Георгий Победоносец – устроитель земли Русской — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Георгий Победоносец – устроитель земли Русской

2020-05-07 1229
Георгий Победоносец – устроитель земли Русской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторически достоверно, что Георгий Победоносец жил в III – начале IV века, был храбрым, мужественным воином.

Георгий-христианин, Георгий-воин стал наиболее почитаемым из святых великомучеников с самых первых лет принятия Русью христианства. Он – небесный покровитель, ангел-хранитель великокняжеской земли. Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира, внук мужественного Святослава, в крещении принял имя Георгий. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве.

Не случайно имя святого носил Юрий Долгорукий – основатель Москвы, один из самых деятельных князей.

Образ Георгия Победоносца, защитника- устроителя Русской земли, покровителя христианства на Руси, запечатлен в государственной символике. Известно, что со времени Ярослава Георгий Победоносец изображался на княжеских печатях и монетах. В России до 1917 года выдающиеся военачальники награждались орденом святого Георгия; у ордена был знак отличия – Георгиевский крест, которым награждали за храбрость солдат.

В княжение Дмитрия Донского святой Георгий стал покровителем Москвы; герб с его изображением являлся гербом московских государей. В 1856 году был учрежден герб Московской губернии с изображением Георгия Победоносца, просуществовавший до 1917 года. В настоящее время Георгий Победоносец опять в центре московского герба.

                                                                     (По Ю. Круглову)

Определите лексическое значение выделенных слов. Найдите в тексте однокоренные слова, укажите их грамматические признаки. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенного курсивом слова.

Методический комментарий. Свято́й Гео́ргий-Победоно́сец (Каппадоки́йский) (греч. Άγιος Γεώργιος) — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.

 

Реконструкция

А) Допишите пословицы. Объясните их смысл. Определите отношения между частями сложного бессоюзного предложения

1. Любишь кататься. 2. Часом опоздаешь –. 3. Ум истиною просветляется –. 4. Лес рубят –. 5. Труд человека кормит –.

годом не наверстаешь, люби и саночки возить, лень портит, щепки летят,

 

б) Пользуясь Фразеологическим словарем, объясните значения следующих фразеологизмов. Составьте с ними предложения и запишите их.

Тяжела ты шапка Мономаха, окно в Европу, за тридевять земель, нужен как рыбе зонтик, гусь свинье не товарищ, попасть впросак, пир во время чумы, мертвые души, а Васька слушает да ест, не все коту масленица, седьмая вода на киселе, себе на уме, притча во языцех.

 

В) Установите этимологическое родство слов в следующих примерах, воспользовавшись «Кратким этимологическим словарём» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской. 1. Отец, отчизна, отчим, отчий, вотчина2. Ведьма, вежливый, невежда, невежа, сведущий3. Начало, конец, исконный, почин, конечно, искони4. Рука, вручить, поручение, поручни

 

Г) Прочитайте текст. Определите его тему. Найдите прилагательные. Укажите их синтаксическую функцию. Попробуйте прочитать текст без прилагательных. Что изменилось? Для чего используются прилагательные в речи?

Родина! Это особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные ее просторы, чувствую ласковый ветерок.

Широки ее знойные степи, обширные зеленые леса, высоки ее неприступные горы, полноводны ее красивые реки, необъятна глухая тайга.

На многих языках говорят люди, населяющие великую эту страну. Хороши задушевные песни ее прекрасного мужественного народа.

(И. Соколов-Микитов)

ӀѴ. Конструирование.

Задания для учащихся связаны с аналитико-синтетическими умениями: на основе готовых текстов необходимо создать текст собственного сочинения (как в устной, так и в письменной форме).

А) Подумайте и ответьте на вопросы: Что такое речевой этикет? Для чего используется речевой этикет? Составьте устное высказывание.

Б) Прочитайте отрывок из книги Н.И. Формановской «Культура общения и речевой этикет».

С точки зрения категории вежливости любопытно взглянуть на ситуацию, в которой люди о чём-то просят. Почему просьба – явное побуждение – как речевое действие рассматривается традиционно среди формул речевого этикета? Потому что здесь говорящий стремится не отступать от правил вежливости, иначе он рискует не достигнуть своей цели. Ну, а советуя? Если результат совета важен в первую очередь для адресата, а не для говорящего, должен ли он быть вежливым? Обязательно должен! И вот почему. Совет может дать только тот, кто компетентен в данном вопросе. Но совет надо давать, чтобы не унизить партнёра, надо быть скромным относительно собственного опыта, а значит – совет надо давать тактично. Тактичность же – составляющая вежливости, как бестактность – её противоположность. И ещё. Именно по той причине, что совет должен быть тактичным, мы не даём советы старшим по возрасту, положению (ведь старший – это опытный), если нас специально об этом не просят.

1. Определите стиль и тип речи. Какова тема текста? О каких формах выражения просьбы идёт речь? Согласны ли вы с мнением автора?

2. В чём, по-вашему, проявляются свойства культурного, воспитанного человека? Как вы думаете, важно ли уметь использовать правильную форму, когда даёшь совет? О чём необходимо помнить?

3. Запишите свой ответ.

4. Составьте план текста. Напишите сочинение по составленному плану. Выразите своё отношение к поставленной автором проблеме.

В) Прочитайте текст. Что вы узнали о лакомствах, которые готовили на Руси в XVI веке? Какие предложения по структуре преобладают в этом тексте? Определите их стилистическую роль. Чем выражен в них главный член?

К еде, созданной самой природой, вполне можно отнести и мед, который употребляли в старину вместо сладостей. Мед с древности называли «сот». Стекавшую с медовых сот самотеком медовую слезу называли «патокой». Из меда делали различный по цвету и вкусу сахар, который мог быть только на боярских столах. Настоящий сахар стоил очень дорого. В XVI веке за пуд сахара иноземным купцам нужно было заплатить целое состояние – от 4 до 6 рублей.

Сладкие блюда в старину называли ласкосердство, с XV века – заедки, то есть то, чем заедали настоящую еду. Только с 1652 года в обиход вошло слово «десерт».  

(По М. Коротковой)

Запишите основную мысль текста, используя односоставные предложения.

Г) Прочитайте выражения. Как вы понимаете смысл высказываний? О каких особенностях письменной и устной речи в них говорится?

1. Злые языки страшнее пистолетов. 2. Говорит, как пишет. 3. Что написано пером – не вырубишь топором. 4. Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

Запишите одно из высказываний. Письменно охарактеризуйте его значение. При каких условиях уместно употребление данного выражения? Обоснуйте свою точку зрения.

Д) Прочитайте отрывок из романа А.Н.Толстого «Петр I». Найдите устаревшие слова. Запишите и объясните их значение. С какой целью они используются автором? Попробуйте передать указ Петра I современным языком.

Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно, государю учинилось, что гостям и всем посадским, и купеческим, и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение… Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах… ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно добрых и правдивых людей, – кого они меж себя похотят…»

 

Средства обучения

4. Учебники по русскому языку (федеральные комплекты).

5. Тексты художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, публицистические тексты.

6. Дидактические материалы по развитию речи, например:

Антонова Е.С. Тайна текста. Тетрадь по развитию речи и мышления (5-6, 7-8, 9 кл.). – М.: Кейс, 2011-2012.

Антонова Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к тетрадям по развитию речи и мышления для 5-6, 7-8, 9 кл. – М.: Кейс, 2011-2012.

Гальперин И.Я. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2009.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.