Историческое развитие системы социальной стратификации. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историческое развитие системы социальной стратификации.

2019-12-21 289
Историческое развитие системы социальной стратификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он выделяет четыре класса:

- «спекулятивный» класс, в который включены представители науки, философии и эстетики;

- «практический» класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров);

- представители сельского хозяйства;

- рабочие (пролетариат).

Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе. Принадлежность к тому или иному классу, согласно О. Конту, основана на «естественном порядке вещей». Поэтому часть людей «по природе» должна управлять, другая часть – подчиняться.

Система «позитивной» политики, к созданию которой Конт приступает после написания «Курса положительной философии», представляет собой попытку применить принципы «позитивной» философии и социологии в деле усовершенствования общественного строя. Конт убежден, что его «позитивная» политика есть тот единственный выход из социального кризиса, в котором давно находится и Франция и вся Европа.

Конт выдвигает идею о моральном превосходстве пролетариев над другими слоями общества.

Несмотря на моральное превосходство пролетариев, которое отмечает Конт, последний не может поставить их во главе политической власти, так как главный принцип его «позитивной» политики состоит в том, что политическая власть должна находиться в руках людей, осуществляющих руководство промышленностью.

           

Герберт Спенсер (1820—1903) — выдающийся английский философ и социолог, позитивист и эволюционист в естествознании. Наряду с Контом его можно с полным правом назвать одним из родоначальников социологии как самостоятельной науки; причем в то время как контовская социология все еще оставалась по существу спекулятивной социальной философией, Спенсер дал развернутое обоснование возможности существования научной социологии, определил ее предмет и собственно научные методы исследования, подробно разработал ее основные понятия и создал глубоко и тщательно продуманную социологическую теорию, соотнесенную с огромным эмпирическим материалом. Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя.

Основные работы: «Основания социологии», «Основные начала», «Основания этики», «Система синтетической философии», «Социология как предмет изучения».

       Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате появления индивидов и зависящей от них.

Позитивизм Спенсера: Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была теория универсальной эволюции. Мир виделся Спенсеру как материя, находящаяся в вечном и непрерывном движении и изменении. Причем это движение не является хаотическим, а подчинено некоторым всеобщим закономерностям. Миром правит естественная причинность. Каждое наличное состояние материи причинно обусловлено предшествующим ее состоянием. Таким образом, эволюция материи представляется как непрерывный и постепенный процесс, скрепленный единой причинно-следственной связью. Единицы материи естественным образом объединяются в более сложные соединения, а они – в еще более сложные соединения. Таким образом, эволюция, согласно Спенсеру, представляет собой переход материи от однородности к разнородности, от неопределенности к определенности, от бессвязности к связности. В эволюции материальных форм Спенсер выделил три этапа: 1) неорганическую; 2) органическую; 3) сверхорганическую (надограническую) эволюцию. Каждый уровень развития материи плавно и постепенно вытекает из предыдущего и не отделен от него резкой границей. Область сверхорганического охватывает социальные явления. Из особого характера социальных фактов вытекала необходимость новой науки, поскольку никакие другие науки область сверорганических явлений не изучали. Из того, что социальные факты являются одним из звеньев в цепи естественной причинности, вытекало, что социология должна быть наукой естественной. Вместе с тем, Спенсер не считал, что она непременно должна пользоваться теми же методами, что и другие естественные науки.

Классификация наук:

1) Абстрактные (математика, логика)

2) Абстрактно-конкретные (физика, химия, астрология)

3) Конкретные (астрономия, биология, психология, социология)

По Спенсеру, социология должна была ответить на вопрос о том, каким образом возникают, растут, развиваются и распадаются общества и отдельные институты.

Сравнительный метод занимает центральное место в социологии Спенсера. Этот метод является основным средством нейтрализации и преодоления тех заблуждений, которые неизбежно проистекают из объективных и субъективных затруднений социологии.

Органицизм Спенсера:

Общество — агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. Спенсер рассматривает общество как «особое бытие». Он говорит, что общество есть организм. Сходства:

1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.):

2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями.

4. в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

 

Спенсер резко критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального и биологического организма:

1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры

5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей.

Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой.

Спенсер выделяет три основные подсистемы общества:

1) Система органов питания (объединяет те части общества, которые выполняют производительные функции и обеспечивают общество всеми необходимыми для его существования продуктами).

2) Регулятивная система (выполняет функции организации и координации деятельности различных структурных подразделений общества).

3) Распределительная система (обеспечивает поддержание сообщений между взаимозависимыми частями)

Спенсер выделял два типа обществ:

1) Военный тип. Характерны высокая централизация власти, абсолютизм, суровая дисциплина во всех сферах жизни. В основе такого общества лежит принцип принудительной кооперации. Военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

2) Промышленный тип. Базируется на принципе добровольной кооперации. Для него характерны отделение экономической деятельности от политической, возрастание свободы индивида во всех сферах жизнедеятельности.промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.

 

Спенсер подчеркивал, что все конкретные общества в тех или иных пропорциях сочетают оба типа, однако в процессе эволюции тяготеют к переходу от военного типа к промышленному. Эта тенденция не реализуется автоматически, и при определенных обстоятельствах возможны рецидивы возвращения промышленного общества к военной конкуренции. Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии. Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п.

Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда.

 

3.Социологическая теория марксизма: материалистическое понимание истории, концепция общественно-исторической формации.

К. Маркс (1818 - 1883) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката в Трире, входившем в состав Рейнской провинции Прусского королевства.

Основные работы: «К критике политической экономии», «Тезисы о Фейербахе», «Манифест коммунистической партии», «Капитал», «Немецкая идеология».

I период: разработка методологии: исторический материализм или материалистическое понимание истории

II период: Самоопределение Маркса: теория общественно-экономической формации

«Манифест коммунистической партии»

III период: Разработка политико-экономических идей: теория класса, классовой борьбы и теория социальной революции.

Ф. Энгельс (1820- 1895) - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов.

       Основные работы: «Манифест коммунистической партии», «Немецкая идеология», «О происхождении семьи, частной собственности и капитала».

       Экономическое обоснование материалистического понимания истории разработано в «Капитале». Теория социального развития Маркса является фундаментальным компонентом теории исторического материализма.

Исторический материализм представляет собой одну из наиболее важных частей марксизма. И хотя он был разработан в основном в «Немецкой идеологии», но и в других произведениях Маркс нередко воспроизводил его суть для ясности дальнейших рассуждений.

В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс излагает основные принципы исторического материализма «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

           

       Предпосылки материалистического понимания истории:

Первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь.

Производство начинается впервые с ростом населения. Само оно опять-таки предполагает общение индивидов между собой. Форма этого общения, в свою очередь, обусловливается производством. Всякая новая производительная сила, - поскольку это не просто количественное расширение известных уже до того производительных сил (например, возделывание новых земель), - влечет за собой дальнейшее развитие разделения труда.

  Разделение труда в пределах той или иной нации приводит прежде всего к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни и к противоположности их интересов. Дальнейшее развитие разделения труда приводит к обособлению торгового труда от промышленного.

Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда.

     

Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил. В качестве движущей силы истории Маркс считает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Другими словами, диалектику истории составляет движение производительных сил, которые в определенные революционные эпохи вступают в противоречие с производственными отношениями.

Материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения - т. е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т. д. и т. д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического, не разыскивает в каждой эпохе ту или иную категорию, а остается все время на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому выводу, что все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений.

Исторический материализм, рассматривая человеческое бытие как специфическую форму материального, исходит из того, «что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание».

Основные положения марксистской социологии, как и исторического материализма, следующие: первое — выделение производственных отношений, второе — понятие общественно-экономической формации и третье — взгляд на развитие и смену общественно-экономических формаций как на естественноисторический процесс. Эти же положения составляют основу исторического материализма. Поэтому исторический материализм определялся, с одной стороны, как составная часть марксистско-ленинской философии, а с другой стороны, одновременно с этим — как общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций.

       Концепция общественно-исторической формации:

       Маркс в своем понимании общества полагал, что сам факт бытия человека не может раскрыть его сущность. Изолированный от хода истории, человек является лишь продуктом абстракции. Так, К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», тем самым он определял общество как «продукт взаимодействия людей». То есть у Маркса общество состоит не из людей, а общество – совокупность производственных отношений.

       «Общественно-экономическая формация» является одной центральной категорией исторического материализма. Общественно-экономическая формация — это «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. Однако люди, поставленные в соответствующие условия деятельности, именно этой своей деятельностью и создают предпосылки к изменению способа производства, совершенствовании производственных отношений и т.д. В результате «образуется история человечества, которая тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы, а, следовательно, и их общественные отношения». Развитие же общественно-экономических формаций рассматривается в историческом материализме как процесс восхождения от низших ступеней к высшим.

       Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема; для ее обозначения Маркс иногда использует также термины <экономическая формация> и <экономическая общественная формация>. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.

К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д. Особенно важное место среди производительных сил развитых формаций Маркс, вслед за Сен-Симоном, отводил промышленности, утверждая, что страна промышленно более развитая показывает стране промышленно менее развитой картину ее собственного будущего.

Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.

Важно иметь в виду, что Маркс часто понимает производство как общий цикл движения производимого блага, куда входят собственно производство, или производство в узком смысле, распределение, обмен и потребление. Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен. Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла - потреблению. <Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно>, - отмечает он.

Способ производства составляет, по Марксу, системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют <реальный базис>, структуру общества, формация включает в себя и надстройку, или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и далее, точнее, <выше> - остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области <общественного сознания>, или <идеологии>: мораль, науку, религию, искусство.

Помимо базиса и надстройки формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, так же как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности потребление, о котором уже шла речь. По-видимому, вся эта сфера, по Марксу, должна быть отнесена скорее к базису, чем к надстройке, так как здесь имеет место <реальный процесс жизни людей>, или, по выражению Энгельса, <производство и воспроизводство непосредственной жизни>.

Между базисом и надстройкой существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость. Возникшая на основе данного базиса надстройка в свою очередь оказывает обратное воздействие на базис, включается в процесс развития общества во многом уже в качестве самостоятельного фактора.

 

4.Марксистская теория смены общественных формаций. Теория классовой борьбы и социальной революции.

Широко известна классификация формаций К. Маркса: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер.

Исторический материализм считает, что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

Первобытно-общинная формация Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

Рабовладельческая. Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

Феодальная. В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

Капиталистическая Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

Коммунистическая. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям! ». Товарно-денежные отношения упраздняются.

Для Маркса общественные формации - не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Подобно контовским <трем стадиям> это следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, <ступени> общественного прогресса, ведущие от <предыстории> к <подлинной> истории человечества, т. е. к земному раю. Такое истолкование социальных систем вытекало из его веры в прогресс и представления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества неизбежно проходят одни и те же фазы, и все человечество в общем движется в одном направлении.

       Учение о классах и классовой борьбе.

Теорию классов многие исследователи считают главным компонентом социологии Маркса. Маркс посвятил огромное число работ, хотя самого определения класса в них не встречается. Определение класса встречается в работе Ленина «Великий почин»: «Классыбольшие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

       В письме к И. Вейдемейеру, написанному в 1852 г., Маркс определил свой вклад в развитие представлений о классах: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

Различие между классами (раба и рабовладельца, зависимого крестьянина и феодала, пролетария и буржуа) базируется у Маркса на различии, причем классическом, экономических источников доходов: капитал — прибыль, земля — земельная рента, труд — заработная плата. Поэтому общественный класс представляет собой прежде всего группу, занимающую определенное место в процессе производства.

       Чтобы говорить о классовой структуре, необходимо, чтобы классы осознавали себя и принимали участие в политической жизни общества. Поэтому одной из ключевых характеристик классов, помимо отношения к средствам производства, или места в системе общественного производства является идеология.

Класс определяется из: 1) отношения к собственности 2) отношения насилия и эксплуатации 3) наличия у класса коллективного сознания. Класс:

1. связан с определённой системой исторического развития

2. осознание или классовое сознание (класс для себя)

3. роль в сознании общественного труда

4. выступает как реальная политическая сила в борьбе за власть

5. наличие классового интереса, отсюда формирование его идеологии

Согласно Марксу, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают рабочую силу пролетариата. Согласно взглядам Маркса, «история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством общества Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса — буржуазию и пролетариат.

       Концепция Маркса — первая в истории социологическая теория, которая начала трактовать общество как конфликтную систему. Она рассматривала единство общества чрезвычайно противоречивым, поскольку производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения — медленнее. Никогда нет полного соответствия уровней развития производительных сил и производственных отношений. В этом, по мнению Маркса, изначально заложен конфликт. Он изучал конфликт на всех уровнях общества и рассматривал историческое развитие общества как конфликтный процесс. В принципе можно сказать, что подход к обществу как к конфликтной системе — это оригинальный методологический и теоретический вклад марксизма в историю социальной мысли.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.