Методы и приемы изучения синтаксиса — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методы и приемы изучения синтаксиса

2020-05-07 675
Методы и приемы изучения синтаксиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ӏ. Наблюдение над языковыми единицами, выявление их сущностных характеристик.

1. Характеристика структуры словосочетаний и способов подчинительной связи между компонентами словосочетания

Анализируя предложение, выделяем грамматические основы – подлежащее (о чем говорится в предложении) и сказуемое (что говорится о подлежащем).

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

В этом предложении две грамматические основы – тройка бежит и колокольчик гремит. Следовательно, это предложение сложное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью, с помощью интонации.

Рассмотрим состав 1-й части сложного предложения. Мы понимаем, о чем идет речь, т.к. есть предмет речи – тройка и действие, которое она совершает, – бежит. Но для представления полной картины не хватает характеристики предмета и действия. Тройка (какая?) борзая. Слово борзая обозначает п р и з н а к предмета тройка и употребляется в той же форме, т.е. имеет ж.р., ед.ч., им.п. Подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже (согласуется с ним) и отвечает на вопросы какой? чей? который, называется согласованием.

В тексте встречаются еще примеры словосочетаний, которые связаны по способу согласования.

Словосочетания, построенные по способу согласования, обозначают признак предмета, его принадлежность, порядок при счете, расширяя наше представление о предмете речи. В предложении зависимое слово такого словосочетания является определением.

Продолжим анализ. Что можно узнать о действии предмета речи (тройки)? Бежит (главное слово) где? по дороге (зависимое слово). Главное слово предопределяет форму зависимого слова. Нельзя сказать бежит дороги или бежит дорогу. Зависимое слово должно стоять только в форме П. п. (должно иметь предлог). Как видим, в данном случае зависимое слово подчиняется главному другим способом. Подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определенной падежной формы, а зависимое слово отвечает на падежные вопросы, называется управлением. В предложении зависимое слово выполняет функцию дополнения, реже – обстоятельства. Заметим, что для выяснения смысловых отношений между главным и зависимым словом словосочетания часто используется не морфологический (падежный) вопрос, а смысловой (синтаксический). В словосочетании, которое мы анализируем, как раз такой случай.

У нас осталось еще одно словосочетание утомительно гремит. Гремит как? утомительно. Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи – наречием – и связано с главным словом только по смыслу. Такая подчинительная связь называется примыканием. Зависимое слово отвечает на вопросы обстоятельств разных разрядов: говорить (как?) медленно; войти (куда?) в дом; вернуться (когда?) вечером; быстро (в какой мере?) слишком. Такие словосочетания обозначают признак действия, признак признака, реже признак предмета. Зависимое слово выполняет синтаксическую функцию обстоятельства.

2. Наблюдение над текстообразующей ролью синтаксических единиц.

Например, прочитав текст, найдем в нем однородные члены предложений и определим их роль в построении речи.

Всем было известно, что писатель Куприн любит цирк, знает и любит смелых и беспечных артистов-циркачей: клоунов, борцов, наездников, фокусников, прыгунов. Рассказывали и писали о дружбе его с известным клоуном Жакомино, очень веселым, быстрым, маленьким человеком, ежегодно выступавшим в том же, ныне не существующем цирке «Модерн».

                                                                           (И. Соколов-Микитов)

С помощью однородных членов предложения автор расширяет представление читателя о цирковых артистах (клоуны, борцы, наездники и т.д.); с помощью однородных членов предложения (сказуемых) мы узнаем и об отношении Куприна к артистам цирка, которых он знает и любит, и о клоуне Жакомино, который характеризуется с помощью однородных определений (веселый, быстрый, маленький).

3. Определение структуры синтаксических единиц.

Например: Прочитайте, сравните структуру предложений. Чем они различаются7

1.Легкий туман повис над камышами. (Г. Троепольский) 2. Вечереет. (М. Пришвин) 3.Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. (С. Аксаков)

Сравнивая структуру предложений (находя грамматические основы), школьники отмечают, что предложения имеют разную структуру. 1-е предложение двусоставное. Остальные предложения односоставные: 2-е предложение односоставное, безличное, 3-е предложение также односоставное, номинативное (назывное).

ӀӀ. Синтаксический разбор.

В процессе обучения синтаксису учащиеся производят синтаксический разбор словосочетаний, простых и сложных предложений. Как правило, синтаксический разбор сопровождается составлением схемы, особенно при разборе сложных предложений.

Разбор простого предложения:

1) Выписываем предложение из текста (учебника)

Каждая веточка, мохнатая от легких кристаллов хранила свою красоту. (Н. Артюхова)

2) Определяем цель высказывания и эмоциональную оценку

Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

3) Определяем структуру предложения

- по количеству грамматических основ (простое или сложное)

- по наличию/ отсутствию в нем второстепенных членов

- по наличию структурно необходимых членов

- по наличию/отсутствию осложняющих компонентов

Предложение простое, так как имеет одну грамматическую основу: подлежащее веточка выражено им. сущ. В форме И.п. и простое глагольное сказуемое хранила, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени женского рода;

распространенное, так как имеет второстепенные члены: каждая (веточка) – согласованное определение, выраженное определительным местоимением в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа; (хранила) красоту – прямое дополнение, выражено именем существительным в форме винительного падежа, единственного числа; свою (красоту) – согласованное определение, выражено притяжательным местоимением в форме винительного падежа, единственного числа, женского рода; предложение полное, так как имеет все структурно необходимые члены; осложнено распространенным обособленным определением (мохнатая от легких кристаллов), выраженным именем прилагательным с зависимыми словами.

4) Анализ пунктуации в предложении.

В конце предложения ставится точка, так как это предложение повествовательное; выделяется запятыми (обособляется) определение мохнатая от легких кристаллов, поскольку оно стоит после определяемого слова веточка.

Обучающие диктанты (предупредительный, комментированный, объяснительный, выборочный и др.).

ӀӀӀ. Реконструкция – видоизменение синтаксических конструкций

1.Определение структуры синтаксической конструкции, составление схемы предложения

Например: сделайте разбор предложения и покажите, как связаны между собой члены предложения

Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья. (А. Куприн)

Разбор любого предложения начинается с выделения грамматической основы. Сначала находим предмет речи – подлежащее, ответив на вопрос о чем говорится в предложении? и сказуемое что говорится о предмете речи? Грамматическая основа этого предложения – деревья роняли. Затем определяем второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее, и устанавливаем, как они связаны с подлежащим: деревья какие? успокоившиеся. Это определение, которое характеризует подлежащее, зависит от него и согласуется с ним, т.е. стоит в той же форме (мн.ч., им.п.). Определяем второстепенные члены, поясняющие сказуемое: роняли что? листья (прямое дополнение, выраженное существительным в форме В.п.) и роняли как? бесшумно, покорно (обстоятельства образа действия, выраженные наречием). Согласованное определение желтые характеризует, поясняет дополнение листья и зависит от его формы, т.е. стоит в форме В.п., мн.ч..

 В результате такого разбора получается схема:

Деревья ------------------------роняли

какие?                              как?              что?

успокоившиеся                                                 листья

                                                бесшумно        какие?

                                               покорно            желтые

 

2. Обоснование знака препинания семантическим и грамматическим значением предложения.

Например: Спишите предложения. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. На какие правила вы опираетесь? Подчеркните грамматическую основу предложений.

1.Это и вправду было как в сказке. (В.Песков.) 2. Краткость сестра таланта. (А.П.Чехов.) 3. Величайшее умение писателя это уметь вычеркивать. (Ф.М.Достоевский.) 4 Высшая задача таланта своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. (В.О.Ключевский.) 5. Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. (К.Паустовский.) 6. Я глупостей не чтец, а пуще образцовых. (А.С.Грибоедов.) 6. В лужах лед прозрачно-синий. (Е.Головин.) 7. Ты раб и трус и мне не сын! (М.Ю.Лермонтов.)

Выполняя это упражнение, школьники закрепляют знания о грамматической основе предложения и повторяют правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

3. Упражнения в синонимической замене синтаксических единиц.

а) Например: Подберите к данным словосочетаниям синонимичные, построенные по схеме сущ.+прилаг. Укажите различия смысловых оттенков в значении словосочетаний. Во всех ли случаях возможна замена? Почему?

Запах цветов, начало января, помощь друга, музей Толстого, артист театра, свет луны, наказ матери, платье из ситца, портфель из кожи

Упражнения в синонимической замене позволяют учащимся сделать вывод, что не всегда такая замена возможна. Например, в словосочетании помощь друга при замене меняется смысл (не всегда помощь друга – дружеская помощь, а дружескую помощь не обязательно оказывает друг). Словосочетание начало января вообще невозможно преобразовать.

б) Перестройте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным в простые предложения с причастным оборотом.

1. Почти одновременно я увидел зайца, который мчался… мимо кустарников. (В. Арсеньев) 2. Колибри – это маленькие птички, которые отличаются необыкновенно роскошным оперением. (Н. Сладков) 3. Виды семейства колибри, какие проникают в умеренный пояс, остаются там короткое время. (Н. Сладков) 4. Ручьи дождевой воды нарыли по склону оврага множество извилистых руслиц, которые присыпаны мелкими разноцветными камешками. (В. Солоухин) 5. Я люблю книги, люблю держать их в руках, пробегая заглавия, которые звучат как голос за таинственным входом или наивно открывают содержание текста. (А. Грин)

Образец:  Почти одновременно я увидел зайца, который мчался… мимо кустарников. – Почти одновременно я увидел зайца, вчавшегося мимо кустарников.

в) Укажите ошибки и недочеты в построении предложений. Запишите предложения в исправленном виде.

1.Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника, которую мне подарила мама. 2.Шум слышался из подвала, который с каждой минутой усиливался. 3.Взяв ее под руку, они пошли вместе. 4.Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошел английский язык.

ӀѴ. Конструирование

1. Составление схем словосочетаний и предложений и наоборот – составление словосочетаний и предложений по данным схемам и др.

а)  Составьте словосочетания, употребив зависимое слово в нужном падеже. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

Победить (благодаря упорство), работать согласно (план), отказаться вопреки (желание), предостеречь, предупредить (опасность)

б) Подберите из художественной литературы или составьте сами предложения по следующим схемам:

1) сущ. – сущ.; 2) сущ. – это (вот) сущ.; 3) сущ. – вот инф.; 4) мест. (–) сущ.; 5) числ. (сущ.) – числ; 6) сущ. словно (точно, как) сущ.

в) Составьте с данными словосочетаниями по два предложения так, чтобы в одном из них было обособленное определение, в другом – необособленное. Укажите, какой частью речи выражено это определение. Отметьте различия этих предложений с точки зрения эмоциональности и выразительности.

Еще не покрытая снегом дорога; голубеющая незабудками лужайка; звонкие весенние ручейки; легкие и пушистые облака; чудесные яркие и ароматные цветы; отбившаяся от стаи птица; озаренное фейерверком небо.

2. Характеристика отношений между частями сложного предложения.

Например: Закончите предложение. Как влияет союз (союзное слово) на изменение смысла предложения

 

                                 и

                                но (однако), а

                                когда

Наступил вечер,     который

                                хотя

                        

3. Сочинение на лингвистическую тему.

Например, напишите сочинение на грамматическую тему «Подлежащее», ответив на следующие вопросы:

А) Что называется подлежащим?

Б) Способы выражения подлежащего: а) существительное, б)местоимение, в) другие части речи в значении существительного (какие?). Приведите примеры.

В) Подлежащее, выраженное словосочетанием.

Докажите, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

4. Составьте небольшой рассказ на предложенную тему. Какой тип речи вы используете? Какие синтаксические конструкции помогут вам сделать сочинение более выразительным и эмоциональным?

Средства обучения

1. Учебники по русскому языку (федеральные комплекты).

2. Средства наглядности для обучения синтаксису – печатные пособия: таблицы и раздаточный материал по русскому языку, тексты из учебников литературы (художественный стиль), физики, химии, математики (научный стиль), географии, истории (публицистический, официально-деловой стили)

3. Дидактические материалы с компьютерной поддержкой / Н.Н. Алгазина, З.П. Ларских, Г.И. Пашкова и др. учебное пособие для учащихся VII-IX кл. – М., 1996.

4. Занимательные и справочные пособия:

Амелина Е.В. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Феникс, 2013.

Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы. – М., 2002.

5. Компьютерные программы по русскому языку.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.