовательные / словоизменительные (формообразовательные) суффиксы» очень важно уже на начальном этапе изучения словообразования, так как суффиксальный способ словопроизводства разных частей речи является преобладающим над всеми другими способами. Суффикс является основной морфемой, участвующей в словопроизводстве существительных, прилагательных, наречий.

Приставка (префикс) – морфема, стоящая перед корнем и служащая обычно для образования новых слов: ходить – про ходить, по ходить, у ходить, за ходить. В слове может быть не одна, а несколько приставок: мыслить - размышлять – поразмышлять; думать – подумать – навыдумывать – понавыдумывать. Чаще всего приставки участвуют в образовании глаголов, наречий: идти – пройти, войти, выйти, перейти и т.д.; вверх, направо. Приставка как значимая часть слова в школьной практике рассматривается как словообразовательная морфема.

Однако учащимся следует показать и роль приставки в формообразовании: лучше – по лучше; раньше – по раньше.

Для определения семантики суффикса и приставки следует подобрать одноструктурные слова (слова с такими же морфемами). Например: внести, вбежать, влететь – приставка в имеет значение «движение внутрь»; строитель, учитель, воспитатель суффикс - тель - обозначает название лица по профессии.

Для усвоения способов словообразования учащихся следует познакомить и с другими словообразовательными морфемами.

Постфикс – словообразовательная морфема, стоящая после окончания, при его отсутствии – на конце слова, придающая слову новое лексическое значение, обозначающая возвратность глагольной формы: умыл-□- ся, насмотревши- сь, улыбаем- ся.

Понятие интерфикса [70] в школе не вводится. В разделе «Словообразование» учащиеся знакомятся с разновидностью интерфикса – соединительными гласными О, Е при образовании сложных слов: тепл- о -воз, везд- е -ходный, нефт- е -провод.

Информация к размышлению

Познакомьтесь с материалами известного ученого-методиста Ангелины Павловны Еремеевой о значении знаний морфемного состава слова [71].

При изучении аффиксальных морфем (приставки и суффикса) и их признаков обращается внимание не только на лексическое значение, но и различие их функций в слове. Так приставка как словообразовательное средство, присоединяется к целому слову, не меняя при этом лексико-грамматический разряд производного слова. Функция суффикса в том, что он, присоединяясь к производной основе, переводит производное слово в другой грамматический разряд. При сравнении корня с аффиксальными морфемами обращается внимание на то, что корень является главной значимой частью слова, без которой нет его лексического значения. При этом корень в морфемной структуре слова выступает в качестве оформляемого элемента: в производной основе значение корня уточняется значением служебных аффиксальных морфем (приставок и суффиксов), а в непроизводной – окончанием. В многозначных словах различие в значении корневой морфемы ведет к потере словообразовательных связей между словами. Например, слово «земля» в значении «почва» образует словообразовательный ряд: земляной, землянка, а «земля» в значении «планета» - словообразовательный ряд земной, земляне. Словообразовательной связи между словами «земляной» и «земной» нет. Подобные знания учащиеся получают при изучении раздела «Лексика», тесно связанного с основными понятиями словообразования.

Целесообразно познакомить учащихся с морфемами-омонимами, что предупредит появление ошибок в подборе родственных слов.

Например, корневые морфемы: - вод -: водить, проводить, проводник; вода – водный, подводный, подводник; -голуб- – голубь –голубиный; голубойголубизна и т.д.;

суффиксы-омонимы, например: суффикс существительных – тель- используется для обозначения лица, профессии (строитель, учитель) и для названия предмета (выключатель); суффикс -ист- обозначает признак предмета (лесистый) и образует имя существительное, называющее человека по роду занятий (футболист).

Основными понятиями второй группы являются понятия «основа слова» (непроизводная основа, производная основа, производящая основа) и «способы словообразования». Учащиеся устанавливают, что непроизводная основа равна корню; в производную основу входит часть слова без окончания и формообразовательных суффиксов. Например: дом, горы, прозрачней, завтра, читать, читая.

В усвоении способов словообразования чрезвычайно важным является понятие производящей основы– структурно-семантического центра словообразовательного процесса. Это основное понятие словообразовательного анализа, которое позволяет выяснить способ образования того или иного слова. Учащиеся уясняют, что производящая основа – это ближайшая основа, от которой непосредственно образуются новые слова с помощью словообразовательных аффиксов. Они учатся находить производящую основу для конкретного слова, производить словообразовательный анализ. Школьников стоит познакомить с тем фактом, что иногда можно наблюдать наличие двух мотивирующих (производящих) слов, и в связи с этим по-разному можно объяснить способ образования одного слова. Например, способ образования наречия неплохо можно рассмотреть как префиксальный – с помощью префикса НЕ и как суффиксальный – от прилагательного неплохой; неправильность - от слов неправильный и правильность. Получив необходимые знания о структуре слова, усвоив словообразовательные понятия, школьники знакомятся с различными способами словопроизводства в русском языке, у них формируется умение устанавливать словообразовательные связи между словами.

Большинство производных словв русском языке образуются по типовым образцам в пределах одного способа словообразования. Важное значение приобретает умение школьников пользоваться словообразовательным словарем, где все слова расположены по словообразовательным гнездам.

Одним из центральных понятий словообразования, с которым следует познакомить учащихся, – это словообразовательный тип.

Школьники усваивают, что словообразовательный тип – это совокупность производных слов, в которых учитывается:

1) частеречная принадлежность производящей и производной основы;

2) способ и средства словообразования;

3) словообразовательное (деривационное) значение.

Так, словообразовательный тип, к которому относятся слова учитель, водитель, строитель, определяется следующим образом: это отглагольные существительные, которые образованы суффиксальным способом с помощью суффикса -тель- с деривационным (словообразовательным) значением «производитель действия, названного мотивирующим глаголом». Такое значение слова получили благодаря суффиксу - тель -. Этим суффиксом они отличаются по значению от слов учить, водить, строить.

Третью группу понятий, подлежащих усвоению, составляют понятия морфемного разбора и словообразовательного анализа.

Морфемный разбор слова преследует цель выявить значимые части слова – морфемы с точки зрения современного русского языка, установить изменяемость / неизменяемость слова, определить его основу. В зависимости от целевой установки морфемный разбор может быть полным или частичным.

Полный разбор проводится на заключительном этапе изучения структуры слова, когда школьники уже знакомы со всеми понятиями, необходимыми для этого вида работы. Частичный разбор предполагает выделить только одну какую-либо морфему: приставку или суффикс и т.д.

В ходе морфемного разбора последовательно вычленяются все значимые части слова. При этом учащимся необходимо напомнить, что сначала следует указать изменяемым или неизменяемым является слов. В изменяемых словах путем выделения окончания (с помощью изменения формы слова) находится основа, определяется корень слова (путем подбора однокоренных слов) и аффиксальные морфемы – приставка, суффикс – путем сопоставления с одноструктурными словами.

Морфемный разбор связан со словообразовательным анализом, однако цели у них разные. Словообразовательный анализ имеет своей целью определить производящую основу, морфему, благодаря которой образуется слово с новым лексическим значением, способ словопроизводства.

Использование этих видов языкового разбора позволяет сформировать у учащихся активную мыслительную деятельность, способность рассуждать на лингвистические темы, обосновывая правильность выполнения задания. Кроме этого, словообразовательный анализ является одним из эффективных средств пополнения словарного запаса учащихся.

В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с понятиями « этимология » и «этимологический анализ слова».

Выясняя происхождение слов, их историю, ученые-языковеды учитывают данные археологии, этнографии, истории, стараются собрать достоверные сведения о слове и предмете, который оно называет, исключить случайные ассоциации и вытекающие из них неверные толкования лексем. В процессе проведения этимологического анализа выявляются части слова, утратившие свою самостоятельность, изменившиеся или совсем исчезнувшие. Например, в современном русском языке в слове нелепый приставка НЕ не выделяется, так слова лепый сейчас не употребляется. В древнерусском языке такое слово существовало со значением красивый, поэтому в нем выделялась приставка НЕ.

Значения производных слов в одних случаях могут полностью складываться из значений производящей основы и словообразовательного аффикса. Например, значение слова столик представляет собой сумму значений слова стол- и -ик («маленький») – «маленький стол»; значение слова котенок полностью складывается из значений кот- и –ёнок – «детеныш». В других случаях это не так. Например, в слове желток («желтая часть яйца») суффикс -ок не имеет значения «часть яйца», а выражает более широкое предметное значение. Таким образом, какая-то часть лексического значения этого слова не получает выражения ни в суффиксе, ни во всей производящей основе. Такие значения производных слов называются фразеологичными, то есть не выводимыми полностью из значений составных частей.

Историческая информация

Полезными для учащихся станут сведения об изменении в структуре слова, связанные с опрощением, переразложением и усложнением. Например, слово простыня было образовано от прилагательного простой, в нем выделялся когда-то суффикс -ын-. Таким образом, некогда это слово состояло из трех морфем — корня, суффикса и окончания. Теперь же в нем выделяются только две морфемы — корень и окончание. Следовательно, морфемная структура слова стала проще.

Слова важный, ужас, доблесть, хижина в современном русском языке имеют непроизводную основу, так как вышли из употребления непроизводные основы в словах ваг(а), жасити, добл(ий), хыжа. Здесь также произошел процесс опрощения, связанный с изменениями в семантике, утратой старого и развития нового значения.

Не членятся на морфемы в современном русском языке и такие слова, как причина, привет, прелесть, престол и др.

Процесс, при котором происходит перемещение границ морфем, в результате чего основа делится на части иначе, чем когда-то, называется переразложением. Например, сейчас в слове живность выделяется суффикс -ность- вместо -ость-, т.к. исчезло из употребления слово живный; сейчас слово порочный делится на морфемы так: пороч-н-ый ( от основы слова порок), а ранее — по-роч-н-ый ( связано со словом рок);

Усложнение — это процесс, в результате которого ранее непроизводная основа превращается в производную. Например, в заимствованных словах зонтик (zonnedek – из голландского) и фляжка (flaszka –  из польского) первоначально суффикс не выделялся. Позже эти заимствования были восприняты как уменьшительные по аналогии с русскими словами (стол — столик, нож — ножик), и в них стал выделяться суффиксы – ик и к. В ходе выполнения этимологического анализа устанавливается, исконным или заимствованным является данное слово, как с течением времени изменилось его значение, какие изменения произошли в структуре слова. Для заимствованных слов указывается источник заимствования. Например: распекать – собственно русское. Образовано с помощью префикса -рас- от «пекать», являющегося формой многократного вида к «печь», «пеку».

Этимологический анализ слова помогает лучше понять его значение, а в некоторых случаях оказать неоценимую услугу при написании непроверяемых орфограмм. Например, в слове рябина – современный корень - рябин -, но исторически можно выделить корень ряб- и суффикс     -ин-; тогда становится мотивированной (т.е. объяснимой) основа слова рябина, так как просматриваются ассоциации наших предков, дававших имя этому дереву. Исторический корень рябь- позволяет найти и проверочное слово для орфограммы в первом слоге.

Принципы методики морфемики и словообразования:

· структурно-словообразовательный (сопоставление структуры слова и способа его образования);

· лексико-словообразовательный (соотношение лексического и грамматического значений слова);

· исторический (соотношение исторического и современного аспектов в анализе структуры слова).

Методы и приемы изучения морфемики и словообразования

Ӏ. Наблюдение над фактами языка

1. Определение значения морфем и их функции.

а) Определите значения однокоренных слов. Укажите морфему, благодаря которой меняется значение всего слова.

Прийти – уйти, влететь – вылететь, подбежать – отбежать, прикрутить – открутить

б) Укажите значения приставок в выделенных словах.

Отзвенели капели апреля. Зацветают цветы на лугу. (А. Фатьянов)

3. Наблюдение над морфемами-омонимами.

Например: Укажите, являются ли родственными выделенные слова? Как это можно определить?

У шиповника шипы.                

На шиповнике – бутоны.

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зеленый.

Он глаза мои слепит.

Он костер напоминает.

Он шиповник, он шипит,

Искры алые роняет. (В. Кушнер)

Шиповник от шип ( однокоренные ), шипит от шипеть (омонимы).

4.Наблюдение над морфемами-синонимами

Например: выделите в словах приставки. Определите их значение. Чем различаются приставки в данных однокоренных словах?

Вымазать – измазать – перемазать; расцвести – зацвести; читальня – читалка.

В процессе наблюдения над языковым материалом школьники устанавливают, что окончание имеют только изменяемые слова, что, наряду с материально выраженным окончанием (берез-а, берез-ы, берез-е и т.д.), слово может иметь нулевое окончание, т.е. окончание, которое проявляется не во всех формах слова: Ср.: дом – дом-а, читал – читал-а, берез-ы – берез, новый – нового). Отдельного объяснения требуют слова, в окончании которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, один из которых относится к основе, поэтому, чтобы правильно провести границы между основой и окончанием, надо хорошо знать звуковое значение этих букв, например: чита j ут, арми j а, сме j отся.

ӀӀ. Языковой разбор.

Умение правильно вычленять основу и окончание является ключевым, так как на этой основе происходит не только закрепление понятий корня, суффикса, приставки, но и вырабатывается орфографическая зоркость.

Особое внимание при анализе структуры слова следует обратить на формообразовательные суффиксы, которые образуют новую форму слова, не меняя его лексическое значение.

К ним относятся:

· суффикс прошедшего времени глагола (рисова л, ше л, учи л ся);

· суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий (легкий – легч е, легч айш ий; новый – нов ее, нов ейш ий;

· суффиксы некоторых существительных в форме множественного числа: брат – братья [брат j а], стул – стулья [стул j а];

· суффиксы некоторых существительных в косвенных формах: дочь – доч ер и, пламя - плам ен и

Морфемный разбор

Порядок разбора

а) определите, изменяется слово или не изменяется, укажите часть речи;

б) в изменяемых словах выделите окончание путем сопоставления слова с другими формами, укажите его грамматическое значение; в) выделите основу;

г) найдите корень путем подбора родственных (однокоренных) слов;

д) определите приставки и суффиксы путем подбора одноструктурных слов.

Рассмотрим морфемный состав слова разгрузка.

 а) Это имя существительное, изменяется по падежам и числам (разгрузка- разгрузки, разгрузке и т.д.). Окончание - а  показывает, что это существительное ж. р., в форме ед. ч. им. п.

б)Основа слова – - разгрузк-.

в) Подобрав однокоренные слова (разгрузить, груз, грузчик, разгрузочный), выделяем корень. Общая часть этих слов -- -груз-, следовательно, это и есть корень.

г) Приставка – раз-. Употребляется с тем же значением в таких словах, как разноска, разрядка, разгадка.

д) Суффикс – -к-. Слова с этим суффиксом: поездка, засечка, зарубка. Существительные с этим суффиксом имеют значение конкретного действия или производственного процесса (результата или орудия действия).

2). Словообразовательный анализ

Порядок разбора

1. Определите, к какой части речи относится слово.

2. Выделите основу слова.

3. Определите непроизводную и производящую основу слова.

4. Установите, с помощью каких словообразующих аффиксов образовано разбираемое слово.

5. Укажите способ словообразования.

Образец рассуждения. Слово разгрузка – имя существительное, основа разгрузк- образована от производящей основы разгруз-  (глагол разгрузить) с помощью суффикса существительного конкретного действия - к-. Непроизводная основа -груз-.  Глагол разгрузить в свою очередь образован от глагола грузить с помощью словообразовательного аффикса – приставки раз-.

Все сказанное можно представить в виде схемы:

                  

грузить ----------разгруз ить ------ разгрузк а

 производящ.        производн.

основа                    основа

 

Таким образом, способ образования слова разгрузка – суффиксальный.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.